Продуктивное задание по литературе ( "Страна Муравия")
материал по литературе (9 класс)

Мелехина Татьяна Серафимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_muraviya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА, 9 класс

Поэма А. Твардовского  «Страна Муравия», 1 глава (1934-1936 гг), посвящена коллективизации.

Историческая справка (в тетрадь записать):

Коллективиза́ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 19281937 годах; основной этап 1929—1930 гг. — сплошная коллективизация. В западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация проводилась после присоединения их к СССР и была завершена в 1949—1950 гг.

Цель коллективизации — установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. Это послужило основой для последующего быстрого индустриального роста, который позволил преодолеть качественное отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав.

Поэма начинается описанием непростой переправы на пароме, который скрипит и кружится от быстрины. Слышен треск каната, гомон и шум куда-то направляющегося народа, среди которого выделяется уполномоченный. Эта картина вызывает ассоциации с изменениями, случившимися в деревне, несущими новую, а потому неизвестную и пугающую жизнь. В мире тысячи дорог, и по одной из них, своей, едет главный герой, Никита Моргунок. Нарядный, словно отправляется на пир, он ведет друга-коня, запряженного в обоз. «Прощайте… отцовские места!» - такими словами Никиты заканчивается первая часть поэмы «Страна Муравия» (муравия – это миф)

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Прочитайте текст и изложите его содержание своими словами.

С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырех сторон.  И сверху - облака.

Тоскуя о родном тепле, Цепочкою вдали Летят, - а что тут на земле, Не знают журавли...

У перевоза стук колес, Сбой, гомон, топот ног. Идет народ, ползет обоз, Старик паромщик взмок.

Паром скрипит, канат трещит, Народ стоит бочком. Уполномоченный спешит, И баба с сундучком.

Паром идет, как карусель, Кружась от быстрины. Гармошку плотничья артель Везет на край страны...

Гудят над полем провода, Столбы вперед бегут. Гремят по рельсам поезда, - И воды вдаль текут.

И шапки пены снеговой Белеют у кустов, И пахнет смолкой молодой Березовый листок.

И в мире - тысячи путей И тысячи дорог. И едет, едет по своей Никита Моргунок.

Бредет в оглоблях серый конь Под расписной дугой, И крепко стянута супонь Хозяйскою рукой.

Дегтярку сзади привязал, Засунул кнут у ног, Как будто в город, на базар, Собрался Моргунок.

Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги.

И двор - далеко за спиной, Бегут вперед столбы. Ни хаты не видать родной, Ни крыши, ни трубы...

По ветру тянется дымок С ольхового куста. - Прощайте, - машет Моргунок, Отцовские места!..

  1. Составьте несколько вопросов к главе.

  1. Сделайте рисунок к данной главе  произведения.

  1. Прочитайте ещё раз, найдите в тексте эти слова, и попытайтесь объяснить их значение: СУПОНЬ-ОБОЗ-ПАРОМ-АРТЕЛЬ-СМОЛКА-ОГЛОБЛЯ-ДЕГТЯРКА

Значение слов:

Супонь – ремень для стягивания хомута (обычно под брюхом лошади).

Хомут (упряжь) — надеваемая на шею лошади основная часть упряжи, состоящая из деревянного остова — клещей и покрывающего его мягкого валика — хомутины.

Обо́з (обвоз) — вереница подвод, повозок, саней и т. п., перевозящих какие-либо грузы или людей.

Паро́м — плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря).

Арте́ль в России и СССР — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.

Смолка – цветковое растение

Оглобля, в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укреплённых на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.

«Дегтярка» и «Березовая вытяжка» – очень мощные народные средства, которые эффективно помогают при различных проблемах с организмом человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник продуктивных заданий и проектов по математике и информатике

Сборник содержит продуктивные задания следующих видов:описание интегрированных проектов по математике и информатике;комплекс заданий, направленных на работу с текстом;проектные задачи;практико-ориенти...

Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО

В работе представлен опыт использования продуктивных заданий, классификация продуктивных задний....

Интегрированная проверочная работа. Комплект продуктивных заданий для 5 класса по теме «Легкая атлетика» учебного предмета «Физическая культура»

Интегрированная проверочная работа.Комплект продуктивных заданий для 5 класса по теме «Легкая атлетика» учебного предмета «Физическая культура»         Древнегр...

Продуктивные задания по математике

На уроках математики использую  различные виды продуктивных заданий, например:- поиск закономерностей; -классификация математических объектов (выражений, геометричес...

Анисимова В. В. Продуктивные задания по физике 7-8 классы

Проверка умений учащихся работать с различными видами информации....

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Продуктивные задания на уроке русского языка

Выды продуктивных заданий для уроков русского языка...