Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Жогова Рашида Исмаиловна

Ученики анализировали  художественное пространство сказки и оформляли в виде      «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки»,  «Кластера», «Воздушного шара», «Строительства стен».                                                                                                   

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_lit_teplyy_hleb.docx624.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Раздел долгосрочного плана: Раздел 3 Литературная прозаическая сказка  

Гимназия №38

Дата:  21.02.19 г.

 Учитель: Жогова Р.И.

Класс: 5 Б

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое  и реальное в сказке.        

ЦО, которые достигаются на данном уроке

АИ6 -Художественный мир произведения в разных формах представления

Цели урока

АИ6:

- анализировать художественное пространство

 - оформлять в виде «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки», «Кластера», «Воздушного шара», «Строительства стен».

Критерии оценивания

АИ6 - определяет 3 или больше ключевых отличий между реальным и фантастическим.

Языковые цели

Использовать риторические вопросы, вводные конструкции: во-первых, во-вторых, я считаю, по моему мнению, по словам ученых, таким образом и т.п.

Использовать подчинительные союзы: потому что, так как, если, что и т.п.  

Привитие ценностей

Обучение на протяжении всей жизни. Уважение.

Межпредметные связи

 Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов с предметом самопознание.

Навыки использования ИКТ

 Работа с презентацией.

Предварительные знания

 Этот урок построен  на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках.

Ход урока

Запланированные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5 минут

https://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=5fc3c5d9adf75faa&mb=imgdb_preview_1078

Стадия вызова

Учитель приветствует учеников. Сәлеметсіздер ме! Здравствуйте!  Good evening!

  1.  Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
    Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
    – Потому что скоро весна.
    – Сегодня светило солнце.

- Может быть, потому что скоро каникулы?
   - Да, все, что вы сказали, верно: на уроке нас ждут интересные открытия.

Проверка домашнего задания.

Расскажите о чертах характера Фильки в начале и в конце произведения

 Стратегия «Волшебный стул». В течение 4 минут ученики читают сравнительную таблицу «Черты  Филькиного характера в начале  произведения и в конце»

Учитель озвучивает тему урока и цели обучения и вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты.

АИ6- Художественный мир произведения в разных формах представления

КРИТЕРИЙ оценивания - определяет 3 или больше ключевых отличий между реальным и фантастическим.

Ожидаемые результаты:

 Учащиеся будут развивать навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения.

Презентация по теме

 

Середина урока

30 мин.

  1. Стадия  осмысления.

Ребята прочитали сказку.

Викторина  по сказке  К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

  1. Почему мальчика Фильку прозвали Да ну тебя?

( Филька был молчаливый, недоверчивый, неласковый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»)

  1. Почему мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином»?

(Филька обидел «общественного» коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба).

  1.         Что случилось в Бережках после злорадного окрика Фильки: «Вон твой хлеб, иди,  копай его из-под снега»?

(Конь заржал жалобно, завыл пронзительный ветер, повалил снег).

  1. Чем грозила такая погода жителям Бережков?

Замерзли колодцы, вода в реке, мельница остановилась, мука у всех вышла, и теперь, по словам бабки, их всех ждала «неминучая смерть».

  1. Когда Филька осознал свою вину перед людьми и обиженным конем?

Бабушка рассказала внуку об упавшем на всю округу лютом морозе, который превратил землю в пустыню. Причиной этого была «злоба людская» — бессмысленная злоба мужика, обидевшего старого солдата.

  1. Что пришлось преодолеть мальчику, когда он решился исправить свое злодейство?

Он пересилил свой страх, отправившись морозной темной ночью по пустынной улице за советом к Панкрату. Особенно страшно ему стало, когда в сарае, почуяв Фильку, заржал конь. Но мальчик преодолел и страх, и стыд, рассказав все мельнику.

  1. Как Филька искупил свою вину? 

Он собрал ребят со всей деревни, и они рубили лед на реке, пока не показалась вода. Здесь Филька, наверное, понял смысл брошенных коню слов: «Иди, копай свой хлеб из-под снега».

  1. Как вы думаете, изменит ли Филька после этого случая свое отношение к людям и животным?

