Адаптационная программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс)

Ольга Сергеевна Минаева

Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование) и примерной программы по учебным предметам:  литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Г. С. Меркина 5-9 классы.  Москва «Русское слово», 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_vid_literatura.docx66.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» города Котовска Тамбовской области

Рабочая программаи

календарно-тематическое планирование

уроков литературы

для учащихся 5 классов с ЗПР (VII вида)

Пояснительная записка

Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование) и примерной программы по учебным предметам:  литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Г. С. Меркина 5-9 классы.  Москва «Русское слово», 2011.

В целом предлагаемое планирование ориентировано на Базисный план, который определяет  максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет  учебное  время,  отводимое на освоение содержания по литературе на каждом году обучения.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса  обеспечивает результативность по другим предметам.

Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми ЗПР

Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.

Данное календарно-тематическое планирование  по литературе является  одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.  

Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ. При успешном прохождении итоговой аттестации они получают документ государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании уделяется передаче и выработке таких знаний и умений, которые будут необходимы при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче экзамена за курс основной школы в 9 классе (в случае, если ученик выберет экзамен по литературе).

Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

- овладение детьми практическими умениями и навыками;  

- уменьшение объема теоретических сведений;

- включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Задачами обучения являются:

- развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;

-  совершенствование навыка чтения;

- привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Основные направления содержания деятельности

В 5 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного. В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.

В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция

Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Требования к организации обучения школьников с ЗПР:

ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),

темп урока должен соответствовать возможностям ученика;

чётко обобщать каждый этап урока;

новый учебный материал объяснять по частям;

вопросы формулировать четко и ясно; домашние задания должны преобладать практические, так как  учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;

на каждом уроке обязательна словарная работа;

переключать с одного вида деятельности на другой;

разнообразить виды занятий;

использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.

Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Входной мониторинг в 5 классе по литературе для учащихся с ЗПР можно провести по следующей таблице

(оценки по 3, 4, 5, 6-ому столбцам учитель ставит сообразно индивидуальным особенностям ученика).

Техника чтения. Анализ текста. Теория литературы. Речевое развитие. Скорость чтения.

Выразительность. Осознанность.

Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух 100 слов и более – «5»

80 – 100 – «4»,

60-90 – «3»,

До 60 слов – «2».

«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,

Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире,  в конце предложений и т.п.) – «4»,

Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».

Однообразная интонация – «2».

Озаглавить прочитанный эпизод,пересказать содержание,сочинить план по прочитанной статье

Предмет речи (О чём идёт речь?)

Сформулировать основную мысль текста (Ради какой главной мысли написал автор это произведение?)

Словесное рисование (Какие картины показал автор?)

Аргументация авторской позиции (Какие доказательства приводит автор?)

Знать имя фамилию автора, название произведения.

Определить, чем является текст: рассказом, стихотворением или пьесой.

Различать главных и второстепенных героев.

Видеть авторские приёмы выразительности текста (эпитет, сравнение, олицетворение)

Пересказывать текст: подробно, кратко, выборочно.

Составлять характеристику героя: внешность, характер и его поступки.

Создавать письменный отзыв.

Чтение наизусть

Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, то учащимся с ЗПР можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 8 строчек и  больше).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса включают:

Личностные результаты обучения:

  • формировать понимание важности процесса обучения;
  • формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
  • формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
  • формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
  • совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
  • развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
  • формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
  • формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
  • развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
  • развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
  • развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

  • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
  • формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
  • развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
  • развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
  • формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
  • развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
  • совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
  • развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Предметные результаты обучения:

  • воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
  • совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
  • способствовать совершенствованию читательского опыта;
  • совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
  • совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
  • развивать интерес к творчеству;
  • развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
  • развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
  • развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
  • формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
  • формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

Содержание учебного предмета, курса

Введение - 1 ч.

Книга - твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова.

Писатель — книга —читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии – 4 ч.

Рассказ о мифе и мифологии. Миф

— своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».

Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

Из устного народного творчества – 9 ч

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».

Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки:

добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений);

антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Из древнерусской литературы-2ч.

