Литературно-театральный вечер (сценарий) по И.С. Тургеневу «Он был человеком – самым человечным человеком…»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Фролова Дарья Владимировна
ЦЕЛИ
1. Дидактические: формирование системы знаний о биографии Тургенева; развитие познавательной активности. 
2. Развивающие: развитие мышления, воображения; развитие мировоззрения, памяти; эстетизация литературных ЗУНов.
3. Воспитательные: формирование у воспитанников эстетических чувствов на примере великих писателей; воспитание уверенности в своих силах у выступающих; воспитание гуманизма и любви к прекрасному; воспитание творческой, ответственной личности. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-театральный вечер по И.С. Тургеневу «Он был человеком – самым человечным человеком…»

ЦЕЛИ

1. Дидактические: формирование системы знаний о биографии Тургенева; развитие познавательной активности.

2. Развивающие: развитие мышления, воображения; развитие мировоззрения, памяти; эстетизация литературных ЗУНов.

3. Воспитательные: формирование у воспитанников эстетических чувствов на примере великих писателей; воспитание уверенности в своих силах у выступающих; воспитание гуманизма и любви к прекрасному; воспитание творческой, ответственной личности.

ЗАДАЧИ

Учебные: сформировать у обучающихся познавательный интерес к литературе, расширить их литературоведческий кругозор, поддержание устойчивого интереса учащихся к литературе; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы.

Развивающие: развивать логическое мышление; развивать способность правильно воспринимать эстетический материал.

Воспитательные: развитие инициативы, творчества; использование литературоведческого материала как средства нравственного воспитания.

Оборудование: музыкальные композиции, костюмы.

Список использованной литературы

1.И.С.Тургенев. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 12 т. М.: Наука, 1978.

2.Методические рекомендации по проведению учреждениями библиотечного типа мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения И.С.Тургенева, в рамках акции «Библионочь-2018» – Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева» Общественная организация «Тургеневское общество в Москве» 21 апреля 2018 г.

3. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова. М.: Просвещение, 1994.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент

Ведущий: Мы приглашаем вас всех на литературный вечер-постановку, посвященную Ивану Сергеевичу Тургеневу. Поприветствуйте наших актеров! Мы начинаем.

2. Актуализация знаний о биографии Тургенева

Ведущий (под музыку): Тургенев… кто это такой? Какими звуками он отдается в ваших сердцах?.. Великий писатель и поэт? Горячо сострадающий русским людям творец? А, может, страстно влюбленный в жизнь юноша, выместивший эту любовь в трепетных произведениях?

3. Театральная постановка

Тургенев-юный (выходит): Что рассказать о себе? Я родился дворянином, но был чужд дворянству. Чужд моей матери, которая оставляла на мне следы розг. Чужд пощечинам, чужд боли. И не только своей. Чужд крепостничеству, чужд тому, чтобы пройти мимо бедных и униженных…

Ведущий: Заглянем немного вперед, во время, когда Тургеневу исполнилось 23 года.

Авдотья Ивановна (выходит): Посмотрите на меня – мои щеки в румянце от работы, мои русые волосы в тугой косе, мои руки исколоты иголкой – но мои вышивки вдохновили Ваню…

Тургенев: Милая моя, моя Авдотья..

Авдотья Ивановна: Он мне подарил столько счастья, столько заботы, столько радости!..

Варвара Петровна (выходит): Не бывать вашему счастью!

Авдотья Ивановна уходит, Тургенев уходит в другую сторону.

Ведущий: На долю Тургенева выпали большие жизненные испытания: его расхождения во взглядах с друзьями, любовь к Полине Виардо – любовь, которая принесла ему много радости и горя, скитания вдали от Родины. Но поражает огромное жизнелюбие, присущее этому необыкновенному человеку.

Тургенев (выходит под музыку): «Я не могу без волнения видеть, как ветка, покрытая молодыми, зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе. Жизнь, ее реальность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю. Я прикован к земле!»

