Проектно-исследовательская работа «Первая мировая война в русской литературе».
проект по литературе (9, 10, 11 класс)

Ольга Владимировна Филина

Результаты работы над данным проектом оформлены в виде презентации. Был написан сценарий литературно-музыкальной композиции для школьного мероприятия, посвящённого 100-летию со дня начала Первой мировой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervaya_mirovaya_voyna_stsenariy.docx55.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа

 «Первая мировая война в русской литературе»

Литературно-музыкальная композиция (сценарий)

Филина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цель: познакомить учащихся с произведениями известных российских прозаиков и поэтов о Первой мировой войне, раскрыть переоценку духовных ценностей, которую запечатлела русская литература  военного времени, способствовать воспитанию патриотического духа подрастающего поколения, расширить кругозор учащихся, воспитывать интерес к чтению.

Ход мероприятия

Слайд 1

Первую мировую войну в России до недавнего времени  называли забытой войной.  О  ее героях старались не вспоминать.

В нашей стране, потерявшей свыше семи миллионов человек,  в советское время уничтожены все захоронения русских солдат и офицеров,   сейчас их можно увидеть только за границей.

Русских солдат Великой войны не чествовали как героев и ветеранов. Кроме того, при советской власти за обнаружение  Георгиевского креста ( что расценивалось как служение царскому режиму) им грозило тюремное заключение.

В сражениях Великой войны совершалось множество подвигов. Время и бурные события революции стерли память о них. Но ведь они были, и подвиг их забывать нельзя.

Славные страницы истории постепенно возвращаются в память России. Сегодня мы хотим рассказать вам о том, как эта Великая война отразилась в творчестве русских поэтов и писателей. Вспомнить страницы русской литературы, которые сохранили память о войне. Увидеть войну глазами современников.

Слайд 2

1. Писатели - фронтовики

Оказывается, после Первой мировой войны было целое поколение писателей – фронтовиков. Они уходили добровольцами на фронт, участвовали в боевых действиях, были  военными корреспондентами,  служили в санитарных частях. Назовем  имена лишь некоторых из них:

Слайды 3 - 10

Александр Куприн,( известный вам по таким рассказам, как «Чудесный доктор», «Белый пудель» «Ю-ю»», «Куст сирени»), бывший военный, будучи уже в немолодом возрасте (45 лет)в начале Первой мировой войны, вновь надевает мундир поручика и добровольцем отправляется на фронт. Когда же здоровье не позволило ему продолжить службу, он на собственные средства в своем гатчинском доме организует военный госпиталь.

Добровольцев в армию записывается с первых же дней войны  29-летний поэт Николай Гумилёв . За отвагу улан Гумилев награжден двумя Георгиевскими крестами IV и III степени.

Военными  корреспондентами уходят   на фронт поэты  Валерий Брюсов, Саша Черный, писатели Михаил Пришвин и  Алексей Толстой.

С сентября 1914-го – в армии писатель Михаил Зощенко.

Прозаик и поэт Валентин Катаев, не окончив гимназию, в 1915 году вступает добровольцем в действующую армию.

Военными санитарами были Сергей Есенин и Константин Паустовский.

Поэт и прозаик, князь Владимир Палей, позже  убитый большевиками под  Алапаевском, служил в Гвардейском гусарском полку.

Несмотря на инвалидность,  добровольцем уходит на фронт белогвардейский офицер, поэт Сергей Бехтеев.

Слайд 11

Все они стремились быть со своим народом, способствовать укреплению его духа и веры, не быть сторонними  наблюдателями, и уж никак не поддерживать лозунг поражения своего правительства .  Такую гражданскую  позицию  большинство литераторов  выразили  в  своих произведениях с первых дней войны.

_____________________________________________________________________

2. Начало войны.  

Слайд 12, 13

Известие, что германцы на нас напали всколыхнуло все Российское общество. Тысячи людей вышли на площади с плакатами «Да здравствует Россия и славянство». В Петербурге манифестанты разгромили и подожгли Германское посольство. Генерал Деникин вспоминает : «Настроение в обществе и требования защиты Сербии, верности Франции, противодействия Австро-Венгрии были настолько велики, что если бы правительство уклонилось – оно было бы сметено».

