Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Фролова Дарья Владимировна
ЦЕЛИ:
1. Дидактическая
Проанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.
2. Развивающие 
Развивать умение целостного анализа произведения; 
Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;
Развивать умения видеть авторское мировоззрение на примере конкретных произведений.
3. Воспитательные 
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе, родине; 
Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: 1 блок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева (стихотворения «Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...» и др.) 2 блок. «О, как убийственно мы любим...» (любовная лирика Тютчева). Анализ стихотворений «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое» и др.).

ТИП УРОКА: комбинированный урок.

ВИД УРОКА: традиционный, двухчастный (блочный)

ЦЕЛИ:

1. Дидактическая

Проанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.

2. Развивающие

Развивать умение целостного анализа произведения;

Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;

Развивать умения видеть авторское мировоззрение на примере конкретных произведений.

3. Воспитательные 

Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе, родине;

Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

Учить комплексному анализу стихотворения;

Учить определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;

Формирования умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

Развивать умения связного выступления по теме с опорой на текст произведения;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки), навыков самостоятельной работы;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

3. Воспитательные:

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;

Воспитывать чувство уважения к автору.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • становление внутр. позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературы;
  • развитие интереса к чтению и читательской деятельности;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов; передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией с сообщениями;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные

  • видеть черты русского национального характера в героях произведения;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: •        для учителя:

Золтарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.

Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методич. рекомендации для учителя и учеников. 10-11 кл. – М., 2000.

Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005

Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009

•        для учащихся – тетрадь, тексты произведений.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, темы 1 блока.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

Первый блок

1

Самоопределение к учебной деятельности

2 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

4 минуты

3

Постановка проблемы

3 минуты

4

Проектирование и фиксация нового знания

36 минут (12+12+12)

Второй блок

4

Проектирование и фиксация нового знания

36 минут (12+12+12)

5

Первичное закрепление нового материала.

4 минуты

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке

5 минут

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Название этапа, цель

Содержание

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма

работы

Результат

1. 5

Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку?

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1) Актуализировать знания о Тютчеве; 2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, обобщение.

Анализ полученной информации, предварительная оценка произведений автора

1) Задает вопрос. 2) Актуализирует знания, которые учащиеся получили при выполнении домашнего задания. 3) Побуждает учащихся определить позицию к произведениям автора

1) Отвечают на вопросы учителя. 2) Высказывают свою позицию.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока.

Ответы на вопросы учителя. Формулировка темы.

Организует подводящий к теме диалог.

1) Обозначают автора, которого будут анализировать. 2) Формулируют тему и задачи урока.

Фронт.

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания. Цель: 

определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции

Выступления учащихся от группы с представлением выполненного домашнего задания по анализу произведений.

1) Организует выступление учащихмя. 2) Организует обсуждение произведений.3) Организует обмен мнениями в случае затруднения. 4) Помогает в случае затруднения выйти к правильному ключу понимания текста.

1) Выступают с сообщениями. 2) Отвечают на вопросы учителя. 3) Высказывают свою позицию. 4) Анализируют произведения.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Первичное закрепление нового материала. Цель: умений применять полученные знания на практике

Создание вывода о своеобразии автора в лирике.

Организует создание вывода и самостоятельную работу.

1) Делают вывод о типичных авторских чертах лирики.

2) Производят самоконтроль.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1) Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2) Фиксация нового знания во внешней речи.

1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2) Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? 3) Информирует о домашнем задании, выставляет оценки, предлагает их комментировать

1) Формулируют конечный результат работы. 2) Называют основные позиции нового материала и как его усвоили. 3)Записывают домашнее задание, дают оценку работе

Фронт.

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

ХОД УРОКА:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Мы начинаем с вами анализировать стихотворения Тютчева. Вы были разделены на группы и готовили анализ произведений. Скажите, понравились ли вам они? Что в них вам показалось в стихотворениях о природе сложным? А в стихотворениях о любви?

Прогнозируемый ответ: Тютчев не пейзажист, не певец красот природы, а мыслитель, ставящий проблему отношений человека и природы. Тютчев представляет чувство трагическим, в широком тропеическом окружении. Он глубоко чувствует и показывает нам самые разные и тонкие оттенки любви.

3. Постановка проблемы

А каким предстал перед вами поэт в прочитанных произведениях?

Прогнозируемый ответ: красота русской природы с юных лет вошла в сердце с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины. Также он глубоко чувствующий, «тонкой» душевной организации человек.

