Литературный ринг по творчеству И.С. Тургенева
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_ring.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный ринг по творчеству И.С. Тургенева (слайд 1)

9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя и поэта, певца русской природы Ивана Сергеевича Тургенева. Наша сегодняшняя игра посвящена именно его жизни и творчеству.

Команды находятся за столами. Первая команда 7 «А» класса – «», вторая команда 7 «Б» класса – «», третья команда 7 «В» класса – «».

Представляю членов жюри: 

Игра состоит из нескольких этапов. В каждом этапе команде задаётся вопрос и даётся время на обсуждение. Если другая команда знает ответ, она показывает зелёную карточку. В случае, если команда, которой задан вопрос, не отвечает, вы сможете заработать дополнительные баллы.  

1 тур – «Имена» (10 баллов) (слайд 2)

На экране будут появляться портреты людей, имеющих отношение к писателю. Вы должны определить, кто они.

(слайд 3) – Варвара Петровна Тургенева (мать)

(слайд 4) – Сергей Николаевич Тургенев (отец)

(слайд 5) – Полина Виардо (возлюбленная)

2 тур – «Биография писателя» (10 баллов) (слайд 6)

  1. Как называется родовое имение И.С.Тургенева? (Спасское-Лутовиново) (слайд 7)
  2. Названием какой птицы наименован город, в котором родился И. С. Тургенев? (Орёл) (слайд 8)
  3. Любимым занятием И.С.Тургенева была... (охота) (слайд 9)
  4. Какого происхождения был Тургенев? (дворянин) (слайд 10)
  5. В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов,  Тургенев особенно ярко изобразил  свою мать-помещицу(В произведении «Муму») (слайд 11)
  6. Какое любимое занятие было у семилетнего мальчика? (ловля птиц) (слайд 12)
  7. Кто из студенческих друзей Тургенева, поэт и философ, которым он восхищался, называя «царским сыном, не знавшим о своём происхождении», рано умер от чахотки? (Николай Станкевич) (слайд 13)
  8. А другой друг, бывший в молодости гегельянцем, стал анархистом и занялся революционной деятельностью. Кто он? (Михаил Бакунин) (слайд 14)
  9. Кого Тургенев называл «сестрой и лучшей единственной подругой», но связать с ней свою судьбу не захотел? (Татьяна Бакунина) (слайд 15)

3 тур – «Творчество писателя» (20 баллов) (слайд 16)

  1. Ранние тургеневские произведения подписаны псевдонимом «Т. Л.». Что он означает? (Тургенев-Лутовинов) (слайд 17)
  2. Как был наказан Тургенев за отклик (некролог) на смерть Гоголя? (Арестован и просидел месяц в полицейской части, а затем сослан в своё имение) (слайд 18)
  3. Какую повесть, ставшую хрестоматийной, написал он, сидя под арестом в полицейской части? (Муму) (слайд 19)
  4. В какой сборник вошёл рассказ «Бежин луг»? («Записки охотника») (слайд 20)
  5. Сколько мальчиков увидел охотник у костра в рассказе «Бежин луг»? Назовите их имена. (Федя, Павлуша, Костя, Ильюша, Ваня) (слайд 21)
  6. Как звали собаку охотника в рассказе «Бежин луг»? (Дианка) (слайд 22)

4 тур – «Конкурс капитанов» (60 баллов)  (слайд 23)

Тургенев - мастер пейзажа, его картины природы пластичны, полны движения, ритмичны. Попробуйте в следующих описаниях подставить пропущенные слова:

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. (слайды 24, 25)

5 тур – «Узнайте героя по портрету» (10 баллов) (слайд 26)

  1. …….почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. (Капитон Климов, башмачник) (слайд 27)
  2. ….женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. (Татьяна) (слайд 28)
  3. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой… (Герасим) (слайд 29)

6 тур – «Читая Тургенева» (50 баллов) (слайд 30)

- Каждая команда должна подготовить выразительное чтение произведения Тургенева. Прошу представителей команд подготовиться к ответу.

(Чтение стихотворений И.С.Тургенева)

- Наша викторина подошла к концу. Жюри подводит итоги.

(объявление итогов)

-Молодцы, ребята! Сегодня Вы хорошо поработали. С творчеством И.С. Тургенева мы будем знакомиться и в дальнейшем. Поэтому желаю Вам успехов и творческих достижений.

ДЕРЕВНЯ

Люблю я вечером к деревне подъезжать,

Над старой церковью глазами провожать

Ворон играющую стаю;

Среди больших полей, заповедных лугов,

На тихих берегах заливов и прудов

Люблю прислушиваться лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад;

Люблю заброшенный и запустелый сад

И лип незыблемые тени;

Не дрогнет воздуха стеклянная волна;

Стоишь и слушаешь — и грудь упоена

Блаженством безмятежной лени...

