Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Э. А. Асадова "Сражаться, верить, и любить"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Раткина Светлана Владимировна

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству замечательного русского поэта Эдуарда Асадова и призван не только познакомить учеников с фактами биографии и произведениями поэта, но и подвести их к выводу о том, что жизнь прекрасна, если есть сила воли, желание творчества, любовь. 

(К сожалению, презентация к вечеру не закачалась: слишком много весит. Но если кому интересно, пишите, пришлю с удовольствем).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный вечер, посвященный творчеству Эдуарда Асадова

«Сражаться, верить и любить…»

Ведущий (учитель): Здравствуйте, дорогие гости. В феврале, накануне Дня Защитника Отечества, мы всегда вспоминаем тех, кто посвятил жизнь служению Отчизне. Среди них особое место занимают люди, воевавшие за свободу и независимость Родины. Одним из таких людей был замечательный поэт Эдуард Аркадьеич Асадов, чья судьба заслуживает глубокого уважения, а творчество – настоящего восхищения.

Он прожил на свете 81 год, и 60 из них он сражался, верил и любил, по его собственному выражению…

Эдуард Асадов родился в 1923 году в туркменском городе Мары в армянской семье. Его отец, Арташес Ованесович Асадьянц, умер, когда Эдуарду было 6 лет, и он вместе с материб переехал сначала в город Свердловск, потом и в Москву. Здесь будущий поэт закончил школу, мечтал поступить в институт… Но через неделю после выпускного вечера грянула беда: война. И Эдуард порвал заявление в институт, написал новое – в военкомат, с просьбой взять его на фронт.

Эдуард Асадов начал службу рядовым солдатом. Воевал на Северо-Кавказском, Ленинградском и 4-ом Украинском фронтах. В 1944 году он был уже лейтенантом, помощником командира батареи «Катюш». В боях за Севастополь он был тяжело ранен осколком мины в лицо, но, теряя сознание, все же довел машину со снарядами до боевого расчета. А потом…

Вот что вспоминает Асадов: «…Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не

быть?» — в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило — диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов…

Было плохо, но молодость и жизнь все-таки победили. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное — приговор врачей: «Впереди будет всё. Всё, кроме света». Это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?» А после многих бессонных ночей, взвесив все и ответив: «Да!» — поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь. Я вновь стал писать стихи… 

Судьба не смогла сломить этого юношу. В 1946 году он, слепой, поступает в Литературный институт имени Горького, в 1951 с отличием его оканчивает, и в том же году выходит в свет его первая книга «Светлая дорога». Эдуард Асадов становится одним из самых популярных поэтов с начала пятидесятых годов. Слава этого талантливого и, несомненно, беспримерно сильного человека, не становится бледнее с годами.  Все потому, что темы и проблемы, поднимаемые им в стихах, актуальны во все времена…

2. Чтение стихотворения « Что такое счастье?» (читает группа учеников)

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья - 
Все острые ощущенья. 

Другие верят, что счастье - 
В окладе большом и власти, 
В глазах секретарш плененных 
И трепете подчиненных. 

Третьи считают, что счастье - 
Это большое участие: 
Забота, тепло, внимание 
И общность переживания. 

По мненью четвертых, это 
С милой сидеть до рассвета, 
Однажды в любви признаться 
И больше не расставаться. 

Еще есть такое мнение, 
Что счастье - это горение: 
Поиск, мечта, работа 
И дерзкие крылья взлета! 

А счастье, по-моему, просто 
Бывает разного роста: 
От кочки и до Казбека, 
В зависимости от человека!

3. Ведущий (учитель): Действительно, каждый из нас понимает счастье по-своему. Вот и подумаем, а что счастье для вас?

(ученики высказывают свое мнение)

Ведущий: Наверное, нет на Земле человека, который бы не хотел быть счастливым. И одна из составляющих счастья – встретить в жизни одного-единственного человека, но того, кого будешь любить всем сердцем, и кто будет так же преданно любить тебя. Ведь взаимность чувств – это очень важно!

4. Ученик читает стихотворение «Я могу тебя долго ждать»

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

5. Ведущий: встретить свою любовь – это счастье, нет никаких сомнений. Но не менее важно иметь настоящих друзей, готовых помочь, поддержать в трудную минуту. Друзей, которые разделят с тобой и радости, и беды.

6. Инсценировка стихотворения «Три друга»

От трех десяток много ли сиянья?
Для ректора, возможно, ничего,
Но для студента это состоянье,
Тут вся почти стипендия его!

Вот почему он пасмурный сидит.
Как потерял? И сам не понимает,
Теперь в карманах сквозняки гуляют,
И целый длинный месяц впереди...

Вдоль стен кровати строго друг за другом,
А в центре стол. Конспекты. Блока том.
И три дружка печальным полукругом
Сидят и курят молча за столом...

Один промолвил: - Надо, без сомненья,
Тебе сейчас не горе горевать,
А написать толково заявленье.
Снести его в милицию и сдать.

А там, кто надо, тотчас разберется,
Необходимый розыск учинят.
Глядишь, твоя пропажа и найдется,
На свете все возможно, говорят!

Второй вздохнул: - Бумаги, протоколы...
Волынистое дело это, брат!
Уж лучше обратиться в деканат.
Пойти туда и жечь сердца глаголом!

Ступай сейчас к начальству в кабинет.
И не волнуйся, отказать не могут.
Все будет точно: сделают, помогут,
Еще спасибо скажешь за совет!

А третий друг ни слова не сказал,
Он снял с руки часы, пошел и продал,
Он никаких советов не давал,
А молча другу деньги отдал...

7. Любовь, друзья… Как хорошо, если они всегда с тобою! Но не менее важно иметь прочный тыл – свою семью. Какое огромное значение имеет прочность семейных отношений, и прежде всего, отношений с родителями. С любимыми и друзьями бывают размолвки, даже ссоры, но есть люди, которые всегда будут на твоей стороне, которые будут любить тебя всегда. Это родители. Поэтому так важно, чтобы между отцами и детьми с самого детства отношения были доверительные.

8. Чтение стихотворения «Не бейте детей!»

Не бейте детей, никогда не бейте!

Поймите, вы бьете в них сами себя,

Неважно, любя их иль не любя,

Но делать такого вовек не смейте!

Вы только взгляните: пред вами - дети,

Какое ж, простите, геройство тут?!

Но сколько ж таких, кто жестоко бьют,

Вложив чуть не душу в тот черный труд,

Заведомо зная, что не ответят!

И можно ль распущенно озлобляться,

Калеча и душу, и детский взгляд,

Чтоб после же искренно удивляться

Вдруг вспышкам жестокости у ребят.

В ребячьей душе все хрустально-тонко,

Разрушим - вовеки не соберем.

И день, когда мы избили ребенка,

Пусть станет позорнейшим нашим днем!

Семья - это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

9. Ведущий: Часто бывает, что мы мало задумываемся о том, насколько важны для нас родители, о том, как важно для них гордиться нами, ощущать нашу любовь. Особенно это важно для нас, матерей, которых ранит даже неосторожное слово, пусть и не в наш адрес.

10. Чтение стихотворения «О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

11. Ведущий: Психологи утверждают, что человека определяют три вещи: отношения к родителям, к детям и к животным. Человек может совершать великие поступки во имя любви к матери, к Родине, но если он способен предать того, для кого в нем сосредоточена вся жизнь, если он способен издеваться над кошкой или собакой, разве можно его считать хорошим человеком? Об этом нас заставляют задуматься стихи Асадова.

«Стихи о рыжей дворняге»

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

12. Ведущий: в наш век техники и науки мы порой забываем о самых простых вещах: доброте, милосердии, любви к ближнему. Простые эти чувства не имею материальной ценности, Но именно они определяют человека. Умение видеть и понимать чужую беду – как это важно во все времена!

13. Чтение стихотворения «Медвежонок»

Беспощадный выстрел был и меткий.
Мать осела, зарычав негромко,
Боль, веревки, скрип телеги, клетка...
Все как страшный сон для медвежонка...

Город суетливый, непонятный,
Зоопарк - зеленая тюрьма,
Публика снует туда-обратно,
За оградой высятся дома...

Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке,
Сбросить бы свою медвежью шубу
И бежать в тайгу во все лопатки!

Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка,
Носом, словно мокрая клеенка,
Он, сопя, обнюхивал углы.

Если в клетку из тайги попасть,
Как тесна и как противна клетка!
Медвежонок грыз стальную сетку
И до крови расцарапал пасть.

Боль, обида - все смешалось в сердце.
Он, рыча, корябал доски пола,
Бил с размаху лапой в стены, дверцу
Под нестройный гул толпы веселой.

Кто-то произнес: - Глядите в оба!
Надо стать подальше, полукругом.
Невелик еще, а сколько злобы!
Ишь, какая лютая зверюга!

Силищи да ярости в нем сколько,
Попадись-ка в лапы - разорвет! -
А "зверюге" надо было только
С плачем ткнуться матери в живот.