Россия не могла не вступить в Первую мировую войну.

К удивлению властей на призывные пункты явились почти 100% подлежащих призыву. От добровольцев не было отбоя. 5 августа С-Петербург переименуют в Петроград. А новую войну официально провозгласили Второй Отечественной.

Слайд 14

8 августа в Георгиевском зале Зимнего Дворца собрались представители всех органов власти Российской Империи. Ровно в 11 часов вышел Государь император. В зале царила торжественная тишина. Государь обратился к собравшимся с речью:

«Германия и Австрия объявили войну России. Мы не только защищаем честь свою и достоинство, но боремся также за единокровных и единоверных братьев наших славян, уверен, что все мы, начиная с меня, исполним долг свой. С нами Бог».

Ответом на речь императора были несмолкаемые крики «ура» и пение национального гимна.

Слайд 15

В день объявления войны перед Зимним Дворцом десятки тысяч людей, опустившись на колени, ждали царского благословения.

Поэтическим словом откликается на это событие  князь Владимир Павлович  Палей  (стихотворение «20 июля 1914 года»)

Народ на площади Дворцовой

Толпился, глядя на балкон,

Блестело золото икон,

И, как предвестник славы новой,

Взвивая флаги над толпой,

Отрадно ветер дул морской…

«Ура» неслось…. Росло волненье,                       И пред своим Вождем Державным

Гимн повторялся без конца.                                  Толпа одним движеньем плавным      

И к окнам Зимнего дворца                                     В одно стремленье пала ниц ….

Взлетело громкое моленье,                                   И миг сей, созданный толпою,

Как рой незримых голубей:                                    О, Русь, останется одною                

«Спаси, Господь, Твоих людей…»                          Из исторических страниц…..

………………………………………………..

Какой толпа дышала силой                                    Царь говорил – и это Слово

В тот незабвенный, чудный миг!                           Всегда звучать нам будет снова  

Как сладок был народа крик,                                 В минуты скорби  и тоски,

Что не страшится он могилы,                                 А тот, кто слышал эти речи,

Что он на все, на все готов –                                   Не сгорбит побежденно плечи

Пусть даже смерть закроет веки,                          До гробовой своей доски…….

Но не познает Русь вовеки                                     ………………………………………………………

Жестоких вражеских оков.

У всех цвело в душе сознанье,

Что мы еще сильней, чем встарь…

Но воцарилось вдруг молчанье:

К народу вышел Государь.

Слайд 16 - 17

Детская писательница  Лидия Чарская напишет позже рассказ «За веру, Царя и Отечество».  Главная героиня ,Лелечка, вечно ликующая, радостная, смеющаяся четырнадцатилетняя девочка провожает на войну своего любимого брата, молоденького офицера, только что окончившего юнкерское училище. Горе, свое личное, кровное, доводит Лелечку до отчаяния. Она оказывается на Дворцовой площади, видит Государя . Лидия Чарская так расскажет о начале войны:

«Государь  склонил голову. Торжественным и взволнованным казался Он в эти минуты. Какие слова произносили Его губы, никто из присутствующих не слышал. Ликующие крики восторженной многотысячной толпы заглушали все. Но и в самом молчании этом между обожаемым монархом и коленопреклоненным народом шла, казалось, немая беседа, немой договор, который лучше всяких слов служил высшим доказательством их взаимной любви друг к другу, Державного Русского Царя и его славного народа.

И долго еще не стихали приветственные крики толпы. ….Незнакомые казались друзьями, чужие – приятелями. Пожимали друг другу руки, поздравляли один другого, как родные братья и сестры. Падали, как искры, в толпу взволнованные, зажигательные фразы  об уверенности в победе, о скором возмездии немцам за их предательскую выходку против нас.

…Свое личное горе и тоска по ушедшим – все стушевалось и отступило далеко-далеко в этот памятный час и казалось мелким и ничтожным перед восторгом слияния Царя с его народом, заставлявшим твердо верить в победу и успех.