Как вы думаете, какая цель стоит перед работой?

Прогнозируемый ответ: мы проанализируем тексты произведений и рассмотрим на их примере своеобразие автора.

Запишите тему урока – она на доске.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Первая группа представляет анализ стихотворения «Осенний вечер». Группа представляла ответы по следующему плану:

(вопросы из левой колонки задает учитель, из правой – отвечает выступающий из группы, приведены прогнозируемые ответы)

Какова история создания стихотворения?

Стихотворение относится к периоду раннего творчества. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.

Каков краткий смысл стихотворения?

Стихотворение представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.

В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Какая форма стихосложения использована?

Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб», «изнеможенье»), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск», «Улыбка увяданья»), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная).

«Осенний вечер» насыщен эпитетами – («зловещий блеск и пестрота дерев», «багряных листьев», «грустно-сиротеющей»). Эпитеты «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»).

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания.

Итак, какой предстает природа в этом стихотворении?

Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.

Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.

Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.

Спасибо группе за ответы. Оценки получают… теперь прослушаем ответ второй группы – анализ стихотворения «Весенние воды».

Какова история создания стихотворения?

Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Каков краткий смысл стихотворения? Какова его композиция?

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег»). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Какая форма стихосложения использована?

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, олицетворяя природные явления. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»), метафоры (хоровод дней, сонный брег), олицетворения («весна идет», «они гласят»), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Итак, какой предстает природа в этом стихотворении?

Произведение имеет философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Спасибо группе за ответы. Оценки получают… теперь прослушаем ответ третьей группы – анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа».

Какова история создания стихотворения?

Стихотворение Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (2 и 4). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки. Исследователи творчества Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…».

Каков краткий смысл стихотворения? Какова его композиция?

Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. Он раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

Какая форма стихосложения использована?

Содержание стихотворения делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Жанр произведения – элегия. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах». Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Итак, какой предстает природа в этом стихотворении?

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил». 4 катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была». В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они не захотят измениться.

Спасибо группе за ответы. Оценки получают… теперь прослушаем ответ четвертой группы – анализ стихотворения «Накануне годовщины 4 августа 1864 года».

Какова история создания стихотворения?

Стихотворение написано в 1865 году и посвящено трагической смерти любимой женщины Тютчева, Елене Денисьевой, которую он неимоверно любил. Оно входит в Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.).

Каков краткий смысл стихотворения? Какова его композиция?

Темой стихотворения является скорбь по погибшей возлюбленной. Тютчев написал это стихотворение, чтобы утолить боль в своей душе, чтобы показать, что этот день он переносит очень тяжело и печально. В 1 и во 2 строфе автор описывает свое состояние накануне годовщины: «вот бреду я вдоль большой дороги», «тяжело мне, замирают ноги». В 3 строфе автор вспоминает, что завтра роковой день, и он спрашивает возлюбленную, видит ли она, как он страдает.

Какая форма стихосложения использована?

Это стихотворение отличается от других своим, необычным для Тютчева, размером, то есть хореем. Данный размер Тютчев почти не использовал. Рифмовка перекрестная. В стихотворение много пауз, которые выражаются многоточиями. Значит, произведение должно читаться тихим, размеренным тоном. Оно состоит из 7 предложений, 3 из которых являются вопросительными. Это подтверждает то, что для автора очень важен данный вопрос.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Унылые эпитеты: «гаснущие день», «последний отблеск дня», «тихий свет» - придают стихотворению темную мрачную окраску. Главной особенностью данного стихотворения являются обращения «друг мой милый», «ангел мой», которые повторяются 4 раза в 12 стихах. Данный рефрен обращает внимание на то, что автор очень любил и дорожил этой девушкой, она была для него чем-то возвышенным и недостижимым. В конце каждой строфы Тютчев использовал повторение одного и того же вопроса: «Видишь ли меня?». Автор этой мольбой-вопросом просит прощения у возлюбленной за то, что он принес ей много страданий.

Итак, каким предстает любовное чувство в этом стихотворении?

При чтении данного стихотворения чувствуешь ту душевную боль, которую чувствовал автор при написании стихотворения. Читая строки: «Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня…» нельзя не проникнуться чувством сострадания к автору. Произведение навевает чувство одиночества, личной драмы и тоски. Наравне с образом автора нам представлен образ природы. Здесь нашему взору представлен «гаснущий свет», конец светлого дня и наступление тихой темной ночи. И природа, и герой в этом стихотворении мрачны, загадочны и одиноки.

