Сценарий внеурочного занятия "Гуманитарный QUIZ" (для 10-11 классов)
план-конспект по литературе

Прилучная Людмила Викторовна

Занятие с использованием технологии разноуровневого обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного занятия

Игра «Гуманитарный QUIZ»

Игра рассчитана на учащихся 10-11 классов.

Цели и задачи:

- способствование развитию интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности и проявлению способности к творчеству.

- повышение интереса к русскому языку и литературе в частности и познанию в общем;

- закрепление и обобщение знаний учащихся;

- формирование навыка принимать необычные решения.

Личностные результаты:

- ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

Метапредметные результаты:

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- планировать учебное сотрудничестве, разрешать конфликты,  управление поведением партнера;

- уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

- применять полученные знания и умения;

- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

- проводить  различные  виды  анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;

- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной сфере общения;

- осуществлять речевой самоконтроль.

Используемые приемы и методы: работа в группах, выполнение разноуровневых заданий, творческая работа.

 

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, секундомер.

 ХОД  ИГРЫ

Игру проводит учитель (ведущий). Необходимо назначить помощников, которые параллельно с игрой будут проверять ответы команд и подсчитывать очки.

Игра состоит из 3 раундов, отличающихся друг от друга формой заданий, способами работы.

1 раунд называется «Всем миром». По ходу раунда команды должны совместно отвечать на поставленные вопросы.

Раунд состоит из 4 туров.

1 тур. «Языковое чутьё»

Вопросы (на смекалку):

1. Немецкое слово «бан»  – значит «путь», а «хоф» – «двор». Переведите на русский слово «банхоф». (Ответ – ВОКЗАЛ).

2. На языке языке хантов «кёт» – сердце, а «сэм» – рука.  Переведите на русский слово «кётсэм». (Ответ – ПУЛЬС).

3. В малайском языке слово «оранг» означает «человек». А что значит слово «орангоранг»? (Ответ – ЛЮДИ).

4.  На бретонском языке слово «башня» звучит как «тауэр», а слово «огонь» – «тан». Переведите на русский язык слово «тауэртан». (Ответ – МАЯК).

5. «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»? (Ответ – ОЛЕНЬ(северный)).

2 тур. «На китайском языке»

Задание: найти русский эквивалент китайской пословице.

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Китайская пословица

Русская пословица

В доме плотника нет скамейки, чтобы посидеть.  

Сапожник без сапог.

Стоящий в двух лодках падает в воду.  

На двух стульях не усидишь.

Встретит человека – говорит по-человечески, встретит черта – говорит по-чертовски.

С волками жить – по-волчьи выть

Глаза могут видеть на тысячи ли, но не могут видеть своих ресниц. 

В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит.

Одна картина говорит больше, чем десять тысяч слов.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

3 тур. «А знаете ли вы?»

Ответы на вопросы, связанные со знанием русского языка.

№ вопроса

Вопрос

Ответ

1

Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других частей речи?

Местоимения и имена числительные

2

В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я – последняя буква алфавита»?

Эта поговорка не могла появиться

до 1918 года, так как последней буквой до реформы орфографии была ижица.

3

Что означало 150 лет назад выражение «обыденный путь»?

Путь в один день

4

Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса, кость, скала, час, черта, щепка, щель?

Резать, ломать, рубить

5

О чем китайский поэт Су Ши писал: 

«Наслажденье ЭТИМ дается тяжкой ценой,
Это занятье вкушенью ершей сродни:
Радости мало, очень много возни»
?

Стихи

4 тур. «Читали – знаем!»

Задание, проверяющее знания по литературе. Необходимо определить, из какого произведения предложенные крылатые фразы, а также автора этого произведения и написать, в каком значении употребляется сейчас эта фраза.

Задание

Ответ

Произведение и автор

Значение фразы

“Герой не моего романа.”

А.С.Грибоедов “Горе от ума”

Не в моём вкусе.

“Да только воз и ныне там”.

И.А.Крылов “Лебедь, Щука и Рак”

Дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры.

“Блоху подковать”.

Н.С.Лесков “Левша”

Проявить необыкновенную выдумку в каком-либо деле, уменье, тонкое мастерство.

