Рабочая программа элективного курса "Письма, опалённые войной"
рабочая программа по литературе (10 класс)

Князева Елена Игоревна

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Рабочая программа

элективного курса по литературе  

 «Письма, опалённые войной»

для    10    класса

                                      Учитель:  Князева Елена Игоревна

Когалым 2014

Пояснительная записка

Претворение идей и образов одного искусства средствами другого издавна имело широкое распространение в истории искусств. Интенсивный обмен эстетическими ценностями, взаимопроникновение разных видов искусств происходят на всех этапах художественного развития человечества. Синтетическим и многоплановым искусством является и художественная литература. Именно она раскрывает цели литературного образования и отличает данный школьный курс от других гуманитарных предметов. Замечательные литературные творения продолжают свою жизнь в других видах искусства: музыке, живописи, скульптуре, графике, театре и кино.

Программа элективного курса «Письма, опалённые войной» предназначена для обучающихся 10 классов и рассчитана  на 17 часов. Она затрагивает проблемы не только литературоведческого характера, но и эстетического развития обучающихся на пороге вступления во взрослую жизнь. Знания, умения и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе изучения данного курса,  помогут сформировать эстетические ценности в процессе становления личности школьника.

Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что в учебных программах для основной школы вопросам изучения культуры уделяется недостаточное внимание, мало акцентируется внимания эстетическому развитию старшеклассников.

         Специфика курса состоит, прежде всего, в возможности соединения литературного, живописного и кинематографического материала, а также позволяет органично реализовать задачи эстетического и патриотического воспитания обучающихся. Являясь, по сути межпредметным, курс помогает реализовать следующую цель и задачи.

             Цель  элективного  курса «Письма, опалённые войной» – становление  духовного мира  человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности  в непрерывном  совершенствовании, в реализации  и развитии  своих творческих возможностей.

        Задачи:

  • обобщить знания, накопленные учащимися в 5-9 классах;
  • пробудить интерес к слову;
  • повысить  эстетическую  культуру чтения;
  •  через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой классики, репродукций и музыкальных произведений подтолкнуть к размышлению и сопереживанию;
  • развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся;
  • способствовать совершенствованию человеческой личности обучающихся.

Цель и задачи данного элективного курса направлены на получение общешкольных образовательных результатов (проведение открытых образовательных событий, выход учащихся во внешкольное пространство, реализация всех видов компетенции, формирование учебной деятельности, повышение качества результатов обучения, совершенствование внеучебных форм работы, применение новых образовательных форм, повышение мотивации к обучению, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся, индивидуализация и дифференциация учебного процесса).

Данная программа помогает  решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности;
  • развитие воображения творческих способностей, инициативы;
  • формирование положительных нравственных качеств и высокой гражданской ответственности  за судьбу Отечества;
  • развитие  навыков устной и письменной речи, умение четко и грамотно  выступать перед аудиторией;
  • развитие коммуникативных навыков.

Отличие элективного курса от программы базового предмета заключается в том, что содержание программы курса выходит за рамки содержания Стандарта по литературе, но тесно примыкает к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе во взаимосвязи с живописью, кинематографией и музыкой.

       В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

  • литературу во взаимосвязи с другими видами искусства;
  • сведения о выдающихся писателях, художниках, композиторах, кинематографах;
  • литературные произведения, которые послужили сюжетами для написания произведений живописи, постановке на сцене.

Должны уметь:

  • анализировать литературные произведения во взаимосвязи с материалами из других видов искусств;
  • использовать в речи разные выразительные средства языка;
  • ценить и понимать литературу во взаимосвязи с другими видами искусства;
  • составлять психологический портрет героя на основе материалов различного эстетического направления;
  • составлять рецензию на  музыкальное произведение, живопись, кино.

Данный элективный курс включает в себя как занятия теоретического характера, так и практического. Уроки интегрированной направленности развивают не только художественный вкус обучающихся, но и способствуют более глубокому формированию эстетической стороны личности старшеклассника.

Искусство – одно из могучих средств общения и сплочения людей в переживании прекрасного, утверждении великих идеалов эпохи, в формировании отношения человека к обществу, в осмыслении действительности.

Учебно-тематический план

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Письма в литературе и других видах искусства 20 века

15

5

10

        

Содержание программы

Введение

На пути к возрождению эпистолярного жанра …(2 часа)

«Моды на письма давно уже нет…» (Л. Рубальская) Беседа (1 час)

Вы согласны с поэтессой? Кто из вас получает письма?  От кого эти письма? Интересно их читать? А вы сами пишете письма?  Что вам проще: написать письмо или позвонить по телефону? Почему? «Бутылочное письмо». Фронтовые письма.  «Треугольники-птицы... Оригами войны». Что же значит слово «письмо» в современном мире? Из каких композиционных частей оно состоит? Викторина «Угадай героя» (см. приложение).

Эстетический и медицинский аспекты каллиграфии (1 час)

Практическое занятие по книге Исаевой Е.Л. «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку». Хотели бы вы без особого труда обнаружить у себя скрытые таланты и наклонности? Или научиться читать мысли, чтобы узнать о человеке буквально все, не донимая его нескромными вопросами?  Из истории графологии. Практическая графология. Анализ собственного почерка.

Письма с фронта в литературе и других видах искусства 20 века (15 часов)

Письма с фронта. Их роль в жизни людей  (1 час)

Память, хранящаяся в треугольниках с фронта. Документы огромной силы. Фронт и почтовая корреспонденция. Летопись времён военного лихолетья. Архивы, где хранятся письма фронтовиков. Роль этих писем в жизни многих семей.

К. Симонов «Жди меня». Анализ стихотворения. Искусство слова в аудиозаписи (1 час)

История создания произведения. Это стихотворение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного лётчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Вера и любовь – своеобразный талисман поэта. Уметь выразительно читать стихотворение.

А. Дементьев «Письмо отца». Песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева (1 час)

Жизнь и творчество Андрея Дмитриевича Дементьева. История создания стихотворения «Письмо отца». Образ лирического героя. Средства выразительности. Музыка на стихи А. Дементьева.

Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта» (1 час)

Основная мысль стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта». В его письме воспоминания о далёком  беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу ему, и согреют душу матери, когда она прочтёт строки письма. Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется, что вдвойне оценит это, вернувшись, непременно вернувшись с войны.  Выразительные средства при анализе данного стихотворения.

Песня на стихи А.Суркова, муз. К. Листова «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь…»). Анализ (1 час)

История создания стихотворения. Тема, основная мысль. Любовь и война, смысл жизни, семья и т.д. Художественные и языковые особенности для передачи основной мысли этого стихотворения. Литература и музыка. Жизнь в музыке.

Анализ стихотворения Людмилы Кириевской «Письма с фронта». Посвящается всем, кто воевал с фашизмом (1 час)

История создания стихотворения. Тема, основная мысль. Любовь и война, смысл жизни, семья и т.д. Художественные и языковые особенности для передачи основной мысли этого стихотворения. Литература и музыка. Жизнь в музыке.

В. Кондратьев «Привет с фронта». Значение эпистолярного жанра (1 час)

Эпистолярным жанром писатель как бы приближает своих героев и ту страшную войну к нам, сегодняшним. Ведь мы думаем, что эта война была очень давно, а людям, ее пережившим, кажется, что она была совсем недавно.

Отзыв о фильме «Письмо с фронта» режиссёра Ивана Киасашвили (1 час)

Действие фильма происходит в годы Великой Отечественной войны. Раненый солдат Юра полюбил медсестру Нину, но так и не решился ей признаться. Из первого письма Нина узнала о его любви и ждала новых писем, не зная, что Юра погиб.

Рассказ Е. Габриловича «Фронтовое письмо» (1 час)

Жизнь в письмах. Судьбы солдат. Боль, утраты, переживания, любовь и т.д.

А.В. Митяев. Сборник рассказов «Письмо с фронта». Анализ одного из рассказов (по выбору обуч-ся) (1 час)

Книга "Письмо с фронта" Митяева Анатолия Васильевича – сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Автор – участник войны, проработавший четверть века в "Пионерской правде" и в "Мурзилке". Он хорошо знает запросы и возможности своих читателей. Рассказы, как теперь говорят, остросюжетны. Их герои зримы, у каждого свой особый характер. Действия развертываются в условиях фронтовой обстановки: тут и оружие того времени, и детали солдатского быта. Язык повествований чист и ясен. Особенность рассказов в том, что их завязка – не выдумка писателя, а реальное событие. Поскольку рассказы далеки от очерков и в них много авторского, действующим лицам автор дал имена фамилии солдат своего взвода –  в память о фронтовом товариществе.

Анализ фронтовых писем. Прослушивание аудиозаписи (1 час)

Фронтовые письма – бесценное свидетельство "живой" социальной истории. На фронт уходили молодые парни и девушки из разных социальных слоев, и воздействие войны на них было разным. По письмам фронтовиков можно проследить эволюцию и становление личности. Изучение фактологической информации писем и одновременно лингвистический анализ в сочетании с их внешней атрибутикой позволяют приблизиться к воссозданию живого образа защитника Отечества, а тем самым, понять глубинные истоки Великой Победы. 

Обзорный анализ сборника М. Дорошиной, В. Дьячкова «Письма Великой Отечественной» (1 час)

В сборник включены письма с фронта участников Великой Отечественной войны. Письма фронтовиков родным и близким позволяют глубже понять психологию, мировоззрение, истоки искреннего патриотизма поколения победителей.

