Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева. 7 класс
классный час по литературе (7 класс) на тему

Бекяшева Раиса Борисовна

Главная задача учителя литературы состоит в том, чтобы в увлекательной форме познакомить наших детей с творчеством писателей, составляющих золотую кладовую русской литературы. В игровой форме дети лучше запоминают события, в которых участвовал писатель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_viktorina_po_tvorchestvu_i.s.turgeneva.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 

                Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева.

                                  Подготовила Бекяшева Раиса Борисовна

                                  ГБОУ СОШ №78 Калининского района  

                                 города Санкт-Петербурга

                                 учитель русского языка и литературы

Цели:

           углубить представления учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева,

           развивать навыки работы в группе,

           воспитывать любовь к чтению, родной природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, столы для команд и жюри, бумага, ручки.

В игре принимают участие учащиеся 6 классов, команды по 5 человек.

(Звучит мелодия — Иоганн Бах Ария (сюита № 3)

Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники команд, болельщики! В ноябре этого года исполнилось 195 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Я приглашаю вас на встречу с его произведениями, его героями, с миром русской природы...

Прошу команды занять свои места за столами.

Представляю членов жюри: учителя русского языка и литературы...

За 1 столом команда _____, за вторым __________, за третьим _____________.

Внимание, первый тур нашей игры-викторины по творчеству И.С.Тургенева.

«Имена». Посмотрите на экран. Кто эти люди? (На слайде портреты И.С.Тургенева в возрасте 7 лет, матери и отца писателя, Полины Виардо)

(Минута на обдумывание ответа.)

Итак, отвечает команда __________.

Прошу жюри оценить ответы.

Переходим ко второму туру игры. «Биография писателя».

а) "Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне". Какую клятву дал Иван Сергеевич Тургенев в юности?

(Сам Тургенев говорит: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца -- с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибаловская клятва».)

б) Как называется родовое имение И.С.Тургенева?

(Спасское-Лутовиново)

в) Где учился И.С.Тургенев?

(Московский, Санкт-Петербургский, Берлинский университеты)

г) Ранние произведения Тургенева подписаны псевдонимом «Т.Л.» Что он означает?

(Тургенев-Лутовинов)

д) Известно, что за И.С.Тургеневым утвердилась слава Рыцаря слона, настолько искусно он играл в... Назовите игру.

(Шахматы)

 

е) Перечислите известные вам произведения И.С.Тургенева.

ё) Любимым занятием И.С.Тургенева была...

(охота)

ж) В какой сборник вошёл рассказ «Бежин луг»?

(«Записки охотника»)

з) Сколько мальчиков увидел охотник у костра в рассказе «Бежин луг»? Назовите их имена.

(Федя, Павлуша, Костя, Ильюша, Ваня)

и) Как звали собаку охотника в рассказе «Бежин луг»?

(Дианка)

к) Всем читателям рассказа «Муму» известны властность, жестокость барыни по отношению к крепостным крестьянам. Кто из людей, близких Тургеневу, стал прототипом этой героини?

Прошу жюри оценить ответы.

Переходим к третьему туру нашей викторины.

Внимание: задания связаны с героями произведений И.С.Тургенева.

Узнайте героя по портрету:

а) «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли...»

(Герасим)

б) «С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое...Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно...»

(Татьяна)

в) «У мальчика...волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. »

(Павлуша)

Прошу жюри оценить ответ игроков.

Четвёртый тур  - «Читая Тургенева...»

У каждой команды домашним заданием было подготовить выразительное чтение произведения Тургенева. Прошу представителей команд подготовиться к ответу.

(Чтение стихотворений И.С.Тургенева)

Уважаемые члены жюри, оцените это задание.

Переходим к следующему туру -

5 тур — Теория литературы.

Страстно любивший природу, Тургенев в «Записках охотника» создал описания, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа.

Задание: найдите в отрывке изобразительно-выразительные средства, назовите их.

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды...»

6 тур - «Творческое задание» — сочинение-миниатюра «Моё открытие И.С.Тургенева»(домашнее задание командам)

Прошу представителей команд подготовиться к ответу.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать романс «Утро туманное» на стихи И.С.Тургенева.

                                          (Звучит романс)

                   Слово для подведения итогов игры предоставляется________

Заключительное слово.

