Главные вкладки

    Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В.М.Шукшина
    классный час по литературе (11 класс) на тему

    Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась... В.Шукшин.  Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В.М.Шукшина. П.Проскурин писал: "Василий Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказаь такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец... замирали в едином порыве..."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Нравственность

    есть правда»

     Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В.М.Шукшина

    Провела  Хозикова М.В.

    «Нравственность есть правда»

     Литературный вечер,

     посвященный жизни и творчеству В.М.Шукшина

                                                                                                      Не было бы добрых людей,

    жизнь бы давно остановилась…

    Василий Шукшин

    1 ученик. До обидного мало – 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Но того, что он создал, хватило бы на несколько биографий. Замечательный кинорежиссер, актер, писатель и сценарист, Шукшин стал известен в 1958 году в возрасте 29 лет. За 16 лет творчества им было опубликовано свыше ста рассказов, два романа, повести, киносценарии, произведения для театра, снято шесть фильмов. Он занял общепризнанно значительное место в российской культуре ХХ века.

    2 ученик. «…Василий Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец … замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье. И в том-то и дело, что все вроде бы разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом – познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве, когда на голос художника, вдруг всколыхнувшись, отзовется самая глубь…» Так писатель Петр Проскурин выразил общее восхищение своим замечательным современником.

    Ведущий 1. Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Отец в 1933 г. был арестован органами ОГПУ, а в 1956 г. посмертно реабилитирован. Отчим (П. Н. Куксин) погиб на фронте в 1942 г. Мать, по словам С. Залыгина, «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в коем более неповторимые задатки, которые она передала своему сыну».

    Ведущий 2. Мальчик рано пристрастился к чтению и нелегкому крестьянскому труду. Подростком работал в колхозе. Имеются сведения, что с 1944 по 1947 г. Шукшин учился в Бийском автомобильном техникуме. Позже в автобиографии он писал, что «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком».

    Ведущий 1. С 1949 по 1952 г. служил на флоте, где, по его словам, в то время витал «душок некоторого пижонства», и ему приходилось «помалкивать о своей деревне». Досрочно демобилизовавшись из-за болезни, он возвращается в Сростки, где работает в 1953—1954 годах директором вечерней школы, преподает литературу и русский язык. Сдает экстерном экзамены за среднюю школу.

    Ведущий 2. В возрасте 25 лет в 1954 г. Шукшин поступает на режиссерский факультет ВГИКа в Москве, который оканчивает в 1961 г. Он был зачислен в мастерскую Михаила  Ромма, замечательного режиссера и педагога, которого Шукшин уважал за интеллектуальную самостоятельность и умение в самых сложных жизненных ситуациях оставаться самим собой.

     Ведущий 1. В институте Шукшин начинает писать рассказы, первым читателем и рецензентом которых был М. Ромм. Вспоминая об этих годах, Шукшин говорил: «Мне было трудно учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу».

    Ведущий 2. Процесс собирания творческих сил продолжался у Шукшина до начала 60-х гг., несмотря на то, что уже в 1958 г. на страницах журнала «Смена» появился первый рассказ писателя «Двое в телеге», а с 1957 г. Шукшина снимался во многих фильмах.

    Дебютом Шукшина в кино была эпизодическая роль погибающего от шашки Григория Мелехова матроса в фильме С.А.Герасимова «Тихий Дон» по роману М.Шолохова. Односельчане вспоминали, что первое появление земляка на экране почти разочаровало: «Мы увидели Василия в эпизодической роли. Поднялся на локте, выглянул из-за плетня и — упал... думали: наверно, ничего из него не выйдет».

    Ведущий 1. Подлинный литературный дебют Шукшина состоялся в журнале «Октябрь», где были опубликованы в 1961 г. № 3 рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь» и рассказ «Экзамен». С 1962 г. его рассказы появляются в журналах «Молодая гвардия», «Москва», Новый мир». В 1963 г. выходит первый сборник Шукшина «Сельские жители». Критика доброжелательно встретила эту книгу, сразу зачислив ее автора в разряд «писателей-деревенщиков».