И вернувшись к себе домой, Лелечка уже без острого приступа отчаяния, без рыданий и слез говорила об ушедшем на войну любимом брате. Она поняла, что иначе он не мог. И искренне ценила она теперь его молодой смелый порыв, увлекший юношу сражаться с лютыми врагами Царя и Родины.»

3. Духовный смысл войны

Слайд 18

Русская литературы пытается осмыслить войну, понять ее духовный смысл.

Русский философ, публицист  Евгений Николаевич Трубецкой в статье «Смысл войны» напишет: «Из всех событий, совершившихся за эти великие исторические дни, самое крупное, бесспорно, тот духовный перелом, который мы пережили. В первый раз после многих лет мы увидели единую целостную Россию.»  

Дух единения и братства воскрешал людей, происходило переосмысление всей жизни.

Литература постигала другую жизнь, начавшуюся для всей страны. Ей предстояло увидеть перемены, которые происходили  в душах людей.

Слайд 19

Михаил Зощенко в своей автобиографической повести  «Перед восходом солнца» напишет:

«Когда я вспоминаю свои молодые годы, я поражаюсь, как много было у меня горя, ненужных тревог и тоски. …

Я был несчастен, не зная почему. …

Осенью 1914 года началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтоб на фронте с достоинством умереть за свою страну, за свою родину.

Однако на войне я почти перестал испытывать тоску.  …..    И я на войне впервые почувствовал себя почти счастливым.

Я подумал: отчего это так? И пришел к мысли, что здесь я нашел прекрасных товарищей и вот почему перестал хандрить.

Мы очень дружно жили. И солдаты, и офицеры.

 Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце. Тем не менее радостное мое состояние почти не исчезало.»

4. Романовы

Слайды 20 – 25

Символом объединения страны перед внешней угрозой стал Царский дом Романовых.  Широкое распространение получили благотворительные общества помощи раненым и беженцам, которые патронировала царская семья. Романовы стали примером бескорыстного и самоотверженного служения Родине. Николай II перевел все свои деньги из Английского банка в Россию и потратил их на организацию и содержание госпиталей и санитарных поездов.  Царские резиденции в Царском Селе, Павловске и Петергофе были переоборудованы под  лазареты. В Зимнем дворце разместили госпиталь на 1 000 000 коек. Императрица  с великими княжнами  прошли курсы сестер милосердия и ухаживали за ранеными воинами. Политические недоброжелатели, объясняли это попыткой завоевать себе популярность в обществе. Но до нас дошли поэтические свидетельства  бескорыстного служения делу  милосердия Императорской семьи.

Сергей Бехтеев, получив ранения в грудь и голову,  попал в Царскосельский лазарет, где простыми сестрами милосердия служили императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна ( младшие – Мария и Анастасия помогали им).  Их Императорским Высочествам Великим княжням Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне впоследствии поэт посвятит свое стихотворение «Молитва»

Посвящается

Их Императорским Высочествам
Великим Княжнам
Ольге Николаевне
и Татьяне Николаевне

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молится кротко за врагов!        
(октябрь 1917 г.,  г. Елец)

Слайды 26 - 27

         Размещают в Царскосельском лазарете и  кумира современной молодежи поэта Николая Гумилева ( заболел воспалением легких). 5 июня 1916 г. великой княжне Анастасии исполнилось 15 лет. Сохранилась рукопись стихотворения Николая Гумилёва, посвященного Анастасии. Оно подписано прапорщиком Гумилёвым и всеми офицерами, лечившимися в лазарете. Великая княжна сохранила подарок известного поэта и смелого воина.

Её Императорскому Высочеству

великой княжне Анастасии Николаевне ко дню рождения

Сегодня день Анастасии,
И мы хотим, чтоб через нас
Любовь и ласка всей России
К Вам благодарно донеслась.

Какая радость нам поздравить
Вас, лучший образ наших снов,
И подпись скромную поставить
Внизу приветственных стихов.

Забыв о том, что накануне
Мы были в яростных боях,
Мы праздник пятого июня
В своих отпразднуем сердцах.

И мы уносим к новой сече
Восторгом полные сердца,
Припоминая наши встречи
Средь царскосельского дворца.