14. Ведущий: Когда-то парень, обреченный на вечную слепоту, лежа на госпитальной койке, решил, что будет видеть сердцем. Жизнь прекрасна и удивительна, и чтобы постичь эту мудрую истину, нужны не глаза, не слух, не высокий уровень интеллекта. Нужно только сердце. А потому давайте каждую минуту своей жизни делать все, чтобы проливать на сердца своих близких живительный бальзам любви и нежности, как завещал нам великий поэт и просто замечательный человек Эдуард Асадов!

 15. Чтение стихотворения «Нежные слова»

То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.

Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.

Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!

Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты.

Не зазря ж оно ему дается!
Как ты ни толкай его во мглу,
А оно возьмет и повернется
Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Говорят, любовь немногословна:
Пострадай, подумай, раскуси...
Это все, по-моему, условно,
Мы же люди, мы не караси!

И не очень это справедливо -
Верить в молчаливую любовь.
Разве молчуны всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!

Чувства могут при словах отсутствовать.
Может быть и все наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждет?

Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!

Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек - на то и человек!

И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индиви...

«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела» - литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, стал завершающим мероприятием  Года Литературы....

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В.М.Шукшина

Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась... В.Шукшин.  Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В.М.Шукшина. П.Проскурин писал: "Василий Шукшин вспыхнул на ...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Я сразу смазал карту будня. Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В. В. Маяковского

Специальная общеобразовательная школа № 2(открытого типа)Санкт-Петербурга    Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В. В. Маяковского «Я сразу см...


 

Комментарии

Наталья Валентиновна

Не сочтите за неуважение мой вопрос, но... Вы уверены, что Асадов - талантливый Поэт? Да, сложная биография, да, интересная судьба, но...

Раткина Светлана Владимировна

Дорогая Наталья Валентиновна! Безусловно, я уверена, что Эдуард Асадов - действительно талантливый поэт! Но при этом я нисколько не удивлюсь, что не все любят его творчество. Тут уж, как говорится, о вкусах не спорят.

Раткина Светлана Владимировна

Да, прямолинеен, да, бескомпромиссен, да, искренен. Может быть, именно поэтому он и нравится детям и подросткам. И не только им. Именно благодаря искренности и прямолинейности. Она, поверьте, тоже очень нужна.

Татьяна Михайловна Захарченко

Зашла с вопросом о том, как современные дети относятся к творчеству Асадова. А здесь об этом и идёт речь. Во времена моей школьной жизни переписывали его стихи с девчонками в тетрадки: ...какой же любви она ждёт...мой, не отдам никогда никому... и пр. Сегодняшним школьникам его творчество интересно? Как прошёл литературный вечер, Светлана Владимировна?

Раткина Светлана Владимировна

Как вечер прошел? Это было открытое мероприятие на семинаре директоров. Вытирали слезы директора... И оценили высоко. Одна из них сказала так: "Мы сейчас нацелены на то, чтобы вырастить из детей успешных, оборотистых, предприимчивых, за этим всем забывая, что они должны еще и уметь чувствовать, сопереживать. Поэтому такие уроки и вечера просто необходимы".
Дети сами выбрали тему мероприятия. )))

Раткина Светлана Владимировна

Уважаемая Галина Андреевна! Действительно, не все умеют "бороться и искать, найти и не сдаваться". Что Онегин, у меня как-то раз с "Дубровским" была ситуация анекдотическая. Первый урок по роману. Все прочитали, все разобрали, кто есть кто, кто каков... Итоги подводим. Спрашиваю: "В чем же причина ссоры Кириллы Петровича с Андреем Гаврилычем?" Ответ меня убивает: "ДУБРОВСКИЙ ОБИДЕЛСЯ НА ТРОЕКУРОВА, ПОТОМУ ЧТО ОН ЩЕНКОВ УТОПИТЬ ВЕЛЕЛ!" Конечно, отошли на несколько шагов назад, разобрали. А потом только до меня дошло: это ОНИ бы перестали общаться с человеком, щенков топящим! Это они свои чувства спроецировали на чувства героя. И так их взволновал факт циничного отбора щекнов Троекуровым, что они просто не восприняли истинную причину ссоры героев. Вспомнилось, как они в 5 классе волновались, когда "Муму" читали. Спрашивают: "А это все по правде было?" А в глазенках читаю: "Скажи, что неправда! Что Тургенев все выдумал!" Против истины не пойдешь... У многих слезы наворачивались... Вот знаете, класс, по общепринятым меркам, был слабенький, но дети искренние и добрые в нем были. Надеюсь, такими и остались, став взрослыми...
Я согласна с Вами насчет уроков-расследований, сама часто практикую. Но вот иногда, согласитесь, нужно и что-то простое, незатейливое, лежащее на поверхности. А то ведь можно до такой степени увлечься поисками скрытого смысла, что людей перестанешь понимать, во всем подвох искать будешь. Я, например, иногда за собой такое замечаю, так гадко становится и стыдно...