    Ведущий 2. Рассказы «Ленька», «Экзамен», «Правда» и др. отмечены некоторой литературностью, заданностью, морализаторством; в них ярко выражено фабульное начало, финалом которого является своеобразный жизненный урок, назидание. Однако есть в сборнике и другие рассказы, в которых уже ощущается неповторимый шукшинский жизненный опыт, своеобразие творческой манеры, художественная самостоятельность («Далекие зимние вечера», «Племянник главбуха», «Сельские жители», «Одни»).

    Ведущий 1. Эти рассказы написаны в свободной манере, лишенной жесткой структурной однозначности, автор предоставляет герою полную возможность размышлять о конкретных событиях и общем течении жизни. Так, в рассказе «Одни» обсуждают вопрос о том, «зачем жизнь дадена», два старых человека, Антип и Марфа, которые «вывели к жизни» дюжину детей, а коротают в деревне свой век в одиночестве. Они часто спорят, ибо Антип для вида отстаивает идею «жизни для себя», а Марфа со всей строгостью корит его за это, утверждая, что жить нужно «для детей». Споры заканчиваются домашним весельем под балалайку Антипа, которое означает давно установившееся согласие между этими людьми.

    Ведущий 2. В этом рассказе проявилась одна существенная особенность поэтики. Весьма важным в его повествовании является не только то, о чем говорят персонажи, но и то, о чем они молчат. А молчат они о вещах, естественных для деревенских жителей,— чувстве долга и морального запрета, составляющих основу народной нравственности.

    Ведущий 1. Появление сборника «Сельские жители» и фильма «Живет такой парень...» (1964), в основу сценария которого были положены рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», завершает ранний период творчества Шукшина.

    Ведущий 3. В 1965 г. появляется в печати первый роман писателя «Любавины», который посвящен становлению Советской власти в Сибири. В центре внимания автора история «кулацкой семьи», члены которой с остервенением и жестокостью борются за свое существование. Роман создан в традициях монументальной сибирской хроники, столь популярной в литературе того времени, в рамках принятого взгляда на классовые сражения в деревне.

    Ведущий 4. Сам Шукшин следующим образом определял замысел романа: «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым — с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть». В архиве Шукшина нашли вторую книгу романа, которую опубликовали лишь в 1987 г. Критика отмечала умение писателя воссоздавать сложные характеры, историческую обстановку, «социально-классовую диалектику», хотя раздавались и ехидные замечания о том, что в романе «все кряжистые, звероватые и все кругом закуржавело»

    Ведущий 3. 2 февраля 1965 г. Шукшин был принят в члены Союза писателей СССР. Рекомендации для вступления дали писатели С. Антонов, Ю. Нагибин, который писал: «Проза Шукшина добра и достоверна, трудна и серьезна, как жизнь людей, которых автор всегда любовно имеет в виду. Шукшин хочет и умеет воспроизвести эту жизнь в совершенной подлинности, в точном соответствии с ее реальной сложностью и живописностью».

    Ведущий 4. В 1966 г. Шукшин опубликовал повесть «Там, вдали...» о неразделенной любви молодого рабочего парня к испорченной городской полукультурой женщине. В творчестве Шукшина образ современницы почти всегда существует в жестком, ироническом освещении. Современная жизнь, тяга к эмансипации существенным образом изменили женский характер, разбудив в ее душе злобность, мстительность, раздражение и меркантильность. И только мать остается жизненной опорой мужчине, она будит его совесть, спасает в самых крайних жизненных обстоятельствах («Материнское сердце»).

    Ведущий 3. Конец 60-х — начало 70-х гг. отмечены взлетом творческой активности Шукшина, результатом которой явились блистательные рассказы, которые раскрыли мощное и оригинальное дарование их автора. В обиход критики вошли такие понятия, как «шукшинский мир», «шукшинский герой», «шукшинская жизнь». Их появление было связано прежде всего с тем, что на первый план у Шукшина выдвинулись необычные персонажи, выламывающиеся из предписанных норм поведения.

    Ведущий 4.  Сам автор называл их «странными людьми», «чудиками», «шизями», «бесконвойными». Обладая неукротимым нравом, необъяснимой с точки зрения рациональной логики тягой к вещам странным и необыкновенным, они противостояли в то время официозу, который стремился уравнять по средним стандартам как деревенского, так и городского жителя. Шукшин с чуткостью большого художника уловил зреющий в народной среде протест против усреднения, схематизма, выхолащивания жизни и отразил его в своеобразной трагикомической манере.

