Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземноморья, на острова Эгейского моря. Представьте себе картину... С помощью компьютерного инструмента дети создают «роспись» для античного сосуда. Очень интересная игра, если позволяют технические возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grezij.rar1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского,

 5 класс

Тема урока: "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Цель: формирование устойчивой положительной позиции по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству. Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного и безобразного.

Задача: познакомить с особенностями гончарного искусства Древней Греции, вазописи Древней Греции.

Музыкальный ряд: “Сиртаки”

I.     Организационный момент.

II.     Формирование новых знаний.

III.    Практическая работа.

IV.  Обобщение знаний по теме.

V.    Задание  на  дом.

Ход занятия

I.     Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.

II.     Формирование новых знаний.

 2 слайд: Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземноморья, на острова Эгейского моря.  Представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром. Вот мы и в Древней Греции. Она расположена среди уютных долин, оливковых рощ и невысоких гор  под удивительно голубым небом . (Звучит музыка “Сиртаки”)

Древние греки создавали памятники, в честь них называли города. Так, например, знаменитый город богини Афины.

3 слайд:  Сердцем Афин была главная торговая площадь Агора, на которой в утренние часы было шумно и многолюдно.  В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии.

Именно здесь, на площади,  продавали знаменитые вазы, которые являются  одним из выдающихся явлений мировой художественной культуры.

   4 слайд: Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, проходя мимо агоры, мы попадаем в гончарную мастерскую. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другие мастера, совместно с художниками расписывают уже обожженные, желтовато-красные вазы. В окне видно, как рабы, покрывшись потом, занимаются обжигом.

Прекрасны эти античные вазы

Они пленительны и нежны,

Они изысканно - небрежны,

То гармонически - размерны,

То соблазнительно – неверны,

Всегда законченны и цельны,

Неизмеримо – нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

                                        В.Брюсова «Античные  вазы»

5 слайд: Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд. Гончарное искусство быстро развивалось.

Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон.  Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали особой глазурью.

 Вся эта прекрасная панорама повествует нам о таком удивительном виде древнегреческого искусства как гончарное искусство и вазовая роспись, которую греки наносили на керамические изделия.

6 слайд: Проблема урока:  Давайте сегодня на уроке попробуем разобраться в стилях   древнегреческой живописи.

 -  А что такое керамика?  (  Керамика – это изделие из обожженной глины).

Слово «керамика» произошло от названия афинского предместья Керамик и обозначает все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх, откуда и пошел обычай – награждать победителей спортивных соревнований кубками.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Слайд 7: Виды греческих орнаментов

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев,  напоминающих пальмовые. Самым распространенным греческим узором является  меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Существует предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так и возник этот знаменитый греческий орнамент. Любили греки так же изображать волну и бутон лотоса.

 Слайд 8:  Лучшие образцы греческой вазописи геометрического стиля — это афинские амфоры VIII века до н.э. Их росписи отличаются высоким художественным совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой сосуда.

В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор: треугольники, покрытые сеткой, ромбы с точкой посредине, различные варианты рисунка из переплетающихся линий.

Часто горизонтальные полосы включали квадратные поля, и художник заполнял их фигурками зверей и птиц, розетками и стилизованными листьями, а также изображением креста с загнутыми под прямым углом концами, который считался солнечным знаком у многих народов древности.  

9 слайд: Составные части древнегреческого сосуда (по рисунку).

 Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

10 слайд: Типы древнегреческих сосудов

   Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Основные типы сосудов принято распределять по трем основным группам:

  - Сосуды для хранения различных припасов

 -  Застольная посуда   для питья вина

  - Вазы для масла

 Давайте посмотрим на них.

- Амфора. Сосуд из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью

      тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, масла.  

- Пелика. Для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда.

- Гидрия. За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом.

- Лекиф.  А эта керамическая ваза служила для хранения душистого масла и благовоний, которые использовались спортсменами для натирания тела. Прикрепляли кувшин к поясу.

- Кратер. Этот сосуд объемный. Он удобен для смешивания жидкости. С большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками.

- Киаф. Особый черпак для разливания воды и вина.

- Килик. Плоская чаша на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками для питья.

- Стамиос. Громадные глиняные бочки для хранения зерна.

11 слайд:  Кроме гончара важную роль при создании керамики играли

мастера, расписывающие сосуды – вазописцы.

В росписи ваз существует два вида техники.

ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ (чуть позже).

Сначала возник чёрнофигурный вид вазописи. Для росписи сосудов использовали чёрный лак. Фигуры людей чёрного цвета прекрасно выделялись на оранжево-красном фоне.  

 Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены.  Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.

 12 слайд: Затем возник более совершенный краснофигурный стиль. Фигуры на глине обводили контуром, а всё остальное пространство покрывалось чёрным лаком. Внутри краcного силуэта прорисовывали тонкими линиями детали фигур, черты лица, складки одежды.

Обведя контуры фигур, все свободные от изображений части вазы покрывали черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. При обжиге лак приобретал ровную зеркальную поверхность с удивительным по красоте оливковым отливом, а светлые фигуры особенно выразительно выступали на этом фоне.

 Роспись сосуда должна была соответствовать пропорциям изделия (форме), его объему и предназначению.

13 слайд: III.    Практическая работа.

 В мастерской живописца.

http://www.interdidactica.es/index.php?lan=ru&game=co088    игра:

игры живопись, греческие амфоры, раскраски, игра онлайн.

 

С помощью компьютерного инструмента   создать «роспись» для античного сосуда.  Очень интересная игра, если позволяют технические возможности. В нашей школе в кабинете изобразительного искусства это возможно. У каждого ребенка  персональный компьютер.

Задание: создать краснофигурную или чернофигурную роспись вазы.

IV.  Обобщение знаний по теме.

Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

 Чему вы научились на уроке?

Как вы сами оцениваете свою работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматривается тема  декоративной росписи  сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...

Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс "Крестики-нолики"

Цели и задачи игры: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. Правила игры: • Участники игры разделены на две...

контрольная работа по теме Искусство Древней Греции, 10 класс.

Контрольная работа содержит вопросы и задания потеме "Искусство Древней Греции"...

Урок ИЗО в 5 классе "Путешествие в Древнюю Грецию. Вазопись"

Урок ИЗО в 5 классе "Путешествие в Древнюю Грецию. Вазопись"...

Урок-игра "Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок-игра - это театрализованное представление с соревновательными  элементами...