Раткина Светлана Владимировна

Галина Андреевна, прекрасно, если именно Вы и не ищите скрытый смысл! Искренне Вам завидую, ибо сама порой этим грешу. Хотя стараюсь не искать, и уже получается)Но все же остаюсь при своем мнении: иногда нужно что-то простое и непритязательное. Не всегда, конечно, но иногда нужно очень. Это я все об Асадове и его прямолинейности)
Да нет, обычно понимают "Дубровского" прекрасно. Это единичный случай был. Но вот часов мало на него отведено, к сожалению. А исторический контекст ведь, бесспорно, очень важен. И в этом аспекте мы роман тоже рассматриваем.

Наталья Валентиновна

Для меня поэзия - это нечто другое. Есть понятие художественного уровня, до которого, на мой взгляд, Асадов не дотягивает. Приглашаю собеседников посмотреть работу моих учениц "Доподлинные стихи..." Вот мне важно, чтобы школьники умели отличать талантливые стихи от прямолинейных.

Раткина Светлана Владимировна

Однажды у меня с моим бывшим учеником вышел такой разговор о современной поэзии... Он убеждал меня, что Андрей Орловский - гений, а Вера Полозкова - просто удачливая графоманка. И на чем основывалось его мнение? На своем субъективном восприятии и восприятии своих друзей, тоже считающих себя поэтами. Я спорить с ним не стала просто потому, что глупо спорить о вкусах.
Кто дал определение талантливости поэта? Извините, но и Лермонтова не все любят, и Тютчев многих не впечатляет, и Есенин кому-то кажется невразумительным... Мы считаем хорошими те стихи, которые трогают наши души, находят в них отклик. Может быть, сегодня нас "не впечатлит" творчество одного, а через какое-то время именно этот поэт станет любимым.
В простоте и прямолинейности есть своя прелесть.
Асадов тронул души моих учеников, и я этому очень рада. Их не оставили равнодушными его размышления о любви, дружбе, благородстве, ответственности. Мальчик и девочка сочинили песню на его стихи. И если творчество поэта сподвигло других на творчество, то разве это не талант?
Знаете, ученики из этого класса умеют читать и между строк. Они Мандельштама любят, "Черного человека" Есенинского обожают, восхищаются Бродским... Их нет в программе 9 класса, однако читают, приносят, просят прокомментировать то или иное стихотворение. А вот для открытого мероприятия выбрали Асадова. Знаете, чем обосновали свой выбор? "Он проникает в душу, в любую душу! Он трогает! Давайте про него расскажем!" И не ошиблись. Он всех тронул. До слез.
Одна моя знакомая говорит: "Если что-то тронуло до слез, значит, Бог души коснулся". Наивно, может, безыскусно. Но если я вижу, как взрослые женщины, привыкшие к жесткому стилю руководства, вытирают покрасневшие глаза, когда у мальчика, читающего "О скверном и святом", дрожит голос на словах "Не трогайте, не смейте, не грязните (пауза) Ни имени, ни чести матерей!", то я понимаю, что творчество Асадова - искусство. Оно заставило задуматься. И это, на мой взгляд, и есть признак таланта.
... Я очень люблю чай. У меня столько разных его сортов, видов. Черный, зеленый, красный, белый, с ароматными добавками и без них. Я люблю кофе. Молотый, сваренный в джезве. С корицей и гвоздикой, с ванилью и кардамоном. Просто крепкий ароматный кофе. Но иногда истинное наслаждение выпить просто стакан чистой воды! И поэзия Асадова - это глоток чистой воды.

Наталья Валентиновна

Я могу рассказать о судьбе моей соседки - и это всех хороших людей тронет до слез.

Раткина Светлана Владимировна

Расскажите в стихах. И так, чтобы стихи тронули, а не сам сюжет.

Наталья Валентиновна

Увы, я не Поэт.

Татьяна Михайловна Захарченко

Светлана Владимировна, можно я рискну? 20 лет назад строчки эти появились....потеряла мужа, а трое наших сыновей отца...боль души выплеснулась...

Я жизнь листаю, как тетрадку…каждый день…
Я жизнь листаю, как тетрадку… каждый час….
Ещё глава, ещё страница…свет и тень…
Ещё строка…ещё полстрочки – всё про нас.

А продолженье? Мне одной теперь писать?
И захочу ли я его перечитать?
И что в нём будет? Кто в нём будет…без тебя?
…А говорят: «Не разлучаются, любя»!!!!!!

А ты со мною разлучился… Не любил?
Так больно, страшно разлучился… Навсегда!
Забыл проститься, пожалеть меня забыл….
И никогда уже не сможешь!..Никогда!