     Ведущий 3. Однако у одних героев «стихийный выверт» был наивно добродушен и выражался в стремлении разрисовать цветочками коляску или дать жене смешную телеграмму («Чудик»), купить на зарплату неведомо зачем микроскоп («Микроскоп) и т. д. Нетривиальное поведение других оказывалось опасным, ущемляющим права и достоинство окружающих людей («Срезал», «Билетик на второй сеанс», «Штрихи к портрету» и др.).

     Ведущий 4. Особую разновидность шукшинских героев составляют персонажи, «забуксовавшие» на какой-то одной мысли: Моня Квасов, помешанный на создании «вечного двигателя» («Упорный»), Роман Звягин, который не в состоянии освободиться от изумления, что «птица-тройка» везет проходимца Чичикова («Забуксовал»), Николай Князев, одержимый идеей «целесообразного государства» («Штрихи к портрету»), Бронька Пупков, повторяющий сотню раз выдуманную историю о покушении на фюрера («Миль пардон, мадам!») и т. д.

    Ведущий 3. Пестрая галерея шукшинских «чудиков», обладающих удивительно живой непосредственностью, яркостью, самобытностью, ошарашила критику, пытавшуюся найти какие-то традиции, ввести этот противоречивый материал в русло социальных и литературных законов. Были предприняты попытки объяснить эти характеры то через традицию М. Горького, утверждавшего, что «чудаки украшают жизнь», то сопоставлением с пресловутым «естественным человеком», вступающим в контакт с цивилизованным миром и укоряющим его за бездушие и антигуманность.

    Ведущий 4. Истоки странных героев Шукшина видели в фольклорном образе Ивана-дурака, в народно-смеховой традиции карнавальной литературы, в традициях Ф. Достоевского и Н. Лескова, Н. Гоголя. Социологическая критика объясняла появление этих персонажей миграцией населения, наступлением городской культуры, изменением психологического и социального облика русского крестьянина.

    Ведущий 3. Однако феномен Шукшина и до настоящего времени остался непроясненным. Как точно подметил С. Залыгин, «Шукшин один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой,— порой совершенно необъяснимо... Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно»

    Ведущий 4. Шукшин обращал внимание на те подвижные черты национальной психологии, о которых мало говорила литература. Они могли проявляться на разных нравственных полюсах, то с отрицательным, а то с положительным знаком. Так, один герой Шукшина с завидным упорством мечтает о реставрации и восстановлении храма («Мастер»), а другой — с неменьшей напористостью стремится храм разрушить («Крепкий мужик»), один герой из-за несчастной любви готов покончить счеты с жизнью («Нечаянный выстрел»), другой способен лишь изложить свою любовную историю на бумаге («Раскас»). Одного успехи науки вводят в состояние аффекта («Даешь сердце!»), а другого побуждают к милосердию («Космос, нервная система и шмат сала») и т. д.

    Ведущий 3. Как утверждал один из героев Шукшина: «Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй... Не умеешь — воюй, командуй или что-нибудь такое делай — можно разрушить вот эту сказку: подложить пару килограммов динамита — дроболызнет, и все дела».

    Ведущий 4. Отстаивая свое право на выбор судьбы, шукшинскяй герой метался в противоречиях, крайностях, взаимоисключающих вариантах, пытаясь преодолеть разрыв между воображением, мечтой, придуманной жизнью и реальностью. Именно этот разрыв, зазор, промежуток, вызывающий «болезнь души», и выходил на первый план. Несмотря на разные попытки выхода из конфликтной ситуации (реальные и воображаемые, комические и трагические, положительные и отрицательные), герой почти всегда терпит поражение, не может разорвать круг неразрешимых проблем. Соединение детскости, наивности с определенной «зацикленностью» сознания постоянно водит русского человека «по кругу», возвращает к исходному состоянию, к тем же проклятым вопросам, на которые ни он, ни окружающие его люди ответить не могут.

