Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. У вас на партах - пригласительный билет.

- Прочитайте его содержание.

-Найдите грамматические основы в первом предложении.

-Подчеркните определения во втором предложении.

Народные мастера создавали из глины, железа и дерева настоящие чудеса, а яркая роспись украшала простые предметы обихода.

Приглашаем вас посмотреть на хохломскую посуду, которая радует глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.

2. Образуйте прилагательное от существительного дерево. При помощи какой морфемы образовалось слово?

_______________________________________________________________________________________

3.  Вставьте буквы, графически выделите орфограммы, объясните их написание.

Оловя…ый порошок, травя…ой покров, глиня…ая кружка, тетереви…ое крыло, льня…ое масло, деревя…ая чаша, серебря…ый лист, пламе…ые краски, чаша необыкнове…ая, огне...ые краски, журавли…ое перо, искусстве…ое золото, обыкнове…ый цветок.

4. Работа с текстом

Существуют легенды, связанные с возникновением хохломской росписи.

1. Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой весёлый мужик-умелец. Избу поставил, стол   да  ложку сладил, посуду деревя..ую вырезал. Варил себе пшё..ую кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил.  И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом  к чашке, и чашка стала золотой.

2. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он там себе избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Знал мастер, как из простой деревя..ой посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя..ым порошком, покрывал льня..м маслом  и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него  на золото становилось похоже. Горела посуда огненными красками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство.  Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава  мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла.  А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни  искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви  к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера-кисть из солнечных лучей.

- Какая легенда понравилась больше, почему?

- Какова тема данного текста?

- Почему не исчезло мастерство художника?

- В каком предложении (предложениях) заключена основная  мысль?

- Выпишите выделенные слова. Графически объясните  их написание.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. - Прочитайте текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды.

- Вставьте слова на изученную орфограмму.

_________________посуду делали ручными инструментами  или  вытачивали на станке. Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины, чтобы древесина не впитывала в себя _______________масло. Посуда становилась похожей на ____________, затем её покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как серебряная. После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился _____________ .

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: льняной, огненный, глиняный, деревянный.

6. Домашнее задание

Используя материал упражнений, слова на изученную орфограмму, написать сочинение на одну из тем:         - Превращение дерева.

- Деревянное золото.

- Произведения народного декоративного искусства.

Материал для сочинений

Основные широкие и длинные листья сочны. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки  и бусины- ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной

Хохломские изображения передают красоту живой жизни.

Хохлома-красота нашей земли.

За красочность, яркость, оригинальность полюбилась народу праздничная хохлома.

Пламенные краски, роспись золотыми красками и цветами, яркая, нарядная роспись.

Здесь художник изогнул веточку, здесь рассыпал ягоды.

Работы мастеров привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

«Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)(Урок русского языка в 6 классе)...

Презентация к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Презентация к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс

Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...

Рабочий лист по теме «Серебряный век русской культуры»

рабочий лист для самостоятельной работы учащихся...

Рабочий лист «Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани» 18 марта 2024

Рабочий лист к занятию разговоры о важном «Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани» 18 марта 2024...