Литературная викторина. Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете по сказкам А. С. Пушкина
методическая разработка по литературе (5 класс)

Матвеева Надежда Анатольевна

Материал предназначен для учителей литературы, классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_pushkinu.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина: Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете

по сказкам А. С. Пушкина

Цель:

 -развитие познавательного интереса к сказкам А.С.Пушкина.

Задачи:

-обобщить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина;

 -в игровой форме повторить и закрепить у детей знания сказок А. С. Пушкина;

-развивать у детей умения узнавать сказки и их героев, слуховое внимание, ассоциативную память, творческое воображение;

 -расширить кругозор детей.

-воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, выставка книг, пазлы из иллюстраций к сказкам Пушкина, жетоны.

                       Ход викторины:

 Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята ! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина . (Показ портрета).

 А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами

 Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на две команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Наша викторина будет состоять из пяти конкурсов.Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. В конце викторины мы посчитаем звездочки, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Александра Сергеевича Пушкина и достойна приза.

 -Итак, мы начинаем нашу викторину.

Первый конкурс «Разминка».

Вопросы первой команде:

 1. Исполнительница всех желаний в сказке А. С. Пушкина? (золотая рыбка)

 2. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю? (бочка)

 3. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (зеркальце)

 4. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (петушок)

 5. Лесной зверь, живший в хрустальном дворце? (белка)

 6. Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но что ее

 не портило? (царевна - лебедь)

 7. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (простофиля)

 8. Сколько раз ходил старик к морю? (5)

 9. От чего поп прыгнул до потолка? (от щелчка)

Вопросы второй команде:

 1.Где находилось княжество Гвидона? (на острове Буяне)

 2.Насекомое, которое стало орудием мести в сказке Пушкина? (комар, муха)

 3.Когда родился князь Гвидон? (на исходе сентября)

 4.Кем были тетки Гвидона? (ткачиха и повариха)

 5.Какую песню пела белка? («Во саду ли в огороде»)

 6.Кто вел строгий счет орехам? (дьяк)

 7.Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? ( из скорлупы)

 8.Сколько братьев у царевны - Лебеди? (33)

 9.Как звали Сватью? (Бабариха)

Второй конкурс «Узнай героя по его описанию»

Ведущий: Сейчас я буду говорить слова , а вы должны отгадать, про кого говорится и в какой сказке.

 1.Правду молвить, молодица

 Уж и впрямь была царица

 Высока, стройна, бела,

 И умом, и всем взяла…(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2. В дорогой собольей душегрейке,

 Парчовая на маковке кичка,

 Жемчуги огрузили шею,

 На руках золотые перстни,

 На ногах красные сапожки…(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. С молоду был грозен он

 И соседям то и дело

 Наносил обиды смело;

 Но под старость захотел

 Отдохнуть от ратных дел…(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)

 4. Спит себе на соломе,

 Ест за четверых,

 Работает за семерых,

 До светла все у него пляшет,

 Лошадь запряжет, полосу вспашет,

 Печь затопит, все заготовит, закупит,

 Яичко испечет да сам и облупит…(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Третий конкурс «Загадочный»

Ведущий: Отгадайте загадку и назовите сказку, персонажем которой и является эта отгадка.

Вопросы для первой команды:

 1.Кому страшен червячок,

 Что посажен на крючок? ( Рыбке« Сказка о золотой рыбке»).

 2.Всех я вовремя бужу,

 Хоть часов не завожу». ( Петушок « Сказка о золотом петушке»).

 3.Много бед таят леса,

 Волк, медведь там и лиса!

 Наш зверёк живёт в тревоге,

 От беды уносит ноги. ( Заяц. « Сказка о попе и его работнике Балде»).

 4.Зверька узнаем мы с тобой

 По двум простым приметам:

 Он в шубке серенькой зимой,

 А в рыжей шубке летом. ( Белка. « Сказка о царе Салтане»).

Вопросы для второй команды:

 1.Чуть опасность затаится

 Верный страж на тонкой спице

 Шевельнётся, встрепенётся,

 К той сторонке обернётся. ( Петушок «Сказка о Золотом петушке»

 2.Рыбка непростая

 Чешуей сверкает.

 Плавает, ныряет.

 Желанья исполняет. ( Золотая рыбка)

 3.Звездочёт царю Дадону

 Петушка поднёс с поклоном...

 -Отвечай-ка, милый друг,

 Что потом стерёг петух? ( Город, царство)

 4.Князь Гвидон по океану

 Трижды плыл к царю Салтану.

 Незамеченным добрался.

 А в кого он превращался? ( Шмель, муха, комар)

Четвертый конкурс "Из одной ли мы сказки?"

Ведущий: Я задаю вопрос,а вы должны будете определить из одной сказки герои или нет.

 1.Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

 2.Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

 3.Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

 4.Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

 5.Попадья и золотая рыбка? (Нет)

 6.Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)

 7. Золотая рыбка и Золотой петушок. ( Нет)

 8.Царевна Лебедь и доктор Айболит. (Нет)

Пятый конкурс «Доскажи словечко».

Ведущий:      Я начинаю сказку, а вы ее должны будете продолжить.

 1.Жил старик со своею …(старухою)

 У самого синего …(моря)

 Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три …(года)

 2.Белка песенки …(поет)

 Да орешки всё …(грызет)

 Да орешки не простые,

 Всё скорлупки …(золотые)

 3.Пошёл старик к синему …,(морю)

 Стал он кликать золотую …(рыбку)

 Приплыла к нему …, спросила:(рыбка)

 «Чего тебе надобно, старче?»

 4.У лукоморья … (дуб)зелёный;

 Златая … (цепь) на дубе том;

 И днём, и ночью … (кот)учёный

 Всё ходит по цепи кругом.

 5.Ветер на море …(гуляет)

 И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в …(волнах)

 На раздутых …(парусах)

 6.Я сегодня поймал было …(рыбку)

 Золотую рыбку, не простую;

 По – нашему говорила …(рыбка)

 Домой в …(море) синее просилась.

Шестой конкурс «Собери картинку».

Каждой команде раздаются разрезанные иллюстрации к сказкам Пушкина. Дети на скорость должны собрать их. Победителю жетон.

Подведение итогов.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько звездочек набрала каждая команда (подсчет звездочек). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз.

 -Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)

 -Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

 И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.

 - А закончить нашу викторину я хочу стихотворением Николая Алифиренко.

 Люблю я Пушкина творенья,

 И это вовсе не секрет.

 Его поэм, стихотворений

 Прекрасней не было и нет!

 С мальства его читаем сказки,

 В них жар души, природы краски.

 Добро цветёт в них, злоба чахнет.

 В них русский дух, в них Русью пахнет!

 За Пушкина Руси спасибо

 От имени всего народа!

 Ведь мы стихи его читаем

 Как он писал – без перевода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План интегрированного урока "Самая удивительная на свете жидкость"

Краткое описание: Урок для учащихся 7-х классов. Разработанное занятие является примером интеграции разных школьных предметов – географии, физики, элементов химии и математики. Могут использоваться ра...

Литературная викторина "Знатоки сказок" (5 класс)

Литературная викторина "Знатоки сказок" (5 класс)...

Программа элективного курса по химии "Вода-самое удивительное вещество на свете"

    Программа  элективного курса по химии составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта, что нашло отражение в поясн...

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»...

Литературная викторина "Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина", 5 класс

Урок -игра "Путешествие в Страну сказок А.С. Пушкина" развивает у учащихся любознательность, расширяет их кругозор. Для развития интереса и творчества учащихся использовала на уроке различны...

Литературная викторина "Удивительное путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Внеклассное мероприятие по сказкам Пушкина направлено на развитие интереса к литературному чтению, творческому мышлению, познавательному интересу к творчеству поэта и воспитание эстетического вк...