Рабочая программа по учебнику Б.А.Ланина 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Машкина Наталья Александровна

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

______________/

      ФИО

Протокол  № ____ от _______2018

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________/      ФИО

«____» ___________________2018 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ  №1

______________/

      ФИО

Приказ  № ____ от         2018

Рабочая программа

по литературе       7 «А» класса

                                                     

                     (предмет, класс)

Машкиной Натальи Александровны, учителя высшей категории

                     (ФИО, категория)

2018-2019

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. 2006 года. В программу заложены взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

     В программе реализуются идеи Стандарта основного общего образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования.

Рабочая программа реализует важнейшие цели литературного образования:

- воспитывать любви и привычки к чтению;

- приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной     литературы;

- развивать способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы;

          - формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус современных читателей, их потребность в творческом самовыражении.

     Задачи:

- приобщение учащихся к миру литературы;

- формирование способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова;

- развитие индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников.

          Специфика программы заключается также в ее нацеленности на включение ученика в современный литературный процесс — в качестве читателя или (по мере способностей и желания) участника. Новые информационные технологии, особенно Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, становятся настоящим валом, захватывающим современного читателя и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.

В программу заложены следующие взаимосвязанные компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

-образовательный — чтобы понять произведение, нужно знать, как оно «сделано» и как оно функционирует;

-просветительский — биографические сведения о писателях и те сведения о внетекстовой, внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом (отражается в нём или им открывается);

-воспитательный.

Рабочая программа  реализует  следующие идеи:

1. Ориентация на системно-деятельностный подход.

2. Внимание к личностному развитию школьников.

3. Достижение метапредметных результатов, в числе которых — умение работать с информацией, организация самостоятельной деятельности, определение сферы интересов, социализация учащихся.

4. Отражение различных видов деятельности (особенно чтения) при изучении той или иной темы.

5. Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса.

6. Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся.

7. Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи.

8. Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя, творческой, развивающейся личности.

 Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

     Поэтому программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности:

  1. «культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах;
  2. навыки находить экспертные оценки: мнения учителей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. — и опираться на них;
  3. умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники;
  4. навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).

      Использование Интернет-ресурсов является принципиально важным новшеством программы. В начале XXI века количество пользователей Интернета удваивается в России каждые два с половиной года. Временное отставание от потребностей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Представление о гипертексте является ключевым для Интернет - чтения и для написания текстов с целью последующей публикации в Интернете. Противопоставление в  программе (без использования излишних терминов) «линейных/нелинейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и открывает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершенствования преподавания литературы в школе XXI века.

Ведущая тема в 7 классе: литература и действительность.

    Количество часов  в год – 102часов, в неделю – 3 часа.

Виды контроля

        Промежуточный:

-        устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • устное словесное рисование;
  • комментированное чтение;

-        характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

     Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
  • защита проектов.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Из них

теоретические

Контроль

Развитие речи

Контрольные работы

сочинение

Другие виды работ

Повторение

2

2

Страницы классики. Литература 19 века.

29

22

3

4

Русская лирика середины 19 века

13

9

1

2

1

Страницы классики. Литература 19-20 веков 

14

10

1

3

Страницы классики. Литература 20 века.

6

4

1

1

Наедине с поэтом

17

14

1

1

1

Национальный характер

19

16

1

2

Повторение

1

Резервные уроки

1

ИТОГО

102                  

77

8

13

2

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Страницы классики. Литература XIX века.

Повторение.

Автор-рассказчик-герой произведения- лирический герой.

А.С. Пушкин

Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее)

«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» (другие - по выбору учителя)

Культ возвышенной дружбы и верности «святому братству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.

Роль картин природы в стихотворении. «Няне»

Теория литературы.

Метафора.  Стихотворная речь, двусложные и трехсложные размеры стиха.

А.С. Пушкин

«Дубровский»

Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистеневке, Дубровский-«Дефорж» у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.

