Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему "Комплексное повторение материала главы 1. Подготовка к итоговой аттестации" (под ред. А. Д.Шмелёва)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Юдина Акханум Сарсенгалиевна

Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу 1 русского языка.

Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.

Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.

Класс: 8

Учитель: Юдина А.С.

Тема урока: Комплексное повторение материала главы 1. Подготовка к итоговой аттестации.

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу 1 русского языка.

Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами.

Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме.

Задачи урока:

образовательные (предметные): обобщить знания учащихся по главе «Русский язык в современном мире»;

развивающие (метапредметные) регулятивные: формулировать цель урока,  соотносить цель и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы, развивать навыки логического мышления, наблюдательность;

познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

воспитательные (личностные) воспитывать интерес к предмету, развивать способность к сотрудничеству;

коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении заданий, развивать точность, прочность, скорость запоминания,  умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование:

1. Учебник + приложение к учебнику.

2. Презентация к уроку.

3. Карточки с заданиями.

4. Аудиоприложение.

Ход урока

Деятельность учителя

                      Деятельность учащихся

УДД:

1.Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

 

Приветствие

Настрой на рабочий лад

Запись даты в рабочую тетрадь

 Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 

2.Актуализация знаний.

Проверка усвоения теоретических знаний по разделу

Проверка ЗУН:

1. Проверка д/з: упр 114 (аудиоприложение).

       

2.  Организация индивидуальной работы (работа по карточкам):

а) повторение о правописании не с прилагательными (правило 53);

б) повторение о правописании не и ни в отрицательных местоименных наречиях (правило 59);

в) повторение о прямом и обратном порядке слов (стр. 57);

г) перечислите способы подчинительной связи

 

1.Самопроверка: проверяют написание слов по аудиоприложению, зачитывают слова с ошибками.

2. Отвечают на вопросы:

а) Слитно: если слово без не не употребляется (невзрачный), можно подобрать синоним к слову с не (невесёлый – грустный);

Раздельно: есть противопоставление или есть усиливающее отрицание (нисколько (совсем) не грустный);

б) негде, нигде с ударением е; без ударения и;

в) весна пришла – прямой порядок,

     пришла весна – обратный порядок(инверсия);

г) согласование, управление, примыкание

Коммуникативные: слушать высказывания одноклассников, выражать свою точку зрения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения.

 

 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы: цели, задач; мотивация их принятия; планируемые результаты.

Демонстрация (слайдов №  1,2)

Создание ситуации успеха и эмоционального настроения

- Через год вам предстоит пройти итоговую аттестацию, экзамен в независимой форме. Экзаменационная работа  состоит из творческой части (написания изложения и сочинения) и выполнения заданий. Подготовка к экзамену представляет собой работу, которая предполагает углубленное повторение изученного ранее материала.  

Сегодня мы повторим изученный материал на основе комплексной работы над текстом.

Записывают тему урока.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Осознают познавательную задачу.

коммуникативные: слушать учителя.

метапредметные: формулировать цель урока,  соотносить цель и результаты своей деятельности,   развивать навыки наблюдательность;

4.Обобщение и систематизация знаний.

1. «Фразеологический калейдоскоп»

- Что такое фразеологизм?  Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?

- Конечно нужно, часто учащиеся с трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, а иногда и не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

- Объясните фразеологизмы (слайда 3)

2. «Орфоэпическая разминка»

- Грамотный человек должен уметь не только грамотно писать, но и правильно произносить слова. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. Запишите данные слова, поставьте ударение в словах  (слайд 4)

Проверка работы (слайд 5)

Учащиеся отвечают на вопросы

(Фразеологизм – особые неделимые сочетания слов)

Объясняют фразеологизмы, проверяют по «вылетающим» словам (слайд 3)

Записывают слова в тетрадь, проставляют знак ударения в словах.

Проверяют, исправляют свои ошибки. Зачитывают слова с правильным произношением.

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

личностные: воспитывать интерес к предмету, развивать способность к сотрудничеству;

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Контроль усвоения.

Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ОГЭ

1) Организация работы с учебником, упр 136:

  а) запись текста, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки  (слайд 6);

б) чтение текста, устно объясняют орфограммы, проверка (слайд 7).

 

2) Выполнение заданий 2-14 к тексту.

Слайды 8-14

3) Дополнительные вопросы к заданиям:

 

 а) (слайд 10) - задание 3:

- Объясните значения выразительных средств;  

б) (слайд 12) - задание 4:

- Дайте определение антонима ;

в) (слайд 14) –задание 6:

- Что не являются словосочетанием?

г) (слайд 16) – задание 7:

- Какое определение называется согласованным?

д) (слайд 16) – задание 8:

- Что такое прямое дополнение?

 д) (слайд 16) – задание 9:

- Что мы в русском языке называем обстоятельством?

 

а) Списывают текст, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки;

б) читают текст, объясняют орфограммы, проверяют и исправляют ошибки по слайду 7;

Выполняют задания, обосновывают свой выбор. Проверка по слайдам.

а) Сравнение - это троп, в котором происходит уподобление одного предмета (явления) по какому-либо общему для них признаку, выражается с помощью слов как, будто, что, словно, похоже.

Метафора – это троп, скрытое образное сравнение.

Метонимия – троп, замена одного слова или выражения другим на основе близости значений ("я три тарелки съел") 

Синоним – слова разные по звучанию и написанию, но близкие по значению

б) Антоним - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, противоположные по смыслу.

в) Не являются словосочетанием: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологические обороты, служебные части со словами, составные словоформы (более умный).

г) Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде) – согласование.

д) Прямое дополнение  – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога

(читать книгу)

е) Обстоя́тельство ― второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака.

коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении заданий, развивать точность, прочность, скорость запоминания,  умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

6.Рефлексия учебной деятельности. Итоги урока.

Заключительная беседа по вопросам.

 - Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнала……

- Сегодня на уроке у меня получилось….

- Мне было трудно при……

- Вам понравился урок?

     - Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ОГЭ.

- Теперь каждый из вас знает, какие задания ему даются с трудом, поэтому нужно будет повторить теоретический материал, чтобы восполнить пробелы в знаниях.

- Наш сегодняшний урок я хочу закончить словами русской народной пословицы: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».  

Урок окончен. До свидания!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы.

 

личностное: учатся строить небольшие монологические высказывания, оценивают свою работу

7.  Информация о домашнем задании

Повторить правила, подготовиться к контрольной работе.

Выставление оценок



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексное повторение материала 1 главы. Подготовка к итоговой аттестации. Подготовил : учитель русского языка и литературы Юдина А.С.

Слайд 2

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделам 1 главы . Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами. Содействовать психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации в независимой форме .

Слайд 3

«Фразеологический калейдоскоп» Совать нос Сматывать удочки Как снег на голову. В час по чайной ложке. Как кошка с собакой. Надуться как мышь на крупу. Кот наплакал. Путаться под ногами ( Вмешиваться ) ( Убежать ) (Неожиданно ) (Медленно ) (Жить не дружно ) (Обидеться ) (Очень мало ) (Мешать )

Слайд 4

Орфоэпическая разминка Аргумент, диалог, процент , среда, магазин, шофёр, документ, августовский, позвоним.

Слайд 5

Орфоэпическая разминка Аргум е нт, диал о г, проц е нт , сред а , магаз и н, шоф ё р, докум е нт, а вгустовский, позвон и м .

Слайд 6

Комплексная работа с текстом (1) Я долго прикидывал так (и)эдак и назвал клеста — (К/к) апитан (К/к) люквин . (2) Всю ночь за окном слыш …н был дождь и ветер.(3) Капитан (К/к) люквин спал (н…)спокойно , встрях … вался , будто сбрас …вал с перьев капли дождя . (4) Его настроение перед…лось мне, и я тоже спал (не)важно , но проснулся всё же (по)раньше , чтобы послушать утре(н/ нн ) юю песню (К/к) апитана . (5) Рассвело . ( 6) Солн ... чное пятно еле наметилось в пасмурных облаках, ни..ко бегущих над крышей мелькомбината. (7) « Цык ...» — услышал я.

Слайд 7

Комплексная работа с текстом (1) Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста — капитан Клюквин . (2) Всю ночь за окном слыш е н был дождь и ветер.(3) Капитан Клюквин спал неспокойно , встрях и вался , будто сбрас ы вал с перьев капли дождя . (4) Его настроение передалось мне, и я тоже спал неважно , но проснулся всё же пораньше , чтобы послушать утреннюю песню капитана . (5) Рассвело . ( 6) Солнечное пятно еле наметилось в пасмурных облаках, низко бегущих над крышей мелькомбината. (7) « Цык ...» — услышал я.

Слайд 8

Выполните задания 2-1 5 к тексту 2) Укажите, в каком значении употреблено слово прикидывал в предложении 1. а) подсчитывал б) планировал в) размышлял г) вдумывался

Слайд 9

2 ) Укажите, в каком значении употреблено слово прикидывал в предложении 1. а) подсчитывал б) планировал в) размышлял г) вдумывался

Слайд 10

3) Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 3. а) метафора б) сравнение в) метонимия г) синонимы

Слайд 11

3) Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 3. а) метафора б) сравнение в) метонимия г) синонимы

Слайд 12

4 ) Запишите слово, которое является антонимом к выделенному слову в предложении 4 . 5) Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью согласование. (попозже) (всю ночь)

Слайд 13

6) Укажите, какие из данных сочетаний слов являются словосочетаниями а) передалось мне б) и я тоже в) бегущих над крышей г) был дождь и ветер д) его настроение

Слайд 14

6) Укажите, какие из данных сочетаний слов являются словосочетаниями а) передалось мне б) и я тоже в) бегущих над крышей г) был дождь и ветер д) его настроение

Слайд 15

7) Выпишите из предложения 4 согласованное определение. 8) Выпишите из предложения 1 прямое дополнение. 9) Найдите и выпишите из предложений 1-3 обстоятельство, выраженное фразеологическим оборотом. (утреннюю песню) ( назвал) клёста (прикидывал) так и эдак

Слайд 16

10) Укажите тип сказуемого в предложении 2. а) простое глагольное б) составное именное в) составное глагольное

Слайд 17

10) Укажите тип сказуемого в предложении 2. а) простое глагольное б) составное именное в) составное глагольное

Слайд 18

11) Выпишите из предложения 4 все союзы. 12) Выпишите из предложения 6 причастие. 13) Выпишите простое нераспространённое предложение. (и, тоже, но, чтобы) (бегущих) (Рассвело)

Слайд 19

14) Укажите, чем является выделенное слово в предложении 7. а) междометием б) звукоподражанием в) частицей г) существительным

Слайд 20

14) Укажите, чем является выделенное слово в предложении 7. а) междометием б) звукоподражанием в) частицей г) существительным

Слайд 21

15) Замените словосочетание КАПЛИ ДОЖДЯ ( предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Напишите получившееся словосочетание . (Дождевые капли)

Слайд 22

Рефлексия Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнала…… - Сегодня на уроке у меня получилось…. - Мне было трудно при…… - Вам понравился урок?

Слайд 23

Домашнее задание Собрать материал для сочинения об осени

Слайд 24

Большое спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Материал к открытому уроку по русскому языку 8 класс

Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему: "Обращение и знаки препинания при нём"...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...