Ведущий: Его любовь к природе носила действенный характер, он глубоко проникал в ее сокровенные тайны, он видел ее во всякое время дня и ночи, во всех ее красотах, во всех ужасах. Уж не потому ли, что он занимался охотой, и это волшебное слово могло заставить его забыть обо всем.

Тургенев (под музыку): Я начинаю писать «стихи в прозе». Любовь к миру дышит во мне, переполняется через край – и наполняет хрупкую форму. Я думаю о человеке, о его возможностях… О весне, разливе реки, очаровании осени… юности… зрелости… «Добрый день, мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд; тебе, вероятно, скучно станет, и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их вразброд: сегодня одно, завтра другое, и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Ведущий: Тургеневу – 25 лет. С ним случается что-то особенное… он пишет…

Чтец: «Стой! Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься такою в моей памяти!

С губ сорвался последний вдохновенный звук – глаза не блестят и не сверкают – они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, вослед которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!

Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды?

Какой бог своим ласковым дуновением откинул назад твои рассыпанные кудри?

Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!

Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет – и не надо. В это мгновение ты бессмертна.

Оно пройдет – и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя…Но что тебе за дело! В это мгновение – ты стала выше, ты стала вне всего происходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.

Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!»

Ведущий: Это имя звучит шепотом дальше во всей жизни Тургенева…

(Шепот из аудитории: Полина… Полина… Полина…)

Полина Виардо (выходит): То был сорок третий, и, кажется, в театре он был в день своего двадцатипятилетия. «Мне его представили со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Кажется, он был очарован моей партией Розины в опере. Но – боже – я же замужем…

Тургенев: уволился из службы в Министерстве внутренних дел и с семьей Полины уехал во Францию на полгода, в их замок. «Ветер нес запах сирени, лугов, полей. Шмель гудел где-нибудь в занавеске. На столе деревенские цветы». В замке музыка. Полина… поет... С Луи, как с лучшим другом, ходим на охоту. Самое… самое счастливое время моей жизни (уходит)

Полина: Он все пишет, пишет, пишет… То произведения, то письма… Идут годы, а он все пишет…

Тургенев-зрелый (выходит): «Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне… В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас… Дал бы Бог, чтобы мы могли провести следующую годовщину этого дня и чтобы через семь лет наша дружба осталась прежней… Встретить Вас на своем пути – было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеет границ и умрет только со мною… Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам» (уходит)

Ведущий: И спустя 17 лет Тургенев писал Полине Виардо…

Тургенев-старый (выходит): «О мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне. Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед его глазами, и он поклоняется мне». И это будет истинная правда» (уходит).

Пелагея (выходит): Я не помню свою маму, но знаю, что она папа любил ее. Меня же теперь не любит никто. Я стираю, как большая, я терплю смех, я терплю презрение бабушки…

Варвара Петровна: Подойди. Хм… Скажите, на кого же эта девочка похожа? Никак не могу понять…

Пелагея: На папу!

Варвара Петровна: Какая несносная прачка! Выпороть ее, да поживее!

Пелагея убегает в слезах.

Тургенев: Дочь моя! Я не знал тебя восемь лет! О, прости меня, дитя!.. (Уходит следом)

Ведущий: И Тургенев увозит Пелагею в Париж, где она будет воспитываться вместе с дочерьми Полины Виардо. Отныне звать ее будут тоже Полиной, она забудет русский язык и никогда больше не вернется в Россию.

Тургенев (возвращается): К сожалению, у меня никогда не будет семьи. Никто не сможет заменить Полину, и я буду с Виардо, уезжая и вновь возвращаясь, путешествуя по всей Европе с ними… «Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… нахохлившись, сидит она на голой сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?.. Осужден на цыганскую жизнь, и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!»

Ведущий: Но была у него и другая страсть…

Тургенев: Моцарт и Бетховен, Шуман, Шопен, Чайковский…

Чтец (под музыку Чайковского): читает «Как хороши, как свежи были розы…»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

Чтец: А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы...

