Конспект по чтению Весна, весною, о весне 5 класс VIII вид
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тарубарова Анна Андреевна

Конспект по чтению на тему: "Весна, весною, о весне" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5_klass_chtenie_vesna_vesnoyu_o_vesne_viii_vid.docx102.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи

Тема урока: Я. Аким «Весна, весною, о весне»

Класс: 5 Г

          Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить с содержанием стихотворения, формировать навык выразительного чтения

Задачи:

образовательные:

- формировать умение работы с текстом, иллюстрациями;

- формировать и совершенствовать навыки выразительного чтения и связной речи.

          коррекционно-развивающие:

- развивать память и внимание,  расширять образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.

- способствовать  обогащению  и  активизации  словарного  запаса.

воспитательные:

- воспитание любви к природе;

- воспитание мотивацию к учению.

         Оборудование: ноутбук, презентация,  учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Речевая разминка
  3. Проверка домашнего задания
  4. Сообщение темы и целей урока
  5. Работа по новой теме
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление полученных знаний
  8. Подведение итогов урока
  9. Выставление оценок
  10. Домашнее задание
  11. Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.Организационный момент

2.Речевая разминка

3.Проверка домашнего задания

4.Актуализация знаний

4.Сообщение темы и целей урока

5.Работа по новой теме

1.Словарная работа

2.Чтение стихотворения учителем

3.Проверка восприятия текса

6.Физкультминутка

7.Закрепление полученных знаний

1.Самостоятельное чтение стихотворения

2.Анализ содержания стихотворения

3.Чтение по цепочке

8.Подведение итогов урока

9.Выставление оценок

10.Рефлексия

11.Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята! Закройте глаза, представьте, что мы  отправляемся на весеннюю прогулку. Выходим из школы и идём по дорожке. Настроение  у нас хорошее, радует погода, яркое солнце согревает нас. Весело щебечут птицы на деревьях. По улице бегут ручьи. Так хочется подольше погулять, но нужно возвращаться в класс на урок чтения. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, начинаем наш урок.

- Посмотрите на доску. Что на ней написано?

-Давайте прочитаем эту скороговорку медленно, по слогам.

- Теперь прочитаем целыми словами

- А сейчас попробуйте читать скороговорку как можно быстрее

- Давайте проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

- Давайте послушаем каждого из вас у доски

- Молодцы, ребята! Скажите, о каком времени года это стихотворение?

- Отгадайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? 

- Назовите весенние месяцы.

- Назовите раздел, который мы читаем.

-Назовите те произведения и их авторов, над которыми мы поработали?

- Посмотрите на ребус. Попробуйте разгадать его и вы узнаете над какой темой мы сегодня будем работать

- Какое слово зашифровано в ребусе?

- Правильно!

- Посмотрите на портрет. Знаком ли вам писатель?

- Это Яков Аким. Автор стихотворения «Весна, весною, о весне»

-В этом стихотворении вам попадутся слова, которые могут быть вам непонятны. Посмотрите на доску. Прочитайте слово:

Раз-но-го-ло-си-ца

-Что это?

-Это когда нет одного единого мнения, то все начинают выкрикивать своё и тогда получается разноголосица

Следующее слово прочитайте:

блесна . Блесна это приманка для ловли рыбы.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте:

В рощах птичье пение,

А в классе — тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется «весна».

Склоняем вслух: «Весна, весны…»

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут «весна, весны, весне».

Под крышей носятся стрижи,

Смеются надо мною —

У них не спросят падежи:

«Весна, весны, весною».

Внизу разноголосица:

«А ну пробей! На спор!»

Под партой ноги просятся

К болельщикам, во двор.

«Пришла ве-сна,

Дождись ве-сны.

(Дождался, листики видны!)

Привет ве-сне,

Встречай ве-сну.

(Куда ж я руку протяну?)

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне…»

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце на блесне,

По стене слоняется,

Ничем не заслоняется.

Весна. Вот это — слово,

Весело склоняется!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- О чём оно?

- Весёлое это стихотворение или грустное?

- Почему мальчику было трудно усидеть на месте? Что его отвлекало?

- Куда он стремился?

- Молодцы!

Учитель читает стихотворение и показывает движения детям

-Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

- Прочитайте это стихотворение сейчас самостоятельно.