     Ведущий 3. Шукшин создал особый тип рассказа. Он почти лишен экспозиции, построен на диалоге, имеет открытый финал, который поддается любым философским трактовкам. В центре повествования — необычный случай, необычная, но чаще бытовая ситуация, герой находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения (гнева или радости), благодаря которому соединяется в его душе и высокое, и низкое, и идеальное, и бытовое. Это соединение служит истоком и причиной того трагикомического звучания, которое присуще рассказам подобного рода.

    Ведущий 4. «Его рассказы,— писал Л. Емельянов,— можно сравнить с пословицами. Та же в них сатира и мгновенность схватывания сути, та же дерзкость образности, тот же лаконизм, «жилистость» выражения. Его художественная мысль всегда настолько энергична и проявлена, что средства ее сюжетного воплощения рождаются как бы сами собой по принципу необходимых и достаточных».

    Ведущий 3. Рассказы о «чудиках» не исчерпывали всего многообразия щукшинских характеров. Можно выделить в его прозе автобиографический цикл — «Далекие зимние вечера», «Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий» и др., сатирический цикл — «Змеиный яд», «Обида», «Кляуза», «Мой зять украл машину дров!» и др., цикл рассказов о вдохновенных лгунах — «Генерал Малафейкин», «Версия», «Беседы при ясной луне» и др., цикл рассказов о смерти — «Как помирал старик», «Охота жить», «Горе», «Осенью» и др. Эти и др. рассказы были объединены в сборники «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).

    Инсценировка рассказа «Микроскоп»

    Ведущий 5. Кинематографическая деятельность Шукшина – яркая страница его таланта. В 1964 г. поставлен фильм «Живет такой парень» по сценарию Шукшина, в 1966 – фильм «Ваш брат» по мотивам нескольких его рассказов. В 1968 г. появляется сценарий фильма Шукшина о Степане Разине, ставший кинороманом, в 1971 г. – фильм «Странные люди», тоже по мотивам рассказов, в 1972 г. – фильм «Конец Любавиных», поставленный по его роману «Любавины», в 1973 г. – фильм «Печки-лавочки», в котором Шукшин выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли.

    Ведущий 6. В 1971 г. Шукшин пишет роман «Я пришел дать вам волю». Образ Степана Разина, тревоживший воображение Шукшина с самых первых шагов в литературе, являлся идеалом «могучего заступника крестьянства», поборником справедливости и хранителем воли. Сам Шукшин отмечал в его характере силу, неуемность и жалость к слабым, полагая, что именно эти свойства определили величину и значимость этой исторической фигуры. Она проявлялась не только в сложной духовной организации атамана, но и в его умении сочувствовать народному горю, возвышаться до понимания всечеловеческих проблем, люто ненавидеть угнетателей. В романе почти отсутствовали «исторические приметы» времени, декоративные элементы.

    Ведущий 5. Особую страницу в творчестве Шукшина составляет публицистика, собранная в книге «Нравственность есть Правда» (1979). Шукшин не только пояснил свои произведения, рассказывал историю их создания, но и утверждал право художника «жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ знает Правду».

    Ведущий 6. В 1973 г. появляется в печати киноповесть «Калина красная», а в 1974 г. выходит на экраны фильм с тем же названием, который принес Шукшину — его автору, режиссеру и исполнителю главной роли — всенародное признание. История Егора Прокудина, крестьянского сына, ставшего вором и захотевшего после тюрьмы покончить со своим воровским прошлым, рассказана по-шукшински просто, образно, с тонким сочетанием юмора и горечи. В характере Егора совместились многие особенности персонажей Ш. из его рассказов: и наивность, и склонность к балагурству, шутовству, и одаренность, и скрытность, и слабость, и достоинство. Поэтому образ обрел укрупненный масштаб, значительность и многогранность. Впервые в творчестве Ш. воровская профессия рассматривалась как измена родовому, крестьянскому долгу, земле, родной матери. Финал повести содержал явный оттенок морализаторства: герой наказан за эту измену дружками из воровской шайки.

