Главные вкладки

    Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы
    план-конспект занятия по литературе (5 класс)

    Нагорная Светлана Анатольевна

    Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)

    На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

    В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

    В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.

    Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.

    Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

    Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

    Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и продолжается в течение всей жизни человека.

    Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает, когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем картины, - отсюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.

     

    Для глубокого понимания  изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой - творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до состояния образа, приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от  нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства".

    Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов связи: при помощи  непосредственного общения к произведениям, посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой деятельности.

    На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.

    Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы нельзя обособить от системы формирования образного мышления, которое является условием и создания, и постижения искусства.

    Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.

    Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.

    Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать мощным средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов, созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в представлении учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют максимально проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.

    В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.

    Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.

     

    Публикация   Нагорной Светланы Анатольевны

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya.docx22.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы"

    Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=133&clientid=22&zoneid=89&source=&block=0&capping=0&cb=67bd3ff656057b695f32334dc901f54e

    На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

    В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

    В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.

    Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.

    Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

    Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

    Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и продолжается в течение всей жизни человека.

    Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает, когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем картины, - отсюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.

    http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=134&clientid=22&zoneid=90&source=&block=0&capping=0&cb=296a5e76ba109c070e04bcf97170d716

    Для глубокого понимания  изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой - творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до состояния образа, приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от  нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства".

    Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов связи: при помощи  непосредственного общения к произведениям, посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой деятельности.

    На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.

    Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы нельзя обособить от системы формирования образного мышления, которое является условием и создания, и постижения искусства.

    Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.

    Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.

    Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать мощным средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов, созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в представлении учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют максимально проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.

    В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.

    Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.

    Публикация   Нагорной Светланы Анатольевны


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

    В статье раскрываются возможности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы....

    Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

    Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

    К вопросу о развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы

    Редактор Г. И. Петрова - профессор, доктор философских наук....

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫОдна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих урока...

    Методы активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления учащихся на уроках литературы.

    Большое значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют организовать познавате...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Ли...