Рабочий лист к уроку по сказу Н.С. Лескова "Левша"
материал по литературе (7 класс)

Москвина Лариса Леонидовна

Рабочий лист по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Рабочий лист к уроку по сказу Н.С. Лескова «Левша» http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1016727814.jpg

  1. Тема урока: Образ Левши как
  2. Цели урока:

-  рассмотреть ……………………………………………………………………..

 -  выявить ……………………………………………………………………………

-  доказать ……………………………………………………………………………

  1. Лесков «парит высоко, высоко над Европой, превознося русские таланты и верноподданность»

«Гениальный Левша (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля… Не слишком ли уж отзывается пессимизмом такой вывод?»

  1. Задания по рядам:

1 ряд - Как характеризует тульских мастеров их ответ Платову? (глава 5)

Вывод: тульские мастера наделены истинным сознанием своих ………………………………….. и ………………………………… заморских мастеров

2 ряд - Прочитать описание Левши (глава 6). Почему так непритязательна внешность героя? Почему у него нет имени?

Вывод: физические изъяны подчёркивают  …………………………………………………………… Левши

3 ряд - Как работают тульские мастера? (глава 7)

Вывод: мастера предельно ……………………………………… на своём деле, …………………………………. ко всему остальному и даже к ………………………………………………………….. .

  1. Посмотрите инсценировку. Сравните поведение Платова и мастеров. (глава 10)

Выводы:

- Платов ……………………………………………………………………………………………………………………………….;

- мастерам присуще …………………………………………………………………………………………………………. ;

- мастера ………………………………………………………………………………………………………………………… .

  1. Посмотрите фрагмент мультфильма.

- Какие качества характера Левши проявляются в эпизоде? (глава 13)

Вывод: Левша ведёт себя ……………………… , без ………………………………………………………… .

- Что в мультфильме не соответствует содержанию аналогичного эпизода сказа?

Вывод: в описании удивительной  работы тульских мастеров звучит тревожная мысль Лескова о …………………………………………………………………………………………………………………………….. .

  1. Левша за границей (главы 15, 16). Спор «западников» и «славянофилов»

 «Западники»                                                                

«Славянофилы»

Отношение к талантливым людям                    

 Отношение Левши к условиям труда рабочих

Условия труда рабочих

Отношение к Родине, русской вере

Хранение оружия

Что больше всего заинтересовало Левшу, после чего он «вдруг начал беспокойно скучать»?

- Каковы же итоги состязания талантов двух наций?

Выводы:

Англичане – люди ………………………………………………………………………………………………………………

Левша признаёт, что ……………………………………………………………………………………………………… , но остаётся при этом ……………………………………………………….. , отстаивающем ……………………………… .

  1. – Чем заканчивается сказ?

– Кто виноват в страшной судьбе Левши?

Лесков писал: «Мне кажется, что лучшая часть всё-таки в конце – Левша в Англии и его трагическая кончина». Почему? О чём были последние слова Левши?

  1. Подведение итогов.

– Добились ли мы поставленных целей? Смогли ли доказать справедливость слов Лескова, отвергавшего обвинения критиков?

Лесков     ………………………………………. своим героем, но чувства автора ……………………………………….: с одной стороны, ………………………………… за народ, его …………………………………., ………………………………………., с другой стороны - …………………………………. чувство от его униженности и ……………………………….., от   ……………………………………… отношения к народу со стороны властей.

  1.  Домашнее задание

Прочитать и принести на урок рассказ Лескова «Человек на часах»  

Рабочий лист для учителя  к уроку по сказу Н.С. Лескова «Левша» 

  1. Тема урока: Образ Левши «как выразителя русского народа»
  2. Цели урока:

-  рассмотреть образ Левши в сказе

 -  выявить отношение автора к главному герою

-  доказать, что Левша является символом русского народа

  1. Лесков «парит высоко, высоко над Европой, превознося русские таланты и верноподданность»

«Гениальный Левша (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля… Не слишком ли уж отзывается пессимизмом такой вывод?»

  1. Задания по рядам:

1 ряд - Как характеризует тульских мастеров их ответ Платову? (глава 5)

Вывод: тульские мастера наделены истинным сознанием своих возможностей и возможностей заморских мастеров

2 ряд - Прочитать описание Левши (глава 6). Почему так непритязательна внешность героя? Почему у него нет имени?

Вывод: физические изъяны подчёркивают  особую искусность Левши

3 ряд - Как работают тульские мастера? (глава 7)

Вывод: мастера предельно сосредоточены на своём деле, равнодушныко всему остальному и даже к собственной жизни .

  1. Посмотрите инсценировку. Сравните поведение Платова и мастеров. (глава 10)

Выводы:

- Платов не верит мастерам, он раздражителен. груб;

- мастерам присуще чувство собственного достоинства, их обижает недоверие и оскорбительные слова Платова ;

- мастера переживают из-за того, что Платов увёз Левшу без документов  .

  1. Посмотрите фрагмент мультфильма.

- Какие качества характера Левши проявляются в эпизоде? (глава 13)

Вывод: Левша ведёт себя просто , без лести и хитрости .

- Что в мультфильме не соответствует содержанию аналогичного эпизода сказа? (В мультфильме блоха танцует)

Вывод: в описании удивительной  работы тульских мастеров звучит тревожная мысль Лескова о русской отсталости, непросвещённости, которая сковывает великие силы и возможности народа .

  1. Левша за границей (главы 15, 16). Спор «западников» и «славянофилов»

 «Западники»                                                                

«Славянофилы»

Отношение к талантливым людям                    

 Отношение Левши к условиям труда рабочих

Условия труда рабочих

Отношение к Родине, русской вере

Хранение оружия

Что больше всего заинтересовало Левшу, после чего он «вдруг начал беспокойно скучать»?

- Каковы же итоги состязания талантов двух наций?

Выводы:

Англичане – люди основательные, трудолюбивые, с уважением относящиеся к таланту Левши

Левша  признаёт, что условия труда рабочих намного лучше, чем в России, но остаётся при этом настоящим патриотом , отстаивающим русскую веру и заботящемся об интересах родной страны.

  1. – Чем заканчивается сказ?

– Кто виноват в страшной судьбе Левши? (Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить талант. Гениальный мастер был, по существу, убит)

А почему же тогда Лесков писал: «Мне кажется, что лучшая часть всё-таки в конце – Левша в Англии и его трагическая кончина».

 (Именно в этих сценах, рисующих победу русского таланта и его последующую гибель на родине, и заключён основной идейный смысл сказа. Здесь особенно сильно звучит призыв к изменению судьбы русского народа).

  1. Подведение итогов.

– Смогли ли мы доказать справедливость слов Лескова, отвергавшего обвинения критиков?

Лесков     любуется своим героем, но чувства автора противоречивы: с одной стороны, гордость за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм с другой стороны - горькое чувство от его униженности и бесправия, от   преступного отношения к народу со стороны властей. Да, Левша – «выразитель народа» со всеми  достоинствами и недостатками русского народа.

                         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист к уроку русского языка

Рабочий лист к уроку "Обращение"...

Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочие листы к уроку "Спорт"

Рабочие листы к уроку "Спорт"...

Рабочие листы к урокам информатики

Я разработала рабочие листы практически к каждому уроку информатики (в архиве только часть), что помогает мне экономить время на уроке....

Рабочий лист к уроку "Природа и люди Древней Индии"

Рабочий лист к уроку "Природа и люди Древней Индии" содержит иллюстрированный материал по географическому положению, природе и занятиях жителей Древней Индии. Он поможет лучше усвоить и обощ...

Рабочий лист к уроку биологии 6 кл.

Тема " Транспорт веществ в организме животных"...