Урок-концерт по басням И. А. Крылова (5 класс).
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Романенко Ольга Анатольевна

Урок-обобщение знаний по творчеству И. А. Крылова на тему "А за меня мои звери говорят!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова

«А за меня мои звери говорят!»

Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством

И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни, обучать выразительному чтению, научить анализировать литературное произведение.
Развивающая: формирование развития фантазии, воображения; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
Воспитательная: воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения русского баснописца И.А.Крылова.
Оснащение урока: портрет И. А.Крылова, книги с произведениями баснописца, иллюстрации и рисунки детей по фрагментам басен, магнитофон, костюмы к инсценировкам, проектор и экран для демонстрации слайдов, плакат “Крылатые выражения”. Презентация
ХОД УРОКА
1.

2. Звучит в записи “Шутка” И. С. Баха.
Учитель: - Ребята, я рада, что  сюита “Шутка” И. С. Баха вызвала у вас улыбку и хорошее настроение, а значит, мы достигли своей цели, вызвали положительные эмоции и правильный настрой на урок-концерт “А за меня мои звери говорят!”
3. Работа с эпиграфом к уроку.
Кто не слыхал его живого слова? 
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
 

                                           М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами русского поэта?
- Почему крыловские слова названы “крылатыми”? 

(Крылатые слова (выражения) – т.е., которые "улетели" из произведения, где были впервые употреблены: «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона», «А Васька слушает да ест», «А ларчик просто открывался» и т.п. К каким жизненным ситуациям применимы эти выражения?

1. Ироническое замечание в отношении человека, создающего много шума для того, чтобы его заметили, ничем при этом не рискуя;

2. Игнорирует то, что ему говорят;

3. Проблема, казавшаяся сложной, имела простое решение. )

III. Послушаем сообщение  учащейся  о биографии Крылова И.А.

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Задание для работы в группах:

  1. В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)
  2. Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)
  3. Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)
  4. Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)
  5. Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200) (Церовина)


4. Прослушаем  в записи актерского чтения  басни И. А. Крылова “Волк на псарне”. 
- Ребята, мы сейчас с вами прослушали? (Басню Крылова).
- А что такое басня? (Басня – короткий занимательный рассказ в стихах, в котором главная мысль 
– мораль - высказывается в виде поучительного вывода).
- Кто действующие лица в баснях? (В баснях действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевленные предметы).
- Почему животные, насекомые, вещи в баснях
говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).
- Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений в них говорится о человеческих недостатках и пороках.

- Что лежит в основе любой басни? (аллегория, или иносказание) 
- Как называется такой способ изображения в художественных произведениях, когда животные или неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди? (
олицетворением).
- Значит, 
олицетворение – это один из важных признаков большинства басен.
Демонстрация слайда с формулировкой данных литературных терминов.


5.
 Из истории басни.  (Сообщение учеников)        Чабанная Ксения
- Ребята, литературная форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Басни сочинялись еще в Древней Греции и Древнем Риме, создавались в Европе в средние века и позднее. Много басен было написано и русскими поэтами еще до И.А. Крылова. Но никто из прежних русских писателей не создал таких басен, которые могли бы сравниться с крыловскими.


6. Беседа о памятнике И.А.Крылову.
- А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.
Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.
Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.
На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.


7.
 Инсценирование басен “Ворона и лисица”, “Свинья под дубом ”.

Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец?

-  Какова мораль каждой из басен?


8. Выразительное чтение в лицах басни «Волк и ягнёнок». (Мельников, Носов),  «Лебедь, щука и рак». (Родина).


9. Беседа по инсценировкам.

- Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец?

-  Какова мораль каждой из басен?


10. Творческая работа в парах.  
- А теперь, ребята, представьте, что мы ученики И. А. Крылова и работаем над созданием басни.

На прошлом уроке мы познакомились с басней С. В. Михалкова «Грибы».

 -Напомните нам эту басню! (чтение наизусть).

- Сочините мораль к басне С.В. Михалкова «Грибы» в прозе или стихах.

(Каждая группа выступит с прочтением своей морали).

11. Эту работу  вы продолжите дома, записав в тетрадь по литературе мораль и похожую жизненную ситуацию, свидетелем которой вы являлись.

12. Поделитесь впечатлением от концерта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова 8 класс

Обзор творчества И.А. Крылова, связанного с войной 1812 года...

Басни И.А. Крылова 6 класс

презентация к уроку по басням Крылова...

Презентация к уроку литературы Басни И.А.Крылова 6 класс

Презентация поможет раскрыть, проанализировать содержание басен И.Крылова,...

Итоговый урок-игра по басням И.А. Крылова (5 класс)

Командная игра по литературе (итоговый урок по творчеству И.А. Крылова - 5 класс)...

Внеклассные мероприятия по литературе «Басни И.А.Крылова» (6 класс)

Оборудование:портрет И. А.Крылова;рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.В полуосвещенной гостиной возле портрета баснописца на столике зажжено две свечи.Подготовлен...

Урок-игра по басням И.А. Крылова, 5 класс

Урок обощения по творчеству И.А. Крылова, 5 класс (УМК Коровина В.Я.)...

Тест по басням И. А. Крылова. 6 класс

Тест по басням И. А. Крылова. 6 класс...