Теория литературы.

Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть. Художественный вымысел в литературе. Романтический герой.

Ф. Шиллер

«Разбойники» (сцены по выбору учителя)

Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора, его борьба за справедливость, обреченность на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель.

Теория литературы.

Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр (начальное понятие). Романтическая трагедия.

М.Ю. Лермонтов

Из биографии (Кавказ в жизни поэта).

«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»

Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.

«Казачья колыбельная», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Прием сопоставления в изображении героев «Песни...». Утверждение человеческого достоинства и правды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.

Теория литературы.

Лирический сюжет. Художественный образ. Центральные образы лирического стихотворения.

Н.В. Гоголь

Из биографии писателя (по воспоминаниям современников).

«Тарас Бульба»

Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство товарищества в повести. Патриотизм главных героев - Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента.

Теория литературы.

Средства создания характера (повторение). Авторское отношение к герою.

П. Мериме

«Маттео Фальконе»

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.

Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы.

Н.А. Некрасов

Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).

«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога»

Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданственность проблематики, публицистичность. Образ рассказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструментовки: ритм и эмоциональная напряженность.

«Саша»

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

 Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.

Ф.И. Тютчев

Из биографии поэта.

«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...»,

 «С поляны коршун поднялся...» (другие — по выбору учителя)

Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворенность образов природы.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика.

 Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

 Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.

А.К. Толстой

Из биографии поэта.

«Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле тает... », «Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...» (другие — по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его дар сочувствия и сопереживания.

А.А. Фет

Из биографии поэта.

«Печальная береза...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...»,  «Облаком волнистым...»,  «Ласточки пропали...», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Учись у них - у дуба, у березы...» (другие — по выбору учителя)

Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве.

Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность  повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора.

А.Н. Майков

Из биографии поэта.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат...» (другие — па выбору учителя)

Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно - выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

Теория литературы.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.

Страницы русской классики. Литература рубежа XIX – XX  веков .

А.П. Чехов

Вехи биографии писателя.

«Хамелеон»,  «Толстый и тонкий»,  (другие — по выбору учителя)

Приемы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.

Теория литературы.

Виды комического: юмор, ирония, сатира (повторение).

А.И. Куприн

Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»

Тема служения людям и Добру. Образ доктора. Мотив

 чудесного в рассказе.

Л.Н. Андреев

Вехи биографии писателя.

«Баргамот и Гараська»

Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».

Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.

Теория литературы.

Реально-бытовой план и исключительность ситуации как основа сюжета.

О. Генри

«Дары волхвов»

Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.

Страницы классики. Литература XX века .

И.А. Бунин

Вехи биографии писателя.

«Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...»,  «Огонь»,  «Слово»  (другие — по выбору учителя.

Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и Красочность образов.

Природа и человек. Природа и творчество .

Н.А. Заболоцкий

Вехи биографии поэта.

«Журавли», «Одинокий дуб» и другие (по выбору учителя).

Человек и природа в творчестве Н.Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы. Тревога за всё живое.

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии.

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям».

О.Ф. Берггольц. «Л говорю с тобой под свист снарядов...».

С.П. Гудзенко. «Перед атакой».

Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный...».

М.М. Джалиль. «Весна», «Смерть девушки».

С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...».

Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые...».

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня, и я вернусь...».

А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...».

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…».

Национальный характер.

А.Т. Твардовский

Вехи биографии поэта.

«Василий Теркин» (главы по выбору учителя)

Своеобразие жанра («Книга про бойца»). Документальность

 произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме:  Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагизм, лиризм отдельных страниц.

М.А. Шолохов

Вехи биографии писателя.

«Судьба человека»

Андрей Соколов — воплощение национального характера.

Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенности композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.

Г. Распутин

Вехи биографии писателя.

«Уроки французского»

События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.

В.М. Шукшин

Вехи биографии писателя.

«Микроскоп», «Чудик» (другие — по выбору учителя)

«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

 знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные     наизусть, соблюдая нормы   литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой  характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;

- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;

-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

- работать со справочными материалами.

Перечень учебно - методического обеспечения

  1. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова. «Литература»  87 класс. Учебник. В двух частях. М., «Вентана – Граф», 2014.

             2. Интерактивный комплекс

  1. Журналы: «Литература в школе», «Русская словесность», газета «Литература», «Русский язык и литература для школьников»
  2. Электронное приложение. Уроки литературы 8-11 классы.

Ресурсы Интернет  

7 класс
(3 ч в неделю, всего 102 ч)
Ведущая тема: литература и действительность

Тема урока

Кол-во

часов

Тип  урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения программы

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся (УУД)

Дата проведения

план

факт

1 четверть

1.

Повторение. Литература как искусство слова. Знакомство с учебником.

1

Повторение и систематизация знаний

Содержание и форма литературного произведения.

Воспринимать литературное произведение как единое целое формы и содержания.

П

Комментированный анализ произведения.

03.09

2.

Художественное произведение.

1

Повторение и систематизация знаний

П

05.09

Страницы классики. Литература XIX в. — 29 ч
Задачи:
— знакомство с античными традициями в русской культуре;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: лирическое многоголосие, романтический герой.
Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация.
Повторение: средства создания характера, лирический герой.
Понятия для изучения: стихотворная речь, двусложные и трёхсложные размеры стиха. Повесть как эпический жанр. Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр. Романтическая трагедия. Романтический герой.
Связь между видами искусства: экранизации повести «Дубровский» (режиссёр А. Ивановский, 1936; режиссёр В. Никифоров, 1990). Романсы на стихи М.Ю. Лермонтова (музыка А.Е. Варламова). Акварели М.Ю. Лермонтова.

Интернет: разговор с любителями книг: что такое чат? Что пишут о любимой книге? Создание первой электронной библиотечки «Любимые стихи»

3.

А.С.Пушкин.

 Лицейский период.

Мотивы расставания в стих. «Разлука», «Прощанье»

1

Формирование новых знаний

А.С. Пушкин. «Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»
Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие

ранней лирики: ироническое и лирическое начала, ирония и подлинный лиризм.

Воспринимать текст литературного произведения.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления

П

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

05.09

4.

«Простите, верные дубравы!..» Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству».

1

Формирование новых знаний

Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству.

Уметь различать тему лирического произведения, определять идейный центр стихотворения.

П

Анализ лирического произведения в соответствии с учебной задачей

17.09

5.

«19 октября 1825 года» Дружба как одна из высших человеческих ценностей.

1

Формирование новых знаний

П

19.09

6.

РР Чтение стихотворений А.С.Пушкина наизусть

1

Формирование новых знаний

Самостоятельный выбор и представление лирического произведения

Уметь выразительно читать лирическое произведение, правильно расставлять эмоциональные акценты

И

Заучивание наизусть стихотворных текстов

19.09

7.

РР В мастерской поэта. Роль пейзажа  в стихотворении.
«Няне»

1

Формирование новых знаний

Роль картин природы в стихотворении.
«Няне»

Эмоциональность стихотворения, средства его создания.

Определять способы выражения эмоциональности стихотворения, средства создания образа.

И

Письменный развернутый ответ

24.09

8

Повесть «Дубровский»

Замысел и история создания произведения.

1

Формирование новых знаний

Повесть «Дубровский»

Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета.

Воспринимать текст литературного произведения.

П

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

26.09

9.

Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта повести.

1

Формирование новых знаний

Вопросы государственного устройства, социальной несправедливости

Определять нравственную и социальную проблематику произведения

П

(устный ответ на вопрос)

26.09

10.

Образ романтического героя Владимира Дубровского

1

Формирование новых знаний

Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Нравственный выбор героев.

Давать общую характеристику персонажа

П

(устный ответ на вопрос)

01.10

11.

Развязка повести «Дубровский». Открытый финал.

1

Формирование новых знаний

Нравственный выбор героев.

Определять авторскую позицию.

П

(устный ответ на вопрос)

03.10

12

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Пушкина

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

03.10

13

Ф. Шиллер. «Разбойники». Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора.

1

Формирование новых знаний

Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель.

Уметь характеризовать способы раскрытия характера персонажа в пьесе

П

(устный ответ на вопрос)

08.10

14

Дубровский и Карл Моор. Сравнительная характеристика героев. Национальные черты повести «Дубровский».

1

Повторение и систематизация знаний

Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Переосмысление поэтом романтических традиций

Уметь сравнивать героев, формулировать критерии для сравнения персонажей.

Находить национальные черты главного персонажа повести «Дубровский».

П

(устный ответ на вопрос)

10.10

15

РР Устное  сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Пушкина

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

10.10

16

М.Ю. Лермонтов. Из биографии (Кавказ в жизни поэта).

Тема одиночества и разлуки в лирике поэта.

1

Формирование новых знаний

М.Ю. Лермонтов — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.
Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта.  Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.
 «Кавказ», «Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», «На севере диком стоит одиноко…»

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

Уметь различать тему лирического произведения, определять идейный центр стихотворения.

П

(устный ответ на вопрос)

15.10

17.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» .Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова

1

Формирование новых знаний

Историческая тема (эпоха Ивана Грозного, опричнина) и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова (понятие чести, положительный герой в народном самосознании)

Уметь различать историческое и литературное восприятие исторических фактов, определять фольклорные мотивы в литературном произведении

П

Задание для групп по

характеристике героев

17.10

18

Сравнительный анализ купца Калашникова и молодого опричника.

1

Формирование новых знаний

Приём сопоставления в изображении героев «Песни…».

Уметь находить критерии для сравнения героев, видеть сходство и различия персонажей, подбирать цитатный материал

Т

Задание для групп по

характеристике героев

17.10

19

Утверждение человеческого достоинства и правды. Образ царя.

1

Формирование новых знаний

 Достоинство и правда как нравственные категории. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.

Человеческое и царское в образе Ивана Грозного.

Уметь характеризовать способы раскрытия характера персонажа в произведении.

Т

характеристика героя

22.10

20

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству М. Лермонтова

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

24.10

21

Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников).

1

Формирование новых знаний

Образ писателя по воспоминаниям современников.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

П

(устный ответ на вопрос)

24.10

2 четверть

22

Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников).

1

Формирование новых знаний

Жизнь писателя в воспоминаниях современников..

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

П

(устный ответ на вопрос)

05.11

23

«Тарас Бульба». Историческая основа произведения.

1

Формирование новых знаний

Историческая основа произведения. История Малороссии, создание Запорожской Сечи.

Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику

П

(устный ответ на вопрос)

07.11

24

Образ Тараса Бульбы

2

Формирование новых знаний

Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к родине и чувство товарищества в повести.

П

(устный ответ на вопрос)

07.11

25

Два типа характеров: Остап и Андрий.

2

Формирование новых знаний

Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа.

Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи

Уметь сравнивать героев, формулировать критерии для сравнения персонажей.

П

(устный ответ на вопрос)

12.11

26

РР Сочинение.

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Гоголя Н.В.

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

14.11

27

П. Мериме. «Маттео Фальконе» Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.

1

Формирование новых знаний

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями

П

(устный ответ на вопрос)

14.11

28

РР Диспут. Русская литература в контексте мировой.

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Применений знаний на практике

Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме.

П

(устный ответ на вопрос)

19.11

29

РР Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме.

1

Применений знаний на практике

Творческое задание. Герои Гоголя и Мериме: национальные общие черты характеров, общечеловеческие ценности.

П

(устный ответ на вопрос)

21.11

Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы — 13ч
Задачи:
— приобщение к поэтическому настроению;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: стиховая инструментовка, антитеза.
Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть.
Понятия для изучения: гражданская и «чистая лирика»; композиционная и смысловая антитеза, параллелизм; развёрнутая метафора; аллитерация и ассонанс. Лирический сюжет. Центральные образы лирического стихотворения.

Связь между видами искусства: романсы на стихи поэтов середины XIX в. (музыка П.П. Булахова, Н.А. Римского-Корсакова, А.Е. Варламова)

30

Н.А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников)

Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. «Железная дорога»

1

Формирование новых знаний

Жизнь писателя в воспоминаниях современников.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

П

(устный ответ на вопрос)

21.11

31

1

Формирование новых знаний

Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. Образ рассказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструментовки: ритмичность и эмоциональная напряжённость поэзии.

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений.

Видеть авторскую позицию.

П

(устный ответ на вопрос)

26.11

32

«Саша».

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме

1

Формирование новых знаний

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения

Определять способы раскрытия характера в лиро – эпических произведениях

П

(устный ответ на вопрос)

28.11

33

Особенности некрасовской лирики

1

Формирование новых знаний

Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданская проблематика, публицистичность.

Определять признаки авторского стиля и тематики

П

(устный ответ на вопрос)

28.11

34

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Некрасова

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

03.12

35

Живописность и красочность поэзии Тютчева Ф.И.

1

Формирование новых знаний

 «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»

Живописность и красочность поэзии Тютчева.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного.

П

(устный ответ на вопрос)

05.12

36

РР Практикум. Ф.И. Тютчев.  Мастерство поэта в создании картин природы.

1

Формирование новых знаний

Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворённость образов природы

Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений.

П

(письменный ответ на вопрос)

05.12

37

Пейзаж в лирике А.К. Толстого.

1

Формирование новых знаний

Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» 

Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы.

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве поэта, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.)

П

(устный ответ на вопрос)

10.12

38

Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию

1

Формирование новых знаний

Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его способность к сочувствию и сопереживанию

Определение основного образа- переживания через оценочные слова

П

(устный ответ на вопрос)

12.12

39

А.А. Фет. Из биографии поэта.

Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве.

1

Формирование новых знаний

А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…» Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования.

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

П

(устный ответ на вопрос)

12.12

40

РР Практикум. Музыкальность лирики Фета.

1

Применений знаний на практике

Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы

Определять художественную функцию звукописи

П

(письменный ответ на вопрос)

17.12

41

РР Контрольная работа по анализу лирического произведения

1

Проверка и контроль

Анализ лирического произведения

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания работы.

И

Писать работу в соответствии с учебной задачей

19.12

42

Лирический герой в пейзажной лирике Майкова.

1

Формирование новых знаний

А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» Изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

Тема для обсуждения. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета

Определять изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.

П

(устный ответ на вопрос)

19.12

43

Контрольная работа. Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству изученных поэтов

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания работы.

И

Писать работу в соответствии с учебной задачей

24.12

Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв. — 14 ч
Задачи:
— развитие чувства комического;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: ирония, сатира.
Виды деятельности: чтение, интерпретация.
Повторение: виды комического (юмор, сатира).

Понятия для изучения: виды комического в литературе, реально-бытовой план и исключительная ситуация как основа сюжета

44

А.П. Чехов. Вехи биографии писателя

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии писателя. Жизнь писателя в воспоминаниях современников.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

П

(устный ответ на вопрос)

26.12

45

Приёмы создания комического эффекта в рассказе «Хамелеон».

1

Формирование новых знаний

 «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев» 

Авторская ирония в рассказе. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка.

Определять приёмы создания комического эффекта: несоответствия, неожиданность и т.д.

П

(устный ответ на вопрос)

26.12

3 четверть

46

Деталь в ранней прозе Чехова. «Толстый и тонкий»

1

Формирование новых знаний

Художественная деталь как способ раскрытия характера персонажа, авторского отношения

Отличать художественную деталь в тексте от подробности

П

(устный ответ на вопрос)

14.01

47

Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. «Унтер Пришибеев» и др.

