Состояние и проблемы детского чтения. Некоторые приёмы приобщения детей к чтению и художественной литературе.
материал по литературе

Карачёва Елена Валентиновна

Чтение - один и зважнейших видов речевой деятельности. Как привить любовь к ккнигам? Делюсь некоторыми приёмами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._chtenie.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние и проблемы детского чтения.

Некоторые приёмы приобщения детей к чтению и

художественной литературе.

                                                          Карачёва Е.В., учитель русского языка

                                                          и литературы МБОУ ООШ № 1

                                                          н.п. Африканда

      Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности. Кому, как не нам, учителям русского языка и литературы, лучше других знать, что происходит в сфере читательской культуры обучающихся, каково состояние чтения (или «нечтения») детей в сегодняшней России. Мы сталкиваемся с большим нежеланием учеников читать художественную литературу. Эта проблема не менее важна, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ и прочих, несомненно, важных вещей. И она, в первую очередь, волнует учителей-филологов.

Слайд

     Что нам даёт чтение? Это и общая грамотность и расширение кругозора, развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, это обогащение речи, развитие воображения, помощь в общении и социализации.

Слайд

     Академик Д.С. Лихачев говорил: «Каждый человек обязан (я подчёркиваю — обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение».

     Чтение — сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга. Мало читающий или вообще не читающий ученик беден духовно, интеллектуально не развит, безграмотен. Книги нужны детям. Так почему же современная молодёжь в этом не заинтересована? Почему дети не читают? Почему же молодёжь совершенно утратила интерес к чтению?

     Приведём несколько фактов жизни.

     В 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании знаний учащихся: по навыкам чтения наши школьники оказались на 28 месте среди 32 индустриально развитых стран. А когда-то россияне были самой читающей в мире нацией.

     Из исследований 2011 года. Одня пятая опрошенных тратила на чтение до получаса в день, треть — от получаса до часа, около 40 % - больше часа (но это в основном младшие школьники; в 10-ом классе книголюбителей остаётся только 17 %. К 10-ому классу доля тех, кому «нравится читать», кто «читает», сокращается более чем в два раза (с 43 до 17 процентов).

     Но, в общем, нужно отметить, и есть основание утверждать (это известный факт), что 80 % информации, которая усваивается человеком в течение жизни, приобретается путём чтения, что 25 % рабочего времени различные специалисты расходуют именно на чтение.

     Книги нужны на протяжении всей жизни человека, тем более школьника. Книга занимала и занимает важное место. А может всё-таки книги уходят в прошлое?

     Дети почти перестали читать. И это уже стало нормой. Всё больше количество информации современному школьнику поступает через компьютер, телевизор, социальные сети. Время у нас — стремительное, технологическое. Ученик живёт в мире компьютерных технологий. Появились компьютеры, социальные сети, интернет, которые поглощают в последнее время всё больше и больше. Много учеников, которые встают рано утром и садятся за компьютер, приходят с учёбы и опять садятся за компьютер, а потом там сидят ещё почти весь вечер и полночи. Конечно, это намного интереснее и проще, чем прочесть 200 страниц.

     Уже с детства человек поглощает огромное количество информации. Стоит только посмотреть любой современный детский мультик и увидеть, сколько событий там происходит за одну минуту. Взрослому человеку подчас сложно успевать за ходом событий, тогда как для сегодняшнего малыша не составляет труда воспринимать даже самые мелкие детали за долю секунды. Дети привыкли к быстрой смене событий, к активности действий.

     А теперь представим, каково такому ребёнку читать классическое произведение 19 века, в котором события развиваются неспешно, повествование полно описаниями природы, чувств героев. Классика, написанная в литературных словах, не интересна для подростков, говорящих на своём языке. Детям 21 века сложно представить быт, условия жизни, взгляды 18 – 19 веков. Тургенев «Муму», Гоголь «Мёртвые души» и другие. Я думаю, вы часто сталкиваетесь с тем, что детям непонятны многие слова из 19 века. Приходится разъяснять. Вы знаете, был у меня случай, когда мальчик-пятиклассник спросил: «А что такое шинель?». Мы изучали бытовую сказку «Солдатская шинель». Что уж там говорить о более сложных словах из других произведений других авторов…

     Ещё одна причина нежелания читать — семейная. У ученика должна быть читающая модель, то есть близкий человек, который вносит свою лепту в решении проблемы чтения. В наше время почти исчезла традиция семейного чтения. Дети предоставлены сами себе.

     Когда-то мы приучили своих детей пользоваться ложкой, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребёнка к книге тоже следует с малолетства. Приобщать ребёнка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правилам личной гигиены.

     Но вернёмся к школе.

