Конспект урока по литературе 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Шумкова Мария Юрьевна

Конспект урока по литературе.

По теме: «А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)

Цель: изучение юмористического рассказа, на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektno1.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

По теме: «А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс)

Цель: изучение юмористического рассказа, на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия».

Задачи:

обучающие:

- познакомить учащихся с личностью Антона Павловича Чехова;

- познакомить учащихся с творчеством Антона Павловича Чехова;

- научить учащихся ориентироваться в композиционных частях рассказа;

-научить учащихся пониманию юмористического смысла рассказа.

развивающие:

- формировать интерес пятиклассников к чтению, читательский вкус;

- формировать память,  внимание, мышление учащихся при помощи анализа рассказа;

- формировать умение анализа художественного текста.

воспитательные:

- способствовать воспитанию нравственных качеств, эстетического восприятия мира;

- воспитывать интерес к русской литературе.

Оборудование:

Портрет писателя, ноутбук, проектор, экран.

Вид урока: беседа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод: прием (рассказ учителя о жизни и творчестве писателя), беседа (эвристическая беседа), работа с текстом рассказа.          

Список использованной литературы:

1. Бурдина, И.Ю. Чехов в школе [Текст]/ И.Ю. Бурдина. – М.:Дрофа, 2001.-320с.

2. Еремина, О.А. Уроки литературы в 5 классе [Текст]/ О.А. Еремина. – М.:Просвещение, 2008.-320с.

3. Карасева, И.В. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. авт.-сост. [Текст]/ И.В. Карасева. – Волгоград: Учитель, 2008.-136с.

4. Красовский, В.Е. Большая энциклопедия школьника [Текст]/ В.Е. Красовский. – М.:Слово, 2006.-640с.

5. Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах [Текст]/ М. Мещерякова.– М., 2008.-218с.

6. Шер, Н.С. Рассказы о русских писателях [Текст]/ Н.С. Шер. – М.:Детская литература, 1990.-510с.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы познакомимся с яркой личностью, интересным писателем – Антоном Павловичем Чеховым – и его рассказом «Хирургия».

  1.  Сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова.

Сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова

Наглядные материалы               мультимедийная презентация

А.П. Чехов родился в Таганроге в семье купца. Его отец Павел Егорович был мелким торговцем, человеком грубым, суровым и строгим. На всю жизнь запомнил Антон Чехов чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда его наказывал отец. Как-то Антоша спросил в гимназии одного мальчика, часто ли его секут дома, и, услышав ответ, что его никогда не секут, очень удивился и не поверил товарищу. Павел Егорович часто говорил: «И меня так же учили, а я, как видишь, вышел в люди».

Были у мальчика и радости, прежде всего — нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить грубость, нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью, сплотить ее вокруг себя. Дети очень любили ее. «Для нас дороже матери ничего не существует», — писал Чехов, когда ему было семнадцать лет.

В семье было много детей пять братьев и одна сестра. Александр и Антон стали писателями, Николай — художником-карикатуристом, Мария — педагогом, а Михаил Чехов — артистом мирового уровня и теоретиком театра.

В 1868 году по настоянию матери Антон Чехов был отдан в Таганрогскую классическую гимназию.  Антон не блистал знаниями в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке. В лавке было холодно, как на улице. Антоша садится за конторку, но чернила замерзли и уроки делать нельзя.

Осенью 1879 года Антон поступил в университет, на первый курс медицинского факультета. В декабре 1879 года Чехов послал в юмористический журнал «Стрекоза» свой первый рассказ. Этот день он считал началом своей литературной деятельности. Рассказ был напечатан только через два месяца, и Чехов получил свой первой гонорар, по пять копеек за строчку. После первого напечатанного рассказа он стал писать и посылать в юмористические журналы «Будильник», «Зритель», «Стрекоза», «Осколки» рассказ за рассказом.

Подписывался Чехов под своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте». У писателя было более 50 псевдонимов.

Ребята, какие еще псевдонимы писателя вам известны? (Анче, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Крапива).

