Презентация «Великое благо – верить. И любить» (Троепольский "Белый Бим Чёрное ухо")
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Наталья Николаевна Козинова

Памятники великим людям, прославившим Россию в разные эпохи развития страны: Минин и Пожарский, А.С.Пушкин, И.В.Туркенич.  Главный герой повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Г.Н.Троепольский

Слайд 4

«Великое благо – верить. И любить» (По повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»)

Слайд 5

«Ведь пока они спешат по улицам города, их едва можно заметить, отличить в толпе друг от друга. Но как только на их пути возникает Бим, их как бы можно проверить, увидеть каждого в отдельности»

Слайд 6

Гавриил Николаевич Троепольский (29 ноября 1905 года - 30 июня 1995 года)

Слайд 8

«… так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле…»

Слайд 9

Начало литературной деятельности писателя - 1937 год (создание первого рассказа «Дедушка»)

Слайд 10

А.Т.Твардовский

Слайд 11

«Дедушка» (рассказ) – 1937 г. «Записки агронома» (цикл рассказов) – 1953 г. «Земля и люди» (фильм) – 1955 г. «Чернозём» (роман) – 1961 г. «В камышах» (повесть) – 1963 г. «Белый Бим Чёрное ухо» (повесть) – 1971 г.

Слайд 12

Награды писателя Государственная премия СССР (1975 г) – за повесть «Белый Бим Чёрное ухо» Орден Трудового Красного Знамени Литературная премия «Банкареллино» (Италия, 1981 г.) Золотая Медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция, 1981 г.) Заслуженный работник культуры РСФСР (1985 г.) «Почётный гражданин Воронежа» (1993 г.)

Слайд 13

«Лучшие минуты жизни Бима и хозяина».

Слайд 15

«Внутри что-то оборвалось от удара, и это «что-то» стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого он и потерял сознание» Клим побил Бима на охоте «Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал в удивлении, в неведении и горькой обиде» Папа Толика, Семен Петрович, увез ночью Бима в лес «Он теперь будет ждать с оскаленными зубами, пока не уйдет враг, ждать, сколько бы времени на это ни потребовалось. Кто – кого» Последняя встреча с Теткой, когда она сдала Бима собачникам «Потом снова подошёл к двери, снова нюхал через щель и наконец установил по запахам: во дворе что-то тревожное. И вновь ходил, ходил, чиркая когтями по жести, разогреваясь и будто готовясь к чему-то, разминаясь» Бим в фургоне у собачников

Слайд 20

Режиссёр кинофильма: С. Ростоцкий Актёры: Вычеслав Тихонов Ирина Шевчук Любовь Соколова Валентина Владимирова Мария Скворцова Иван Рыжов Фильм снят на киностудии имени М.Горького

Слайд 21

Памятник Биму в Воронеже Место: площадь возле Театра кукол «Шут» Скульпторы: лауреаты Государственной премии Эльза Пак и Иван Дикунов Открыт 5 сентября 1998 года На мостовой у Театра кукол собака ждёт Человека

Слайд 22

Вот и бежит по миру Белый Бим Чёрное ухо – по страницам книг, по экранам и сценам разных стран - бежит навстречу людям вот уже почти полвека. И, смахивая с глаз слёзы, мы становимся добрее, благороднее, человечнее

Слайд 23

Домашнее задание (на выбор): 1.Подготовить мини-проект на тему: «Произведения о взаимоотношениях человека и животных» (с анализом одного произведения) 2.Найти информацию и создать мини-проект с презентацией на тему: «Известные памятники животным» (с кратким описанием памятника и истории создания) 3.Написать сочинение-рассуждение на тему: «Какие чувства способна воспитать в человеке повесть Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»?»



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

урока литературы в 10-б классе

Паспорт урока

Учитель

Козинова Наталья Николаевна

Тема урока

«Великое благо – верить. И любить» (По произведению Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»)

Цель урока:

1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать текст, выделять основные проблемы, затронутые автором в произведении, заставить услышать нравственное звучание рассказа.

2. Развивающие: развивать творческое воображение и художественный вкус учащихся, аналитическое мышление, формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания, умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение.

3. Воспитательные: воспитывать личность, умеющую сострадать; формировать нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным; побудить учащихся задуматься над вопросами: что есть добро и зло, чем опасно  равнодушие, каким должен быть человек.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

 - формулирует тему урока, ставит учебные цели и задачи урока (МР)

- понимает, оценивает и интерпретирует полученную информацию (МР)

 - осуществляет поиск необходимой информации из разных источников (МР)

- открыто высказывает свою позицию, точку зрения (МР)

- получает навыки сотрудничества со сверстниками (работать в группе, в паре, уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки) (МР)

- анализирует художественное произведение (ПР)

- выразительно читает, пересказывает текст, отвечает на поставленные вопросы (ПР)

- думает над нравственными вопросами: что такое добро и зло, чем опасно равнодушие, каким должен быть человек, как нужно относиться к людям и животным (ЛР)

- осуждает равнодушие, зло, жестокость, ненависть (ЛР)

- делает вывод в пользу добра (ЛР)

- задумывается о своих поступках, о своем поведении, о своём отношении ко всему живому (ЛР)

- проявляет интерес к данной теме урока, хочет прочитать другие произведения на поднятые проблемы (МР)

- учится оценивать свои ответы и ответы сверстников, делать выводы, подводить итоги (МР)

- проявляет интерес к чтению художественной литературы (МР)

- продолжает работу над развитием своих творческих способностей (МР)

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Выбор ценностных ориентиров, воспитание духовно богатой личности, способной на проявление любви, верности, искренности, милосердия, помощи нуждающимся людям и животным, формирование отрицательного отношения ко всякому проявлению к человеку и животному жестокости, ненависти, злобы, хамства, бесчеловечности, равнодушия, безразличия

Понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; научиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности.

Получение

знаний о

жизни и

творчестве

писателя,

знакомство с

содержанием

повести,

умение

анализировать

 художественное

 произведение

Мировоззренческая идея

Установка на формирование таких высоконравственных качеств личности, как верность, преданность, любовь, милосердие ко всему живому, неприятие ненависти, жестокости, злобы, равнодушия

Программное содержание

Анализ художественного произведения, работа в группах, парах, индивидуальная работа, выступления обучающихся с проектами по заданной теме, фронтальная беседа по содержанию произведения, выразительное чтение художественного текста, выражение отношения к прочитанному, просмотр фрагмента из кинофильма, экспертиза деятельности на уроке, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, выставление оценок, рефлексия.