“Не по чину берёшь”

Н.В.Гоголь “Ревизор”

Поступаешь не в соответствии со своим общественным положением, зазнаёшься

“Растекаться мыслию по древу”

“Слово о полку Игореве”

Вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли.

 

2 раунд. «От каждого по способностям»

В данном раунде каждый учащийся выполняет задания самостоятельно. Кроме того ему предлагается выбрать уровень выполнения задания: базовый или повышенный. За правильный ответ на задание базового уровня дается 1 балл, за правильное выполнение задания повышенного уровня – 3 балла.

Задания связаны с работой с текстом. (Текст задания см. в приложении)

3 раунд – «Сочиняем вместе»

Данный раунд – творческий. Он связан с умением определять жанровую принадлежность текста, применять знания о специфике литературных жанров. Чтобы победить в этом раунде, нужно применить фантазию и способности к сочинительству.

Задания раунда

1) Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения обоснуйте свое решение.

 2) Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.

 3) Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).

4) Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение (абзац), которым она будет открываться. Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала. 

Тексты к заданиям, а также критерии оценивания ответов см.в Приложении


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гуманитарный QUIZ

Слайд 2

Раунд 1 «Всем миром»

Слайд 3

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 1 Немецкое слово « бан » – значит «путь», а « хоф » – «двор». Переведите на русский слово « банхоф » .

Слайд 4

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 2 На языке языке хантов «кёт» – сердце, а « сэм » – рука. Переведите на русский слово « кётсэм » .

Слайд 5

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 3 В малайском языке слово « оранг » означает «человек». А что значит слово « орангоранг » ?

Слайд 6

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 4 На бретонском языке слово «башня» звучит как «тауэр», а слово «огонь» – «тан». Переведите на русский язык слово « тауэртан » .

Слайд 7

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 5 «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора» ?

Слайд 8

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё Немецкое слово « бан » – значит «путь», а « хоф » – «двор». Переведите на русский слово « банхоф ». На языке языке хантов «кёт» – сердце, а « сэм » – рука. Переведите на русский слово « кётсэм ». В малайском языке слово « оранг » означает «человек». А что значит слово « орангоранг »? На бретонском языке слово «башня» звучит как «тауэр», а слово «огонь» – «тан». Переведите на русский язык слово « тауэртан ». «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»?

Слайд 9

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 1 Немецкое слово « бан » – значит «путь», а « хоф » – «двор». Переведите на русский слово « банхоф » . ВОКЗАЛ

Слайд 10

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 2 На языке языке хантов «кёт» – сердце, а « сэм » – рука. Переведите на русский слово « кётсэм » . ПУЛЬС

Слайд 11

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 3 В малайском языке слово « оранг » означает «человек». А что значит слово « орангоранг » ? ЛЮДИ

Слайд 12

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 4 На бретонском языке слово «башня» звучит как «тауэр», а слово «огонь» – «тан». Переведите на русский язык слово « тауэртан » . МАЯК

Слайд 13

Раунд 1 Тур 1. Языковое чутьё 5 «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора» ? ОЛЕНЬ (северный)

Слайд 14

Раунд 1 Тур 2. «На китайском языке» Дайте русские эквиваленты китайским пословицам

Слайд 15

Раунд 1 Тур 2. «На китайском языке» В доме плотника нет скамейки, чтобы посидеть. Стоящий в двух лодках падает в воду. Встретит человека – говорит по-человечески, встретит черта – говорит по-чертовски . Глаза могут видеть на тысячи ли, но не могут видеть своих ресниц. Одна картина говорит больше, чем десять тысяч слов

Слайд 16

Раунд 1 Тур 2. «На китайском языке» В доме плотника нет скамейки, чтобы посидеть. - Сапожник без сапог. Стоящий в двух лодках падает в воду. - На двух стульях не усидишь . Встретит человека – говорит по-человечески, встретит черта – говорит по-чертовски . - С волками жить – по-волчьи выть . Глаза могут видеть на тысячи ли, но не могут видеть своих ресниц. - В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит. Одна картина говорит больше, чем десять тысяч слов. – Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Слайд 17

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? 1 Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других частей речи ?

Слайд 18

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? 2 В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я – последняя буква алфавита » ?

Слайд 19

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? 3 Что означало 150 лет назад выражение « обыденный путь »?