Спасибо группе за ответы. Оценки получают… теперь прослушаем ответ пятой группы – анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…».

Какова история создания стихотворения?

Стихотворение было написано в 1851 г. Оно входит в Денисьевский цикл. Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее моральных запретов. Троим своим детям, рождённым в этом незаконном браке, Тютчев дал свою фамилию. Елена боготворила Тютчева, но страдала от этих отношений. Общество осудило их любовь, виноватой оказалась женщина. Светская жизнь Денисьевой закончилась, она жила затворницей на снятой Тютчевым квартире, даже отец перестал с ней видеться. Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной.

Каков краткий смысл стихотворения? Какова его композиция?

Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных. Тема задана в первой строфе. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина. Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура – риторической эпифорой. Тютчев прибегает к этому приёму, чтобы подчеркнуть важность строфы. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод. В основной части чередуются строфы, посвящённые внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого. Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений – изменение внешности возлюбленной – возлюбленная в прошлые, счастливые для неё времена – рассуждение о быстротечности времени – попытка проанализировать изменения к худшему – рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.

Какая форма стихосложения использована, каков жанр?

Стихотворение относится к направлению романтизма. Герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись чувству. Одинокая личность в стихотворении противопоставлена толпе. Стихотворение относится к интимной лирике. Не лишено оно философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить как элегия. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.

Какими средствами выразительности автор изображает природу? Каким предстает любовное чувство в этом стихотворении?

Стихотворение начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Во 2 строфе меняется местоимение с мы на ты. Герой обвиняет оппонента в тех недостатках, которые секунду назад считал своими. Герой не отказывается от них и признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой. 2 строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают сменяющие друг друга мысли. Во 2 строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя год. В 3 строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина – метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая. 4 строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты). 5 строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем. Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором (метафора). Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья. Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в воспоминанья, но и они перестали утешать (олицетворение «изменили воспоминанья»). Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры). Грязи противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора). Мученье сжигает душу, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают слёзы.

Спасибо группе за ответы. Оценки получают… теперь прослушаем ответ шестой группы – анализ стихотворения «Я встретил вас».

Какова история создания стихотворения?

Тютчев написал стихотворение на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное под впечатлением от встречи с былой любовью поэта, «младой феей» Амалией Лерхенфильд, описывает чувства человека, вновь встретившегося со своим счастливым прошлым. Адресат стихотворения зашифрован инициалами «К.Б.», которые означают переставленное местами имя женщины - баронесса Крюденер.

Каков краткий смысл стихотворения? Какова его композиция?

Поэт избрал двухчастную композицию. В первой части Тютчев говорит о том, что после неожиданной встречи в его сердце растаял лед, и сердце погрузилось в удивительно прекрасный мир счастья, «во время золотое». Строка «Я вспомнил время золотое» отсылает к раннему стихотворению поэта «Я помню время золотое» (1836), также посвященному Амалии. Во второй строфе появляется описание природы весной, сравниваемое с молодостью человека. Тютчев противопоставляет осень (свой возраст) весне (молодости). Как весна пробуждает природу от зимней спячки, так и любовь пробуждает поэта к жизни, наполняя его энергией и жизнелюбием.

Какая форма стихосложения использована?

Поэт сочетает одические и элегические интонации. С элегией стихотворение роднит образ лирического героя, с одой – духовная проблематика произведения и использование высокой книжной лексики («встрепенется», «повеет»). Четырехстопный ямб с пиррихием придает мелодичность стихотворению. Тютчев использует перекрестную рифмовку, чередуя женскую (1-я и 3-я строки) и мужскую (2-я и 4-я строки) рифмы.

Какими средствами выразительности автор изображает природу?

Образ любимой в стихотворении размыт. Улавливается лишь чувство восхищения и благодарности. Аллитерация (з-с, д-т, б-п) и ассонанс (о, а, е) передают движения и порывы человеческой души, отражая нежность, душевный трепет и глубину чувств поэта. Ритмические паузы и многоточия оставляют пространство для невысказанного, придавая интимность стихотворению. Произведение отличают богатство поэтических интонаций и эмоциональная окрашенность лексики. Несмотря на наличие слов, окрашенных в грустные тона (поздней осени, в отжившем, забытым), в стихотворении преобладает нежная, эмоционально приподнятая лексика (очарованье, милые, упоеньем). Поэт использует анафору (Тут не одно..//Тут жизнь…, И то же…// И та же…), повторы, антитезу «весна-осень», параллелизм, градацию (бывают дни, бывает час). Лирический мир Тютчева богат: метафоры («весь обвеян дуновеньем», «сердцу стало так тепло»), эпитеты («отжившее сердце», «вековая разлука»), олицетворения («тут жизнь заговорила вновь», «все былое в отжившем сердце ожило») придают выразительность стихотворению.