Мальчик многое понял, пережив эти страшные дни. Он оценил помощь ребят и взрослых, осознал цену куска теплого хлеба и последствия бессмысленного злого поступка

  1. Почему у автора реальные события  переплетаются  со сказочными? А это тема нашего урока.

АИ6 - Художественный мир произведения в разных формах представления в виде «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки», «Кластера», «Воздушного шара», «Строительства стен».

Деcкрипторы оценивания составляет жюри

  1. Задание.  Работают в группах.

Деление.

http://gostei.ru/uploads/posts/2013-09/1380023686_teplyj-hleb-20.jpghttp://otvet.imgsmail.ru/download/259103fd833c050472250453715b0a26_i-6637.jpghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ed0/00026c47-86244dcc/2/img8.jpghttp://s60.radikal.ru/i169/1009/be/e47487ddbd46.jpg

Открываем учебники.

Группы, расскажите, как переплетаются в рассказе два мира: фантастический сказочный и реальный , выполнив задания:

1. Задание группе «Сказочная сорока»

Попробуйте написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.

2. Задание  группе «Волшебный ветер»

Найти в произведении К. Паустовского «Тёплый хлеб» признаки волшебной сказки. Помогут вам в этом  страницы учебника (69-70)

3. Задание группе  «Вороной конь»

Какие события сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб» схожи с  реальными? Обратитесь к тексту сказки.

4. Задание группе «Панкрат»

Скажите, кому принадлежат слова: «Сказка-ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»? Какие уроки вы получили из этой сказки? Оформить в виде кластера.

                     ЖЮРИ

Деcкрипторы оценивания составляет жюри

Оценивая выступления групп, жюри  заполняет Диаграмму Венна

ВНИМАНИЕ!

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ

Всем группам дается 7 минут.

Жюри через 2 минуты озвучивает дескрипторы.

ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП: 3, 2,  1,4.

Через  7 минут.

Валеологический компонент «Упражнение для глаз»

 (В класс заносят каравай хлеба и раздают по кусочкам всем детям.)

– Ребята, Филька и про нас не забыл, прислал и нам хлеб с солью. Полакомимся! 

  1. Выступление команд. Оценивание  жюри. 

Учитель открывает на доске примерные ответы на вопросы.

Фантастическое: конь вызывает мороз и метель, рассказ бабки о том, что 10 лет после мороза стояла голая земля, обегал ее стороной всякий зверь; сорока за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер,  попросила прогнать мороз. Ветер, мороз, лисицы уподобляются человеку.

Реальность.Действие происходит во время Гражданской войны: немецкий снаряд ранил коня, проходила кавалерия. Живется всем тяжело и трудно: Филька жует кусок хлеба, круто посыпанный солью. В деревне есть мельница, где Панкрат мелет муку. В деревне дети, бабы да старики: идет война, все мужики на фронте. Автор указывает на время, дает название деревне - Бережки. Все это делает происходящее реальным.

Презентация «Своя игра»

Флип-чарты, цветные карандаши, линейки, маркеры

 

 

 

 

 

Конец урока

5 минут

VI. Стадия рефлексии

 - Скажите, какие вопросы нами рассмотрены?

Реальное и сказочное в произведении К. Паустовского «Теплый хлеб»

http://philfak.ru/assets/images/news/2017/may/4.jpgУважаемый Константин  Георгиевич,

 я понял Вас…

 я хочу сказать…

я почувствовал…

я узнал…

  1. Домашнее задание. Средства выразительной речи.
  2. На с. 56 из последних двух абзацев выписать тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе_ К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

Открытый урок.Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения.Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Цели урока:1) образовательные: формировать умения:а) анализировать художественные произв...

Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"

На первом этапе урока повторяются  начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы.  Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

Разработка урока на тему: К.Паустовский "Теплый хлеб"

Можно использовать для уроков литературы в 5 классе + на классный часах...

Урок по произведению К. Паустовского «Теплый хлеб»

урок содержит конспект, презентацию...

5 класс план-конспект по литературе: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»:Почему конь простил Фильку?

План-конспект урока по литературе в 5 классе  - 3 четверть. Рекомендован для обучающихся в общеобразовательной школе (базовый уровень). Урок первичного ознакомления....

5 класс литература К.Г. Паустовский теплый хлеб

К Г Паустовский. «Тёплый хлеб». Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и сре...