План изучения нового материала

1.Заслушивание подготовленных проектов обучающихся о жизни и творчестве писателя

2.Фронтальная беседа с классом по прочитанному произведению

2.Самостоятельная работа в группах

3.Выразительное чтение и анализ основных эпизодов произведения

4.Просмотр фрагмента кинофильма

5.Выступление обучающихся с индивидуальными проектами

6.Подведение итогов урока, рефлексия

Основные понятия

Понятия положительных (доброта, верность, отзывчивость, милосердие, ответственность, сочувствие, помощь нуждающимся и взаимопомощь) и отрицательных (жестокость, ненависть, неуважительность, неумение сострадать, сопереживать, хамство, трусость) человеческих качеств, отношение человека к животным, смысл жизни человека.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Технология

Педагогика «сотрудничества», проектные технологии, компьютерные технологии, технология дифференцированного обучения детей по интересам, групповые технологии, гуманно-личностная технология, технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, личностно ориентированное развивающее обучение, технология проблемного обучения

Мизансцена урока

Столы стоят по два рядом в шахматном порядке для работы в 3-х группах

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, выполненная в программе «Power Point», текст повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо», карточки для групповой работы, проектные работы обучающихся, фрагмент кинофильма режиссёра Станислава Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Домашнее задание

Задания на выбор:

 1.Подготовить мини-проект  на тему: «Произведения о взаимоотношениях человека и  животных» (с небольшим анализом одного произведения)

2.Найти информацию и создать мини-проект с презентацией на тему: «Известные памятники животным» (с кратким описанием истории создания)

3.Написать сочинение-рассуждение на тему: «Какие чувства способна воспитать в человеке повесть Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»?»

 


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

1-ый этап «Организационно-мотивационный» - Вводно-подготовительная часть урока

Приветствует обучающихся, настраивает на доброжелательную позитивную работу на уроке, организует работу учащихся с использованием коллажа, краеведческого материала, проблемного вопроса, который помогает определить тему урока, сформулировать цели и задачи урока.

Рассматривают фотоколлаж,

Вспоминают имеющиеся знания по теме, отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе, пытаются найти ответ на проблемный вопрос, который выводит их на формулировку темы урока, формулируют цели и задачи урока.

К: умение слушать собеседника, строить высказывания, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге

Р:целеполагание, постановка цели и задач урока,  умение организовать свою учебную деятельность

Л: мотивация учения

2-ой этап «Осмысление» Основная часть урока

1.Организует выступление учащихся с проектами, фронтальную беседу по содержанию изучаемого произведения

2.Организует самостоятельную работу в группах

3.Организует просмотр фрагмента кинофильма, выразительное чтение эпизодов произведения, предлагает учащимся выступить с проектами, высказать свою точку зрения

1.Учащиеся внимательно слушают проекты сверстников, принимают участие во фронтальной беседе по изучаемому произведению

2.Самостоятельно работают в группах, демонстрируют итоги своей работы, оценивают свою работу и работу учащихся других групп

3.Смотрят фрагмент кинофильма, слушают подготовленные проекты, выразительное чтение эпизодов из изучаемого произведения, отвечают на вопросы, оценивают работу товарищей

К: умение слушать и понимать собеседника, строить свои высказывания, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения окружающих, участие в диалоге

М: умение сотрудничать с другими людьми, работать в паре, в группе, уважительно относиться к мнению других, умение осуществлять поиск необходимой информации из разных источников

П: умение анализировать художественное произведение, находить примеры-доказательства из текста, давать характеристику героям, делать выводы из прочитанного

Л: выбор ценностных ориентиров в жизни, ориентация в нравственном смысле поступков как собственных, так и героев повести, окружающих людей

3-ий этап «Подведение итогов урока» - Заключительная часть урока

Задаёт вопросы обобщающего направления, предлагает сделать выводы из урока,

Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы по уроку,

К: построение речевого высказывания;

Л: формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем, оценка своих поступков и поступков других людей

4-ый этап «Рефлексия»

Предлагает оценить работу обучающихся на уроке, вместе сформулировать варианты домашнего задания

Оценивают свою работу и работу сверстников на уроке, предлагают варианты домашнего задания

Л: смыслообразование,  Р: умение самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения материала, адекватное восприятие оценки учителя

П: контроль и оценка результатов деятельности




Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10-б классе

Тема: «Великое благо – верить. И любить»

 (По повести Г.Н.Троепольского "Белый Бим Черное ухо")

19.03.2019 г.

Петропавловская СОШ

Цели: 

1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать текст, выделять основные проблемы, затронутые автором в произведении, заставить услышать нравственное звучание рассказа.

2. Развивающие: развивать творческое воображение и художественный вкус учащихся, аналитическое мышление, формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

3. Воспитательные: воспитывать личность, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным, умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения детей, побудить учащихся задуматься над вопросами: что есть добро и зло, опасно ли равнодушие, каким должен быть человек.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; учиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности.

Личностные УУД: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Регулятивные УУД: слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную цель и задачу, высказывать предположения на основе наблюдений, формулируют проблему (цель, задачи) урока.

Познавательные УУД: сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач, осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Я за то, чтобы писать обо всём

I. Мобилизующий этап.

Учитель:

Многовековая история нашей страны насчитывает немало славных боевых и трудовых страниц жизни народа. Благодарные потомки запечатлели их в многочисленных памятниках, монументах, скульптурах. Вот лишь некоторые из них.

 (Демонстрируются памятник Минину и Пожарскому, Дмитрию Донскому, Родина-мать в Волгограде, М.Ломоносову, А. Пушкину, генералу Карбышеву, И.Туркеничу и др.).

На них мы видим великих людей разных эпох, героев войны и труда, которые много сделали для могущества и процветания нашей родины. Конечно, они вызывают у нас чувство гордости и восхищения. А есть и другие памятники, скромные, но не менее важные, которые останавливают прохожих и заставляют вдруг ощутить волнение, нежность, тревогу. Один из таких памятников стоит на площади около Театра кукол «Шут» в городе Воронеже. Вам известно, кто запечатлён на нём?

(Ответы учащихся: Белый Бим Чёрное Ухо из повести Г.Троепольского)

II. Этап целеполагания.

Учитель: 

1)Кто такой Бим?

(Ответы: главный герой повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо)

2)Коль у нас урок литературы, как вы думаете, о чём мы будем говорить?

(Ответ учащихся: о повести «Белый Бим Чёрное Ухо» Г.Троепольского)

3)Итак, главный герой повести – Бим. Подумайте и скажите, с какими двумя качествами чаще всего ассоциируется образ Бима?

(Ответы: любовь и верность)

Учитель: Эти два слова мы и вынесем в тему урока и назовём урок, используя слова из текста произведения: «Великое благо – верить. И любить»

Повесть о Биме автор назвал «трагическим романом о собачьей жизни». Но писателя, однако, интересуют и люди.  Послушайте, что пишет автор по этому поводу: (Зачитывает отрывок из повести):

«Ведь пока они (люди) спешат по улицам города, их едва можно заметить, отличить в толпе друг от друга. Но как только на их пути возникает Бим, их как бы можно проверить, увидеть каждого в отдельности»

Как вы понимаете эти слова писателя?

(Примерные ответы: люди разные, и отношение людей к Биму тоже разное)

Отталкиваясь от этого разговора, попробуйте определить задачи урока.

(Ответы уч-ся:

1.Проанализировать произведение. Рассмотреть взаимоотношения Бима и Ивана Ивановича, Бима и других героев.  Выяснить, как они понимают, что такое любовь, верность.

3.Задуматься над проблемой повести, высказать своё мнение, попробовать понять, что хотел сказать нам всем автор, в чём состоит суть жизни человека)

Итак, мы говорим о главном, что составляет нашу жизнь.

III Освоение нового знания.

Учитель: Послушаем несколько мини-проектов о жизни и творчестве писателя, которые подготовили ребята.

1.Заслушивание проектов учащихся.