Итак, каким предстает любовное чувство в этом стихотворении?

Воспоминания дарят вдохновение и надежду, любовь же возрождает ощущение «полноты жизни». Чистое и искреннее стихотворение Тютчева доказывает: невзирая на возраст, человеческое сердце и душа не стареют. Великая и вечная сила любви возрождает человека: «Жизнь заговорила вновь», а значит, жизнь будет продолжаться.

(Учитель комментирует ответы в сравнении с идеальными, поправляет учащихся, при затруднении привлекает к работе класс)

 5. Первичное закрепление нового материала

Итак, ребята, мы с вами проанализировали шесть произведений Тютчева. Давайте составим с вами по ним обобщающий вывод. Каковы основные особенности творчества Тютчева? Каковы особенности встретившегося нам на предыдущем уроке понятия «Чистое искусство»? (мозговой штурм) Запишем вместе выводы.

  • Философичность, метафизичность лирики.
  • Обращение к общечеловеческим проблемам
  • Конкретную, пластическую, осязаемую картину в стихах можно увидеть редко; единая картина не складывается
  • Ключевая ситуация – встреча человека и природы, а природа обладает многими свойствами человека – его характера и даже тела
  • Человек в лирике мыслит себя царем природы, а на самом деле он лишь крупица мироздания
  • Один и тот же образ, понятие проходят через разные стихотворения
  • Лирика символична
  • Происходит поиск гармонии в реальности
  • Самая главная цель поэзии - постигать смысл жизни

  • Поэзия намёков, догадок, умолчаний
  • Искусство не должно быть связано с жизнью
  • Поэт не должен вмешиваться в дела мира
  • Это поэзия для избранных
  • Основные темы любовь, природа, искусство
  • Лирику отличает богатство оттенков; нежность и душевная теплота
  • Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.
  • Певучесть и музыкальность
  • Любовь – это всегда борьба
  • Психологическая конкретность сочетается с философским осмыслением состояния души
  • Показан духовный мир женщины

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итак, ваше домашнее задание на следующий урок –

1. Индивидуальное задание – подготовить биографию А.А. Фета

2. Задание на 4 группы: проанализировать по индивидуальным схемам стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь».

3. Общее задание – подготовиться к обсуждению явления «чистого искусства».

Ребята, вам понравился урок? Вы считаете, достигнутое сегодня умение анализировать лирический текст поможет вам проанализировать также стихотворения Фета? (ответы учащихся)

Оценки за работу на уроках сегодня получили выступающие … потому что … я говорила вам замечания в течение вашей работы и они повлияли на оценку. Вы согласны с ней? Также хочу оценить за ценные дополнения… Согласны с моей оценкой? Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб на следующем уроке оценки улучшить? (ответы учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« О, как убийственно мы любим…» (Денисьевский цикл в поэзии Ф. И. Тютчева)

Литературная композиция по творчеству Ф. Тютчева. Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и при проведении литературных гостиных в рамках Недели Филологии в школе....

"О, как убийственно мы любим" ( по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова)

Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку литературы в 10 классе. Она знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и их любовной лирикой. Формирует представление об...

"О, как убийственно мы любим" (по лирике Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова)

Урок литературы в 10 классе посвящен теме любви. Учащиеся имеют возможность не только больше узнать о поэтах, их музах, но и позволяет увидеть тонкость и хрупкость взаимоотношений, сравнить звучание д...

Литературно-музыкальная композиция "О, как убийственно мы любим!" (любовная лирика Ф.И. Тютчева)

Любовь у Тютчева - тяжкое томление, неизбывное горе, угрызения совести, страх смерти, но именно она – источник величайшего душевного взлета и ощущения счастья.Пять историй любви, пять женщин великого ...

Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)

В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....

Урок литературы в 10 классе на тему: "Философское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"

В материале представлена разработка урока по теме "Филосоыское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"...

"О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)

Цель урока.Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой...