Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)

Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Адаптированная программа по литературе 8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной образовательной программе с изменениями, утвержденными приказом

от ____________ номер _________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет: литература

Класс: 8

Учитель: Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Срок реализации программы -2018-2019 уч.год

Количество часов по учебному плану:

всего – 68 ч/год; 2 ч/неделю

Сургут, 2018 год

Пояснительная записка

1. Рабочая программа по литературе для учащейся 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации  от 5 марта 2004 г. N 1089  с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164от 31 августа 2009 г. N 320от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312(в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241.,от 03.06.2011 №1994, от 22.09.2011 №2357.
  • авторской программой по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
  •  Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
  •  Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по литературе и ориентирована на использование учебника «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38)

Особенности физического и умственного развития.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся с помощью учителя устанавливать последовательность и причинность событий в несложном произведении. Они находят с помощью выборочного чтения отрывки из текста, характеризующие героя, события; оценивают поступки действующих лиц, близкие опыту учеников, выявляют их мотивы; определяют основную мысль произведения, переживания героев, своё отношение к ним. Учащиеся находят в произведении меткие слова и выражения, изображающие события и героев; представляют прочитанное и рисуют «словесные картинки» к тексту, сочиняют продолжение сюжета, новую концовку.

В связи с чтением формируются речевые умения детей с ограниченными возможностями здоровья: самостоятельно находить в прочитанном тексте недостаточно понятные слова и выражения,  выяснять их значение; определять с помощью учителя границы законченных по смыслу отрывков текста и коллективно озаглавливать их для составления плана; выделять основное в содержании части и рассказа в целом; передавать содержание прочитанного; иллюстрировать текст «словесными картинками»; составлять рассказ-описание и рассказ-повествование по отрывкам из прочитанного произведения.

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

В обучении детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

-Развитие устойчивого внимания, памяти, речи.

-Развитие словесно – логического мышления, лексики, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, навыка чтения.

-Развитие навыка чтения, словарного запаса, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения, понимания смысла прочитанного, самоконтроля, работоспособности, памяти.

-Развитие памяти, словесно – логического мышления, навыка чтения, смысловой догадки, устойчивости и концентрации внимания, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи.

-Развитие памяти, техники чтения, самоконтроля, понимания смысла прочитанного

-Развитие устойчивости и концентрации внимания, словесно – логического мышления, техники чтения.

Средства адаптации:

Учитывая психологические особенности и возможности детей с ДЦП, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Контрольные и тестовые работы составляются с учетом «минимума» изучаемого материала и неограничиваются по времени.

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуальные формы: выполнение индивидуальных заданий, работа над усвоением «пробелов» в знаниях.

Технологии обучения:

информационные технологии;

технология традиционного обучения;

технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания, индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей учащихся.

 Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение литературы в 9 классе отводится 105 часов.

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Литература» 8 класс

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Преданиякак исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

             Развитие речи (далее — P.P.).Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского».Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правилаклассицизма в драматическом произведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

P.P.Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представления).

P.P.Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

P.P.Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (8 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча».Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P.Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (6 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P.Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P.Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P.Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P.Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»;М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»;А.А. Фет «Первый ландыш»;А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P.Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

P.P.Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (3 ч)

Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P.Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P.Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. (1ч.) Рассказ «Пенсне».Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P.Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P.Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P.Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок);З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо«Бабьелето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P.Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).

Р.Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

P.P.Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

Содержание учебного предмета «Литература» 9 класс

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)         

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. ((Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...». Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.

К.р.Контрольная работа (далее - КР.). Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература».

Развитие речи (далее - Р.Р.) . Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев древнерусской литературы и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч)

Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Р.Р. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

Гавриил Романович Державин (2 ч)        

Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.

Р.Р. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

Николай Михайлович Карамзин (3 ч)         

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям литературы XVIII века.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (58 ч)

Василий Андреевич Жуковский (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана баллады (в том числе цитатного). Характеристика героев русской романтической баллады.

Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч)        

Жизнь и творчество (обзор).  Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 3 по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Р.Р. Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика героев. Анализ эпизодов.