Слайд 20

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? 4 Каково значение индоевропейского корня * kes - , если к нему восходят русские слова каша, коса, кость, скала, час, черта, щепка, щель ?

Слайд 21

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? 5 О чем китайский поэт Су Ши писал: «Наслажденье ЭТИМ дается тяжкой ценой, Это занятье вкушенью ершей сродни: Радости мало, очень много возни» ?

Слайд 22

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других частей речи ? Местоимения и имена числительные

Слайд 23

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я – последняя буква алфавита » ? Эта поговорка не могла появиться до 1918 года, так как последней буквой до реформы орфографии была ижица.

Слайд 24

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? Что означало лет 150 назад выражение « обыденный путь »? Путь в один день. Обы́денный . Образовано от словосочетания объ инъ дьнь — «в один день». Первоначально — «однодневный» с последующим переосмыслением в «повседневный, заурядный». Этимологический онлайн-словарь Крылова Г. А.

Слайд 25

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? Каково значение индоевропейского корня * kes - , если к нему восходят русские слова каша, коса, кость, скала, час, черта, щепка, щель ? * kes – « резать, ломать, рубить»

Слайд 26

Раунд 1 Тур 3. Знаете ли вы? О чем китайский поэт Су Ши писал: «Наслажденье ЭТИМ дается тяжкой ценой, Это занятье вкушенью ершей сродни: Радости мало, очень много возни» ? СТИХИ

Слайд 27

Раунд 1 Тур 4. Читали – знаем! Объясните значение предложенных “крылатых” выражений, напишите его автора и произведение, в котором они звучат.

Слайд 28

Раунд 1 Тур 4. Читали – знаем! “Герой не моего романа .” “Да только воз и ныне там ”. “Блоху подковать ”. “Не по чину берёшь”. “Растекаться мыслию по древу ”.

Слайд 29

Раунд 1 Тур 4. Читали – знаем! “Герой не моего романа.” А.С.Грибоедов “Горе от ума .” Не в моём вкусе. “Да только воз и ныне там”. И.А.Крылов “Лебедь, Щука и Рак ” Дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры. “Блоху подковать ”.Н.С.Лесков “Левша ” Проявить необыкновенную выдумку в каком-либо деле, уменье, тонкое мастерство. “Не по чину берёшь” Н.В.Гоголь “Ревизор” Поступаешь не в соответствии со своим общественным положением, зазнаёшься “Растекаться мыслию по древу” “ Слово о полку Игореве ” Вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли.

Слайд 30

Раунд 2 «От каждого по способностям »

Слайд 31

Раунд 2 «От каждого по способностям» № вопроса Ответ 1 Б 2 В 3 А 4 В 5 Г № вопроса Ответ 1 Скучные, неинтересные, пессимистичные, без фантазии 2 4 – наречие, 43 – прилагательное, 46 – прилагательное 3 Оказалось, что весь октябрь сорок первого года Платонов жил в Уфе. У него там случилась беда: пропал чемодан со всеми рукописями . или Оказывается, в октябре сорок первого года Платонов жил в Уфе, где у него там случилась беда: пропал чемодан со всеми рукописями . Вопросы на 1 балл. Вопросы на 3 балла

Слайд 32

Раунд 3 «Сочиняем в месте!»

Слайд 33

Раунд 3 Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность « идеального » ( воображаемого ) литературного произведения обоснуйте свое решение . Назовите 2-3 реально существующих произведения , которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям ; поясните , в чем вы видите сходство . Подумайте , какие герои могли бы принимать участие в сюжете , коротко их охарактеризуйте ( достаточно дать характеристику 2-3 героям ). Придумайте заглавие для книги , последний абзац которой вы прочитали , и напишите первое предложение (абзац) , которым она будет открываться . Старайтесь соблюдать стилистическое единство : заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала . «Сочиняем вместе!»