     Итак, развитие чтения как ведущего общеучебного навыка является важнейшей задачей школьного образования. Задача учителя — сделать так, чтобы книга осталась и стала путеводителем по жизни, помогающим самосовершенствоваться. Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку? Что нужно предпринять, чтобы школьники заинтересовались книгой?  Как привить любовь к книгам? Как привить детям вечные ценности через книги?

     Вот некоторые приёмы, которые применяю в своей педагогической деятельности с целью приобщения детей к чтению, к художественной литературе.

Слайд

1. «Жужжащее чтение». «Жужжащее чтение» было одним из основных при обучении чтению в школе В.А. Сухомлинского. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

     Урок начинается с того, что дети читают 5 минут дополнительную книгу или специально подготовленную книгу. Провожу в основном в 5 – 6 классах. Цели:

- повысить скорость чтения у слабых учеников;

- мотивировать сильных учащихся к чтению художественных произведений.

     По окончании чтения иногда спрашиваю некоторых учеников: «О чём читал сегодня?» (2 – 3 мин)

     При такой работе помимо навыков чтения, развивается речь учащихся. Они учатся правильно говорить, выражать свои мысли и чувства. И самое главное – дети приучаются читать не только произведения по программе, но и другие произведения разных авторов.

Слайд

2. Чтение перед сном. Заставляю детей читать вечером. Последние события фиксируются эмоциональной памятью. Дети приучаются к самостоятельному или семейному чтению. На следующий день на уроке часто спрашиваю учеников: «Что читали вчера?»

Слайд

3. Пример хорошего выразительного чтения интересных произведений.

     Не на всех уроках литературы, но часто, в течение года выделяю 5 мин. для чтения интересного произведения. Читает ученик. Произведения для чтения выбираю сама.

     Сейчас в 5 классе читаем произведение Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Скоро закончим и начнём читать его же произведение – «Весёлая семейка». В 6 классе читаем произведение Г. Мало «Без семьи». Детям всегда нравится, слушают с удовольствием. И часто потом самостоятельно идут в библиотеку и берут книги, чтобы быстрее дочитать.

Слайд

4. Ведение «читательских дневников».

    В конце года выдаю список литературы для летнего чтения. Дети заводят специальную тетрадь. В тетради три колонки: «Автор, название»,  «Краткое содержание», «Моя оценка».

     Читать можно и художественные произведения, не включённые в школьную программу.

     Особое внимание уделяю работе с родителями: на родительских собраниях провожу беседы о роли чтения художественной литературы. Советую вместе читать книги. Или обсуждать самостоятельно прочитанные ребёнком книги.

     В начале учебного года провожу конкурс «Лучший читательский дневник».

     Надо отметить, что качество читательских дневников у одного и того же ученика с каждым годом становится всё лучше и лучше. Я замечаю, что меняется речь ребёнка: она становится богатой, образной, эмоциональной и грамотной.

    5. В конце учебного года стараюсь проводить читательскую конференцию «Моя любимая книга» или «Советую прочитать» .

Слайд

     К читательской конференции ученики уже плодотворно готовятся. Один ученик 8 класса нашёл свежую информацию в интернете и ознакомил её с другими учениками. Статья называется «Что читают молодые и «продвинутые»? Отдел художественной литературы Центральной городской библиотеки им. Маяковского предложил рейтинг книг, вызвавших наибольший интерес у молодых читателей библиотеки в 2014 году.

     В список самых популярных книг, конечно же, попали гениальные произведения XX века, которые уже десятки лет не теряют своей актуальности.

1. Э.М. Ремарк «Три товарища». Красивый роман о любви, увлекательный роман о дружбе, самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия.

2. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». Произведение имело огромную популярность среди молодёжи.

3. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». Книга, которую можно читать и перечитывать десятки и сотни раз.

Слайд

4. Харпер Ли «Убить пересмешника». История маленького городка на юге Америки.

5. Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

6. К.Кизи «Над кукушкиным гнездом». Это грубое и опустошительное честное изображение границ между здравомыслием и безумием.

7. Э. Бёрджесс «Заводной апельсин». Безжалостный лидер банды подростков попадает в тюрьму.

Слайд

8. С. Коллинз «Голодные игры». Книга-сенсация, бестселлер. Удостоена литературными наградами. Парень и девушка знакомы с детства, но им придётся стать врагами. Рано или поздно кому-то одному из них придётся пожертвовать жизнью ради любимого.

9. Д. Грин «Виноваты звёзды». Рецензии на эту книгу беспрецедентны. В них повторяются слова «гениально» и «совершенно». Так что же заставило читателей с замиранием сердца читать роман Джона Грина. Это поймёт каждый, кто его откроет.

