Живи и помни
методическая разработка по литературе (10 класс)

Скиба Елена Витольдовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivi_i_pomni_urok.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Валентин Григорьевич

Распутин

«Живи и помни» (2ч)

ЦЕЛЬ:

  1. Показать причины предательства и истоки человечности и самоотверженности в произведении.
  2. Поиск истины и выбор смысла жизни.
  3. Выяснение смысла названия повести.

Ход урока

Эпиграф: «Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твое с народом, всякое отступничество оборачивается еще большим горем твоей Родины, а стало быть, и для тебя».

В.Астафьев.

  1. Организационный момент (тема, цели урока).
  2. Вступительное слово учителя.

Проблемы повести.

Замечательно это «стало быть» (эпиграф), соединяющее Родину и человека. И это соединение в книгах Распутина  тем острее, что Родина у него не отвлеченное Отечество, а родимое место, Ангара.

  1. А отступись ты от народа, и уже нет тебе исцеления и душе покоя.
  2. Выбор смысла жизни, истоки человечности.
  3. Причины предательства, которое толкнуло человека на отчужденность от других.

  1. Анализ повести, беседа по вопросам.
  1. Краткое содержание повести «Живи и помни».
  2. Беседа по вопросам.

- Что толкнуло Андрея Гуськова дезертировать из армии после госпиталя?

- Можно ли назвать его предателем? (текст)

( Воевал Гуськов три года как следует, ранен был не однажды, дотяни немного, и встречали бы его  как героя. Не дотянул. Не мог простить, что не дали отпуск, обида и злость на все и боязнь, что убьют.

Поначалу даже не хочется «заглядывать в лицо» этому герою, потом, вроде, приходит понимание его поступка, а затем разочарованность и жестокий укор.)

- Почему можно сделать вывод, что А.Гуськов – эгоист, думающий только о себе?

(Оправдания его горьки, но неубедительны. Все меньше и меньше мы соглашаемся, что его поступок – это случайность. Сколько раз Гуськов думает об обиде! Обида гнетет и преследует его – то на родную деревню, которая, как ему кажется, не додала ему любви, то на войну, оберегавшую его от смерти, так долго, что погибнуть в конце становится невыносимо. То на односельчан, которые совладали с войной и радуются победе.)

- О чем говорит такая деталь: он научился выть по-волчьи?

(Как волк по норам, он прячется по зимовьям и воет в бесконечные ночи.)

- Кого же винит Андрей в конце-концов в своем несчастье?

(Он все сваливает на судьбу. «От судьбы не уйдешь!» Он так и сяк поворачивает это слово, жалея себя и только себя.)

- Почему Андрей в одну из последних встреч интересовался у жены: не приходили ли в деревню за эти месяцы похоронки?

(Ему хотелось как-то оправдать себя, а какое оправдание, если ты отсиживаешься, а другие гибнут.)

- Почему мы говорим, что А.Гуськов все равно стал жертвой войны?

(Свои личные законы уступают на войне народным и уклонившийся от общего пути человек все равно становится жертвой войны, только жертвой бесславной.)

- Почему мы говорим, что единственный герой в повести – это жена Гуськова Настена?

- Почему Настена, не задумываясь, сразу решила помогать мужу во всем?

- Что можно сказать о Настене и ее жизни?

(Жили они перед самой войной не очень-то хорошо. И бил он жену, и куролесил,  и все за то, что  не было детей (текст ). Это черта только русской женщины: делить с мужем и светлый час победы, и последнюю тяжесть его падения.)

- Почему при встречах с мужем, Настена так часто предается воспоминаниям о былом?

(Она пригревается у воспоминаний, лишь бы обмануть себя и Андрея выходом из мертвого тупика.)

- Почему Настена считает себя тоже виноватой перед людьми?

(На встрече Максима Вологожина, на праздновании Дня Победы.)

Вывод: она придумывает себе вину, что ждала Андрея, только для себя, будто не со всеми, лишь бы Андрею не одному нести эту вину. Она все не хочет признать, что нет и не было у нее счастья.

- Почему ребенок, которого носит Настена не скрепляет ее с семьей, людьми, а, наоборот, отделяет ото всех? Понимает ли это Андрей?

(Нет. В своем эгоизме он радуется, что его род потянется дальше. Он обороняется от своей вины мыслью «Да разве есть такая вина, что не покрылась бы ребенком!» Но ребенку нет места в этой жизни, не может он жить по народной совести.)

- Почему гибнет Настена?

(Она мучительно думает о том, что жить страшно и стыдно. И гибнет она не потому, что ее выследили деревенские соглядатаи и не тайну мужа ей надо сохранить (он ее убить, из-под земли достать обещал), а потому что иной дороги ей не было.)

- Какое значение в повести имеет двойной сон Гуськовых?

(Судьба их давно предупредила двойным сном. Нет места в жизни ребенку, Андрей давно от него отказался, нет ни Настене, ни Андрею.)

Воспоминания, как и сны, уходя делают человека сиротою. И далее Распутин все больше говорит о судьбе, какой смысл вкладывает автор в это слово?

(Пока ты живешь с людьми, в ладу с собственной совестью нет никакой судьбы, есть будни, светлые или тяжелые. А как вышел ты из общего ряда, преступил или решил жить «своим законом», тут-то и поджидала тебя злая судьба! Мы  редко говорим о счастливой судьбе, счастливой бывает жизнь, а судьба – непременно тяжелая, злая, неудачливая.

Настена гибнет еще и потому, что не донести ей было такого креста без общей помощи, без покаяния  и прощения, без родимого сельского мира.

- О чем говорит такой момент, что когда тело Настены  привезли в Атамановку, Михеич, свекр был уже при смерти?

(С гибелью Настены обрывается и жизнь Михеича. Слишком любил он сына и невестку и не смог пережить сыновнего позора и гибели Настены, и нерожденного внука.)

- Почему повесть называется «Живи и помни»?

(Живи, А.Гуськов, если жить сможешь, живи и мучайся, помни, что смерть близких твоих, которые тебя любили, и ждали, лишь на твоей совести.)

  1. Вопросы для письменной работы.
  1. Можно ли оправдать А.Гуськова? Есть ли ему оправдание? Почему?
  2. Почему, дезертировав, Андрей все равно жертва войны?
  3. В чем вина Настены перед людьми?
  4. Почему повесть названа «Живи и помни»?

        V. Домашнее задание.

Жизненный путь Андрея Болконского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок-размышление по повести В.Г.Распутина "Живи и помни".

Тема нравственностивсегда была основной в литературе многих лет. Именно эта тема является главной в творчестве В.Г Распутина....

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША «Русская женщина, великая в своих подвигах и в своих несчастьях…» (по повести В.Г. Распутина «Живи и помни»).

   «Живи и помни» было названо лучшим произведением о войне, написанном к 30-летию Победы. Распутин нашёл необычный, малоразработанный поворот сюжета и характеров в нашей литера...

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

внеклассное мероприятие посвященное дню Победы "Мы живем чтобы помнить..."

данный сценарий посвящен дню победы. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налажи...

сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы

музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...