К. М. СИМОНОВ. «МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ». ДЕТИ И ВОЙНА.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Головкова Ольга Николаевна

Цели деятельности учителя: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке; акцентировать внимание учащихся на изображении героического прошлого России в творчестве К. Симонова; показать несовместимость понятий дети и война, совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, уметь определять средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Метапредметные УУД :

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Оборудование. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_simonov.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

     

ТЕМА: К. М. СИМОНОВ. «МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ». ДЕТИ И ВОЙНА.

Цели деятельности учителя: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке; акцентировать внимание учащихся на изображении героического прошлого России в творчестве К. Симонова; показать несовместимость понятий дети и война, совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, уметь определять средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Метапредметные УУД :

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Оборудование. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.

                   


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала занятия

Цель этапа:включение учащихся в деятельность.

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

-Ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке.

Проверьте свою готовность к уроку, наличие всего необходимого.

- А теперь посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.

личностные:

самоопределениеустановление связи между целю учения и ее мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

-Ребята, детство – прекрасная пора. Не так ли? Подумайте и скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Детство». Составление ассоциограммы.

(Дети называют слова, мы записываем их на доске: радость, улыбки, смех, счастье, ласка и др.)

А есть ли у детей заботы и проблемы?

-Прочитайте стихотворение про себя.( 1 слайд)

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Беседа.

-Какая интонация подойдёт к стихотворению? (Грустная).

-Почему? (Когда плачут, это грустно).

-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).

-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут.

Звучит песня «Священная война»( 2 слайд)

-Так почему дети плачут? (Война).

-Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны.

Сегодняшний урок – это дань уважения ко всем, кто был причастен к великой Победе

-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?

- Ребята,  в ваших семьях тоже кто- то участвовал в войне или строил укрепительные сооружения, пережил оккупацию или блокаду.

- На дом вы получили задание: написать сочинение-рассказ на тему «Война – самое трагическое событие в жизни моей семьи». Давайте послушаем, что у вас получилось.

Обучающиеся читаю свои эссе

Молодцы, что знаете, интересуетесь историей своей семьи и страны. Я бы хотела дополнить, расширить ваши знания.

- Война затронула каждую семью, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. В ней погибло 13 миллионов детей. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников. Маленькие герои большой войны погибали в боях или были казнены немцами, но ни один не был забыт. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Слушают песню.

  1. Выявление темы урока.

Целеполагание.

Цель этапа: определение темы урока, постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

- Прочитайте эпиграф. ( 3 слайд)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

  Анатолий Болутенко

-Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

(Детство – это начало жизни, самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война – это горе и смерть, самое трагическое событие в жизни людей и, в особенности детей. Это противоестественно, понятия " дети и война" несовместимы)

- Как бы вы определили тему урока, исходя из ключевых слов в эпиграфе? ("Дети и война", "Дети на войне") 

Совершенно верно, именно эта тема будет определяющей на нашем уроке. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Поможет нам в этом стихотворение К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Запишем тему урока: Стихотворение К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Дети на войне.

На листе

Вопросы: (Слайд 3)

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке?

(рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне; показать значение поэзии в годы войны)

Определяют тему урока. Формулируют цель и задачи урока

  1. Актуализация знаний

Цель этапа:вспомнить и уметь применить имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

-Война всегда приносит горе. И мы должны хранить в памяти эти страшные события нашей истории. Весь народ, на фронте или в тылу, старался внести свой вклад в освобождение родины.

-Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты.

- А кто это- корреспонденты? . Сотрудник газеты или другого периодического издания, посылающий в них сообщения с мест. Газетный корреспондент. 

Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов. ( 4 слайд)

 

Рассказ подготовленными учащимися о жизни и творчестве К.М.Симонова) 

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Симонова.

В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму "Павел Черный".

Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.

Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

Спасибо большое за рассказ

Слушают учителя

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают подготовленные эссе

5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о К.Сомонове

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные : умение сотрудничать,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.

Прослушивание стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете" в исполнении автора. (Аудиозапись) .(5слайд)

-Прослушайте стихотворение и скажите, какие чувства оно у вас вызывает.

- Какая картина встает перед нами при прослушивании этого стихотворения?

Ребята выражают свои чувства после прослушивания.

Слушают аудиозапись

  1. Минутка релаксации.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение.

-Какой образ возникает в вашем воображении?

- Опишите его.

- Какие слова мы можем сказать об этом мальчике (несчастный, погибла мать, седой, слезы, горе, нет дома )

Воображают происходящее в стихотворении

  1. Открытие обучающимися новых знаний.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

Работа с текстом.

Чтение по частям с анализом и словарной работой.

- О чем это стихотворение? (Судьба ДЕТЕЙ в годы Великой отечественной войны.).

 Мы определили тему стихотворения.

Любое произведение имеет свое особенное построение. Это называется композицией.

- На сколько частей можно разделить это стихотворение? (Стихотворение можно разделить на две части: первая - рассказ о встрече с мальчиком; вторая - обращение к человеку, читателю, который не был на фронте (женщине)).

