Презентация и технологическая карта урока литературы «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Дюмина Марина Павловна

Технологическая карта урока

  1. Класс:  5       Предмет: Литература
  2. Тема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
  3. Цели урока:  Продолжить работу по развитию речи, анализу литературного текста,  проследить за изменениями главного героя повести, начать работу над формированием навыков написания сочинения по прочитанному произведению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Класс:  5       Предмет: Литература
  2. Тема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
  3. Цели урока:  Продолжить работу по развитию речи, анализу литературного текста,  проследить за изменениями главного героя повести, начать работу над формированием навыков написания сочинения по прочитанному произведению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята!

Приветствие.

Познавательные УУД:

 - устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

 - договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности

2. Актуали

зация опорных знаний

-С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках?

О ком будет сегодня  идти речь?

 - Что узнали о жизни Васи до встречи с детьми подземелья?

 

- Кому из героев принадлежат слова?

 - Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

 - Каков жанр произведения?

 - Какому роду принадлежит повесть?

В повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.

     Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии.

 - Как вы думаете какие это сюжетные линии?

- линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и

 -  линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси).

      Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни семьи Тыбурция.  

Работают по плану

Оформляют таблицу

Обдумывают тему

Обсуждают слова темы

Путь или дорога

Васи, о Васе, его судьбе

Кто такой Вася?

Этапы движения

Изменения, произошедшие с героем

Слова Тыбурция

Дружба с обездоленными людьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам, вернула добрые отношения с отцом.

Повесть

Эпическое

 

Личностные УУД:

 - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Познавательные УУД:

 - устанавливают причинно-следственные связи,

 - перерабатывают и преобразовывают информацию,

 - строят суждения

Коммуникативные УУД:

 - владеют монологической и диалогической формами суждения,

Предметные УУД:

 - относят произведение к жанру,

 - составляют характеристики героев

 3. Работа над анализом поступков героев

- Восстановим хронологию событий повести.

- Почему Вася начал бродяжничать?

 - Как относился Вася к своим новым друзьям?

 - Осудил ли Вася Валека, который воровал продукты?

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

- Какое влияние произвели на Васю его друзья из дурного общества?

 - Каким было отношение Васи к Соне, Марусе?

 - Вспомните эпизод с куклой?

 Участвуют в диалоге

Составляют план, озаглавливают части, характеризуют героев и их поступки

Вася – главный герой-рассказчик в повести

Личностные УУД:

 - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Познавательные УУД:

 - устанавливают причинно-следственные связи,

 - перерабатывают и преобразовывают информацию,

 - строят суждения

Коммуникативные УУД:

 - владеют монологической и диалогической формами суждения,

Предметные УУД:

 - относят произведение к жанру,

 - составляют характеристики героев

4.Чтение и анализ главы.

Прочитаем эту главу.

-Почему такое пристальное внимание обращено на обычную детскую игрушку?

-Что смогла сделать кукла?

 - Изменилось ли отношение отца к Васе? Кто в этом помог?

 - Почему Вася и Соня приходили на Могилку к Марусе?

 

В отношении к обездоленным людям у Васи проявились лучшие качества.

 - Какие это качества?

Сострадание, умение быть заботливым

Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся

 в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

 Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

 Проявление доброты Васи в истории с куклой.

Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

 На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

Личностные УУД:

 - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Познавательные УУД:

 - устанавливают причинно-следственные связи,

 - перерабатывают и преобразовывают информацию,

 - строят суждения

Коммуникативные УУД:

 - владеют монологической и диалогической формами суждения,

Предметные УУД:

 - относят произведение к жанру,

 - составляют характеристики героев

5. Рефлексия.

 - Понравилась ли вам повесть?

-Легко ли она читалась?

-Какой герой привлек ваше внимание? Почему?

-Кому вы больше всего сочувствовали при прочтении?

- Хочется ли вам прочитать еще что-нибудь из творчества Короленко?

Отвечают на вопросы

Личностные УУД:

 - стремятся к совершенствованию в оценке своих возможностей,

 - осознают свои трудности и стремятся к их преодолению

Предметные УУД:

 - знают основные нормы русского литературного языка,

 

Познавательные УУД:

 - пробуждают желание прочитать другие произведения.

6. Домашнее задание

 - Цитатный план повести

Записывают задание в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорога Васи к правде и добру по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Слайд 2

Тип урока: обобщающий. Цель урока: осмыслить нравственные уроки, полученные главным героем повести В.Г. Короленко в «Дурном обществе». Технология: элементы технологии развития критического мышления и использованием компьютерной презентации. Задачи: 1. обучить частичному анализу художественного произведения через исследование текста; 2 . способствовать совершенствованию умения устно и письменно выражать свои мысли; 3. развить умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; 4. воспитывать способности сопереживать и совершенствовать коммуникативную культуру.

Слайд 3

«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня,- понимаешь?» В.Г. Короленко Тема : Дорога Васи к правде и добру по повести В.Г. Королеко «В дурном обществе»

Слайд 4

Пословицы о добре и правде. Жизнь дана на добрые дела. Добро творить - себя веселить. В ком добра нет, в том и правды нет. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Слайд 5

Добро- это прекрасное в действии. Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимите всю прелесть жизни. Жан-Жак Руссо Доброе сердце подобно солнцу: никогда не изменяется и всегда следует верным путем. Уильям Шекспир

Слайд 6

Ключевые слова: Дорога Вася Правда Добро Путь Главный герой

Слайд 7

Кейс-лист Правда - Добро - Ассоциативный ряд: Честность, искренность, чистота, справедливость Сострадание, доброта, сочувствие, милосердия, доверие, отзывчивость, справедливость

Слайд 8

Проблемный вопрос! Всегда ли «дурное общество» может отрицательно повлиять на человека?

Слайд 9

Внимание, вопрос! Что из себя представляет дурное общество?

Слайд 10

Опираясь на ключевые слова, дайте характеристику Васи и охарактеризуйте свое отношение к нему. Задание!

Слайд 11

Рефлексия (написание Синквейна)! Доброта. Спасительная, благородная. Доверяет, утешает, поддерживает. Пронесет через всю жизнь Любовь.

Слайд 12

1. Цитатный план повести (на 4 и 5) 2. Вопросы, которые я бы хотел задать Васе (мини-сочинение- средний уровень сложности, на 3 и 4). Домашнее задание!

Слайд 13

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Образ "маленького человека" в повести Пушкина "Станционный смотритель"...

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...