Слайд 34

Раунд 4 . Прочитай-ка!» енытсуп в но течалп окьнохит И , окобулг ясламудаз , тиотс нО оконидО . асету огоратС енищром в делс йынжалв яслатсо оН ; яарги олесев ирузал оП , онар ьсалачму ано ьтуп в мортУ ; анакилев-асету идург аН яатолоз акчут алавечоН

Слайд 35

Раунд 4 . Прочитай-ка!» тётсар амьлап яансаркерП мечюрог есету ан антсург и андО , дохсов ацнлос едг , еарк мот В , йокелад енытсуп в отч , есв йе ястинс И . ано , йозир как , атедО мичупыс могенс и , ьсяачак , телмерд И , ансос енишрев йолог аН оконидо тиотс мокид еревес аН



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

1 раунд. 1 тур. «Языковое чутьё»

№ вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

1 раунд. 2 тур. «На китайском языке»

Китайская пословица

Русская пословица

В доме плотника нет скамейки, чтобы посидеть.  

Стоящий в двух лодках падает в воду.  

Встретит человека – говорит по-человечески, встретит черта – говорит по-чертовски.

Глаза могут видеть на тысячи ли, но не могут видеть своих ресниц. 

Одна картина говорит больше, чем десять тысяч слов.

1 раунд. 3 тур. «А знаете ли вы?»

№ вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

1 раунд. 4 тур. «Читали – знаем!»

“Герой не моего романа”

“Да только воз и ныне там”.

“Блоху подковать”.

“Не по чину берёшь”

“Растекаться мыслию по древу”

1 раунд. 4 тур. «Читали – знаем!»

“Герой не моего романа”

“Да только воз и ныне там”.

“Блоху подковать”.

“Не по чину берёшь”

“Растекаться мыслию по древу”

2 раунд. «С каждого по способностям»

Прочитайте текст и выполните задания разных уровней.  Правильные ответы на задания первой группы оцениваются на 1 балл. Правильные ответы на задания второй группы – на 3 балла. Вы можете выбрать, задания какого уровня Вы будете выполнять, то есть сколько баллов Вы сможете принести своей команде.

Судьба

1) Мой отец был режиссером драматического театра. 2) Мать была в этом театре актрисой. 3) Война не разлучила их. 4) Они расстались значительно позже, когда все было хорошо…

5) Я родился в эвакуации, четвертого октября. 6) Прошло три недели. 7) Мать шла с коляской по бульвару. 8) И тут ее остановил незнакомый человек.

9) Мать говорила, что его лицо было некрасивым и грустным. 10) А главное — совсем простым, как у деревенского мужика. 11) Я думаю, оно было еще и значительным. 12) Недаром мама помнила его всю жизнь.

13) Штатский незнакомец казался вполне здоровым.

14) — Простите, — решительно и смущенно выговорил он, — но я бы хотел ущипнуть этого мальчишку.

15) Мама возмутилась.

16) — Новости, — сказала она, — так вы и меня захотите ущипнуть.

17) — Вряд ли, — успокоил ее незнакомец.

18) Затем добавил:

 — Хотя еще минуту назад я бы задумался, прежде чем ответить…

19) — Идет война, — заметила мама уже не так резко, — священная война! 20) Настоящие мужчины гибнут на передовой. 21) А некоторые гуляют по бульвару и задают странные вопросы.

22) — Да, — печально согласился незнакомец, — война идет. 23) Она идет в душе каждого из нас. 24) Прощайте.

25) Затем добавил:

— Вы ранили мое сердце…

26) Прошло тридцать два года. 27) И вот я читаю статью об Андрее Платонове. 28) Оказывается, Платонов жил в Уфе. 29) Правда, очень недолго. 30) Весь октябрь сорок первого года.31) И еще — у него там случилась беда. 32) Пропал чемодан со всеми рукописями.

33) Человек, который хотел ущипнуть меня, был Андреем Платоновым.

34) Я поведал об этой встрече друзьям. 35) Унылые люди сказали, что это мог быть и не Андрей Платонов. 36) Мало ли загадочных типов шатается по бульварам?..

37) Какая чепуха! 38) В описанной истории даже я — фигура несомненная! 39)Так что же говорить о Платонове?!.

40) Я часто думаю про вора, который украл чемодан с рукописями.41)  Вор, наверное, обрадовался, завидев чемодан Платонова. 42) Он думал, там лежит фляга спирта, шевиотовый мантель и большой кусок говядины. 43) То, что затем обнаружилось, было крепче спирта, ценнее шевиотового мантеля и дороже всей говядины нашей планеты. 44) Просто вор этого не знал. 45) Видно, он родился хроническим неудачником. Хотел разбогатеть, а стал владельцем пустого чемодана. 46) Что может быть плачевнее?