А) Выразительное чтение и анализ первой части.

- Кто главный герой стихотворения? («Седой мальчишка»).

- Сколько лет мальчику? (10 лет). А почему седой? (В каком возрасте люди седые: в старости, много прожили, пережили. (Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе - смерть матери. Это горе не под силу порой выдержать и взрослому человеку, а здесь с ним столкнулся практически ваш ровесник).

- Есть ли имя у мальчика? (Имени в стихотворении мы не находим. Автор показывает этим, что таких детей было много).

- Из стихотворения мы узнаем, откуда мальчик? («Из крепости, из Бреста»)

Брестская крепость? Вы слышали о ней? (слайд 5) Брестская крепость - это крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу. 
Поэта-рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста.

В тексте встретилось незнакомое слово: лафет, что оно означает?( 7 слайд) (Запись в тетрадь: лафет - станок артиллерийского орудия. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал.)

- Когда автор встретил этого мальчишку? (Войска шли из России к границам, чтобы дать отпор немецкой армии. Мальчик, проснувшись, махал им рукой, провожая в путь).

Б) Выразительное чтение и анализ второй части.

Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."

(Автор вспоминает, вероятно, о жене, которая уговаривает его не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)

- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?

(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне понаслышкеи не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу).

"Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои). Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенок, вернувшись вместе с ними домой после победы, "поцелует горсть своей земли".)

Что же называет Константин Симонов домом солдат, которые столкнулись с этим мальчишкой? (Домом солдат во время ВОв были те места, которые нужно было защищать от немецких солдат.)

-Какова основная мысль второй части? (Во второй части автор обращается к своей жене и сообщает ей, что война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Тот, кто столкнулся с этим мальчишкой, не сможет развернуться и уйти домой. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка вернется вместе с нами и поцелует горсть своей земли»).

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов

Отвечают на вопросы, анализируют стихотворение

  1. Самостоятельная работа

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи самостоятельно

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

1.Работа с таблицей.

-Ребята, вы все прекрасно знаете, что поэты используют специальные средства выразительности для эмоционального воздействия на читателя. Перед вами на партах лежат таблички. Заполните их.

1.Определите художественные средства выразительности.

Пример

Средство

выразительности

Заснувшая игрушка

Олицетворение

Седой мальчишка, воинский закон.

Эпитеты

А нам оно оборвало сердца, призвал нас воинский закон

Метафоры

2.Опредете вид рифмы.

______________________________________

2. проверка. ( слайды 8-9)

Работают в парах по составлению таблицы

  1. Итог урока. Домашнее задание

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

В начале урока мы с вами составили ассоциограмму со словом «детство». Сейчас мы попробуем составить ассоциограмму со словосочетанием «дети войны». (слезы, горе, боль, смерть, одиночество, нет дома, нет родителей, голод).

- Подумайте, какие проблемы и заботы были у этих детей? С чем это связано нам понятно.

- Что хотел сказать Симонов этим стихотворением?

Зачем рассказал эту историю?

(Автора нам хотел передать все ужасы войны, которые коснулись не только взрослых, но и детей.) (Слайд 10)

-О войне писали не только писатели-фронтовики. Свое слово не менее правдиво, пронзительно сказали те, кто в страшные военные годы был еще ребенком.

-Мне бы хотелось закончить урок стихотворением  нашего земляка Дмитрия Блынского, которому было 9 лет, когда началось война ( 21 слайд)

Мне было в том году неполных десять

Когда пришел фашист в начале дня,

Чтобы меня в моем саду повесить

 Или в моей же хате сжечь меня.

Я видел сам со школьными друзьями,

Как у него не дрогнула рука

Свалить, столкнуть, живым засыпать в яме Учителя, седого старика.

Его штыком мальчишка был заколот

За то, что плакать не имея сил,

Ручонками и ртом – такой был голод –

Мальчишка есть у матери просил.

Нам не забыть – за это мы в ответе,

- Как, обращаясь к мертвым и живым,

Взывают к мести женщины и дети,

В моем краю расстрелянные им.

- Что же этим стихот-м Д.Блынский хотел сказать тем, кто не был на войне, нам, потомкам?

(Не забывать имена героев и хранить о них память)

Ведут диалог, повторяют основные определения и правила,

  1. Рефлексия

Выставление оценок. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

Продолжите одну из фраз (11 слайд)

- Сегодня на уроке … я узнал…

2.Было интересно…

3.Я понял, что…

4.Теперь я могу…

5.Я почувствовал, что…

6.Я смог…

7.Урок дал мне для жизни…

8.Мне захотелось…

9.Было трудно …

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Домашнее задание

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

Домашнее задание на выбор ( 12 слайд)

1. Создать свою иллюстрацию к стихотворению Симонова. Подобрать к иллюстрации цитату из стихотворного текста.

2. Выразительное чтение наизусть вашего стихотворения К.Симонова

записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и война. К. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А. Твардовский "Рассказ танкиста".

Урок литературы в 5 классе с презентацией, видеороликом, аудиозаписью и с путевым листом для учащихся....