10. Г. Форман «Если я останусь». Девочка-подросток, казалось, совсем недавно вместе с родителями строила планы на будущее, но автомобильная катастрофа перечеркнула все мечты. Сама героиня выжила.

    Источник: сайт Центральной городской библиотеки им. Маяковского.

     Читательские конференции помогают совершенствовать читательские умения, создают условия для совершенствования коммуникативных навыков и информационной компетентности (через подготовку выступлений, отбор материала, выделение ключевых моментов, через рефлексию по итогам конференции), формирует собственный круг чтения учащихся, накапливается читательский опыт.

Слайд

     Для младшего и среднего возраста при подготовке к читательской конференции, да и не только к ней, есть много материала в школьной библиотеке. Постоянно сотрудничаю с библиотекарем школы. Порой некоторых учеников буквально привожу в библиотеку, и мы вместе выбираем книгу для домашнего чтения. Благо, фонд в библиотеке неплохой. Есть что почитать. Вот некоторые книги, которые читают ученики.

1. Артур Гиваргизов «Записки выдающегося двоечника», «Со  шкафом на велосипеде»

2. Андрей Усачев «Маруся и рогопед»

3. Олег Кургузов «Наш кот – инопланетянин»

4. Борис Минаев «Детство Лёвы»

5. Дина Сабитова «Цирк в шкатулке»

6. Илья Боровиков «Горожане Солнца»

7. Детские детективы

Слайд

8. Н.Носов

Слайд

9. Серия «Библиотека школьника» (Б. Житков, Г. Скребицкий, В. Бианки,

В. Чаплина, И. Соколов-Микитов.

     

Слайд

6. Письменный опрос по содержанию произведения.

     Использую данный приём в течение нескольких лет. В начале урока провожу небольшой письменный опрос по содержанию текста. Каждому раздаю карточку – 3-4 вопросика по содержанию текста. Даю 2 – 5 мин.

     Сразу видно, читал ученик или не читал дома. Детям, нравится эта работу. Часто перед началом урока спрашивают: «Сегодня опросик будет?». Они знают, что если внимательно прочитаешь, получишь хорошую оценку.

Примеры

Слайд

                В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (5 кл.)

                    - Чем снабжал Васютка рыбаков?

                    - Как заблудился главный герой?

                    - Что сделал Васютка с пойманным глухарём?

                    - Какие знания помогли Васютке спастись?

                    - Какие умения помогли Васютке спастись?

Слайд

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (8 кл.)

       - С какого возраста Петруша Гринёв был отдан Савельичу?

       - Кто такой мосье Бопре? Напишите о нём.

       - Расскажите об истории с Зуриным.

       - Сколько рублей проиграл Петруша в трактире?

Слайд

                А.С. Грибоедов «Горе от ума» (9 кл.)

                   - Как относится Фамусов к чтению книг? Что он об этом говорит?

                   - Чьи слова «Счастливые часов не наблюдают»?

                   - Какой сон снится Софье? Напишите.

                   - О ком речь? «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь

                     нынче любят бессловесных».

Слайд

7. Создание буктрейлеров.

     Готовясь к открытому уроку в рамках городского семинара, изучила и стала применять очень интересный приём – создание буктрейлера.

     Буктрейлер - небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-то интересной книге; видеоролик по мотивам книги; короткий видеорассказ о книге на 2 – 3 мин.

     Задача – рассказать о книге, заинтересовать и заинтриговать. Необходимо выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю захотелось прочитать эту книгу.

     Самое удивительное, что учащиеся 8 – 9 классов создают буктрейлер без каких-либо проблем. Делают это достаточно быстро.

     Чтобы создать буктрейлер, ученику необходимо не просто прочитать произведение, но и понять его, научиться выделять самое главное. Приходится перечитывать произведение (или эпизоды) несколько раз.

     В 8 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение И.А. Бунина «Кавказ». Посмотрите буктрейлер на это произведение. Создали два ученика 8-ого класса.

     В заключении хочется сказать, что действия, которые мы периодически повторяем, являются привычкой. Хочется, чтобы чтение для сегодняшних детей тоже было своего рода полезной и нужной привычкой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных ...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Статья "Приобщение детей к чтению через "букву" и "цифру"

В последние десятилетия многие из нас переживают по поводу проблемы чтения и нечтения детей. В данной презентации хочу дать ответы на такие вопросы - кто переживает, действительно ли дети не чита...

Статья "Буктрейлер как форма работы по приобщению воспитанников к чтению русской классической литературы"

Буктрейлер, как инструмент пропаганды чтения, привлечения внимания к книге, освоен учителями-словесниками уже достаточно активно. Особенностью нашей работы по созданию буктрейлеров, организованной с в...