Александр Сергеевич Пушкин (12 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», ((Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика А.А. Григорьев; «почвенники» - Ф.М. Достоевский; философская критика начала ХХ в.; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проект.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 4 по произведениям А.С. Пушкина.

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповая характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (12 ч)         

Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророю», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...»,  «Есть речи - значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект.

Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 5 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

Р.Р. Составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ эпизода романа по плану (с использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Николай Васильевич Гоголь (12 ч)

Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект.

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента поэмы. Устный и письменный анализ эпизодов поэмы по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее тематики, проблематики, идейно-композиционного содержания.

Федор Михайлович Достоевский (5 ч)         

Жизнь и творчество (обзор). «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. Проект.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков романа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму выполнения задания.

Антон Павлович Чехов (7 ч)

Жизнь и творчество (обзор). «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Рассказ «Смерть чиновника» - эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское отношение и «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания. Написание творческой работы с последующим редактированием текста. Проект.

ИЗ Русской ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (28 ч)

Русская литература ХХ в. (обзор) (1 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы ХХ в. Из русской прозы ХХ в. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений ХХ в., о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, составление плана характеристики героя по плану (в том числе сравнительная).

Михаил Афанасьевич Булгаков (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Михаил Александрович Шолохов (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Исаевич Солженицын (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

К.Р. Контрольная работа № 7 по творчеству А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А Шолохова, А. И. Солженицына.

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков рассказа.

Из русской поэзии ХХ века (обзор) (1 ч)

Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии ХХ в.

Александр Александрович Блок (2 ч)         

Жизнь и творчество (обзор).«Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока.

Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений, устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алгоритму выполнения задания.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)         

Жизнь и творчество (обзор). «Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.

Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений  по алгоритму выполнения задания.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).        «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Марина Ивановна Цветаева (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?», «Родина», «Стихи о Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики М.И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч)         

Жизнь и творчество (обзор). «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст»,  «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Анна Андреевна Ахматова (2 ч)         

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Аnnо Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор). «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни и романсы на стихи поэтов ХIХ-ХХ вв. (обзор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В.А. Соллогуб «Серенада»; Н.А. Некрасов «Тройка»; Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К. Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Проект.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Р.Р. Выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Античная лирика (1 ч)

Гораций. Жизнь и творчество (обзор).  «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

Теория литературы. Античная ода (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Данте Алигьери (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор). «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятий).

Р.Р. Устный анализ фрагментов поэмы. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования по плану.

Уильям Шекспир (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Иоганн Вольфганг Гёте (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельны сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности, и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Проект.

Теория литературы Драматическая поэма (углубление понятия).

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 ч)         

К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

2.8. Тематическое планирование

На изучение предмета в 8 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Развитие

речи

Контрольные

работы

1

Введение

1 ч.

2

Устное народное творчество

2 ч.

1 ч.

3

Из древнерусской литературы

2 ч.

4

Из литературы  XVIII века

3 ч.

1 ч.

5

Из  литературыXIX века

34 ч.

10 ч.

3 ч.

6

Из русской литературы XX века

20 ч.

4 ч.

3 ч.

7

Из зарубежной литературы

5  ч.

8

Обобщение  и контроль знаний  за курс 8 класса

1ч.

1 ч.

Итого

68 ч.

15 ч.

8 ч.

Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРА. 8 А, Г класс.

Тема раздела/тема урока

Дата

Образовательный

продукт

Подготовка

к ГИА

план

факт

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

Планируемые результаты

Предметные:Формирование «стартовой» мотивации к обучению

Метапредметные:Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные:Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения

Формы и методы контроля

Беседа, развернутый ответ.

1

Русская литература и история.

Художественная литературы как искусство sdamgia.ru; statgrad.

Устное народное творчество (3 ч.)

Планируемые результаты

Предметные:Формирование «стартовой» мотивации к обучению

Метапредметные:Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные:Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения

Формы и методы контроля

Беседа, развернутый ответ.

2

Русские народные песни. Хороводные и лирические песни. Частушки.

Мультимедийный продукт

Художественная литературы как искусство

sdamgia.ru; statgrad.

3

Исторические песни. «Пугачев в темнице».

4

Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Художественная литературы как искусство

sdamgia.ru; statgrad.

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.

Планируемые результаты

Предметные:Формирование целостного, социально ориентированного представления о жизни, быте и культуре наших предков

Метапредметные:Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные:Научиться определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность

Формы и методы контроля

создавать творческие работы разных жанров, писать отзыв, аннотацию на изучаемое произведение,  составлять  план, тезисы статьи, таблицы.

5

«Повесть о житии и о храбрости Александра Невского». Защита русских земель от нашествия врагов.

sdamgia.ru; statgrad.

6

Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд».

sdamgia.ru; statgrad.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 3 ч.

Планируемые результаты

Предметные:Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Метапредметные:Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные:Научиться определять идейно-этическую направленность комедии

Формы и методы контроля

развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя.

7

Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль». Понятие о классицизме.

Мультимедийный продукт

Литературные направления.sdamgia.ru; statgrad.

8

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Трагическое и комическоеsdamgia.ru; statgrad.

9

Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

sdamgia.ru; statgrad.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34 ч)

Планируемые результаты

Предметные:Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Метапредметные:Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные:Научиться определять идейно-этическую направленность комедии

Формы и методы контроля

Развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сочинение, тест, выразительное чтение.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ - 1 ч.

10

Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов. Басня «Обоз».

Биография писателя

КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ - 1 ч.

11

К.Ф.Рылеев. Тема и идея исторической думы «Смерть Ермака».

Историко-литературный процесс

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН  - 9 ч.

12

А.С.Пушкин. «История Пугачевского бунта».

Мультимедийный продукт

Инсценировка

Система стихосложенияsdamgia.ru; statgrad.

13

А.С. Пушкин – писатель и историк. Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.

Система стихосложенияsdamgia.ru; statgrad.

14

А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Роль эпиграфа.

Художественное время и пространствоsdamgia.ru; statgrad.

15

Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Сюжетsdamgia.ru; statgrad.

16

Обитатели Белогорской крепости.

17

Нравственная красота Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Система образовsdamgia.ru; statgrad.

18

Стихотворения А.С.Пушкина. «19 октября».

sdamgia.ru; statgrad.

19

А.С.Пушкин. Философский смысл стихотворения «Туча».

20

А.С.Пушкин. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

sdamgia.ru; statgrad.

                                                                                 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ – 5 ч.

21

М.Ю. Лермонтов. Романтическая поэма «Мцыри». Понятие о романтизме.

Проект

Особенности жанраsdamgia.ru; statgrad.

22

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Стадии развития действияsdamgia.ru; statgrad.

23

P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Система образовsdamgia.ru; statgrad.

24

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»  в оценке русской критики.

sdamgia.ru; statgrad.

25

Контрольная работа №2 по произведениям А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

sdamgia.ru; statgrad.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ - 7 ч.

26

Н.В. Гоголь. О замысле, написании и постановке комедии «Ревизор». Поворот русской драматургии к социальной теме.

Мультимедийный продукт

Жанры литературыsdamgia.ru; statgrad.

27

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков – «самый трудный образ в пьесе».

Особенности комедии как одного из жанра драматургииsdamgia.ru; statgrad.

28

О новизне гоголевского «Ревизора».

Проблематикаsdamgia.ru; statgrad.

29

Тема «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

Художественная детальsdamgia.ru; statgrad.

30

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»).

Художественная детальsdamgia.ru; statgrad.

31

Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Фантастикаsdamgia.ru; statgrad.

32

Контрольная работа № 4

по произведениям Н.В. Гоголя.

sdamgia.ru; statgrad.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН - 2 ч

33

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» как наблюдения писателя над русской жизнью.

Сатира sdamgia.ru; statgrad.

34

 «История одного города». Деятельность глуповских градоначальников.

Авторская позицияsdamgia.ru; statgrad.