Р/Р Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (1 час)

Картина А. Лактионова позволяет окунуться в историю нашей страны. Представление школьников о войне через живопись и литературу.

Р/Р Устный рассказ по картине А.Ф. Васильевича «Письмо с фронта» (1942) (1 час). Представление школьников о войне через живопись и литературу.

Итоговое занятие. «Письма, опалённые войной» в искусстве 20 века (1 час)

Письма-«треугольники» войны. Работа корреспондентов в период Великой Отечественной войны. Цена писем с фронта. Защита проектов.

Календарно-тематическое планирование

Название раздела

Название темы

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Введение

На пути к возрождению эпистолярного жанра …

«Моды на письма давно уже нет…»

(Л. Рубальская)

Беседа

Понимание обучающимися специфики эпистолярного жанра

2

Эстетический и медицинский аспекты каллиграфии

Практическое занятие по книге «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»

Автор:

Исаева Е.Л.

Понимание обучающимися эстетических и медицинских аспектов каллиграфии

3

Письма с фронта в литературе и других видах искусства  20 века

Письма с фронта. Их роль в жизни людей.

Беседа

Понимание обучающимися значения искусства слова

4

К. Симонов «Жди меня». Анализ стихотворения. Искусство слова в аудиозаписи.

Практическое занятие

Взаимосвязь литературы и музыки

Понимание обучающимися взаимосвязи различных видов искусств, анализируя  письма с фронта

5

А. Дементьев «Письмо отца». Песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева.

Беседа

Взаимосвязь литературы и музыки

Понимание обучающимися взаимосвязи различных видов искусств, анализируя письма с фронта

6

Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта».

Практическое занятие

Понимание обучающимися значения искусства слова

7

Песня на стихи А.Суркова, муз. К. Листова «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь…»). Анализ.

Практическое занятие

Взаимосвязь литературы и музыки

Понимание обучающимися взаимосвязи различных видов искусств, анализируя письма с фронта

8

Анализ стихотворения Людмилы Кириевской «Письма с фронта» . Посвящается всем, кто воевал с фашизмом.

Практическое занятие

Понимание обучающимися значения искусства слова

9

В. Кондратьев «Привет с фронта». Значение эпистолярного жанра.

Беседа

Понимание обучающимися значения искусства слова

10

Отзыв о фильме «Письмо с фронта» режиссёра Ивана Киасашвили.

Практическое занятие

Взаимосвязь литературы и кинематографии

Понимание обучающимися взаимосвязи различных видов искусств, анализируя письма с фронта

11

Рассказ Е. Габриловича «Фронтовое письмо»

Беседа

Понимание обучающимися значения искусства слова

12

А.В. Митяев. Сборник рассказов «Письмо с фронта». Анализ одного из рассказов (по выбору обучающихся)

Практическое занятие

Понимание обучающимися значения искусства слова

13

Анализ фронтовых писем. Прослушивание аудиозаписи.

Практическое занятие

Понимание обучающимися значения искусства слова. Работа в группах

14

Обзорный анализ сборника «Письма Великой Отечественной»

Беседа

Понимание обучающимися значения искусства слова. Работа в группах

15

Р/Р Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

Практическое занятие

Взаимосвязь литературы и живописи

Понимание обучающимися взаимосвязи различных видов искусств, анализируя письма с фронта

16

Р/Р Устный рассказ по картине А.Ф. Васильевича «Письмо с фронта» (1942)

Практическое занятие

Взаимосвязь литературы и живописи

Понимание обучающимися взаимосвязи различных видов искусств, анализируя письма с фронта

17

Итоговое занятие. «Письма, опалённые войной» в искусстве 20 века

Беседа

Проектная деятельность

Понимание обучающимися значения искусства слова

Литература

  1. Асадов Э. Зарницы войны. Повесть. Стихи. Поэмы. М: Военное издательство, 1989
  2. Белозерова В.Г. Особенности развития каллиграфической традиции. ДВГТУ., 2003. С. 187-191.
  3. Вольперт Л. И. «...за две строчки перехваченного письма» //Вышгород». Таллинн. 1999. N 2.
  4. Дорошина М., Дьячков В. Письма Великой Отечественной. Архивный отдел Тамбовской области, 2005
  5. Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик,  2010
  6. Кондратьев В. Привет с фронта. Художественная литература, 1995
  7. Митяев А. Письмо с фронта. Белый город, 2015
  8. Симонов К. Жди меня. Детская литература, 2010

Электронные ресурсы

  1. www.medialingua.ru
  2. altfast.ru, karelianholidays.ru
  3. nasledie-rus.ru
  4. telenir.net›literaturovedenie…m_dostoevskii_novye…
  5. http://www.pagez.ru/
  6. gramotey.com›?open_file=1269038114
  7. infoliolib.info›rlit/andreev/oteatre.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...