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).

История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Басни народов мира –4 ч.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Теория литературы: басня,

притча, эзопов язык. Русская басня. Русские баснописцы XVIII века.

М. В. Ломоносов. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни:

«Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом»

и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова С.В. Михалков. Басни: «Грибы»,

«Зеркало». Тематика, проблематика.

Из литературы  XIX века  37  - ч.

А.С. ПУШКИН – 7 ч.

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга.

А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка —прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Поэзия XIX века о родной природе -2ч.

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ –4ч.

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Н.В. ГОГОЛЬ – 6ч.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

И.С. ТУРГЕНЕВ – 7ч.

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе

«Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность,

добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Н.А. НЕКРАСОВ – 3ч.

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Знать / понимать: нравственный смысл стихотворения. Тему и идею стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворение.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 6 ч.

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ

«Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера

и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова.

Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова.

Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Из литературы XX века - 19 ч.

И.А. БУНИН – 2ч.

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ

«В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Л. АНДРЕЕВ– 2 ч.

«Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика.  Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря

А.И.КУПРИН – 2ч.

Детские впечатления и их отражение в произведениях писателя. «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента рассказа.

А.А. БЛОК – 2ч.

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

С.А. ЕСЕНИН – 2ч.

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

А.П. ПЛАТОНОВ -2ч.

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты. Идейное содержание рассказа «Цветок на земле».

П.П. БАЖОВ – 2ч.

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок».

Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы

создания художественного образа.

Н.Н. НОСОВ – 1ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Е.И. НОСОВ – 1ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

В. АСТАФЬЕВ- 3ч.

«Васюткино озеро». Становление характера главного героя. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Родная природа в произведениях писателей XX века – 4ч.

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов.

«Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы – 18 ч.

Д. ДЕФО -3 ч.

Краткие сведения о писателе. Роман

«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»

(отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Х.К. АНДЕРСЕН -5 ч.

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. Теория литературы: волшебная сказка

(развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

М. ТВЕН – 3ч.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

ДЖ. ЛОНДОН – 3 ч.

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише»

(период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Ж.Рони Старший. – 2ч. «Борьба за огонь» (главы) Гуманистическое воображение древнего человека.Человек и природа, борьба за выживание в повести.

А.Линдгрен.– 2ч.

Краткие сведения о писательнице.

Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги» (отрывок). Основные мотивы произведения.

Учебно-методические комплекты и методические пособия

Для детей с ЗПР  рекомендованы к дополнительному использованию следующие учебники:

Малышева З.Ф. Чтение. 5 кл. 2001 Просвещение

Гусева Г.М., Островская Т.И. Книга для чтения. 5 кл. 2005 ВЛАДОС

Контрольные работы позволяют проверить, насколько хорошо усвоен пройденный материал, подвести итоги в конце учебного года, выяснить, какие произведения наиболее понравились и запомнились детям. Ученики с ЗПР вспоминают названия произведений, их жанры, авторов, главных героев и сюжет.

Для проведения контрольных работ используются следующие пособия:

Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.- 224 с. 2011 «Астрель»

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 кл.: Методическое пособие. – М. – 176 с. 2009         Дрофа

Учебно-методическое обеспечение

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.

2. «Дефектология» 2009, №1,2,3.

3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.

4. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc

5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.

6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.

7. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.

8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.

10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьныйпсихолог» 2011, №23.

11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М.,2009.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 Б

№п.п.

Содержание учебного материала:

раздел, темы урока

Кол-во часов, отведенное

на изучение тем,

разделов

Даты прохождения тем, разделов

Виды, формы контроля

Примечание

По

плану

Фактически

Введение  (1 час)

Книга — твой друг.

Войдём в мир литературы (литературная викторина)

1

фронтальный

День знания

Книга — твой друг.

Войдём в мир литературы (литературная викторина)

1

фронтальный

Тема: Мифология (4 часа)

Миф — стремление к познанию мира.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».

1

фронтальный.

Миф — стремление к познанию мира.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».

1

комбиниров.

Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

1

индивидуальн. комбиниров.

Внеклассное  чтение: Мифы о богах.

Боги и герои.

