Главные вкладки

    "Былина "Вольга и Микула Селянинович"
    план-конспект урока по литературе (7 класс)

    Таловская Лилия Владимировна

    Урок литературы в 7 классе 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bylina.docx16.97 КБ

    Предварительный просмотр:


    БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА
    СЕЛЯНИНОВИЧ»

    Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями, исполнением былины.

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    • познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;
    • регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
    • коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

    Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

    Сценарий урока

    I. Проверка домашнего задания.

    – Назовите и охарактеризуйте два основных цикла былин. (Киевский и Новгородский. Киевский цикл: действие в Киеве; принимает участие князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников; герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин. Новгородский цикл: город вел торговлю; плавание в другие страны; затронуты социальные темы.)

    – Перескажите статью «О собирании, исполнении и значении былин».

    II. Изучение нового материала.

    1. Слово учителя.

    – Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого правителя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «...Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.

    2. Работа по учебнику.

    Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.

    Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).

    Аналитическая беседа по вопросам.

    – Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

    – Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)

    – Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)

    Задание 1.

    – Зачитайте описание внешности пахаря. («А у оратая кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата» (с. 18). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)

    – Как описан труд Микулы? («Повыехали в раздольице… А омешки по камешкам почиркивают» (с. 17–18). «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит» (с. 18). Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)

    Задание 2.

     Найдите постоянные эпитеты. («Хоробрая», «омешики... булатные», «гужики… шелковые» и др.)

    – Выделите гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.

    III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    – Чему учили былины, что прославляли, воспитывали? (Высказывания учащихся.)

    Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.

    Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос 3, с. 23 (характеристика Вольги или Микулы).

    Индивидуальное задание.

    – Если бы предложили поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел? Изобразите его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович

    Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....

    Подготовка к написанию сочинения по былине "Вольга и Микула Селянинович" с использованием ИКТ

    Опубликованный на странице портала учебный материал  - это урок по  подготовке к написанию сочинения по русской литературе в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями зд...

    Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

    Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

    Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

    Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...

    План-конспект урока по литературе Святогор и Микула Селянинович

    Урок посвящен анализу былины и связь ее с устным народным творчеством....