1 проект: Жизнь писателя Гавриила Николаевича Троепольского (с презентацией) 

Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии  29 ноября 1905 года в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили труд: работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. На всю жизнь осталось в нем уважение к крестьянскому труду. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он узнал, что такое гражданская война; в 36 лет испытал ужасы Великой Отечественной войны. На его памяти и коллективизация, и страшная эпоха культа личности Сталина, и перестройка.

После окончания средней школы будущий литератор учился в сельскохозяйственном училище в городе Борисоглебске.  После работал учителем в сёлах родной Воронежской губернии. Потом перешел на агрономическую работу, которой посвятил 35 лет своей жизни. Ставил опыты по агротехнике, занимался селекцией. Вместе с колхозниками и их детьми посадил две лесополосы – кленовую и дубовую, которые и сейчас радуют глаз, защищают поля от суховеев. В годы войны люди готовили себе еду, используя сорт проса, выведенный Троепольским. Его современники отмечают, что он был требовательным к себе и своим работникам, бездельников не жаловал, приветствовал трудолюбивых, ответственных людей. После напряженного трудового дня записывал свои впечатления: тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан,  и заметки крестьянского быта.

Когда ему было 48 лет, вышла его первая книга «Записки агронома», и с этого времени начинается его писательская судьба – его рабочим местом стал письменный стол.

 Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, неравнодушным, смелым и честным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Г. Н. Троепольский стал одним из первых Почетных граждан Воронежа. 
          Писатель скончался 30 июня 1995 г. Похоронен на Аллее славы Коминтерновского кладбища. На его памятнике выгравирована цитата из повести «Белый Бим Чёрное ухо», ставшая символом жизни и творчества известного писателя: «… так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле…». Писатель умер, но остались его книги, благодарные читатели, ученики… Осталась его вера в победу мудрости, доброты и человечности. 
          На доме №8 по улице Чайковского, где жил писатель, установлена мемориальная доска. В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке.

2 проект: Творчество писателя  Г.Н.Троепольского.

Гавриил Николаевич Троепольский стал писателем под влиянием своего школьного учителя.

   Первый рассказ «Дедушка» был напечатан в 1937 году в альманахе «Литературный Воронеж» под псевдонимом «Лирваг». В 1953г. в журнале «Новый мир» был опубликован цикл рассказов «Записки агронома». Прочитав рассказы, главный редактор журнала А.Т. Твардовский почувствовал в начинающем литераторе настоящий талант и поддержал его. Выходят в свет очерки, рассказы, повести писателя.   
          В 1955г. по написанному Г.Н. Троепольским сценарию был поставлен фильм «Земля и люди». В 1961 году он пишет роман «Чернозём», в 1963 году – «В камышах».
          Г.Н. Троепольский умел в своих произведениях реалистично показывать жизнь, восхищаясь человеком-творцом, человеком-тружеником, сражаясь с жестокостью и эгоизмом. Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданности, верности долгу, умению чувствовать и беречь природу, понимать и сопереживать другому человеку.

 Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшая, самая главная  его книга была написана на 66-ом году жизни писателя. И посвятил он её памяти Александра Трифоновича Твардовского.  Это повесть о собаке, которая принесла ему всемирную славу,  - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в 1971 г.
Сам Гавриил Николаевич назвал это произведение «трагическим романом о собачьей жизни».
          За повесть «Белый Бим Черное ухо» автор был удостоен  Государственной Премии СССР в 1975 году, а также ему присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае – в 52 странах.  Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

3 проект: Краткий пересказ содержания повести «Белый Бим Чёрное Ухо».
«Белый Бим Черное Ухо» - повесть о собаке, которая была очень верна своему хозяину. Совсем маленьким щенком его взял к себе бывший журналист, одинокий пенсионер, Иван Иванович Иванов.  Глубокая любовь и верная преданность связали их. И всё бы было хорошо, если бы однажды Иван Иванович не попал в больницу с сердечным приступом. С этого момента у Бима началась очень непростая жизнь. В поисках своего хозяина Бим попадал и к злым людям, которые держали его на цепи, и просто к хулиганам. Раны, полученные от жестоких людей, Бим залечивал в лесу. После всех скитаний и поисков своего доброго хозяина он, наконец, снова в городе. Вредная Тетка из мести сдаёт Бима бригаде, которая занимается отловом бродячих собак. Она говорит, что Бим опасен, может быть переносчиком болезней и может даже покусать кого-нибудь. Бим не дается в руки ловцам, но его все же забирают и отвозят в приют. Из Москвы возвращается Иван 
Иванович. Узнав, что случилось с Бимом, он выясняет адрес приюта и тут же едет за своим другом. Но приехав в приют, он находит  Бима закрытым за железными дверями в машине-живодёрке. Всю ночь Бим пытался открыть, отгрызть эту несчастную дверь, лапами раздирая железо, желая вырваться на свободу, чтобы продолжить поиски своего хозяина. Когда Ивану Ивановичу открыли дверь, Бим был уже мёртв.

2. Фронтальная беседа по содержанию повести.

1 вопрос: В конце 9-ой главы, рассказывая о тяжёлых  скитаниях Бима, автор напишет: «Читатель-друг!.. Я за то, чтобы писать обо всём... Ты подумай!  Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов  не будут их замечать». Как вы понимаете эти строки?


(Ответы учащихся: Если писать только о добре, люди не будут замечать зло, и оно распространится по всей земле. А если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать их и сочувствовать.)

2 вопрос: На сколько  частей можно разделить это произведение? Почему?

 (Ответы учащихся: На 2 части: Жизнь Бима с Иваном Ивановичем и жизнь без друга.

3 вопрос: Как можно озаглавить каждую часть?

1)«Лучшие минуты жизни Бима и хозяина»

2)«Суровый мир, с которым столкнулся Бим»)

4 вопрос: Итак, поговорим на тему: «Лучшие минуты жизни Бима и хозяина».

Расскажите, как  собака Бим появилась в жизни писателя?

(Примерный ответ: Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом  Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. Теперь Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом». 

2)  Каким был Бим?

(Примерный ответ: Бим был добрым, верным, преданным псом. Он был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта- это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

3) Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек?

(Примерный ответ: Хозяин Бима – Иван Иванович – ветеран войны, писатель. С войны у него под сердцем остался осколок. Он одинок. Жена его умерла. Единственного сына Колю отняла война. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим. У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Иван Иванович много перечитал книг про несоответствие окраса сеттеров, чтобы установить родословную Бима, хорошо знает повадки, понимает "собачий" язык. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти, дарит счастье в его одиночестве. Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее.)

4)Какие чувства испытывали друг к другу Бим и его хозяин?
Были ли они вместе счастливы? Обратимся к тексту и найдём ответы на эти вопросы.

Проект (2 учащихся: читают отрывки из повести поочерёдно)

 «Маленький Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать».

«Бим уже любил, когда хозяин с ним разговаривал… очень интересно было наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые ласковые пальцы»

«Всем своим видом он (Бим) говорил: «Ты хороший, мой добрый друг… Я слушаю. Чего же ты хочешь??» Хозяин сказал: «Ты хороший пёс. Хороших собак все любят, - он взял Бима на колени и гладил его шёрстку, приговаривая: - Хорошо. Всё равно хорошо, мальчик. Он тут же на всю жизнь понял: «Хорошо» - это ласка, благодарность и дружба. Хозяин «хороший и близкий».

