Рассказ И. А. Бунина "Чистый понедельник"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Искандарова Зифа Зиевна

Конспект урока анализа рассказа И. А. Бунина "Чистый понедельник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistyy_ponedelnik_bunina.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник» И.А. Бунина

Цель урока:

  1. анализировать рассказ;
  2. прививать навык анализа художественного произведения;
  3. воспитывать духовно-нравственное начало в учениках.

Эпиграф к уроку:

                  Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник…»(1944)

                                                                                                                                                                     И.Бунин

1.Слово учителя о создании рассказа. 

2. Словарная работа

Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Можно посмотреть фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)

 Великий пост - 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие- христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

3. Беседа с учащимися по тексту:

О каком времени русской истории идет речь в рассказе?

(Пишет о 10-х годах 20 века (еще где-то в монастырях осталась эта Русь)

Каким в тексте предстает прошлое, настоящее и будущее?

Что не устраивает героиню в сегодняшней России? Какой предстает интеллектуальная и культурная жизнь в России в 1911 – 1912 годах? (книги, писатели, рестораны, трактиры и исторические деятели)

Как относится героиня к этому времени?

Каковы маршруты героев повествования? Какими красками, звуками сопровождает их автор?

Каким образом через упоминания проявляются приметы древности?

Как объяснить тяготение героини к прошлому? О чем говорят храмы?(о вере, памяти, достоинстве) На момент написания рассказа эти храмы разрушены…

Как объяснить, что местом пребывания героини явилась Марфо-Мариинская обитель?

Княгиня Елизавета Федоровна в 1910 году открыла ее. Она пример отречения от жизни во имя нуждающихся и страждущих.

Героиня бывает в соборах, святых местах, там тишина, умиротворение. А куда таскает ее герой, ей нет покоя. Только в обители она обрела душевный покой.

 Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник - в православной традиции - своеобраз­ная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, гре­ховной жизни - в вечную, духовную.

4. Выводы

В начале 20 века радикально изменились все стороны жизни России: экономика, политика, наука, искусство, культура. В литературе отвергаются христианские идеи Л. Толстого, Ф. Достоевского о страдании и очищении им, появляется бунтарское начало в литературе (ранний В. Маяковский, В. Хлебников). В науке меняются философские представления о мире и человеке. Фундаментальные естественно-научные открытия (изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона и т. д.) приводят к переоценке принципов понимания истории. Эта борьба нового со старыми представлениями волновала писателя. Потом наступили “окаянные дни”. И вот спустя почти 30 лет Бунину удается создать художественное творение, в котором через “странную любовь” героев писатель выплескивает свою “горькую думу о России”.

5. Домашнее задание – подготовить сообщения о жизни и творчестве А.И. Куприна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...

интерпретация рассказа И. Бунина "Чистый понедельник"

"Читай, чувствуй, истолковывай!"- говорю я ученику перед написанием сочинения. А как сам  учитель сможет это сделать? Судить вам....

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...

Роль бессоюзных сложных предложений в художественной речи. ( На примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник")

На заключительном  уроке по данной теме я предлагаю учащимся  выяснить роль БСП в художественной речи на примере рассказа И.Бунина " Чистый понедельник".Разнообразие смысловых отношений межд...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...