47) Мазурик, должно быть, швырнул рукопись в канаву, где она и сгинула. 48) Рукопись, лежащая в канаве или в ящике стола, неотличима от прошлогодних газет.

49) Я не думаю, чтобы Андрей Платонов безмерно сожалел об утраченной рукописи. 50) В этих случаях настоящие писатели рассуждают так:

51) «Даже хорошо, что у меня пропали старые рукописи, ведь они были так несовершенны. 52) Теперь я вынужден переписать рассказы заново, и они станут лучше…»

53) Было ли все так на самом деле? 54) Да разве это важно?! 55) Думаю, что обойдемся без нотариуса. 56) Моя душа требует этой встречи. 57) Не зря же я с детства мечтал о литературе. 58) И вот пытаюсь найти слова…

(С.Д. Довлатов)

Задания на 1 балл

1) Укажите, какой факт лежит в основе сюжета рассказа.

А) Реальная встреча автора с писателем Андреем Платоновым в Уфе в октябре 1941 года.

Б) Рассказ матери автора о встрече со странным незнакомцем в Уфе 32 года назад.

В) Статья в газете о том, что Андрей Платонов жил Уфе в октябре 1941 года.

Г) Детские воспоминания Сергея Довлатова.

2) Укажите цитату, которая отражает концептуальный смысл текста.

А) «Настоящие мужчины гибнут на передовой»;

Б) «…война идёт. Она идет в душе каждого из нас»;

В) «Моя душа требует этой встречи. Не зря же я с детства мечтал о литературе»;

Г) «Рукопись, лежащая в канаве или в ящике стола, неотличима от прошлогодних газет».

3) Определите стиль и тип речи текста.

А) стиль художественной литературы; повествование;

Б) разговорный стиль; рассуждение;

В) стиль художественной литературы; рассуждение;

Г) публицистический стиль; рассуждение с элементами повествования.

4) Укажите, какой части речи нет в предложении №4 первого абзаца.

А) наречие;

Б) глагол;

В) прилагательное;

Г) местоимение.

5) Укажите, какая характеристика соответствует выделенному слову.

А) действительное причастие прошедшего времени в форме ж.р., ед.ч., Им.п.;

Б) качественное прилагательное в начальной форме;

В) относительное прилагательное в форме ж.р., ед.ч., Им.п.

Г) качественное прилагательное, полное, в форме ж.р., ед.ч., Им.п.;

Задания на 3 балла

1) Подберите и запишите возможные  контекстуальные синонимы, раскрывающие смысл эпитета «унылые» в предложении: «Унылые люди сказали, что это мог быть и не Андрей Платонов».

1.___________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________

2) Найдите предложения, в которых именная часть составного именного сказуемого выражена наречием в сравнительной форме и именем прилагательным в сравнительной форме. Напишите номера этих предложений. Укажите эти части речи.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Составьте из пяти подчеркнутых предложений 1-2 сложных. Запишите, расставляя знаки препинания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 раунд. «Сочиняем вместе!»



С тех пор Туська остерегалась заходить на территорию курятника. А если одна из куриц забредала во двор, Туська, жалобно мяукая, скрывалась в доме, всем своим видом показывая, что ее это не касается. 

  1. Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения .
  2. Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.
  3. Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).
  4. Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение (абзац), которым она будет открываться. Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала. 

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

1. Верное определение жанровой принадлежности текста -1 балл, подробное и убедительное обоснование своего выбора –  2 баллов.

2. Выстраивание потенциального литературного контекста (верные примеры произведений сходной жанровой принадлежности) – до 3 баллов.

3. Уместность предложенных дополнительных персонажей, их адекватная характеристика – до 4 баллов.

4. Уместность, соответствие жанровым и сюжетным особенностям «идеального» текста придуманного заглавия – 2 балла

5. Стилистическая выверенность, нешаблонность, точность интонации и смысла придуманной начальной фразы произведения – до 3 баллов.

3 раунд. «Сочиняем вместе!»