Ребята, вы знаете, кем был дан псевдоним Антоша Чехонте писателю?  (Это было прозвище, данное ему одним из учителей таганрогской гимназии).  

В университете долго никто не знал, что «Антоша Чехонте» — это студент Антон Чехов. Рассказы Чехова стали появляться все чаще, они все больше нравились читателям, редакторы наперерыв стали звать его в свои журналы и платить стали немного больше.

1884 год оказался необычайно удачным для молодого писателя. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности.

 Ребята, к изучению творчества А.П.Чехова вы должны подойти серьезно, так как в старших классах вы продолжите знакомство с творчеством писателя, более подробно и детально. В 6-7 классах  вы познакомитесь подробно с юмористическими рассказами «Толстый и тонкий», «Хамелеон». В старших классах познакомитесь с рассказом «Ионыч», пьесами  «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». Поэтому те знания, которые вы получите на уроке, помогут вам в дальнейшем при анализе произведений.

2 июля 1904 года Антон Павлович умер.

Но никогда не уйдут из жизни, никогда не забудутся книги, написанные замечательным русским писателем А.П. Чеховым, вечно жива будет память о нем — о человеке прекрасной и сильной души.              

Демонстрация фото А.П. Чехов (слайд№1)

Демонстрация фото Павел Егорович Чехов, отец писателя (слайд№2)

Демонстрация фото Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя (слайд№3)

Демонстрация фото А.П. Чехов с матерью и сестрами (слайд№4)

Демонстрация фото Семья Чеховых  (слайд№5)

Демонстрация фото Чеховы Мария, Антон, Иван, Михаил (слайд№6)

Демонстрация фото А.П. Чехов с сестрой (слайд№7)

Демонстрация фото А.П. Чехов – гимназист  (слайд№8)

Демонстрация фото А.П. Чехов – молодой. Москва 1882  (слайд№9)

Демонстрация фото А.П. Чехов 1883г (слайд№10)

Демонстрация фото А.П. Чехов 1885г (слайд№11)

Демонстрация фото А.П. Чехов 1891г (слайд№12)

Демонстрация фото А.П. Чехов 1891г (слайд№12)

Демонстрация фото    А.П. Чехов (Ялта, 1904 г. одна из последних фотографий) (слайд№13)

Демонстрация фото Москва. Похороны А.П. Чехова. 1904 г (слайд№14-15)

  1. Беседа по рассказу А.П.Чехова «Хирургия»
  1. Ребята, в чем заключается сюжет рассказа?

У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но, в конце концов, обратился в больницу. Фельдшер не сумел удалить больной зуб.

2) Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

Фельдшер и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы» и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о способах, которыми он пытался унять боль в зубе. Курятин хвастается своим мастерством, которого на самом деле нет. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера.

3) Кто из героев вызывает смех? Кто сочувствие?

4) Что такое юмор?

Юмор - (от англ.- настроение) – мягкая форма комического; смех, добродушное подсмеивание, сочетающее насмешку с сочувствием.

5) Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

Этот рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту дьячку Вонмигласову.

6) О какой хирургии рассказывает Чехов?

Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача.

Ребята, как вы думаете, в нашей жизни встречаются чеховские герои? А включив телевизор, можно услышать и увидеть столько несправедливости творится в мире. Например, люди, работающие в правоохранительных органах, злоупотребляют своими должностными обязанностями и это приводит к трагическим последствия, а сколько взрывов, террористических актов было, где погибло большое количество невинных людей, по вине одного человека.

  1. Обобщение учителя:

До становления А.П. Чехова, как писателя, русская литература была одной из самых великих литератур мира, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и другие писатели создавали свои лучшие произведения, прославившие Россию. Чехов входит в русскую литературу, как автор многочисленных юмористических рассказов. Важнейшим жанром в творчестве А.П. Чехова стал рассказ. Часто чеховские рассказы называют сценками, где комически представлены разные люди и нелепые эпизоды их общения.

Выявление читательского восприятия:  Вызвал ли у вас симпатию хоть один из героев рассказа? Почему?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....