Прапорщик Н. Гумилев.
Царскосельский лазарет.
Большой Дворец

5. С.Есенин и К.Паустовский

Слайды 28 – 31

Во время Первой мировой войны, как известно, Сергей Есенин был на службе в Царскосельском военно-санитарном госпитале, где читал перед императрицей свои стихи.

В поэме «Русь» Есенин создает образ родной земли, рисует символическую картину наступившей войны:

Русь

          Понакаркали черные вороны:
          Грозным бедам широкий простор.
          Крутит вихорь леса во все стороны,
          Машет саваном пена с озер.

          Грянул гром, чашка неба расколота,
          Тучи рваные кутают лес.
          На подвесках из легкого золота
          Закачались лампадки небес.

          Повестили под окнами сотские
          Ополченцам идти на войну.
          Загыгыкали бабы слободские,
          Плач прорезал кругом тишину.

          Собиралися мирные пахари
          Без печали, без жалоб и слез,
          Клали в сумочки пышки на сахаре
          И пихали на кряжистый воз.

          По селу до высокой околицы
          Провожал их огулом народ...
          Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
          Вся опора в годину невзгод.

Поэту бесконечно дорог великий русский народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания, живет верой в  лучшее будущее России.

Слайды 32 - 34

Нехитрый военный быт,  будни «беспокойной юности» встают перед нами со страниц   автобиографической  «Книге о жизни»  Константина Георгиевича Паустовского.   В начале Первой мировой войны он прерывает учебу и поступает на службу в санитарный отряд.

«В октябре 1914 года я поступил санитаром на тыловой военно-санитарный поезд. Сидеть в Москве было невмоготу. Всеми мыслями я был на западе, в сырых полях Польши, где решалась судьба России….Почти все санитары тылового поезда были добровольцы-студенты….

У каждого из нас, санитаров, был свой пассажирский вагон на сорок раненых. ….

Я боялся первого рейса. Я не знал, справлюсь ли с тем, чтобы обслужить сорок человек лежачих раненых. Сестер на поезде было мало. Поэтому мы, простые санитары, должны были не только обмыть, напоить и накормить всех раненых, но и проследить за их температурой, за состоянием перевязок и вовремя дать всем лекарства.

Первый же рейс показал, что самое трудное дело – это кормление раненых. Вагон-кухня был от меня далеко. Приходилось тащить два полных ведра с горячими щами или с кипятком через 48 дверей…… Первое время эти 48 дверей приводили меня в отчаяние. Каждую дверь нужно было открыть и закрыть, а для этого поставить на пол полные ведра и стараться ничего не разлить. Поезд шел быстро. Его качало и заносило на стрелках….

Но, в конце концов, все это было пустяки. Я боялся первого рейса не из-за этих обычных трудностей. Была одна трудность более сложная – тяжело было остаться с глазу на глаз с сорока искалеченными людьми -  нам, студентам, освобожденным от солдатской службы. Мы боялись насмешек, справедливого возмущения людей, принявших на свои плечи всю тягость и опасность войны, тогда как мы, молодые и в большинстве здоровые люди, жили в безопасности, не терпя никаких лишений.»

В 1915 году Паустовский вместе с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. После гибели на фронте двух старших братьев (погибли в один день) вернулся в Москву к матери.

6. Поруганные святыни.  

Слайд 35 - 36

Во время войны русским людям пришлось преодолевать многие иллюзии, перестраиваться на «военное мышление». Сохраняя память о Германии Гете, Шиллера и Канта, в условиях войны следовало видеть уже другую, агрессивную по отношению к России страну, преодолевать идеалистические представления о стране-противнике.

Весь мир был потрясен варварским отношением воюющей Германии, страной обладающей высокой  культурой,  к  европейским святыням.

Слайд 37

Во Франции германские артиллеристы несколько дней расстреливали знаменитый Реймский Собор, один из шедевров европейской архитектуры, несмотря на то, что над ним развевался флаг Красного креста, а внутри находились 200 раненых немецких пленных. 300 крупнокалиберных снарядов было выпущено в собор, где 6 веков короновались французские монархи.

Слайд 38

Русская поэзия откликнулась на эти трагические события.

Осип Мандельштам, русский поэт, прозаик, переводчик и литературный критик.

