Серебряный век. 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс)

Базунова Татьяна Николаевна

Презентация "Серебряный век" познакомит учащихся не толко смиром литературы, но поможет увидеть данный временной отрезок через призму исторических и общественных событий, а ткаже нучных открытий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon serebryanyy_vek_prezentatsiya.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серебряный век Из крови, пролитой в боях, Из праха, обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений Возникнет праведная Русь. Я за нее одну молюсь... М. Волошин

Слайд 2

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия . «Всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить. В двадцатые годы ещё продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Ещё живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, режиссёры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был серебряный век, но сама эпоха кончилась. Каждый её активный участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после грибного дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы — и творческие индивидуальности — каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались ещё некоторые объединения... но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилёва» Вадим Крейд

Слайд 3

Исторические события 1900 В России образование партии социалистов-революционеров (эсеров, сторонников террористических действий). 1902 В. И. Ленин . «Что делать?» В книге излагаются взгляды на организационное устройство социал-демократической партии "нового типа". 1903 Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП, основана в 1898) после своего съезда в Лондоне раскололась на большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Плехановым. 1904 Русско-японская война (1904-1905), начавшаяся внезапным нападением японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре, военно-морской базе России в Маньчжурии, предоставленной ей Китаем в 1898 г. Поражение русского флота у Порт-Артура. Смерть вице-адмирала С.О. Макарова. 1905 Первая русская революция («Кровавое воскресенье» в Санкт-Петербурге, вооруженные восстания рабочих и крестьян, бунт матросов на броненосце «Потемкин», создание первого Совета рабочих депутатов. Издание царем Манифеста 17 октября с расширением избирательного права и предоставлением гражданских свобод. Убийство великого князя Сергея Александровича эсером Иваном Каляевым в Кремле

Слайд 4

После поражения русских войск при Мукдене и Цусиме (две трети русского флота потоплены) русско-японская война завершается победой Японии. Согласно Портсмутскому договору Россия была вынуждена уступить земли в Маньчжурии и на юге Сахалина, а также признать протекторат Японии над Кореей. Восстание в Кронштадте. 1911 Студенческие волнения - ограничена автономия университетов 1914 Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда во время его визита в Сараево (Босния). Правительство Австро-Венгрии, обвинив в случившемся Сербию, объявляет ей войну (28 июля). Из-за вмешательства союзников балканский кризис перерастает в Первую мировую войну. Вступление в войну России (1 августа). Наступление русских войск в Восточной Пруссии, остановленное П. фон Гинденбургом (26 августа) в битве при Танненберге. Стабилизация фронта от Немана до Карпат. Столица России Санкт-Петербург переименовывается в Петроград 1917 Революция в России. Восстание в Петрограде (февр.); отречение Николая II (март) и формирование Временного правительства во главе с либералом А. Ф. Керенским ; захват власти большевиками (25 октября [7 ноября по новому стилю]). Николай II подписывает в Пскове акт об отречении от престола (и от имени своего сына Алексея) в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. 1918-1920 Гражданская война

Слайд 5

Научные открытия 1900 Американский врач (австрийского происхождения) К. Ландштейнер открывает три группы крови (позднее чех Я. Янский пришел к выводу о существовании четырех групп) Немецкий физик М. Планк выдвигает гипотезу о существовании квантовой энергии Открытие гамма-лучей П. Вилларом . 1902 Французский химик П. Сабатье синтезирует метан. О. Хевисайд и А. Кеннеди при объяснении явлений, происходящих во время передачи радиоволн через Атлантику, выдвигают гипотезу о существовании проводящего слоя в верхних слоях атмосферы, так называемой ионосферы 1903 Э . Фишер и Дж. фон Меринг вводят в терапевтическую практику снотворное средство веронал (барбитал) Нидерландский физиолог B. Эйнтховен закладывает основы электрокардиографии 1904 Немецкий математик Д. Гильберт пишет обобщающий труд об основах геометрии Нидерландский физик X. А. Лоренц разрабатывает электродинамику движущихся сред 1905 А. Эйнштейн публикует первую работу по специальной теории относительности. 1906 Открытие русским ботаником (уроженцем Италии) М. С. Цветом хроматографии (метод разделения и анализа смесей). Немецкий физик B. Нернст формулирует третье начало термодинамики (энтропия всех тел при абсолютном нуле температуры равна нулю). Э. Резерфорд выделяет альфа-частицы в ядре атома гелия

Слайд 6

1907 Синтезировав искусственным путем белок сои (включающий 18 аминокислот), Э. Фишер доказал, что белок живых существ сформирован из цепочек аминокислот Открытие Ф. Содци изотопии 1908 Г. Минковский вводит понятие четырехмерного континуума, послужившее в дальнейшем основой для геометрической интерпретации теории относительности Нидерландский физик X. Камерлинг-Оннес доводит гелий до жидкого состояния (-269° С). Дж. Э. Хэйл открывает магнитное поле солнечных пятен 1909 Датский физикохимик и биолог С. П. Л. Сёренсен описывает способ определения концентрации ионов водорода и вводит в практику показатель рН. А. Мохоровичич доказывает существование границы раздела между земной корой и мантией Земли. 1910 Американский биолог Т. X. Морган открывает закономерности расположения генов в хромосомах. 1911 Нидерландский ученый X. Камерлинг-Оннес открывает явление сверхпроводимости Датский астроном Э. Герцшпрунг устанавливает классификацию звезд по их спектральному классу и их яркости и таким образом обнаруживает существование звезд «карликов» и «гигантов». 1912 А. Каррел проводит опыты на собаках по трансплантации сосудов и органов 1913 Э. В. Маккольм и Т . Б. Осборн получают в чистом виде витамин А Обнаружение озона в верхних слоях атмосферы Ш. Фабри . 1916 К. Функ выделяет вещество, излечивающее от бери-бери, и называет его витамином

Слайд 7

1915 Группа генетиков под руководством Т. X. Моргана публикует теорию хромосомной наследственности. А. Зоммерфельд использует релятивистскую механику и квантовую теорию для объяснения тонкой структуры атомных спектров. Немецкий геофизик А. Вегенер излагает теорию дрейфа континентов 1916 Общая теория относительности А. Эйнштейна Теория валентности (рассматриваемая как обмен электронами) Г. Льюиса и В. Косселя. 1917 X. Шепли изучает систему шаровых скоплений и определяет диаметр Галактики В. де Ситтер предлагает релятивистскую и нестационарную модель Вселенной

Слайд 8

Достижения техники Испытания над Боденским озером первого дирижабля с плотным корпусом, построенного Ф. фон Цеппелином . Изобретение перископа для подводных лодок Братья у. и О. Райт совершают первый в мире полет на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Публикация книги К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые были изложены принципы ракетостроения Английский физик Дж. А. Флеминг изобретает ламповый диод, О. и Л. Люмьер получают патент на способ «автохром» (трехцветный способ цветной фотографии Первое промышленное применение офсетного способа печати И. У. Рубелем Изобретение автогенной сварки Л. Фуше Немец Ф. Габер создает промышленный метод получения аммиака Открытие Симплонского туннеля между Швейцарией и Италией, самого длинного в мире железнодорожного туннеля (19,8 км). Сантос-Дюмон совершает первый в Европе полет на своем самолете

Слайд 9

Изобретение радиогониометра Э. Беллини и белинографа Э. Белином Американский полярный исследователь Р. Э. Пири первым достигает Северного полюса на собачьих упряжках. Л. Блерио совершает первый перелет через Ла-Манш на моноплане. Первый полет на гидросамолете А. Фабра . Первая радиотрансляция оперы из театра «Метрополитен-Опера». Норвежец Р. Амундсен первым достигает Южного полюса (14 декабря), опередив на несколько дней британца Р. Скотта , который дошел до полюса 18 декабря и умер от обморожения при возвращении на базу. Изобретение гирокомпаса Э. Сперри Создание Международного бюро времени Английский физик Ч. Вильсон конструирует конденсационную камеру, позволяющую наблюдать траектории микрочастиц (камера Вильсона). В. Каплан строит поворотно-лопастную гидротурбину, которая была впоследствии названа в его честь.

Слайд 10

Создание И. Ленгмюром электрической лампочки, наполненной инертным газом, У. Д. Кулиджем -катодной трубки для получения рентгеновских лучей и X. Гейгером — прибора для регистрации заряженных частиц, который был назван его именем: счетчик Гейгера. Первый перелет через Средиземное море на самолете француза Р. Гарроса В Соединенных Штатах пущен в строй первый сборочный конвейер для выпуска серийных автомобилей «Форд». Разработка А. Како привязного аэростата со стабилизатором Открытие навигации на Панамском канале П. Ланжевен изобретает технику обнаружения подводных лодок с помощью ультразвука Г. Юнкере конструирует первый цельнометаллический аэроплан. Брирли получает нержавеющую сталь Появление в битве при Сомме первых бронированных танков

Слайд 11

Образование На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. С 1911 г. университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Слайд 12

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: "дешевая библиотека" Суворина и "библиотека для самообразования" Сытина. Не менее важную роль в развитии культуры сыграл "иллюзион" – кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914 г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.

Слайд 13

Театр Без конца открывались все новые и новые театры для рабочих, мещан и мелких торговцев. Петербургское городское попечительство о народной трезвости воздвигло театральный дворец — Народный дом императора Николая II . В Народном доме графини С. В. Паниной в 1903 году был открыт Общедоступный театр. С 1897 года действовал общедоступный театр на Ново-Адмиралтейской улице в петербургском морском порту, а с 1891 года — театры Невского общества устройства народных развлечений. В 1898 году появились летние сцены в Екатерингофском парке и на Петровском острове, Летний театр в Таврическом саду. Множество театров открывалось для интеллигенции. Дважды организовывала свой театр В. Ф. Комиссаржевская . В. Э. Мейерхольд ставил свои постановки на пышных сценах императорских театров — Мариинского и Александринского, а заодно и в театре дачной местности Териоки (нынешний Зеленогорск). Также тесно соседствовали спектакли для народа и для интеллектуальной элиты.

Слайд 14

Мода Стиль модерн начал складываться в 1880 — 1890-е гг . как альтернатива эклектике в атмосфере неудовлетворенности существующим искусством. Художники и архитекторы мечтали о синтезе всех искусств и создании гармоничной среды обитания, о преобразовании жизни средствами искусства. В этом смысле концепция искусства модерна, несомненно, была социальной утопией, возникшей как реакция на последствия технического прогресса и рациональность XIX в . Создатели нового стиля мечтали о новом искусстве для всех, полагая, что искусство способно изменить общество. Но изначально в искусстве модерна были неразрешимые противоречия: в нем соединялись рациональное и иррациональное, восхищение успехами технического прогресса и боязнь «машинизации» жизни, стремление к функциональности и орнаментальность, «массовое» и «уникальное».

Слайд 15

В начале XX в . силуэту стремились придать черты павлина, бабочки, цветка. Такой эффект достигался и четким разделением фигуры на две части под углом друг к другу, и пышным декоративным треном, напоминающим павлиний хвост, болеро, и росписью, аппликацией, изображающей эти стилизованные формы. Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично.

Слайд 16

Костюм дополняют шляпы огромных размеров, украшенные цветами, бантами, перьями, а также пышные прически. Искусство модерна отразило мироощущение своего времени – ожидание грядущих катастроф, страх перед наступлением научно-технического прогресса и веру в безграничные творческие возможности человека.

Слайд 17

Литературные направления Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» ( В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А . Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона . Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова , поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ

Слайд 18

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Оплотом символистов стало литературное объединение, получившее название Башня , располагавшееся на Таврической 35, в доме, где жил Вячеслав Иванов

Слайд 19

Иннокентий Анненский Константин Бальмонт Андрей Белый Александр Блок Валерий Брюсов Вячеслав Иванов Дмитрий Мережковский Владимир Пяст Иван Руковишников Федор Сологуб Зинаида Гиппиус

Слайд 20

Акмеизм Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами.

Слайд 21

Основные признаки акмеизма отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 22

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы Но акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей» ), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению положил скандал . Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского . Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г . произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский).

Слайд 23

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев А. Ахматова О. Мандельштам С. Городецкий М. Зенкевич В. Нарбут На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой , которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам , считавший, впрочем, что и шесть — перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…» Поэты-акмеисты

Слайд 24

Футуризм Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в ., прежде всего в Италии и России. В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Слайд 25

«Та са мае ха ра бау Саем сию дуб радуб мола аль» . Крученых Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским

Слайд 26

Основные признаки футуризма бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа.

Слайд 27

Поэты -футуристы Сергей Бобров Владимир Маяковский Игорь Северянин Велимир Хлебников Василий Каменский Сергей Третьяков

Слайд 28

Эго - и Кубофутуристы В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина, содержательной основой которого являлось самое обычное противопоставление поэта толпе. Северянин вместе с К. Олимповым (сыном поэта К. М. Фофанова ) основывает в 1911 году в Петербурге кружок «Ego», с которого, собственно, и начался эгофутуризм. Слово, в переводе с латыни означающее «Я — будущее», впервые появилось в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» (1911). Северянин не имел конкретной творческой программы либо не желал ее обнародовать. Как он сам позднее вспоминал: «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку „эго“ и в скобках „вселенский“… Лозунгами моего эгофутуризма были: Душа — единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. Разнообразие метров». Эгофутуризм» был разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.).

Слайд 29

Объединение кубофутуристов «Гилея» являлось наиболее важной из всех существовавших в России футуристических группировок и самой близкой к собственно футуризму. Кубофутуристы «Гилеи» братья Д., В. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро и др. противопоставляли свои устремления итальянскому футуризму и настойчиво утверждали самобытность происхождения русского футуризма. «Будетляне» стремились к автономии и освобождению слова (при этом звучание и форма слова значили для них больше, чем содержание), пытались изменить традиционную систему литературного текста, начиная от смешения различных жанров вплоть до синтезирования нескольких видов искусств (опера «Победа над солнцем» (1913), музыка М. Матюшина , текст А. Крученых , декорации К. Малевича ). Этот один из важнейших принципов кубофутуризма художник И. Зданевич назвал «всёчеством». Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи — кубизма и др.; отсюда их название — «кубофутуристы»), пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики — «плоскость», «фактуру», «сдвиг». Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать зримый мир звуками, к использованию поэтических неологизмов, и, одновременно, архаизмов, фольклорной и бытовой лексики, пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге — к «заумному языку». Большое значение кубофутуристы придавали также зрительной форме слова (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированные издания).

Слайд 30

Литературные объединения Объединение «Гилея» "Гилея" -- литературно-художественное объединение кубофутуристов, возникло в мае 1910 г. Начало ему положило содружество братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюков и Б. К. Лившица , сложившееся в имении Чернянка Таврической губ., где в 1907-14 гг . жила семья Бурлюков. Само слово "Гилея" -- в переводе с древнегреческого "Лесная" -- название области в Скифии. В "Гилею", помимо ее основателей, входили Е. Г. Гуро, А. Гей (С. М. Городецкий), В. В. Каменский, А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский и др. Их также называли "будетлянами" и кубофутуристами. "Гилею" считают самой ранней и самой радикальной футуристической группировкой в России. В марте 1913 г. литературное объединение "Гилея" вошло в состав "Союза молодежи" , однако название "Гилея" еще долго использовалось участниками группы.

Слайд 31

«Мезонин поэзии» Следует выделить в особую группу еще одну разновидность русского футуризма — поэтическое объединение «Мезонин поэзии » , созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили В. Шершеневич, Р. Ивнев (М. Ковалев), Л. Зак (псевдонимы — Хрисанф и М. Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренев и целый ряд других молодых поэтов. Придерживались манифестов итальянского

Слайд 32

Объединение «Центрифуга» Московская футуристическая группа « Центрифуга » образовалась в январе 1914 г .. Основные участники будущей группы — С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев — были знакомы задолго до ее основания. Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции 1 марта 1914 года кружок раскололся. Одна часть из них организовалась под именем «Центрифуга», другая намеревалась принять имя «Стрелец». Первым изданием «Центрифуги» был сборник «Руконог», посвященный памяти погибшего в январе 1914 года И. Игнатьева. Так авторы устанавливали свою преемственность от петербургского эгофутуризма. В »Центрифуге» нашли приют петербургские эгофутуристы Олимпов, Широков, Крючков , а после распада «Мезонина поэзии» — Большаков, Ивнев, Третьяков . Кроме вышеназванных поэтов, в него входили Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го , а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года.

Слайд 33

Объединение «Цех поэтов» Фактически, в Санкт-Петербурге(Петрограде) существовало по очереди три объединения с таким названием. Первый «Цех поэтов» был основан Гумилёвым и Городецким в 1911 году и просуществовал до 1914 года. Первое заседание объединения состоялось 20 октября 1911 года в квартире Городецкого. Кроме основателей, в «Цехе» состояли Ахматова(была секретарём), Мандельштам, Зенкевич, Нарбут, Кузьмина-Караваева, Лозинский, Василий Гиппиус, Моравская , а также на первых порах Кузмин, Пяст, Алексей Толстой и другие. Название объединения, созвучное названию ремесленных объединений в средневековой Европе, подчёркивало отношение участников к поэзии как к профессии, ремеслу, требующему упорного труда. Поначалу участники «Цеха» не отождествляли себя ни с одним из течений в литературе и не стремились к общей эстетической платформе, но в 1912 году объявили себя акмеистами. Создание «Цеха», сама его идея были встречены некоторыми поэтами весьма скептически. Так в одном из первых печатных откликов на возникновение объединения иронически заявлялось: «Часть наших молодых поэтов скинула с себя неожиданно греческие тоги и взглянула в сторону ремесленной управы, образовав свой цех — цех поэтов». Объединение выпускало поэтические сборники участников; стихи и статьи членов «Цеха» публиковались в журналах «Гиперборей» и «Аполлон». Объединение распалось в апреле 1914 года. Второй «Цех поэтов» действовал в 1916 и 1917 годах под руководством Иванова и Адамовича и уже не был сконцентрирован на акмеизме. Третий «Цех поэтов» начал действовать в 1920 году под руководством сначала Гумилёва , а затем Адамовича и просуществовал два года. За время своего существования объединение выпустило четыре альманаха.

Слайд 34

Объединение «Башня» "Башня" -- художественная студия с таким названием существовала в Москве в 1910-е гг . Это была типичная для тех лет свободная мастерская, в которой художники могли рисовать натуру; здесь обсуждались темы, связанные с современным искусством. Студию посещали Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, Л. С. Попова, Л. А. Прудковская, А. И. Трояновская, Н. А. Удальцова и др. Состав посетителей часто менялся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."

Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина      « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО        ...

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...

Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих

Проверочная работа по роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Презентация «Понятие «серебряный век» в русской культуре. Природа «русского ренессанса». Споры о понятии «серебряный век», его составе и границах»

Презентация «Понятие «серебряный век» в русской культуре. Природа «русского ренессанса». Споры о понятии «серебряный век», его составе и границах»...