РР В мастерской писателя

1

Формирование новых знаний

Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя.

Знать приемы создания анекдотических ситуаций, создавать собственные анекдоты.

П

(устный ответ на вопрос)

16.01

48

1

Применение знаний на практике

Анализ авторских приемов  в создании характера героя

Определять специфику авторского стиля писателя

И

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

16.01

49

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Некрасова

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

21.01

50

А.И. Куприн. Вехи биографии писателя

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии писателя. Жизнь писателя в воспоминаниях современников.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

П

(устный ответ на вопрос)

23.01

51

«Чудесный доктор». Образ  доктора.

1

Формирование новых знаний

Способы раскрытия характера персонажа, роль пейзажа.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

П

(устный ответ на вопрос)

23.01

52

Тема служения людям и добру.

1

Формирование новых знаний

«Вечные вопросы»: служение людям или себе.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

П

(устный ответ на вопрос)

28.01

53

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Куприна

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

30.01

54

Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя.

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии писателя. Жизнь писателя в воспоминаниях современников.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

П

(устный ответ на вопрос)

30.01

55

«Баргамот и Гараська». Идея человеческого братства и милосердия.

1

Формирование новых знаний

Нравственные заповеди писателя

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя Показать личное отношение к вечным ценностям человечества

П

(устный ответ на вопрос)

04.02

56

РР Творческое задание. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников:

1

Проверка, контроль знаний

Портрет писателя

Представление проектов

И

(защита проектов)

06.02

57

О. Генри. «Дары волхвов»
Черты рождественского рассказа.

1

Формирование новых знаний

О. Генри. «Дары волхвов»
Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал об истории создания произведения, о прототипах.

П

(устный ответ на вопрос)

06.02

58

РР Диспут. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–XX вв.)

1

Применение знаний на практике

Тема для обсуждения. Искренняя любовь, самопожертвование.

Уметь аргументировано защищать свою точку зрения.

И

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

11.02

Страницы классики. Литература XX в. — 6ч
Задачи:
— осознание традиций в культуре;
— усвоение и активизация литературоведческого термина «поэтические образы».

Виды деятельности:  чтение и заучивание наизусть

59

И.А. Бунин. Вехи биографии поэта

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии писателя. Жизнь писателя в воспоминаниях современников.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя

П

(устный ответ на вопрос)

13.02

60

Природа в изображении И.А. Бунина.

1

Формирование новых знаний

И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» 

Природа в изображении И.А. Бунина.

Определять изобразительно-выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения, метафоры.

П

(устный ответ на вопрос)

13.02

61

РР Практикум. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

1

Применение знаний на практике

Традиции Пушкина в изображении природы. Предметность и красочность образов

Определять специфику авторского стиля разных поэтов, видеть приемы преемственности в лирике

И

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

18.02

62

РР Практикум. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии писателя. Жизнь писателя в воспоминаниях современников.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

П

(устный ответ на вопрос)

20.02

63

Природа и человек. Природа и творчество в лирике Н.Заболоцкого.

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб»

Природа и человек. Природа и творчество

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта(поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

П

(устный ответ на вопрос)

20.02

64

РР Сочинение.

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Заболоцкого, Бунина

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

25.02

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии ХХ в. — 17 ч
Задачи:
— воспитание патриотического чувства;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: исповедальность, патриотический пафос.

Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть.        

Понятия для изучения: тема памяти в лирике, исповедальность и патриотический пафос лирики

65

Тема войны в литературе

1

Формирование новых знаний

Обзор военной литературы

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

П

устный ответ на вопрос)

27.02

66

Художественный мир А.А.Ахматовой.

1

Вехи биографии поэта. Жизнь писателя в воспоминаниях современников.

П

(устный ответ на вопрос)

27.02

67

Аспектный анализ стихотворений «Клятва», «Мужество», «Победителям»;

1

Формирование новых знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы

Выполнять аспектный анализ лирического произведения

Т

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

04.03

68

Поэтический мир О.Ф.Берггольц.

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии поэта.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

П

(устный ответ на вопрос)

06.03

69

Аспектный анализ стихотворения «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»

1

Формирование новых знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы

Выполнять аспектный анализ лирического произведения

Т

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

06.03

70

Лирические мотивы Ю.В.Друниной.

1

Формирование новых знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы, сквозные мотив в творчестве, доминирующая тема.

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта.

П

(устный ответ на вопрос)

11.03

71

РР Чтение наизусть стихотворений.

1

Проверка, контроль знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы

Выразительное чтение лирического произведения. Передавать личное

отношение к произведению в процессе выразительного чтения

Т

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

13.03

72

Лирический мир С.П. Гудзенко

1

Формирование новых знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы, сквозные мотив в творчестве, доминирующая тема.

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта.

П

(устный ответ на вопрос)

13.03

73

Аспектный анализ стихотворения «Перед атакой».

1

Формирование новых знаний

Анализ лирического сюжета, развитие образа – переживания.

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания работы.

П

(анализ лирического произведения)

18.03

74

Художественный мир С.С. Орлова

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии поэта.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

П

(устный ответ на вопрос)

20.03

75

Аспектный анализ стихотворения «Его зарыли в шар земной…»

1

Формирование новых знаний

Анализ лирического сюжета, развитие образа – переживания.

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания работы.

П

(анализ лирического произведения)

20.03

4 четверть

76

Знакомство с поэзией Д.С. Самойлова. «Сороковые, роковые…»

1

Формирование новых знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы, сквозные мотив в творчестве, доминирующая тема.

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

П

(устный ответ на вопрос)

01.04

77

Лирический мир М.М. Джалиля. «Смерть девушки», «Радость весны»;

1

Формирование новых знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы, сквозные мотив в творчестве, доминирующая тема.

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта.

П

(устный ответ на вопрос)

03.04

78

Военная тема в лирике А.А. Суркова. «Бьётся в тесной печурке огонь…»;

1

Формирование новых знаний

П

(устный ответ на вопрос)

03.04

79

Рр Контрольная работа. Поэзия 20 века

1

Проверка, контроль знаний

Образ войны в лирическом произведении, авторское видение темы

Уметь видеть художественное своеобразие текста

И

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

08.04

80

Великий поэт войны. К.М. Симонов

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии поэта.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

П

(устный ответ на вопрос)

10.04

81

Аспектный анализ стихотворений: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…»

1

Формирование новых знаний

Особенности лирического сюжета и лирической композиции.

Уметь характеризовать лирический сюжет и лирическую композицию.

П

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

10.04

82

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству поэтов военной поры

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

15.04

Национальный характер в литературе ХХ в. — 14 ч
Задачи:
— приобщение к национальным архетипическим образам;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: документальность и вымысел.
Виды деятельности:  чтение и интерпретация.

Связь между видами искусства: экранизация рассказов «Судьба человека» (режиссёр С. Бондарчук, 1959), «Уроки французского» (режиссёр Е. Ташков, 1978)

83

А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин»

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…»
Своеобразие жанра («книга про бойца»).

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

П

(устный ответ на вопрос)

17.04

84

Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ

1

Формирование новых знаний

Документальность произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ.

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем

П

(устный ответ на вопрос)

17.04

85

Автор и герой. Изображение подвига народа

1

Формирование новых знаний

Автор и герой. Роль рефрена в раскрытии смысла произведения.
Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагедийность, лиризм отдельных страниц. Особенности её стиха: чередование стихотворных размеров и способов рифмовки.

Исповедальность, лиризм и патриотический пафос военной лирики. Образ солдата-победителя. Изображение подвига народа. Тема памяти

П

(устный ответ на вопрос)

22.04

86

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Твардовского

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И (сочинение)

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

24.04

87

М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя

1

Формирование новых знаний

Вехи биографии поэта.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

П

(устный ответ на вопрос)

24.04

88

«Судьба человека»

Андрей Соколов — воплощение национального характера.

1

Формирование новых знаний

 «Судьба человека»

Андрей Соколов — воплощение национального характера. Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов, композиции произведения.Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

П

(устный ответ на вопрос)

29.04

89

Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения

1

Формирование новых знаний

П

(устный ответ на вопрос)

06.05

90

РР Ответ на проблемный вопрос

1

Проверка, контроль знаний

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа

Писать ответ на проблемный вопрос

И

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

08.05

91

РР Сочинение

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Шолохова

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

08.05

92

В.Г. Распутин. Вехи биографии писателя

1

Формирование новых знаний

Комбинированный урок

Вехи биографии поэта.

П

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта

13.05

93

Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости

1

Формирование новых знаний

 «Уроки французского»

События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов, композиции произведения.Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

П

(устный ответ на вопрос)

15.05

94

РР Сочинение

1

Проверка, контроль знаний

Темы по творчеству Распутина

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

И

Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

15.05

95

В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя

«Сокровенный» герой рассказов Шукшина

1

Формирование новых знаний

В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя)
Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя.

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов, композиции произведения.Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

П

(устный ответ на вопрос)

20.05

96

РР Практикум. Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.

1

Формирование новых знаний

Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство.

Творческое задание. Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

П

(устный ответ на вопрос)

22.05

97

Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое»

Моральная ответственность за поступки

1

Формирование новых знаний

Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое»

Встречи, переворачивающие всю жизнь. Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства?
Таинственный незнакомец на Курзии — метафора судьбы.

П

(устный ответ на вопрос)

22.05

98

Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего монолога

1

Применение знаний на практике

Психологический портрет, внутренний монолог

Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа

И

(развернутый ответ на проблемный вопрос)

27.05

99-102

Повторение и обобщение изученного в 7 классе . Читательская конференция

1

Применение знаний на практике

Проект по литературе

Умение кратко представить работу, обозначить цели, задачи, ход исследования, результаты.

И

(защита проекта)

29.05

Рекомендации для самостоятельного чтения

Русская литература
Ч.Т. Айтматов.
 «Ранние журавли», «Белый пароход»
А.И. Герцен. «Сорока-воровка»
Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце»
В.Г. Короленко. «Мгновение»
Н.А. Некрасов. Стихотворения
К.Г. Паустовский. «Лёнька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар»
М.М. Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик»
А.С. Пушкин. Стихотворения, «Полтава»
Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят»
С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости»
И.С. Тургенев. «Вешние воды»

Зарубежная литература
Ч. Диккенс.
 «Приключения Оливера Твиста»
Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»

Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах»
Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно»
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебнику "Enjoy English", 11 класс

Рабочая программа по английскому языку к учебнику "Enjoy English" для 11 класса, М.З.Биболетова...

Рабочая программа по учебнику Атанасяна геометрия 7 класс

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасяна (с домашним заданием)...

Рабочая программа к учебнику "Enjoy English", 10 класс

Рабочая программа к учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English", 10 класс...

Рабочая программа по учебнику Кауфман для 3 класса.

Рабочая программа по учебнику Кауфман для 3 класса....

Рабочая программа к учебнику Биболетова для 6 класса

календарно-тематический план для 6 класса к УМК Биболетова...

Рабочая программа к учебнику «Общая биология» 10 класса, авторы – В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов.

Основное содержание курса биологии  10 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практическихумений, сформированных в предыдущ...

Рабочая программа к учебнику английского языка 10 класса О.В.Афанасьева, И.В.Михеева «English» Student’s Book X

Рабочая программа к учебнику английского языка 10 класса О .В.Афанасьева, И.В.Михеева «English»  Student’s Book X класс для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английско...