«Реймс и Кельн»

...Но в старом Кельне тоже есть собор,

Неконченный и все-таки прекрасный,

И хоть один священник беспристрастный,

И в дивной целости стрельчатый бор.

Он потрясен чудовищным набатом,

И в грозный час, когда густеет мгла,

Немецкие поют колокола:

— Что сотворили вы над реймским братом?          Сентябрь 1914

Слайд 39

Немцы сожгли и разграбили город Лувен, один из старейших университетских центров  Европы.В огне пожара погибла полностью знаменитая библиотека Лувена, известная с 15 века. В пепел превратили 230 000 уникальных книг и сотни средневековых манускриптов. Эти события мировая общественность  назвала преступлением против человечества.

Георгий Иванов, русский поэт, прозаик, публицист, переводчик, один из крупнейших поэтов русской эмиграции пишет стихотворение

 «Пылающий Лувен»

Они пришли. Столетних стен
Не жаль разнузданным вандалам,
И древний озарен Лувен
Сияньем дымчатым и алым.

Горят музеи и дворцы,
Ровесники средневековья,
И в медных касках наглецы
Соборы обагряют кровью.

И библиотека вся в огне,
Которой в мире нету равной...
Но как, Лувен, завиден мне
Твой горький жребий, жребий славный.

Известие, что ты сожжен,
С вандалов новых сняло маски,
И мир, злодейством поражен,
Нетерпеливо ждет развязки.

И пред судилищем веков
Твои развалины святые
И храмы, кровью залитые,
Красноречивей будут слов.

Слайд 40

Философская публицистика, в работах В.В.Розанова,  Н.Бердяева, С. Франка, С.Булгакова, пыталась познать истоки и характер общемировой трагедии. Как стало возможным, чтобы страна  столь высокой культуры стала носителем разрушения и зла. Одним  из главных зол предвоенной Европы  они считали тот факт, что религиозный фундамент европейской культуры был забыт, и его место занял материализм. Человек стал надеяться не на Бога, а на науку и технический прогресс. Вера в собственные силы человека привела к созданию религии человекобожия, когда человек обожествлял самого себя.

Война  есть лишь материальный знак совершающейся в глубине духовной войны и тяжелого духовного недуга человечества…

7. Война новых технологий

Слайд 41

Первая мировая война стала  войной новых технологий. Появились подводные лодки, первые танки на гусеничной тяге, впервые применялись отравляющие вещества. Технические достижения поставили писателей перед новой реальностью. Впервые против человека было использовано химическое оружие, мощные чудовища-танки, необычайная плотность огня. Сила военной мысли человека нападающего столкнулась со слабостью человека обороняющегося. Новое, невиданное до сих пор в военных действиях заставляло писателей переоценить прежние представления о жестокости.

Слайд 42

Русский философ и писатель, воевавший в Сибирской артиллеристской бригаде, Ф.Степун , рассказывает о  бесчеловечности этого противостояния в своем романе  «Из писем прапорщика-артиллериста»:

«Обстрел третьей батареи начался ровно в 2 часа ночи… Поручик выскочил было из окопа, но тут же с криком «газы» кинулся обратно.

Все схватились за маски, напялили их и бросились на батарею открывать заградительный огонь. Ты представь себе только. Ночь, темнота, над головами вой, плеск снарядов и свист тяжелых осколков. Дышать настолько трудно, что кажется вот-вот задохнешься. При этом ужасная неузнаваемость окружающих тебя людей, одиночество проклятого трагического маскарада: белые резиновые черепа, квадратные стеклянные глаза, длинные зеленые хоботы. И все в фантастическом красном сверкании разрывов и выстрелов. Немцы стреляли пять часов, а маски рассчитаны на шесть. Прятаться нельзя, надо работать. При каждом шаге колет легкие, опрокидывает навзничь и усиливает чувство удушья. А надо не только ходить, надо бегать.

Женя говорит, что утром, по прекращении обстрела, вид батареи был ужасный. В рассветном тумане люди как тени: бледные, с глазами, налитыми кровью, многих тошнит, многие в обмороке.»