 В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской…

«Бим — пес с выдающимися способностями, так-таки и остался сомнительным — свидетельство родословной не выдали. Дважды Иван Иваныч выводил его на выставку: снимали с ринга без оценки. Значит — изгой. Хозяин взял Бима на колени и гладил его шерстку. Биму было тепло и уютно. Он тут же понял, не важно, кто его хозяин, важно — он хороший и близкий. А человек посмотрел на портрет женщины и проговорил:

— Видишь, мне стало легче. Я уже не одинок».

 

 «Друзья всё больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака».

 «Разве смог бы я вынести столь жуткое одиночество, если бы не было Бима».

А вот случай на охоте. «Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем веселый и радостный, вернулся. Но что это значит? Хозяин сумрачен, смотрит строго, не ласкает. Все было ясно: ничего не чует его друг! Несчастный друг... Бим как-то осторожно лизнул руку, выражая этим трогательную жалость к выдающейся неполноценной наследственности самого близкого ему существа. С этого дня Бим понял, что только он один может узнать, где птица, и что хозяин-то беспомощен, а нос у него пристроен только для виду. Игра на равных: хозяин без чутья, собака без ружья.Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы»

«К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Никогда и никого не укусил. Интеллигентная собака. Научился сам, дошёл своим умом царапаться в дверь, чтобы открыли.Бим твёрдо усвоил: поцарапайся в дверь – тебе откроют обязательно; двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят…»

«После облавы он (Бим) еще больше стал любить Ивана Ивановича и верить в его силу. Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить. Собака без такой веры – уже не собака, а вольный волк или бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала верить хозяину и ушла от него или если ее выгнали. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга – человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни»

«Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся».

Учитель  (Обобщение по беседе):  Мы узнали, как складывались взаимоотношения Ивана Ивановича с Бимом, как зарождалась и крепла их дружба, росло доверие, любовь между ними. 

Я хочу прочитать небольшое лирическое отступление из повести: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный провозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, - и счастливого, и несчастного, - он сейчас - украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие". (Глава 2, стр.26)

Не кажется ли вам, что таким  "маленьким" человеком с огромной душой является и Иван Иваныч, который  воспитал в Биме доброту и веру в человека. Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное.

… Но однажды хозяина увезла скорая помощь. Осколок под сердцем дал о себе знать. Вспомним сценку прощания Ивана Ивановича и Бима. Так прощаются настоящие друзья.

(Зачитывается отрывок прощания Бима и Ивана Иваныча – Глава 6 «Прощание с другом» - стр.56)

« Бим сел у носилок и положил на них лапу. Иван Иваныч пожал её.  – Ждать, мальчик. Ждать.

Вот этого Бим никогда не видел у своего друга, чтобы вот так горошинами скатилась вода из глаз.
Когда унесли носилки и щелкнул замок, он лег у двери, вытянул передние лапы, а голову положил на пол, вывернув ее на сторону: так собаки ложатся, когда им больно и тоскливо; они и умирают чаще всего в такой позе.
Но Бим не умер от тоски.
Нет, Бим не умер. Биму сказано точно: "Ждать". Он верит – друг придет. Ведь сколько раз было так: скажет "Ждать"  и обязательно придет.
Ждать! Вот теперь вся цель жизни Бима.
Но как тяжко было в ту ночь одному, как больно! Что-то делается не так, как обычно... От халатов пахнет бедой…  И Бим затосковал. В полночь, когда взошла луна, стало невыносимо. Рядом с хозяином и то она всегда беспокоила Бима, эта луна: у неё глаза есть, она смотрит этими мёртвыми глазами, светит мёртвым холодным светом, и Бим уходил от неё в тёмный угол. А теперь – даже в дрожь бросает от её взгляда, а хозяина нет. И вот глубокой ночью он завыл, протяжно, с подголоском, завыл как перед напастью».

Утром, как только Степановна выпустила его на улицу, он побежал искать своего хозяина. «Люди текли и текли… он ещё внимательней вглядывался вперёд – не идёт ли ОН… А Ивана Иваныча всё нет и нет. Друг ты мой! Где же ты?..»

3. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: Для продолжения разговора проведём небольшую самостоятельную работу в группах: 

(3 группы учащихся получают индивидуальные задания – на выполнение отводится 3 минуты)

4. Учитель: Слушаем 1 группу. 

1 группа: Наша группа работала с эпизодами на тему «Суровый мир, с которым столкнулся Бим». Мы получили карточки с предложениями, по которым вспомнили об испытаниях в жизни Бима, и разложили эти предложения в хронологическом порядке. (Работа с интерактивной доской. Если невозможна данная работа, карточки прикрепляют  на доску.)

1. “Вот так. Где-то, кто-то перевёл стрелку той дороги, по которой доверительно шел Бим. И никакому «кто-то» нет теперь дела до того, что какой-то собаке защемило ногу и она стала калекой.”

1.Происшествие на железной дороге

2. “Внутри что-то оборвалось от удара, и это «что-то» стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого он и потерял сознание”.

2.Клим побил Бима на охоте

3. “Потом снова к двери, снова нюхал через щель и наконец установил по запахам: во дворе что-то тревожное. И вновь ходил, ходил, чиркая когтями по жести, разогреваясь и будто готовясь к чему-то, разминаясь”

3.Бим в фургоне у собачников

4. “Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал -  в удивлении, в неведении и горькой обиде”

4.Папа Толика, Семен Петрович, увез ночью Бима в лес

5. “Не верил он этому ласковому, вкрадчивому тону, этой лести и заискиванию после побоев. Бим начинал терять веру в человека”

5.Встреча с Серым

6. “Нет, не подал лапу Бим. Отвернулся и смотрел в пол. Впервые ослушался”

6.Первая встреча с Теткой, жалоба на Бима

7. “Он теперь будет ждать с оскаленными зубами, пока не уйдет враг, ждать, сколько бы времени на это ни потребовалось. Кто - кого”

7.Последняя встреча с Теткой, когда она сдала Бима собачникам

Учитель: Как 1-ая группа справилась с заданием? (Группа отвечает)

5. Анализ 2 части произведения: «Суровый мир, с которым столкнулся Бим»


1вопрос: Данные эпизоды помогут нам организовать работу по  анализу произведения  на тему: «Суровый мир, с которым столкнулся Бим». Как складывается жизнь Бима после того, как «Скорая» увезла хозяина? 


(Примерные ответы: Тоскует, ищет, ждет)


2 вопрос: Черноухий сеттер долго и тщетно ищет своего хозяина. Разных людей встречает Бим на улицах большого города: взрослых и детей, добрых и жестоких, внимательных и равнодушных, хороших и плохих.  Они составляют огромный мир, в котором, как оказалось, много, очень много зла и с которым, к огромному сожалению,  пришлось столкнуться доброму, верному псу. Расскажите об этом.

Выступление 1-ой группы: (подготовленный дома мини-проект: 4 учащихся – рассказывают по очереди о злых людях)

 Оставшись один, Бим оказался в мире злых людей, где травят, преследуют, предают, убивают.  Но что самое страшное, эти люди  прикрываются законами, считая, что борются за истину. С гневной непримиримостью набрасывает автор портреты недоброжелателей – врагов Бима. Вот они.

Толстый. На улицах города Бим встречает Толстого. Всё у него толсто: толстая палка в руке, толстые очки на носу, толстая папка бумаг. Он возмущается тем, что «развели кобелей на проспекте». Его злит и то, что Бим «не жрёт предложенную им конфетку, заелся». Он производит в уме арифметические действия и подсчитывает, что в день на тысячу собак уходит тонны мяса… Умная собака Бим догадалась: «Толстому – плохо жить. Он - злой».

Курносый: Неподалёку оказался «человек с мясистыми обвислыми губами, крупноморщинистый, с глазами навыкате» - Курносый. Он обвиняет Бима в распространении заразы на проспекте областного города.

Серый: Невозможно без отвращения говорить о коллекционере собачьих значков Сером.  С виду важный, в очках, шляпе, он хитростью и обманом завлекает Бима в свою квартиру для того, чтобы обстряпать своё гнусное дельце: снять с него табличку с выгравированным текстом для своей грязной коллекции: « Во всей республике я - единственный коллекционер собачьих знаков. А эта табличка - вещь! Пятисотый знак!»
Бим упирался, оглядывался на Толика, видел, как тот заплакал от обиды, но - что поделаешь! - пошел-таки за Серым, поджав хвост и глядя в землю, сам на себя непохожий…
Сразу выпустить собаку из квартиры Серый побоялся: а вдруг мальчишки увидят, могут донести. Невозможно спокойно читать, как дальше поступил этот живодёр с Бимом.

«Вот Серый пошел из прихожей в комнату, с ошейником в руках…  То была первая ночь, когда Бим не пришел домой, в свою квартиру. Бим лёг у двери: ничего не поделаешь! Он устал, обессилел так, что даже у чужой двери задремал тревожным сном. Очнувшись от дремоты, он затосковал. Он снова видел во сне Ивана Иваныча, ощущал теплоту его рук. Где он, мой хороший и добрый друг? Где? Тоска невыносимая. Одиночество тяжкое. Тоска. И Бим заскулил. Потом чуть взлаял дважды, тоже с лёгким подвывом. И наконец не выдержал – взвыл протяжно.

«Ох-хо-хо-ой! Ой-ой, лю-юди-и, - плакал он. – Тяжко мне, ой тяжко без друга. Отпустите вы меня, отпустите искать его. Ой-ой-ой, лю-юди-и-и, ой!» Серый вскочил, стал молотить Бима палкой. Бим уклонялся от ударов, инстинктивно оберегая голову, и стонал, как человек. « Ох… Ах-х… Ах-хр-р… Ох…» Но злой человек изловчился-таки и саданул по голове. Бим на несколько секунд потерял сознание, задрыгав лапами, но быстро опомнился, отскочил от двери, упёрся задом в угол и оскалил зубы. Впервые оскалил. Бим ненавидел этого… Ненавидел. Он начинал терять веру в человека... Уже засветло он прибежал к своему дому, поднялся к своей родной двери, поцарапался. Ответа не было. Еще поцарапался - то же самое: тишина. Главное, у двери не было следов Ивана Ивановича. И еще слишком рано, чтобы Степановна услышала в зоревом сне позывные Бима. Он посидел у двери в задумчивости.
Болело все от побоев, стучало в голове и сильно тошнило, сил не было. Но он все же пошел. Искать пошел своего друга. Да и кто же, кроме Бима, будет его искать?
По городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая».
А Серый на этом не остановился. Испугавшись, что в его дом нагрянет милиция, решил защищаться самым подлым способом: состряпал  грязный донос в ветеринарный пункт, будто его укусила бешеная собака,  и потребовал отловить её и уничтожить. Началась настоящая травля Бима.

Клим: Очень не повезло Биму, когда он попал в руки Клима. Пьяница, вообразивший себя охотником, отправился с Бимом на охоту. Недалёкий человек, страшный в своей жестокости, он заставлял благородного Бима рвать раненого зайца. А когда тот отказался (ну не приучен был Бим рвать подранков и душить их!), он страшно рассвирепел: «Бим отвернулся сидя. И тут Клим с размаху ударил его изо всей силы носком громадного сапога в грудь снизу… Бим охнул. Как человек охнул. «О-о-х! – вскрикнул протяжно Бим и упал. – Ой, ой… - говорил теперь Бим человеческим языком. – Ой… За что?!» И смотрел мучительным страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь. Потом он с трудом встал на четыре лапы, покачался чуть-чуть и рухнул вновь, шевеля лапами… Трусливый убийца, испугавшись содеянного, скрылся. А Бим остался один на сырой холодной земле, один-одинёшенек на всём белом свете. Внутри что-то оборвалось от удара, и это «что-то» стало тёплым, оно захватило дыхание, спёрло грудь, оттого он и потерял сознание. Но вот он кашлянул, его стошнило, вздохнул – дышать больно. Ещё раз схватил воздух открытым ртом и откашлялся. С усилием приподнял голову: поле качалось так, будто Бим плыл по волнам в половодье. Он натужился, сел: поле качалось, солнце качалось… «За что-о-о… За что-о-о… - скулил тихонько Бим. – Где ты, мой добрый друг… Где-е? Где?..» - всё тише и тише жаловался Бим, а наконец и замолк. Со стороны показалось бы, что лежит в открытом слякотном поле мёртвая собака. Но это было не так. Вот он приподнял зад, укрепился на ногах – не упал. Переступил раз – не упал. Постоял. Переступил второй раз. И заскоблил по пашне, волоча лапы, перечёркивая свой собственный след. Вперёд, туда. Где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем.

Бим еле шёл. На губах выступила кровь, а он шёл. Кашлял кровью, а шёл. У ручья жадно напился воды – стало чуть легче. Добрался до ближайшей скирды и затих. Сколько Бим лежал в забытьи, он не знал, но, очнувшись, почувствовал острую боль в груди; голова закружилась. Он полежал на открытом воздухе. Сел. Доплёлся до ручья и вновь пил, пил, пил. Отдыхал немного и опять пил уже маленькими глотками. Нашёл осоку – ел, ел и ромашку, и корень лопуха. Велики и многогранны лечебные познания собаки. К утру притащился к Хрисану Андреевичу, прилёг на крыльцо, но увидев крадущегося вором Клима, ушёл… Добрый и верный Бим шёл искать своего хозяина Ивана Иваныча. В лесу он отыскал знакомую полянку, стал у пенёчка как вкопанный и вдруг как-то решительно лёг у пенька на палую листву: здесь, вот здесь сидел всегда Иван Иваныч перед охотой. Бим вытянул голову и тёрся, тёрся ею о жёлтые листья на том месте, где стояли когда-то ноги его друга».

Отец и мать Толика. В город Бим пришёл поздним вечером. Стараясь обойти опасный участок, чтобы миновать дом Серого, Бим свернул в боковую улицу и вдруг замер у калитки: след Толика. Мальчик, какого полюбил Бим, прошёл здесь. И Бим с доверием поцарапался в дверь. Мальчик с радостью обнимал пса, а Бим лизал руки мальчика, непрерывно смотрел ему в глаза. Сколько надежды, веры и любви во взоре собаки, перенесшей столько испытаний! Но откуда было знать доброму Биму, что и здесь его подстерегает опасность, что и  на этот раз злые, равнодушные люди помешают ему вернуться домой – к хозяину, к Степановне, к Люсе, к Толику.

… Глубокой ночью отец Толика избавился от собаки, которую так полюбил сын. Семён Петрович привязал верёвку к ошейнику, тихо-тихо открыл дверь, вывел Бима и сел с ним в машину. В глубине леса на небольшой полянке он привязал Бима к дереву, поставил перед ним миску с мясом и быстро уехал. Бим провожал его и молчал – в удивлении, в неведении и горькой обиде. Лес молчал. Бим прижался к дереву боком, слился с темнотой, одинокий, беззащитный, брошенный человеком (человеком ли?), которому он не сделал никакого зла. Бим понял, что к Толику теперь идти не надо, что он теперь пойдёт к своей родной двери, только туда и никуда больше. И так ему захотелось туда, что он, забыв о верёвке, рванулся от дерева изо всех сил и упал: боль в груди отдалась во всём теле и подкосила его. Теперь он лежал неподвижно, вытянув все четыре лапы. А лес шумел, шумел и шумел. А ветер всё разыгрывался полным и единственным властелином в кромешной тьме, разыгрывался так, что застонали и дубы. Биму стало так жутко, что боль в теле на время отошла, забылась. Он вдавился в ствол дерева, влип. Вдруг, как огненным узким ножом,  молния рассекла черноту, на секунду осветив воющий лес, а вслед за нею что-то грохнуло вверху, ударило, задребезжало чем-то разбитым.

 Дождь был сильный, холодный, но короткий. Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся.

Перед рассветом далеко завыл волк. Бим в напряжённом ожидании, незаметно для себя, уже натянул верёвку, отчего ошейник стал душить до хрипоты. Тогда Бим попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами верёвку и… перегрыз. Как ножом отхватил! Свершилось! Бим свободен, хотя и одинок в дремучем лесу. Оставалось одно: идти вперёд, насколько хватит сил. Вперёд бежала тощая хромая собака, только вперёд, медленно, тяжко, но вперёд, к той двери, у которой есть доброта, около которой Биму хотелось лечь и ждать, ждать хозяина, ждать доверия и самой обыкновенной, простой человеческой ласки.

У человека много различных пороков: жестокость, ненависть, бесчеловечность, злоба. Но есть среди них всем порокам порок. Называется он равнодушие. Равнодушные люди страшны. Они безразличны, пассивны и бездуховны. Равнодушные  лишены таких чувств, как любовь, сострадание и милосердие. Равнодушные не злые, но дают злу совершиться!  И добрыми они быть не умеют!

Отец Толика  оказался равнодушным, душевно ограниченным человеком.  Он выгоняет Бима, обманывает Толика, заботясь, как он наивно думает, о будущем сына.

Тетка – Бим шёл к своей родной двери, к той самой знакомой с первых дней жизни, к двери, за которой доверие, наивная святая правда, жалость, дружба и сочувствие... Та дверь, куда шёл Бим, была частью его существа, она – его жизнь. И – всё. Вот и дом. Вон окно, из которого, вместе с Иваном Иванычем, бывало, смотрели на восходящее солнце. Не выйдет ли он и сейчас? Бим сел и с противоположной стороны улицы смотрел, смотрел, смотрел теперь с радостью и надеждой. Ему стало хорошо. Пошёл через улицу, хоть и не спеша, но уже подняв голову, будто улыбаясь, будто вот-вот встретит незабвенного друга. Это была минута ожидания счастья. Но вдруг он увидел страшное: из арки дома вышла Тётка. Судьбе было угодно распорядиться так, что в последний свой приход к своему дому Бим встретил именно её, жестокую собаконенавистницу. Именно эта  бессовестная «советская прядочная женщина», как она сама себя называла, «визгливенькая и жирная»,  написала жалобу в домоуправление, что ее укусил Бим (хотя тот лишь лизнул ей руку), а потом, сговорившись с Серым, написала в ветеринарный пункт кляузу, что её укусила собака, и требовала уничтожить её. Теперь эта Тетка стояла на пути Бима и не пускала к родной двери. Она «… смотрела на Бима надменно, презрительно, уничтожающе и гордо, с сознанием чувства собственного достоинства, превосходства и правоты». Она и распорядилась безжалостно жизнью Бима – отдала его собачникам, заявив, что это её собака, что она сбесилась и её надо уничтожить. Так Бим попал внутрь железного фургона, из которого ему не суждено уже было выбраться живым.

Учитель: Ребята, легко ли вам было читать эти эпизоды?

( Примерный ответ: Тяжело читать эти страницы, где рядом с добрым верным Бимом царствуют жестокость, хамство и равнодушие. Особенно горько становится оттого, что недоброжелатели есть не только среди взрослых, но и  среди детей. Вспомним хотя бы трех мальчишек, которые приставали к Люсе, когда она выгуливала больного Бима.)

3 вопрос: Почему у врагов Бима нет имен, а только клички?

(Примерный ответ: Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Эти нелюди не достойны этого. Они  потеряли  человеческое лицо. Они похожи друг на друга своим хамством, озлобленностью, лживостью и бездуховностью. Злые люди безымянны, у них нет души, нет имени. Поэтому враги Бима имеют только клички: Тетка, Серый, Курносый….)

6. Учитель: К счастью, рядом с Бимом оказались и добрые, отзывчивые, внимательные люди. Это друзья Бима. Я предоставляю слово 2-ой группе, работавшей самостоятельно на уроке.  Какое индивидуальное задание получили вы?

 Выступление 2 группы, работавшей на уроке индивидуально: Мы получили задание подобрать надписи к картинкам  повести.

(Демонстрация работы 2-ой группы на компьютере)

Учитель: Каких людей мы видим на этих картинках?

(Примерный ответ: Это добрые люди, которые проявили сострадание к Биму и очень помогли ему)

Выступление 2-ой группы: (подготовленный дома мини-проект: 3 учащихся – рассказывают по очереди о добрых людях - друзьях Бима)

В повести немало героев, и все они разные. Отношение к судьбе одинокого пса разделило их на два лагеря. Гораздо приятнее было читать о людях, которые проявили к Биму сочувствие, доброту, помогли ему. Это его друзья, и взрослые, и дети.

Это Павел Титыч Рыдаев, председатель домкома, пришел к Ивану Иванычу разбирать жалобу на собаку, состряпанную Тёткой, которая оклеветала Бима. Умный и справедливый человек, он понял гнилую душонку этой смутьянки-сплетницы. Разорвал её жалобу и пригрозил опозорить её, если она не прекратит гнусные делишки. И после он беспокоится за Бима, за его жизнь, советует Степановне не выпускать пса из квартиры, чтобы с ним ничего не случилось.

Это и Степановна, соседка Ивана Иваныча, сердобольная старушка, воспитывавшая одна внучку. Она ухаживала за Бимом, лечила его больную лапу, кормила его, выводила гулять. «Большая человеческая жалость и доброта души руководили Степановной в её жизни». Она дала Биму лист бумаги из письма, которое прислал из больницы хозяин. «Бим, бедный Бим, умиравший и воскресший, раздавленный и спасённый, больной и без капли надежды, Бим задрожал. Он уткнул нос в письмо, потом прошёлся ноздрями по краям… завилял хвостом: здесь написан запах пальцев Ивана Иваныча, да, он нарочито тёр пальцами.

Бим вдруг расслабленно опустился на пол и вытянулся, положив голову на лист. Из глаз его покатились слёзы. Бим плакал первый раз в жизни. Это были слёзы надежды, счастливые слёзы, лучшие в мире слёзы, не хуже, чем слёзы радости встреч и счастья».

Люся, внучка Степановны, как-то быстро начала взрослеть, проникшись тяжёлой судьбой Бима. Вместе с Толиком она играла с Бимом, кормила его, гуляла с ним. Подаренными Толиком карандашами нарисовала любимого пса и ослала в Москву Ивану Иванычу.

Даша – молодая женщина 30-и лет с непростой судьбой: муж бросил, ребенок умер, живет на квартире. Именно она спасает Бима от разъяренной толпы, предлагающей изолировать собаку, якобы бешеную. Она отводит Бима домой, заставляет его съесть котлеты и картошку и заказывает для него ошейник с жетоном-пластинкой с надписью «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живёт в квартире. Не обижайте его, люди». Сколько добра и душевного тепла в её поступках!

Женщина Матрена в ватном пиджаке и ватных брюках на железной дороге – пример доброты и милосердия. "У этой грубоватой на вид женщины был теплый и спокойный голос" и добрая душа. Бим долго бежал, пытаясь догнать поезд, увозивший Дашу. Наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось… Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! Подошла женщина. Сильная, большая женщина. Наклонилась над ним, став на колени, прислушалась: Бим ещё дышал.

 - Что с тобой, собачка? За кем же ты бежал, горемыка?

Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду., лизнул ещё раз. И стал лакать. Женщина гладила его по спине. Она поняла всё: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути – провожать навсегда, это всё равно что хоронить живого. Ведь она сама испытала боль разлуки и одиночества. Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал её грубые, в трещинах руки, слизывающие капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз – горошинки хозяина, теперь вот – эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо посоленные неизбывным горем. Потом женщина взяла Бима на руки, снесла с полотна дороги на откос, накормила. А когда почувствовала, что Бим хочет уйти, отпустила. Матрена, укладчица железнодорожных шпал, хорошо понимает Бима и жалеет его.

Говоря о добрых людях, нельзя не вспомнить о машинистах. Когда Биму зажало лапу между рельсами, машинисты на свой страх и риск остановили поезд, сходили в будку, попросили отпустить тиски, взяли Бима на руки и отнесли за линию дороги. Бим был благодарен добрым, хорошим людям.

 Сторож Михей, который приютил у себя в сторожке смертельно усталого больного Бима, накормил его хлебом, размоченным в воде. Много других добрых людей встретил на своём пути Бим, в том числе и детей.

Среди детей – городской мальчик Толик и деревенский паренек Алешка, принявшие самое активное участие в судьбе Бима.

Толик живет в городе. Дома его окружают надоедливой опекой. Родители сваливают друг на друга вину за воспитание мальчика. Главное, чтобы он был одет, обут, сыт. Им нет никакого дела до души мальчика. Впервые Толик встречает Бима в парке, где он с другими мальчишками гонял мяч. Мальчик в восторге от ученой собаки, играет с ней, кормит ее. Судьба разлучила Бима и Толика. Узнав на уроке про собаку с оторванной ногой, мальчик принимает решение отыскать Бима и находит его. Ветеринар, осмотрев собаку, говорит Толику: "Ты хороший мужик, Толик. Молодец!" Второй раз судьба свела друзей, когда Бим, изможденный, избитый, в последний раз шел к родному дому. Мальчик  привёл Бима домой. Родители же обманули мальчика: ночью, тайком, пока мальчик спал, отец вывез пса в лес, оставив его привязанным к дереву на съедение волкам. Толик не простил родителям предательства. Толик стал молчаливым, замкнутым, настороженным к близким. Он часто ходил в город на поиски своего друга. Он поклялся найти Бима.

Алеша – деревенский мальчик, сверстник Толика. Работящий, знающий цену труда, чистый душой. В нем сочетались и степенность, и наивность, и простота. Всей семьёй они полюбили Бима. Когда Бим не возвратился с охоты, он и его отец Хрисан Андреевич  искали его, перевернули всё село, дошли по его следу до автобусной остановки. Бима не было, и «Алёша заплакал, откровенно, по-детски, всхлипывая и размазывая рукавом непослушные слёзы». Алеша искал Бима и в городе.

 Учитель: Ребята,  вы обратили внимание, как автор описывает этих людей?

Примерные ответы: Страницы, посвященные друзьям Бима, написаны мягко, в светлых тонах. Мы видим уважительное отношение автора к этим героям.)

Учитель: В финале повести друзья Бима: седой, как снег, человек Иван Иваныч и два мальчика Толик и Алёша   встречаются. Почему? Что ведёт их навстречу друг другу?

(Примерные ответы: Все доброжелатели Бима объединены. Они идут навстречу друг другу. И ведет их навстречу друг другу дух товарищества, одно желание – найти Бима, одна любовь к нему).

Учитель: Рядом с Бимом много добрых, отзывчивых людей.  Почему  же писатель закончил повесть трагически – смертью Бима?
(Примерные ответы:

Тема повести – борьба добра со злом. Торжествует зло – Бим погиб. Я думаю, такой конец заставляет читателя бороться со злом.
Если бы конец был счастливым, то можно было бы решить, что со злом можно не бороться, все и так хорошо кончится…
Смерть собаки вызывает чувство ответственности за судьбу природы и желание защитить ее.
Смерть собаки – укор для людей, пусть они всегда помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, никогда не предадут, не обидят и не откажут в помощи.)

Учитель: Почему Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним?

( Примерный ответ: он верил людям. Он хотел получить весточку от хозяина. А прозвучало 4 выстрела…)

Учитель: Читаем самые трагические страницы произведения – последние минуты жизни Бима. (Читает учитель)

 «Наступила ночь. Холодная, морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери, начал  царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Его губы и дёсны были изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Звал. Просил. К утру в фургоне стало тихо..». 

7. Просмотр эпизода из кинофильма «Бим в железном фургоне»

8.Учитель: Я хочу предоставить слово 3-ей группе, работавшей на уроке самостоятельно. 

Выступление 3-ей группы, работавшей на уроке индивидуально: Мы должны были найти в повести ответ на вопрос: «Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах героев. Какой след оставил Бим на земле?»
(Примерные ответы:

 Бим умер, но его «трагическая история» изменила многих героев в лучшую сторону.

У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, они наконец-то  задумались над тем, почему «сын, подрастая, шел мимо них». След Бима – укор совести Семена Петровича, который, хоть и поздно, но понял, что своими действиями он нанёс огромную душевную рану сыну, и раскаялся и захотел исправить всё, желая найти и вернуть сыну Бима. Он организовал поиски Бима, в газете появилось объявлении: «Пропала собака – сеттер, белый с чёрным ухом, кличка Бим, выдающегося ума собака. Местонахождение просим сообщить за хорошее вознаграждение по адресу…»

Трагическая история Бима сдружила двух очень добрых мальчиков: Толика и Алешу. 

Молодой Иван, один из собаководов, считает себя виноватым в смерти Бима. Он выпускает на волю Лохматку и навсегда оставляет службу в карантинном дворе. Это ещё один след на земле доброй, преданной и верной собаки.

Иван Иваныч после потери друга ощутил в своей душе пустоту, но вскоре она заполнилась теплотой, которую он получил. Это были два мальчика, которых  привел к нему Бим. Общее горе сблизило, сдружило их, и они придут к Ивану Иванычу не раз.

Конечно, нужно вспомнить и о Степановне, которая не очень- то любила собак, не понимала их повадки, не умела ухаживать за ними, кормить их. А теперь и ей многое открылось, и она стала любить животных.)

9. Учитель: Эта грустная повесть заставила  режиссёра Станислава Ростоцкого обратиться к созданию кинофильма. Это тоже добрый след Бима.

10. Выступление Кулюк Майи с индивидуальным проектом «О создании фильма по повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».


Сразу после первой публикации повести в журнале «Наш современник» она стала  бестселлером. Ею заинтересовался режиссер Станислав Ростоцкий, снявший к тому времени такие известные киноленты, как «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие».

На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».
Станислав Иосифович сам написал сценарий по книге и вскоре приступил к съемкам. На роли в двухсерийном фильме Ростоцкий пригласил известных актеров: Вячеслава Тихонова, Валентину Владимирову, Ивана Рыжова, Любовь Соколову, Раису Рязанову, Ирину Шевчук, Марию Скворцову.  

«Белый Бим Черное ухо» — единственный советский фильм тех лет, который полностью снимался на дорогущей пленке «Кодак».

Премьера фильма состоялась 15 сентября 1977.  Его посмотрели более 23 миллионов зрителей. Картина была названа лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран». В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем Главного приза на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия).

В 1980 году создатели ленты – режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов – были удостоены Ленинской премии. «Белый Бим» стал одним из самых пронзительных детских и одновременно взрослых фильмов советского кино.

Учитель: И ещё один добрый след оставил Бим. ( на слайде – памятник Биму в Воронеже)

11. Выступление Попенковой Лизы с проектом « О создании памятника Биму в Воронеже».

Памятник известному литературному герою – псу по кличке Белый Бим Чёрное ухо – был установлен в Воронеже в 1998 году, на площади перед Театром кукол «Шут». Идея установить памятник  пришла  воронежским скульпторам, лауреатам Государственной премии России Эльзе Пак и Ивану Дикунову. Троепольский горячо одобрил идею и лично следил  за работой скульпторов. Он не раз приходил в мастерскую, долго осматривал фигуру собаки со всех сторон.  «Признаюсь честно, приехал вас раскритиковать, а у вас получилось исключительно!», — говорил скульпторам писатель. Памятник выполнен из нержавеющей стали, лишь левая передняя  лапа и правое  ухо отлиты из бронзы.

 Пёс изображён  в натуральную величину, без пьедестала, на маленьком возвышении. На ошейнике выгравировано  имя «Бим». Растерянная собака внимательно вглядывается в толпу. Она преданно ждёт  хозяина.

Торжественное открытие памятника состоялось 5 сентября 1998 года в День города. На открытии присутствовали дочери Троепольского, краеведы, скульпторы, люди, знавшие Гавриила Николаевича. К сожалению, писатель не дожил до этого дня.

 Памятник по праву считается самым добрым памятником в городе. Скульптура в который раз напоминает нам о том, что злу нет места в нашем мире. Редкий прохожий не остановится рядом с Бимом. Есть даже такая легенда, что если погладить собаку по голове или потрепать за ухо, то обязательно сбудутся самые заветные желания, потому что добро нетленно, добро спасёт мир.


12. Проект «Мой рисунок Бима» (выполнил Коноплин Никита)

В повести девочка Люся нарисовала Бима подаренными ей добрым Толиком карандашами. «Он был очень похож: чёрное ухо, чёрная нога, жёлтенькие точки по белому и большие глаза; только одно ухо, пожалуй, подлиннее другого». Когда я прочитал произведение, посмотрел фильм, задумался о трагической судьбе Бима, я подумал: а смогу ли я на бумаге передать преданность и верность, доброту и любовь Бима и моё к нему отношение. И вот что у меня получилось. Это мой Бим. Он добрый след, который оставил в моём сердце Бим)

13. Проект «Я пишу стихотворение о Биме» (выполнила Ермилова Анастасия или читает стихотворение о Биме)

( Я также не осталась равнодушна к судьбе несчастного Бима. Несчастного…  а может, счастливого: ведь не каждому дано так самозабвенно любить и верить – прекрасные качества, как оказалось, не только человеческие. И я написала стихотворение)

Учитель: Зарыли Бима на той полянке, где в тоскливом ожидании Бим тёрся мордой о палые листья, в нескольких метрах от того пенёчка, на который перед каждой охотой садился Иван Иваныч.  «Странным, очень странным показался Иван Иваныч двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себе: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники... В России бывают и зимы, и вёсны. Вот она какая, наша Россия,— и зимы, и весны обязательно».

В чем суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?

(Примерные ответы учащихся:

 «Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек».

III. Обобщение по уроку. 

Учитель: Несмотря на печальный, трагический конец, повесть не пессимистична. Бим не забыт, потому что на поляну, где он похоронен, каждую весну приходит Иван Иванович с маленьким щенком, новым Бимом. Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе.

Однако заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого? «Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку…».
Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить. 

IV. Рефлексия. Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить». А чему вас научил Бим? Выскажете свои мысли, которые появились у вас к концу урока в виде призыва.

(Примерные ответы:

Не обижай бездомных собак, помоги им.

Люди, учитесь преданности и доброте у Бима!

Самый страшный укор – это укор мертвых, потому что они уже не смогут тебя простить.

Если человек сострадает и плачет, значит, у него есть душа.

Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

Человек, который много испытал в жизни, лучше понимает боль другого.

Не требуй от другого больше, чем он может тебе дать.

Будь скромным человеком, но с огромной душой.

Гони от себя равнодушие.

Прикоснувшись к рассказанной Троепольским грустной истории Бима, мы, вытирая слёзы с глаз, становимся добрее, благороднее, человечнее. Доказательство этому – ваши слёзы. А если человек сострадает и плачет, значит, у него есть живая душа

12. Учитель: А какой след оставил Бим в твоем сердце? 

(Ответы учащихся)

13. Обобщение учителя:

Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь. Он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей. Не озлобился. Он верил нам, людям, и учил нас доброте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Великие отцы - отцы великих"

Презентация создана заместителем диреткора по ВР Тереховой П.Г. и заместителем дректора по НМР Гаубецем М.Ю. для Фестиваля Отцов, который проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательн...

Презентация "Литературное Домодедово. Вера Исадская"

Презентация расказывает о самобытном поэте Вере Исадской....

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Э. А. Асадова "Сражаться, верить, и любить"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству замечательного русского поэта Эдуарда Асадова и призван не только познакомить учеников с фактами биографии и произведениями поэта, но и подвести их к выв...

Презентация "Творческий портрет Веры Горностаевой"

Творческий портрет известной пианистки, преподавателя, профессора Московской консерватории, Заслуженной артистки России Веры Горностаевой....