- Чем дети занимаются на уроке?

- Почему мальчику не хотелось склонять существительное?

- В каких строчках вы чувствуете улыбку автора?

- Хорошо.

- Найдите строчки, говорящие о деловой тишине в классе

- Найдите строчки, говорящие о шумной весенней суете на улице

- Какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно?

- Какие строчки надо прочитать ворчливым тоном?

- Какие строчки надо прочитать веселым тоном?

-А сейчас прочитаем это стихотворение по цепочке. Читайте стихотворение с определенной интонацией

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Кто автор стихотворения?

- У вас на столах лежат карточки. Что на них написано?

- Прочитайте их и подумайте, какая пословица подходит к нашему стихотворению

- Докажите, что именно эта пословица относится к нашему стихотворению?

- Молодцы!

Учитель выставляет оценки и комментирует их

-Какие задания вам понравились?

- Что было трудным?

- Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение «Весна, весною, о весне» на странице 159-160

Приветствуют учителя

Выполняют инструкцию учителя

- На доске написана скороговорка

Читают скороговорку с постепенным наращиванием темпа

- Дома необходимо было выучить первые восемь строчек стихотворения С. Есенина «Черемуха»

- Обучающиеся выходят к доске и рассказывают наизусть стихотворение

- Это стихотворение о весне

- Это бывает весной

- Март, апрель, май.

- Мы читаем раздел «Весна»

- Мы изучили следующие произведения:

Г. Скребицкий «Март», «Весна-красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», «Весенний лес», Е. Серова «Подснежник»…

Дети разгадывают ребус

- Зашифровано слово ВЕСНА

Отвечают на вопрос учителя

Отвечают на вопрос учителя

Выполняют инструкцию учителя

- Стихотворение понравилось

- Это стихотворение о весне

- Мальчика отвлекал шум ручьев, стрижи,

солнечные лучи

-Он стремился к ребятам, чтобы поиграть в футбол

Обучающиеся выполняют инструкцию учителя

Выполняют инструкцию учителя

- Дети на уроке склоняют существительное

- Мальчику не хотелось склонять существительное, потому что его отвлекала хорошая погода на улице

Обучающиеся находят строчки стихотворения и зачитывают их:

- Дождался, листики видны!

- Куда ж я руку протяну?

Обучающиеся находят строчки в стихотворении и зачитывают их с определенным тоном по очереди

- А за окном ручьи слышны

- Под крышей носятся стрижи

- Внизу разноголосица: «А ну пробей! На спор!»

- Спокойно прочитаем следующие строчки: «Гуляет зайчик по окну, как солнце на блесне, по стене слоняется, ничем не заслоняется»

- На парте не сидится мне, а тут «весна, весны, весне»

- Пришла весна, дождись весны. Привет весне, встречай весну.

Выполняют инструкцию учителя

- Сегодня мы познакомились с стихотворением «Весна, весною, о весне».

- Автором это стихотворения является Я.Аким

- На карточках написаны пословицы

- К нашему стихотворению подходит пословица: «Делу время, потехе час».

-Мальчику надо было прекратить развлекаться и начать работать. И только потом, можно идти и отдыхать

Отвечают на вопросы учителя

Записывают домашнее задание в дневник

Звучит мелодия

Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

http://xn----dtbccfd3bnhcebp3c.xn--p1ai/wa-data/public/shop/img/6282120_large.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=74978fbb0758a423ee5d8517be1526ab-l&n=13

https://i.ytimg.com/vi/fOdLN6y0oEU/mqdefault.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока истории для 9 специального (коррекционного) класса VIII вида на тему "Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны"

Конспект урока истории для 9 специального (коррекционного) класса VIII вида на тему "Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны"....

Индивидуальное коррекционное занятие по формированию навыков чтения с учеником 2 коррекционного класса VIII вида.

Индивидуальное коррекционное  занятие проводилось с учеником 2 коррекционного класса VIII вида, который плохо усваивает навыки чтения: не различает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, н...

Динамика скорости чтения у обучающихся 1-4 классов VIII вида

Заполнение данных таблиц позволяет ежемесячно отслеживать скорость чтения у обучающихся 1-4 классов VIII вида...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ, 8 КЛАСС VIII вида

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского яз...