Урок-игра по басням И.А. Крылова, 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Чумакова Татьяна Анатольевна

Урок обощения по творчеству И.А. Крылова, 5 класс (УМК Коровина В.Я.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krilov_basni.doc66 КБ
Office presentation icon krilov.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Его басни переживут века…» Р/Р Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс  инсценированной  басни.

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).

Цель урока: 

-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова; написать свою басню, используя полученные знания.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

      *    умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное  и письменное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра с творческим заданием.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 класс
Вид урокаурок-игра

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудованиекарточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

 Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

 ИКТ:  компьютерная презентация к уроку.

Эпиграф:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

Организационная структура урока: 

1.Вступительное слово учителя, в котором  вместе с учащимися формируется тема урока, цель и задачи  урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 
- Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?
— Что такое басня? 
— Кто герои басен?
— А каких баснописцев вы знаете еще? 5-7 минут

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point

Для проведения игры класс делится на  3 команды.

III.Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2)3 минуты

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

                                    М.Исаковский

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

- Как называются  крылатые выражения, взятые из какого-либо произведения?

IV.Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5-7)3 мин

Что такое басня?

Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: ( Аллегория)

Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).

Басня “ Стрекоза и муравей”? ( Лень).

А как называют  строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом или нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

V. Викторина.

 Конкурс-разминка.  2 мин

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какое было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— С чего начала свою лесть вороне лисица? (Ну что за шейка…)

1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 8-13) 5 мин

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

А Васька слушает…( да ест).

Чем кумушек считать трудиться,..( не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)

2) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18-33) 3 мин

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне. Какие художники рисовали иллюстрации к басням И.А.Крылова? А.Лаптев, Г.Куприянов, Е.Рачев.

3) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34-40)2 мин

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты: 

  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
  • «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
  • «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
  • «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
  • «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
  •   Да только воз и ныне там»  («Лебедь, Щука и Рак»)

4) Конкурс «Найди пару» 3 мин

- Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.

- Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.

- Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

5) Инсценирование басни или чтение по ролям.

Обучающиеся представляют инсценировку басни, команды  объясняют мораль.  

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).  

 Инсценирование басни «Свинья под дубом».

Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, невежественность)

Инсценирование басни «Волк на псарне».

- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В  басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня - общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).

Физкультминутка.    

6) Конкурс: « Напиши басню».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки с пословицами и поговорками, которые должны лечь в основу сюжета басни.

Задача: составить басню, используя основные «законы жанра»

Время выполнения – 8-10 минут.

7) Загадочные животные (на столах лежат карточки с анаграммами)
 Составьте и запишите слова, называющие животных из басен.    
 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

VI. Подведение итогов урока.  Вопрос классу. Почему же басни И.А.Крылова актуальны и по сей день? Чему они нас учат?

Рефлексия .Что бы вы сказали баснописцу, если бы встретились с ним?

Объявление результатов соревнования между тремя командами.

Оценивание.

VII. Заключительное слово учителя. (Слайд №41-42).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь! А современные дизайнеры создали в 2014 г во одном из дворов Санкт-Петербурга такой вот  квартет.

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят. 

V. Домашнее задание:
1.Выучить стихотворение П. Вяземского наизусть, прочитать статью о В.А.Жуковском.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Стихотворение П.Вяземского                              

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс

Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...

Урок-игра "Сказочное путешествия в страну Дроби" 5 класс (квн)

разработка  урока - игры по теме: "Обыкновенные дроби"  для 5 класса, (итоговый урок)...

Урок-игра Путешествие по Великобритании для учеников 6 класса

Страноведческая игра для учеников 6 класса по учебнику Кауфман К., Кауфман М. Счастливый английский.ру...

Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...

Урок - игра. Повторение по курсу Новая история. 7 класс

ига по аналогии  телеигры "Кто хочет стать миллионером". Включает в себя задания за курс Новой истории 7 кл....

Урок игра по информатике и ИКТ для 7 класса "Путешествие в страну Информатика"

Урок-игра для 7 класса на закрепление тем: "Алгоритм" и "Общие принципы работы ЭВМ"...

Презентация к уроку-игре СВОЯ ИГРА по теме Кулинария.7.класс.

Презентация для урока-игры по теме кулинария для 7 класса с применением эффектов анимации. Выбрав вопрос в таблице на слайде 2, вы попадаете на слайд с вопросом. После ответа детей по щелчку мыши можн...