Слайд 43

Это была уже другая война. В рассказе А. Куприна «Последние рыцари» герои с горечью говорят:

«Подлая теперь пошла война, а в будущем станет  еще подлей… Всего через месяц, через два кавалерия начнет быстро уходить, исчезать, обращаться в пепел и в прекрасное героическое рыцарское воспоминание.

Нет для нее ни размаха, ни места, ни задач. Уже теперь пропал пафос войны, пропала ее поэзия и прелесть, и никогда уже не родится поэт, возвеличивающий войну, как возвеличил ее Пушкин в своей «Полтаве». Мы с вами, Тулубеев – последние рыцари…

И генерал Л. оказался пророчески прав. Вскоре кавалерия стала не нужна и совсем бесполезна. Самые блестящие гвардейские кавалеристы переходили в пехотные армейские полки.»

Но все же был  один человек. О котором позже Куприн напишет так:

«Мало того, что он добровольно пошел на современную войну — он — один он! — умел ее поэтизировать.»

Это Николай Гумилев.

8. Н.Гумилев

Слайд 44 - 45

Гумилев, служивший в кавалерии, опроверг мнение своих коллег о том, что с появлением военных новшеств была утрачена поэзия войны. Опроверг он и слова немецкого поэта Шиллера, который сказал : «С тех пор, как изобрели порох, ангелы не участвуют в сражениях людей».  Но никакими «технологиями» не измеряется вечная истина : «Не в силе Бог, а в правде», а посему и у Гумилева:

Война

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Скажешь: это — мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих,

Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: «Милый,

Вот, прими мой братский поцелуй!»    (1914)

Голос Гумилева называют самым здоровым и ответственным, мужественным и по-настоящему патриотическим  голосом в своем  поколении тех трагических, переломных для истории России лет.

Слайд 46 - 47

Наступление

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого, что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки.

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.

Это медь ударяет в медь.

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или волны гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,

Словно девушку, в жемчуга,

Проходя по дымному следу

Отступающего врага.

<1914>

Слайды  48 - 50

Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней, который печатается в петербургской газете («Биржевые ведомости») под названием «Записки кавалериста». 17 октября 1914 г. Гумилёв принял «боевое крещение». «Этот день навсегда останется священным в моей памяти, — писал Гумилёв в «Записках кавалериста». — Я был дозорным и первый раз на войне почувствовал, как напрягается воля, прямо до физического ощущения какого-то окаменения, когда надо одному въезжать в лес, где, может быть, залегла неприятельская цепь, скакать по полю, вспаханному и поэтому исключающему возможность быстрого отступления»… «Но вот наступила и моя очередь вступить в бой. Послышалась команда: «Ложись… прицел восемьсот… эскадрон, пли», и я уже ни о чем не думал, а только стрелял и заряжал, стрелял и заряжал. Лишь где-то в глубине сознанья жила уверенность, что все будет, как нужно, что в должный момент нам скомандуют идти в атаку или садиться на коней, и тем или другим мы приблизим ослепительную радость последней победы»6. Храбрость в том и заключается, — всегда говорил Гумилёв, — чтобы подавлять страх и делать то, что надо. Бой — это умение справиться со страхом7.

С внутренним убеждением выходил Гумилёв на поле брани, сражаясь за веру, царя и отечество, как делали его отцы и деды: «В конце недели нас ждала радость. Нас отвели в резерв армии, и полковой священник совершил богослужение. Идти на него не принуждали, но во всем полку не было ни одного человека, который бы не пошел. На открытом поле тысяча человек выстроилась стройным прямоугольником, в центре его священник в золотой ризе говорил вечные и сладкие слова, служа молебен. Было похоже на полевые молебны о дожде в глухих, далеких русских деревнях. То же необъятное небо вместо купола, те же простые и родные, сосредоточенные лица. Мы хорошо помолились в этот день»9.

Патриотизм его был столь же безоговорочен, как и вера.. И совсем не чужды  молодому воину размышления: «Я всю ночь не спал, но так велик был подъем наступления, что я чувствовал себя совсем бодрым. Я думаю, на заре человечества люди так же жили нервами, творили много и умирали рано. Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждый день обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают особые, дремавшие прежде силы»11.

После позорного заключения Брестского мира Гумилёв  возвратился домой, в Россию.

