К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". «Дети и война»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

К.М. Симонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simonov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

 К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". «Дети и война»

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний

1) - Прочитайте эпиграф.

-Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

2) СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.

Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов.

Презентация по творчеству писателя.

3) Выразительное чтение стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". (Аудиозапись)

-Прослушайте стихотворение и скажите, какие чувства оно у вас вызывает.

-ИЗ каких частей оно состоит?

(Стихотворение Симонова - это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине)

4) Чтение по частям с анализом и словарной работой.

Первая часть.

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

-Откуда везли мальчика?

Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

- На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?

- Как вы понимаете выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

-Почему мальчик седой?

- Сколько лет мальчику?

-Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?

Вторая часть.

- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."

- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

3 часть.

- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?

- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?

-Но если он не вернется, о чем он просит?

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

5) Составляют план самостоятельно, затем сверяют его с планом на доске.

1.Седой мальчишка.

2.Горе оборвало сердца.

3.Долг солдата - защищать страну.

4. Итог

5. Д/з выучить стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературы "Детство, опаленное войной" /по стихотворению К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"/

Данный проект урока литературы по стихотворению К.Симонова предполагает в числе главных задач развитие устной и письменной речи учащихся на основе анализа стихотворения....

Дети и война. К. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А. Твардовский "Рассказ танкиста".

Урок литературы в 5 классе с презентацией, видеороликом, аудиозаписью и с путевым листом для учащихся....

К. М. СИМОНОВ. «МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ». ДЕТИ И ВОЙНА.

Цели деятельности учителя: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение ка...