1

индивидуальн. Комбиниров.

Тема: Устное народное творчество (8 часов)

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Малые жанры фольклора (загадка, пословица, поговорка).

1

фронтальный

Загадки

Пословицы, поговорки

1

индивидуальнкомбиниров.

Сказки. Типы сказок.

1

комбиниров.

Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке.

1

комбиниров.

Домашнее сочинение

Сказочные образы.

1

комбиниров.

Нравственная проблематика сказки «Царевна-лягушка».

Сказки народов России. «Падчерица»

1

комбиниров.

Анализ сочинений.

ВЧ Мои любимые русские народные сказки.

1

комбиниров.

индивидуальн

Исследовательская работа. Возможные темы: «Крылатые выражения из греческой мифологии» или «Мифологические образы и сюжеты в литературных и живописных произведениях». «Сказка и миф: сходства и различия».

1

комбиниров.

индивидуальн

Тема: Древнерусская литература (2 часа)

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

1

фронтальный

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Нравственная позиция автора.

1

комбиниров.

Тема: Басни народов мира (4 часов)

Эзоп «Лиса и виноград», «Ворона и лисица». Раскрытие характера персонажей

1

фронтальный

Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». Элементы дидактизма в баснях.

1

комбиниров.

Русские баснописцы 18века: В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, М. В. Ломоносов.

1

комбиниров.

И.А.Крылов. Краткие сведения о баснописце. Образный мир басен И.А. Крылова

1

комбиниров.

Тема: Русская литература 19 века (32 часа)

А.С. ПУШКИН

(7 часов)

А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».

1

фронтальный

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи.

1

комбиниров.

Добро и зло в сказке Пушкина.

1

комбиниров.

Р. Речи. Идейное содержание «Сказки о мёртвой царевне…» в иллюстрациях русских художников.

1

комбиниров.

Из поэмы «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

1

комбиниров.

Из поэмы «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

1

комбиниров.

Внеклассное чтение:

Знатоки сказок Пушкина (литературная викторина)

        

1

комбиниров.

Поэзия XIX века  о  родной  природе: П.А.Вяземский, А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев.

1

фронтальный

Чтение наизусть стихов о природе.

1

фронтальный

М.Ю. Лермонтов «Бородино». История создания стихотворения.

        

1

комбиниров.

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

1

комбиниров.

Художественное богатство стихотворения  «Бородино».

1

комбиниров.

Теоретический практикум

1

комбиниров.

Н.В.ГОГОЛЬ(6часов)

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и творчестве писателя.

1

фронтальный

«Ночь перед Рождеством»

Отражение в повести  славянских преданий и легенд.

1

комбиниров.

Образы и события повести.

Юмор Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством»

1

комбиниров.

Образы и события повести.

Юмор Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством»

1

комбиниров.

Выразительные средства языка в повести «Ночь перед Рождеством».

1

комбиниров.

Выразительные средства языка в повести «Ночь перед Рождеством».

1

комбиниров.

И.С. ТУРГЕНЕВ (7 часов)

Детские впечатления  Тургенева. Современники о рассказе «Муму».

1

фронтальный

Анализ сочинений. «Муму». Образы центральные и второстепенные.

1

комбиниров.

Тематика и социальная проблематика рассказа.

1

индивидуальн

Отношение автора к событиям.

1

комбиниров.

Идейная  проблематика произведения.

1

комбиниров.

Стихотворения в прозе.

1

комбиниров.

Р. Речи. Классное сочинение

1

индивидуальн.

Классное сочинение

Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

1

фронтальный

Труд, судьба, народные страдания в изображении поэта.

1

комбиниров.

«Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия.

1

комбиниров.

День семьи

«Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия.

1

комбиниров.

Л.Н. ТОЛСТОЙ(6 часов)

Л. Н. Толстой.  Сведения о писателе. Яснополянская школа.

1

фронтальный

«Кавказский пленник». Тема и своеобразие сюжета.

1

комбиниров.

Две жизненные позиции: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.

1

комбиниров.

Основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.

1

комбиниров.

Идейное своеобразие рассказа. Подготовка к сочинению.

        

1

комбиниров.

индивидуальн

Р. Речи.  Классное сочинение.

1

индивидуальн

Классное сочинение

А.П. ЧЕХОВ(2 часа)

Детские и юношеские годы писателя.

1

фронтальный

Анализ сочинений. Рассказ «Злоумышленник».  Приемы создания характеров и ситуаций.

1

комбиниров.

Тема: Русская литература 20 века (24 часов)

Детские годы И.А. Бунина. «Густой зелёный ельник у дороги»…

1

фронтальный

«В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

1

комбиниров..

Л.Андреев «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

комбиниров.

Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика.

1

фронтальный

А.И.Куприн. Детские впечатления и их отражение в произведениях писателя..

1

комбиниров.

«Золотой петух». Тема, особенности образа.

1

комбиниров.

А.А.Блок.  Детские впечатления Блока. Стихотворение «Летний вечер»: умение  чувствовать красоту природы.

1

комбиниров.

«Полный месяц встал над лугом»: художественное своеобразие стихотворения.

1

фронтальный

Детские годы С. А. Есенина. Единство человека и природы.

1

комбиниров.

Малая и большая родина.

Конкурс на лучшего чтеца.

1

фронтальный

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Никита».  Тема рассказа.

1

комбиниров.

Мир глазами ребенка. Образ Никиты.

1

комбиниров.

П.П. БАЖОВ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова

1

индивидуальн.

Классное сочинение

Приемы создания художественного образа.

1

комбиниров.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Три охотника»: тема, система образов.

1

комбиниров.

В. АСТАФЬЕВ «Васюткино озеро». Становление характера главного героя.

1

индивидуальн

Мальчик в борьбе за спасение.

1

комбиниров.

Картины родной природы

1

комбиниров.

Е.И. НОСОВ

Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка.

1

комбиниров.

Родная природа в произведениях писателей XX  века.

Н.А.Заболоцкий. Образы природы в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок».

1

фронтальный

А.Т.Твардовский «Станция Починок»: любовь к родине, малая и большая родина.

Поэзия и проза XX века о родной природе

1

комбиниров.

В.Ф. Боков, Н.М., Рубцов, Р.Г. Гамзатов, В.И. Белов, В.Г. Распутин.

1

комбиниров.

Внеклассное  чтение: Стихи русских поэтов о природе.

1

фронтальный

Контрольное тестирование, проверочная работа.

1

комбиниров.

Тема: Зарубежная литература (18 часов)

Из  зарубежной  литературыД.Дефо.

«Робинзон Крузо» (отрывки).

1

комбиниров.

Сюжетные линии, характеристика персонажей.

1

комбиниров.

РР Изложение с элементами сочинения.

1

индивидуальн.

Изложение с элементами сочинения.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе.

        

1

комбиниров.

Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

1

комбиниров.

Внеклассное чтение:

В сказочном мире Андерсена (литературная игра).

1

комбиниров.

РР Письменная работа. Отзыв об эпизоде.

1

индивидуальн.

Отзыв об эпизоде.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе.

1

комбиниров.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

комбиниров.

Характеристика героя.

1

комбиниров.

Ж.Рони Старший. «Борьба за огонь» (главы) Гуманистическое воображение древнего человека.

1

комбиниров.

Человек и природа, борьба за выживание в повести.

1

комбиниров.

Д. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.

1

комбиниров.

«Сказание о Кише»: взросление в связи с обстоятельствами жизни.

1

комбиниров.

Индивид.

Добро и зло, благородство, уважение взрослых в произведении.

1

комбиниров.

А.Линдгрен. Краткие сведения о писательнице.

Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги» (отрывок).

1

комбиниров.

Основные мотивы произведения.

1

комбиниров.

Защита проектов по литературе

1

индивидуальн.

Защита проектов

Урок-игра:

«Путешествие в мир книги».

1

комбиниров.

Обзор литературы для летнего чтения.

Итоговый  урок.

1

комбиниров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа для 10-11 класса "Личность на фоне Отечественной истории"

Предлагается вашему вниманию программу факультативного курса по истории Отечества для 10-11 классов. Всего 68 часов. Цель курса: Усилить роль личностно-психологического фактора в изучении истории, од...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...