Началась новая жизнь в новой стране. Популярность Гумилёва в Петербурге была фантастической. Крещеный в православии, он и среди скептически настроенных интеллигентов и среди большевиков продолжал при виде каждой церкви осенять себя крестным знамением. Присягнувший царю, Гумилев и при советской власти называл себя монархистом и не скрывал этого. Эмигрировать отказался. В 1921 году его обвинили в причастности к заговору против советской власти и расстреляли. Чекисты рассказывали, что их потрясло его самообладание. Могила его неизвестна.

9. Переоценка духовных ценностей

Слайд 51

Русский солдат в Великой войне продолжал проявлять чудеса храбрости, мужества и стойкости. Русский философ И.Ильин напишет: «Война вторглась в нашу жизнь и заставила нас гореть не о себе и работать не для себя…»

Слайд 52

Михаил Пришвин, будучи военным корреспондентом на фронтах Первой Мировой, оставил в своих «Дневниках»  воспоминания:

«С поля сражения из Августовских лесов, где были на волоске от германского плена, я попал в католический монастырь. Ксендз, еще совсем молодой человек, дал мне комнату записать мои впечатления. Я рассказал ему самое главное, что вынес из этого хаоса: мука побеждается мукой. Три дня я видел как врачи, без сил  и пищи, перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы. Потом Августовскими лесами мы спасались от неприятеля, шли пешком при страшном морозе, и когда прибывали в безопасные места ,опять принимались за работу, - откуда, я спрашивал себя, бралась такая сила? Это и была мука, но этой мукой искупались муки других. С каждым часом работы, мне казалось, люди взбирались на неприступную гору: муки давали силу.

Священник слушал меня и вдруг воскликнул:

- Да ведь это же: «Смертию смерть поправ!»

Как будто он был поражен и я тоже этим внезапным открытием: мы твердили с самого детства слова «Смертию смерть» и вдруг оказалось, мы твердили это без всякого смысла, и сразу смысл открылся, когда я просто свое пережитое назвал своими словами: мука мукой.

Внезапное открытие повело нас к долгой беседе, и в этот вечер я ничего не мог записать…»

Слайд 53

Наступившая война сместила акценты в отношении к прошлому: интересным становилось не то, что было плохого в прежней жизни, а то хорошее, что не увидели в ней. Литература запечатлела переоценку духовных ценностей, которая происходила во время войны.

Суть начинающегося переосмысления выразила А. Ахматова в стихотворении 1915 г.:

 Думали: нищие мы, нет у нас ничего,

 А как стали одно за другим терять,

 Так, что сделался каждый день

 Поминальным днем, -

 Начали песни слагать

 О великой щедрости Божьей

 Да о нашем бывшем богатстве.

_____________________________________________________________________________

10. Заключение

Слайд 54

В годы войны русская литература делала то, что и подобает подлинному искусству военного времени: утешала, молилась, сострадала, надеялась, верила,  взывала к совести. Она показала конкретную войну, перевернувшую человека, заставившая его забыть себя, но вспомнить Бога.

Для русских эта война явилась духовным испытанием.

Незаслуженно забытая, литература Первой мировой войны возвращается к нам,   возвращается как напоминание и предупреждение о том, что прошлое нельзя забывать, что без памяти прошлого нет  будущего, о том, что страшные страницы истории могут повториться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)

К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит"  о «кровавой  бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о  Перво...

Презентация "Зарубежные писатели-участники Первой Мировой войны" к внеклассному мероприятию по литературе.

Материал представлен в виде презентации по литературе. Он посвящен 100 - летней годовщине со дня начала Первой Мировой войны, которую наша страна будет отмечать 1 августа 2014 года. Данную презентацию...

К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.

Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Методическая разработка по выполнению проектно-исследовательской работы « Духовное осмысление Первой мировой войны в русской литературе»

В данной методической разработке представлены этапы работы над проектом, цели, задачи и методы исследования. Учащимися были изучены написанные в годы войны произведения русских писателей, осмыслены ро...

Проверочная работа "Первая мировая война!

Проверочная работа "Мир во время Первой мировой войны"  в формате ЕГЭ....