 Я сижу у окна и смотрю на моего правнука Кау-Ри. Он похож на моего брата Боба, несмотря на свои 7/8 кваризанской крови. Кау-Ри услышал мои мысли о нем и обернулся. Малыш пока не понимает, почему я не могу заглянуть в его мысли и, кажется, жалеет своего немощного деда, как когда-то пожалела меня его прабабка. Что ж, мне-то жалеть не о чем. Я сделал свой выбор много лет назад. Через несколько лет Кау-Ри подключится к всеобщему полю информации и с удивлением узнает, что когда- то его «глухой» дедуля спас его тихую планету от других, еще более «глухих» землян...

  1. Определите по финальным строчкам / абзацам жанровую принадлежность «идеального» (воображаемого) литературного произведения .
  2. Назовите 2-3 реально существующих произведения, которые относятся к этой же жанровой разновидности или сходны с заданным произведением по содержательным и формальным особенностям; поясните, в чем вы видите сходство.
  3. Подумайте, какие герои могли бы принимать участие в сюжете, коротко их охарактеризуйте (достаточно дать характеристику 2-3 героям).
  4. Придумайте заглавие для книги, последний абзац которой вы прочитали, и напишите первое предложение (абзац), которым она будет открываться. Старайтесь соблюдать стилистическое единство: заголовок и начальное предложение должны соответствовать тональности финала. 

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

1.  Верное определение жанровой принадлежности текста -1 балл, подробное и убедительное обоснование своего выбора –  2 баллов.

2.  Выстраивание потенциального литературного контекста (верные примеры произведений сходной жанровой принадлежности) – до 3 баллов.

3.  Уместность предложенных дополнительных персонажей, их адекватная характеристика – до 4 баллов.

4.  Уместность, соответствие жанровым и сюжетным особенностям «идеального» текста придуманного заглавия – 2 балла

5.  Стилистическая выверенность, нешаблонность, точность интонации и смысла придуманной начальной фразы произведения – до 3 баллов.

Материал для помощников и учителя

ОТВЕТЫ

1 раунд. 1 тур. «Языковое чутьё»

№ вопроса

Ответ

1

Вокзал

2

Пульс

3

Люди

4

Маяк

5

Олень (северный)

1 раунд. 2 тур. «На китайском языке»

Китайская пословица

Русская пословица

В доме плотника нет скамейки, чтобы посидеть.  

Сапожник без сапог.

Стоящий в двух лодках падает в воду.  

На двух стульях не усидишь.

Встретит человека – говорит по-человечески, встретит черта – говорит по-чертовски.

С волками жить – по-волчьи выть

Глаза могут видеть на тысячи ли, но не могут видеть своих ресниц. 

В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит.

Одна картина говорит больше, чем десять тысяч слов.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

1 раунд. 3 тур. «А знаете ли вы?»

№ вопроса

Ответ

1

Местоимения и имена числительные

2

Эта поговорка не могла появиться

до 1918 года, так как последней буквой до реформы орфографии была ижица.

3

Путь в один день

4

резать, ломать, рубить

5

стихи

 

1 раунд. 4 тур. «Читали – знаем!»

“Герой не моего романа.”

А.С.Грибоедов “Горе от ума.”

Не в моём вкусе.

“Да только воз и ныне там”.

И.А.Крылов “Лебедь, Щука и Рак”

Дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры.

“Блоху подковать”.Н.С.Лесков “Левша”

Проявить необыкновенную выдумку в каком-либо деле, уменье, тонкое мастерство.

“Не по чину берёшь”

Н.В.Гоголь “Ревизор”

Поступаешь не в соответствии со своим общественным положением, зазнаёшься

“Растекаться мыслию по древу”

“Слово о полку Игореве”

Вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли.

ОТВЕТЫ.

2 раунд. «От каждого по способностям»

Вопросы на 1 балл.

№ вопроса

Ответ

1

Б

2

В

3

А

4

В

5

Г

Вопросы на 3 балла

№ вопроса

Ответ

1

Скучные, неинтересные, пессимистичные, без фантазии

2

4 – наречие, 43 – прилагательное, 46 – прилагательное

3

Оказалось, что весь октябрь сорок первого года Платонов жил в Уфе. У него там случилась беда: пропал чемодан со всеми рукописями.