            Показ фрагмента кинокартины «Калина красная»

    Ведущий 7. В последние годы жизни в творчестве Шукшина усиливается сатирическое начало, большое значение приобретают условные формы обобщения, изменяется масштаб оценки современности. В 1974 г. появляются повесть для театра «Энергичные люди» о спекулянтах и мошенниках, сатирически-философская повесть «Точка зрения» о вечном споре Пессимиста и Оптимиста. Уже после смерти писателя опубликована сказка «До третьих петухов (Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума)» (1975), многие страницы которой в наши дни звучат очень актуально и смешно, незаконченная повесть «А поутру они проснулись...» (1975), действие которой развивается в медвытрезвителе.

    Ведущий 8. Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую он любил какой-то невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину, использовал малейшую возможность, чтобы слетать в Сростки, пусть коротко, хотя бы на несколько дней.

     Ведущий 7. В.М.Шукшин писал: «Какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови…  И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу».

    Ведущий 8.  Односельчанка Шукшина Дарья Ильинична Фалеева вспоминала о неразрывной связи Василия Макаровича с матерью: «Мария Сергеевна говорила образно, много рассказывала сыну — о прошлой жизни, о далеких предках, которые переселились на Алтай с Волги, с Дона, рассказывала простые, жизненные истории. Все это он жадно слушал. Я думаю, не преувеличивая можно сказать, что Мария Сергеевна была для Васи как Арина Родионовна для Пушкина. Не зря Василий Макарович потом сказал: “Я у нее учился писать рассказы”.

    Она для него ни душевных сил не жалела, ни средств. Помню, когда Вася уехал учиться, мать продала баню рубленую, половички самотканые, которые были приготовлены для Наташи. Потом продала половину дома. Кажется, и вторую половину продала и перешла жить в избушечку. Я тогда смотрела на все это и думала: вот что мать для сына делает; поймет ли он ее, оценит ли? Василий Макарович оценил. Он очень любил мать и отблагодарил за все, за все ее хлопоты и лишения. Когда он получил свой первый большой гонорар — за «Любавиных», купил матери дом, тот, в котором сейчас музей. Это был первый кирпичный дом в Сростках, и стоил он, думаю, недешево. Заботу Василия Макаровича о матери мы, земляки, высоко ценили...»

    Ведущий 7. Песни вошли в жизнь Шукшина с детства. Дома с матерью и сестрой Талей (Наташей) они пели по вечерам. Мария Сергеевна много знала песен. Она начинала, Таля подхватывала, Василий Макарович же пел по-мужски негромко, но очень точно и задушевно. Позже, когда Шукшин приезжал домой со съемочными группами, то родные обязательно собирались за праздничным столом в честь дорогого гостя и обязательно пели старинные песни.

    Звучит песня «Сронила колечко».

    Ведущий 8. Неповторимый образ Шукшина-писателя неизменно усиливался его яркой кинематографической деятельностью, обаянием Шукшина-актера; неожиданная смерть Шукшина на съемках фильма С.Бондарчука «Они сражались за Родину» по одноименной книге М.Шолохова была воспринята всем обществом как национальная трагедия.

    Это произошло 2 октября 1974 в станица Клетская Волгоградской области, похоронен Василий Макарович Шукшин в Москве.

    Показ фрагмента кинокартины «Они сражались за Родину»

    Ведущий 7. Виктор Астафьев писал: «Мне выпало счастье быть земляком Василия Шукшина. Я тоже родом сибиряк, хотя родился за тысячи верст отсюда. И все время, встречаясь с ним, я пытался представить, на что он похож своим обликом, характером, своей суровой и мужественной жизнью. И только сегодня понял, что Шукшин похож на свою родину, она воплотилась в нем, вылитая родная сторона...

    ...Я не знаю, как вы, но всю огромность потери, постигшей нацию, до сих пор не могу осознать.

    Пройдут года, все так же будут шуметь березки, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано...»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературный вечер о жизни и творчестве М. Цветаевой

    Литературный вечер и презентация  о жизни и творчестве М. Цветаевой...

    Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"

    Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индиви...

    «Чтобы вовек твоя свеча во мне горела» - литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.

    Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, стал завершающим мероприятием  Года Литературы....

    Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Э. А. Асадова "Сражаться, верить, и любить"

    Литературный вечер посвящен жизни и творчеству замечательного русского поэта Эдуарда Асадова и призван не только познакомить учеников с фактами биографии и произведениями поэта, но и подвести их к выв...

    Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

    Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...

    Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

    Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...