В последнее десятилетие жизни И.С.Тургенев создал произведения нового жанра, названные стихотворениями в прозе. Послушайте одно из них.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Нашу встречу с И.С.Тургеневым хотелось бы завершить его призывом: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Сегодня мы прикоснулись к светлому и чистому роднику, творчеству великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Я верю, что каждый из вас в своей душе сохранит красоту и чистоту тургеневского слова, будет беречь родную природу и родной язык.

 Приложение. (Стихотворения И.С.Тургенева, предложенные для выразительного чтения участникам викторины)

                    ДЕРЕВНЯ             1

Люблю я вечером к деревне подъезжать,

Над старой церковью глазами провожать

     Ворон играющую стаю;

Среди больших полей, заповедных лугов,

На тихих берегах заливов и прудов

     Люблю прислушиваться лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад;

Люблю заброшенный и запустелый сад

     И лип незыблемые тени;

Не дрогнет воздуха стеклянная волна;

Стоишь и слушаешь — и грудь упоена

     Блаженством безмятежной лени...

Задумчиво глядишь на лица мужиков —

И понимаешь их; предаться сам готов

     Их бедному, простому быту...

Идет к колодезю старуха за водой;

Высокий шест скрипит и гнется; чередой

     Подходят лошади к корыту...

Вот песню затянул проезжий... Грустный звук!

Но лихо вскрикнул он — и только слышен стук

     Колес его телеги тряской;

Выходит девушка на низкое крыльцо —

И на зарю глядит... и круглое лицо

     Зарделось алой, яркой краской.

Качаясь медленно, с пригорка, за селом,

Огромные возы спускаются гуськом

     С пахучей данью пышной нивы;

За конопляником зеленым и густым

Бегут, одетые туманом голубым,

     Степей широкие разливы.

Та степь — конца ей нет... раскинулась, лежит...

Струистый ветерок бежит, не пробежит...

     Земля томится, небо млеет...

И леса длинного подернутся бока

Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,

     И утихает, и синеет...

ОСЕНЬ (КАК ГРУСТНЫЙ ВЗГЛЯД...)

Как грустный взгляд, люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу —

На небо белое гляжу

Да на верхушки темных сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист.

Трава завяла вся... холодный,

Спокойный блеск разлит по ней...

И грусти тихой и свободной

Я предаюсь душою всей...

Чего не вспомню я? Какие

Меня мечты не посетят?

А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят...

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

        * * *

Откуда веет тишиной?

   Откуда мчится зов?

Что дышит на меня весной

   И запахом лугов?

Чего тебе, душа моя,

   Внезапно стало жаль -

Скажи: какую вспомнил я

   Любимую печаль?

Но всё былое, боже мой,

   Так бедно, так темно...

И то, над чем я плакал,- мной

   Осмеяно давно.

Невежда сам, среди других

   Забывчивых невежд,

Любуюсь гибелью моих

   Восторженных надежд.

Но всё же тих и тронут я -

   С души сбежала тень,

Как будто тоже для меня

   Настал волшебный день,

Когда на дереве нагом,

   И сочен и душист,

Согретый ласковым лучом,

   Растет весенний лист...

Как будто сердцем я воскрес

   И волю дал слезам,

И, задыхаясь, в темный лес

   Бегу по вечерам...

Как будто я люблю, любим,

   Как будто ночь близка...

И тополь под окном одним

   Кивает мне слегка...

1844


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сквозь магический кристалл..." Литературный семинар по творчеству И.С. Тургенева. 10 класс.

Предложенным материалом я открываю серию публикаций по итогам многолетней работы над проектом Литературных семинаров. Первый такой проект был реализован в ГОУ № 27 Санкт-Петербурга в 1995 году. С тех ...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Литературная викторина по творчеству писателей 19-го века (5 класс)

Данная презентация может быть использована в дни проведения предметной Недели русской словесности....

Викторина по творчеству И.С.Тургенева.

Викторина по творчеству И.С.Тургенева среди учащихся 6 классов....

Презентация к викторине по творчеству И.С.Тургенева

Презентация к викторине по творчеству И.С.Тургенева....

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. С. ТУРГЕНЕВА «КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»

laquo;Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково быложитейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева былиотражением огромной силы чувства преданности, ...