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ - 1ч.

35

Н.С. Лесков и его герои.  Сатира на чиновничество в рассказе «Старый гений».

sdamgia.ru;statgrad.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ - 3 ч.

36

Л.Н. Толстой. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала».

Мультимедийный продукт

Деталь, символsdamgia.ru; statgrad.

37

Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала».

Психологизмsdamgia.ru; statgrad.

38

Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала».

Характеристика героевsdamgia.ru; statgrad.

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА -2 ч.

39

Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние

милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

Литературный вечер

Изобразительно-выразительные средстваsdamgia.ru; statgrad.

40

А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...»

Изобразительно-выразительные средстваsdamgia.ru; statgrad.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ - 2 ч.

41

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» -

история о любви и упущенном счастье.

Тема. Идея. Проблематика.sdamgia.ru; statgrad.

42

Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви».

Психологизмsdamgia.ru; statgrad.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 20 ч.

Планируемые результаты

Предметные:Научиться анализировать текст

Метапредметные:Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные:Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Формы и методы контроля

Развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сочинение, тест, выразительное чтение.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН - 1 ч.

43

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

Авторская позицияsdamgia.ru; statgrad.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН – 1 ч.

44

А.И. Куприн.  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в рассказе «Куст сирени».

Мультимедийный продукт

Психологизмsdamgia.ru; statgrad.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК – 2 ч.

45

Историческая тема в цикле стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом».

Историзмsdamgia.ru; statgrad.

46

Две России в стихотворениях А.Блока о Родине.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН - 1 ч.

47

С.А. Есенин. Слово о поэте. Драматическая поэма «Пугачев».

Мультимедийный продукт

Жары литературыsdamgia.ru;statgrad.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ - 1ч.

48

И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем».

Авторская позицияsdamgia.ru; statgrad.

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОСОРГИН - 1ч.

49

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». Развитие понятия о метафоре и олицетворении.

sdamgia.ru; statgrad.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ - 3 ч.

50

«Всеобщая история» в журнале «Сатирикон».

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротескsdamgia.ru; statgrad.

51

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

Сатираsdamgia.ru; statgrad.

52

М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе.

Сатира и юморsdamgia.ru; statgrad.

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ - 3 ч.

53

А.Т.Твардовский.  Поэма «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории.

Инсценировка

Народностьsdamgia.ru; statgrad.

54

«Теркин – кто же он такой?» Трагические, героические и комические сцены в поэме.

sdamgia.ru; statgrad.

55

Р.р. Сочинение-рассуждение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

sdamgia.ru; statgrad.

СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. (ОБЗОР) - 2 ч.

56

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют».

Изобразительно-выразительные средстваsdamgia.ru; statgrad.

57

А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне.

Поэтический вечер

Изобразительно-выразительные средстваsdamgia.ru; statgrad.

58

Вн.чт. «Никто не забыт – ничто не забыто…»

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ - 2 ч.

59

Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Биография писателяsdamgia.ru; statgrad.

60

Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композицияsdamgia.ru; statgrad.

РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ века О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) - 2 ч.

61

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.  «Привет, Россия...»

Изобразительно-выразительные средстваsdamgia.ru; statgrad.

62

Поэты Русского Зарубежья о Родине. «Мне трудно без России…»

sdamgia.ru; statgrad.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 6 ч.

63

Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты.

Мультимедийный продукт

Жанры литературы. Конфликтsdamgia.ru; statgrad.

64

Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности.

Символsdamgia.ru; statgrad.

65

Ж.-Б. Мольер - великий  комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа.

Жанры литературыsdamgia.ru; statgrad.

66

Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера.

Литературные направленияsdamgia.ru; statgrad.

67

Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго».

Мультимедийный продукт

Жанры литературы

68

Итоговый урок. Рекомендации на лето.

sdamgia.ru; statgrad.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)

Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...

Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ

    Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс

Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой...

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса реализуется, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Программа разработана для учащихся 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с диагнозом ОВЗ

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с диагнозом ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)

Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложе...