Конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Герой нашего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лермонтов " Герой нашего времени"22.39 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «Герой нашего времени»

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. познакомить учащихся с прозаическим творчеством М.Ю.Лермонтова;

2. дать понятие социально психологический роман;

3. обзор и обсуждение романа;

4. выявление читательской позиции учащихся;

5. развитие навыков монологической речи.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент:

- записать число, тему урока;

- объявить цели и задачи, поставленные на урок;

- записать план урока:

(план записан заранее на доске под темой)

1. Век Лермонтова в романе.

2. Обзор содержания.

3. Сложность композиции.

4. Печорин как представитель «портрета поколения».

2. Вступительное слово учителя.

Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Лермонтов начал писать роман в 1838 году, а через два года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием. В романе решается та же проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

3. Беседа с учащимися.

Некоторым учащимся было дано опережающее домашнее задание.  Шихавова  Умайганат  подготовила сообщение о веке, в котором жил и творил Лермонтов.

-Охарактеризуй, пожалуйста, век Лермонтова в романе. (Отвечает Шихавова).

4. Слово учителя:

«Собрание повестей», объединённых образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом.

- Одним из домашних заданий было найти определение термина социально-психологический. Подумайте и объясните, что значит социально-психологический роман? (Отвечает Гаджиев).

Слово учителя:

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, где «он рассказывает всю свою жизнь». Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям; история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

- Прежде чем приступить к выполнению следующего пункта нашего урока, давайте вспомним определения сюжета, фабулы и композиции.

5. Словарная работа:

Дать определение понятиям:

- сюжет,

- фабула,

- композиция.

(Определения должны найти дома! если не найдут на уроке иметь литературоведческий словарь, найти и записать под диктовку.)

- Давайте составим таблицу сюжетного и хронологического порядка

(начало таблицы заранее начертить на доске).

Заранее выбрать тех, кто будет говорить по каждой главе.

СЮЖЕТНЫЙ ПОРЯДОК

ФАБУЛЬНЫЙ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОРЯДОК

«Бэла»

1.Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом  Максимычем.

2.Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

3.Переезд через Крестовый перевал.

4.Вторая часть рассказа М.М. о Бэле.

5.Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-повествователя

«Максим Максимыч»

1.Встреча М.М. с Печориным

2.Сообщение о том, что Печорин умер

Предисловие к «Журналу Печорина»

История жизни Печорина до того, как он попал на Кавказские минеральные воды:

1«Тамань»

Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью

2«Княжна Мери»

Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости

3«Фаталист»

История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы

6. Беседа с классом:

1. Как вы думаете, в чём причина расхождения фабулы и сюжета?

(ОТВЕТ: Заинтересовать читателя судьбой Печорина. Интрига.

Проследить историю его внутренней жизни. Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия. При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.)

Слово учителя:

В хронологическом смещении событий есть своя художественная логика и закономерность. В начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина: в повестях «Бэла» и «М.М.» его поведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор открывает страницы дневника «того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. Композиция и сюжет, таким образом, подчинены задаче постепенного раскрытия и углубления внутреннего мира Печорина. От поступков, которые совершает вначале Печорин, Лермонтов незаметно ведёт читателя к их причинам.  Задаче всестороннего раскрытия характера Печорина подчинены и подбор и группировка всех действующих лиц.

2. По повести «Бэла»:

- Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча?

(ОТВЕТ: Максим Максимыч – простой человек, в нём нет фальши, он всем сердцем полюбил Печорина, относится к нему как к сыну, прощает холодность и незаслуженное пренебрежение, поэтому именно его рассказ о Печорине раскрывает характер и сложный внутренний мир главного героя с большой долей горечи из-за того, что такая незаурядная личность растрачивает себя на мелкие и не всегда достойные поступки.)

3. По повести «Максим Максимыч»:

Откройте повесть «Максим Максимыч» и зачитайте описание портрета Печорина. (Сцену найти заранее)

- Кто описывает портрет Печорина? Почему?

(ОТВЕТ: портрет Печорина описывает офицер-повествователь, так как его взгляд на героя субъективен, ведь он не испытывал к нему дружеских чувств).

Найдите сцену встречи Печорина и  Максима Максимыча, зачитайте.

- Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину?

(ОТВЕТ: не хочется верить, что Печорин забыл Максим Максимыча, просто он, как мне кажется, боится своих чувств, боится привязанности, поэтому прячется за искусственной холодностью, тем самым причиняя М.М. невыносимые страдания.)

4.По повести «Тамань»:

- Перескажите кратко  как развиваются события в повести «Тамань».

Подготовить пересказ заранее (отвечает Салимханова)

- Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»? Почему?

(ОТВЕТ: повествование идёт от лица самого Печорина, и это не случайно, ведь в этой части произведения мы видим героя с другой стороны: он смел, увлекается молодой девушкой, он искренен в своих желаниях, но как всегда мало задумывается о последствиях своих поступков для людей рядом с которыми он находится. И если сначала образом Печорина увлекаешься, то в конце этого повествования испытываешь некоторое разочарование в герое.)

5. По повести «Княжна Мери»:

- Можно ли согласиться с Печориным, что в нём «таились силы необъятные»?

- Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

- Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врождённые качества, а сознательно выработанная система убеждений.

- Зачитайте доказательства из повести «Княжна Мери», какие чувства испытывает Печорин, как ведёт себя.

- Тем самым мы убеждаемся в том, что Печорин является ярким примером «портрета целого поколения».

ВЫВОД: роман исключителен как по форме, так и по содержанию и для времени автора и для сегодняшнего дня. Индивидуализм Печорина – это вызов обществу, которое вошло в состояние страха, оцепенения после реакции и наказания декабристов и породило такую личность, как Печорин.

7. Домашнее задание по группам:

- Подготовить сообщения:

1). Печорин и Бэла (Хасбулатова,Магомедова);

2). Печорин и Максим Максимыч (Салманов, Рамазанов);

3). Печорин и Вернер (Курбаналиев,Чарабураев)

4). Печорин и Грушницкий (Курбаналиева, Томбасов)

5). Печорин и контрабандисты (Омарова, Устарханова).

8. Выставить оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...