или

Оказывается, в октябре сорок первого года Платонов жил в Уфе, где у него там случилась беда: пропал чемодан со всеми рукописями.

3 раунд «Сочиняем вместе»

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

1. Верное определение жанровой принадлежности текста -1 балл, подробное и убедительное обоснование своего выбора –  2 баллов.

2. Выстраивание потенциального литературного контекста (верные примеры произведений сходной жанровой принадлежности) – до 3 баллов.

3. Уместность предложенных дополнительных персонажей, их адекватная характеристика – до 4 баллов.

4. Уместность, соответствие жанровым и сюжетным особенностям «идеального» текста придуманного заглавия – 2 балла

При выставлении оценок следует ориентироваться на уместность заглавия в контексте предложенных характеристик героев, возможного сюжета, придуманной начальной фразы, обоснованность заглавия особенностями того художественного мира, который представляется команде из полученного задания.

5. Стилистическая выверенность, нешаблонность, точность интонации и смысла придуманной начальной фразы произведения – до 3 баллов.

Протоколы

1 раунд

1 тур

№ задания

Название команды

Названия команды

Количество очков (1 или 0)

Количество очков (1 или 0)

1

2

3

4

5

Итого

2 тур

№ задания

Название команды

Названия команды

Количество очков (1 или 0)

Количество очков (1 или 0)

1

2

3

4

5

Итого

3 тур

№ задания

Название команды

Названия команды

Количество очков (1 или 0)

Количество очков (1 или 0)

1

2

3

4

5

Итого

4 тур

№ задания

Название команды

Названия команды

Количество очков (1 или 0)

Количество очков (1 или 0)

1

2

3

4

5

Итого

2 раунд

Название команды

Названия команды

ФИ участника

Кол-во очков

ФИ участника

Кол-во очков

3 раунд

Критерий

Название команды

Названия команды

1

2

3

4

5

ИТОГО

Общее количество очков во всех раундах

Раунд

Название команды

Названия команды

1

2

3

ИТОГО

3 тур

Текст учителя


«Идеальный роман» Макса Фрая составлен из вымышленных концовок ненаписанных книг. Вам предлагается поработать с одним из них. Сейчас каждая команда выберет, с каким именно финалом она будет работать. Эти произведения разных жанров, стиль каждого из них индивидуален. Вам предстоит выполнить следующие задания.

1. Верное определение жанровой принадлежности текста -1 балл, подробное и убедительное обоснование своего выбора –  2 баллов.

2. Выстраивание потенциального литературного контекста (верные примеры произведений сходной жанровой принадлежности) – до 3 баллов.

3. Уместность предложенных дополнительных персонажей, их адекватная характеристика – до 4 баллов.

4. Уместность, соответствие жанровым и сюжетным особенностям «идеального» текста придуманного заглавия – 2 балла

Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Критерии к заданию вы также можете прочитать на выданных вам бланках заданий.

 Начнем жеребьевку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Invention Trivia Quiz PP presentation 10 класс

Презентация к учебнику Биболетовой М.З. "Англйский с удовольствием" 10 класс....

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В 7-Х КЛАССАХ

ТЕМА: «ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ – В ТВОИХ РУКАХ»...

Сценарий внеурочного занятия по математике (в рамках предметной лаборатории) 7 класс «Инвариант»

Сценарий внеурочного занятия по математике(в рамках предметной лаборатории)7 класс«Инвариант»...

Презентация к сценарию внеурочного занятия по математике (в рамках предметной лаборатории) 7 класс «Инвариант»

Презентация к сценарию внеурочного занятия по математике (в рамках предметной лаборатории) 7 класс «Инвариант»...

«Сценарий внеурочного мероприятия реализующего системно - деятельностный подход». «Уж небо осенью дышало». 6 класс. Авторы Абросимова Г.Е., Кашаева Е.П.

Внеклассное  мероприятие, посвященное Дню осени в 6 классе. Занятие является надпредметным и проводится вне рамок какого-либо предмета на внеклассных мероприятиях или других специально отведенных...

Сценарий внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане» V, X классы

Задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний  по истории Средних веков;- формировать умения синхронизировать исторические события;- закрепить знание основных достижений культуры средн...