Ведущий: На слова Тургенева написан известный романс «Утро туманное, утро седое…» (Танец под романс В. Абаза)

А тургеневские девушки… Сколько споров и восторгов вызывали они и среди современников, и многие десятилетия спустя… Какие они удивительно разные, сложные, а порой загадочные! И всегда способные к борьбе, к действию, способные умереть за великое дело. Это и девушки из стихотворения в прозе «Порог», и Н. Ласунская из романа «Рудин», и Е. Стахова из романа «Накануне».

Тургенев: Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

Голос: – О ты, что желаешь переступить этот порог, – знаешь ли ты, что тебя ожидает?

Девушка: – Знаю.

Голос: – Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

Девушка: – Знаю.

Голос: – Отчуждение полное, одиночество?

Девушка: – Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

Голос: – Не только от врагов – но и от родных, от друзей?

Девушка: – Да... и от них.

Голос: – Хорошо. Ты готова на жертву?

Девушка: – Да.

Голос: – На безымянную жертву? Ты погибнешь – и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!

Девушка: – Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

Голос: – Готова ли ты на преступление?

Девушка: (потупила голову...) – И на преступление готова.

Голос: (пауза) – Знаешь ли ты, что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

Девушка: – Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

Голос: – Войди!

Тургенев: – Дура! – проскрежетал кто-то сзади. – Святая! – принеслось откуда-то в ответ.

Ведущий: Тургенев не стал певцом революции. Но он был реалистом, остро чувствующим действительность, он многое угадывал в жизни русского общества, у него было «чутье настоящей минуты», он возлагал большие надежды на будущее.

Во Франции Тургенев прикован к постели страшной болезнью. Понимая, что болезнь его не отпустит, в мае 1882 года с тоской писал своему другу Якову Полонскому…

Тургенев: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Ведущий: Но рядом с ним семья Виардо. Муж Полины тоже болен. В апреле 1883 г. умрет Луи Виардо, 3 сентября умирает Иван Тургенев.

Полина: За несколько дней до кончины он завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге. В последний путь из Франции в Россию его провожала не я, а моя дочь Клоди, которую он так любил. Прощаться на вокзале в Париже и на похороны в Петербурге придет огромное количество людей... После его смерти мне довелось прожить еще 27 лет. Я все еще давала уроки музыки. Только с того трагического дня все оставшиеся годы не снимала траура и писала письма на листках с траурной лентой в уголке…

4. Заключение

Чтец: (читает стихотворение Н.Рыленкова «В Спасском-Лутовинове»).

Вздыхает парк, кусты сирени вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах.

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, в сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык,

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Ведущий: К этому будущему было обращено творчество Тургенева, исполненное высокого нравственного чувства. Навсегда останется в сердце образ его – человека с горящим сердцем, нежными чувствами, упоенного бесконечной жизнью.

5. Рефлексия

Спасибо всем выступавшим и нашим зрителям! Понравилась ли вам наша постановка? Что вы сегодня узнали? (ответы зрителей)

Составьте небольшой письменный отзыв о нашей сегодняшней постановке.

Всем спасибо! До свидания, ребята!

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 8 классе "Человек и человечность"

Урок обществознания в 8 классе по теме "Человек и человечность". Цель урока:раскрыть нравственный смысл норм морали, по которым живет человек....

Самая человечная профессия

Самая человечная профессия( посвящается преподавателям КМК им.Н.А.Римского-Корсакова) Краснодарский музыкальный колледж имени Н А Римского-Корсакова – одно из ведущих музыкальных образовате...

"Человек и человечность"

Учащиеся должны знать, что: 1). Человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей; 2).мораль – общепринятое представление о том, что такое хорошо и что тако...

Человек и человечность.

Презентация к уроку обществознания. 6 класс....

Практическая работа "Человек и человечность" обществознание 6 класс

Работа с адаптированным текстом, работа в группах...

Литературно-театральная постановка "Человек №..."

Цели: осмысление трагического прошлого с целью извлечения уроков из истории, чтобы созидать настоящее и будущее; знакомство с литературным и культурным наследием....