Задумчиво глядишь на лица мужиков —

И понимаешь их; предаться сам готов

Их бедному, простому быту...

Идет к колодезю старуха за водой;

Высокий шест скрипит и гнется; чередой

Подходят лошади к корыту...

Вот песню затянул проезжий... Грустный звук!

Но лихо вскрикнул он — и только слышен стук

Колес его телеги тряской;

Выходит девушка на низкое крыльцо —

И на зарю глядит... и круглое лицо

Зарделось алой, яркой краской.

Качаясь медленно, с пригорка, за селом,

Огромные возы спускаются гуськом

С пахучей данью пышной нивы;

За конопляником зеленым и густым

Бегут, одетые туманом голубым,

Степей широкие разливы.

Та степь — конца ей нет... раскинулась, лежит...

Струистый ветерок бежит, не пробежит...

Земля томится, небо млеет...

И леса длинного подернутся бока

Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,

И утихает, и синеет...

ОСЕНЬ (КАК ГРУСТНЫЙ ВЗГЛЯД...)

Как грустный взгляд, люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу —

На небо белое гляжу

Да на верхушки темных сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист.

Трава завяла вся... холодный,

Спокойный блеск разлит по ней...

И грусти тихой и свободной

Я предаюсь душою всей...

Чего не вспомню я? Какие

Меня мечты не посетят?

А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят...

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

* * *

Откуда веет тишиной?

Откуда мчится зов?

Что дышит на меня весной

И запахом лугов?

Чего тебе, душа моя,

Внезапно стало жаль -

Скажи: какую вспомнил я

Любимую печаль?

Но всё былое, боже мой,

Так бедно, так темно...

И то, над чем я плакал,- мной

Осмеяно давно.

Невежда сам, среди других

Забывчивых невежд,

Любуюсь гибелью моих

Восторженных надежд.

Но всё же тих и тронут я -

С души сбежала тень,

Как будто тоже для меня

Настал волшебный день,

Когда на дереве нагом,

И сочен и душист,

Согретый ласковым лучом,

Растет весенний лист...

Как будто сердцем я воскрес

И волю дал слезам,

И, задыхаясь, в темный лес

Бегу по вечерам...

Как будто я люблю, любим,

Как будто ночь близка...

И тополь под окном одним

Кивает мне слегка...

Картина была ___________________: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое _____________________ отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; _____________ язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, ___________________ тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света ____________, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась______________________ голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, ____________ и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и ___________________. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти _________________ завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное _____________ небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и ____________________ запах — запах ____________ летней ночи.

Картина была ___________________: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое _____________________ отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; _____________ язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, ___________________ тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света ____________, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась______________________ голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, ____________ и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и ___________________. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти _________________ завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное _____________ небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и ____________________ запах — запах ____________ летней ночи.

Картина была ___________________: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое _____________________ отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; _____________ язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, ___________________ тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света ____________, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась______________________ голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, ____________ и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и ___________________. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти _________________ завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное _____________ небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и ____________________ запах — запах ____________ летней ночи.


Турнирная таблица

Команда «_________________» 7 «А»

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

1 вопрос

2 вопрос

Дополнительные баллы

ИТОГ:___________

Турнирная таблица

Команда «_________________» 7 «Б»

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

1 вопрос

2 вопрос

Дополнительные баллы

ИТОГ:____________

Турнирная таблица

Команда «_________________» 7 «В»

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

1 вопрос

2 вопрос

Дополнительные баллы

ИТОГ:___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сквозь магический кристалл..." Литературный семинар по творчеству И.С. Тургенева. 10 класс.

Предложенным материалом я открываю серию публикаций по итогам многолетней работы над проектом Литературных семинаров. Первый такой проект был реализован в ГОУ № 27 Санкт-Петербурга в 1995 году. С тех ...

Литературный ринг по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы и задания проверят знания учащихся: биографические сведения писателей,  изученные произведения...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературный ринг по творчеству А.П. Чехова

Материал с презентацией предназначен для учащихся старих классов. моеж использоваться как итоговый  урок по творчеству а.П. Чехова, так во внеклассное мроприятие по литературе....

Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева. 7 класс

Главная задача учителя литературы состоит в том, чтобы в увлекательной форме познакомить наших детей с творчеством писателей, составляющих золотую кладовую русской литературы. В игровой форме дети луч...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. С. ТУРГЕНЕВА «КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»

laquo;Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково быложитейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева былиотражением огромной силы чувства преданности, ...

Литературный ринг по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. 7 класс

Материал для проверки знаний учащихся 7 класса  по творчеству  Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина....