Литературная викторина. Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете по сказкам А. С. Пушкина
методическая разработка по литературе (5 класс)

Матвеева Надежда Анатольевна

Материал предназначен для учителей литературы, классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_pushkinu.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина: Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете

по сказкам А. С. Пушкина

Цель:

 -развитие познавательного интереса к сказкам А.С.Пушкина.

Задачи:

-обобщить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина;

 -в игровой форме повторить и закрепить у детей знания сказок А. С. Пушкина;

-развивать у детей умения узнавать сказки и их героев, слуховое внимание, ассоциативную память, творческое воображение;

 -расширить кругозор детей.

-воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, выставка книг, пазлы из иллюстраций к сказкам Пушкина, жетоны.

                       Ход викторины:

 Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята ! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина . (Показ портрета).

 А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами

 Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на две команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Наша викторина будет состоять из пяти конкурсов.Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. В конце викторины мы посчитаем звездочки, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Александра Сергеевича Пушкина и достойна приза.

 -Итак, мы начинаем нашу викторину.

Первый конкурс «Разминка».

Вопросы первой команде:

 1. Исполнительница всех желаний в сказке А. С. Пушкина? (золотая рыбка)

 2. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю? (бочка)

 3. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (зеркальце)

 4. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (петушок)

 5. Лесной зверь, живший в хрустальном дворце? (белка)

 6. Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но что ее

 не портило? (царевна - лебедь)

 7. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (простофиля)

 8. Сколько раз ходил старик к морю? (5)

 9. От чего поп прыгнул до потолка? (от щелчка)

Вопросы второй команде:

 1.Где находилось княжество Гвидона? (на острове Буяне)

 2.Насекомое, которое стало орудием мести в сказке Пушкина? (комар, муха)

 3.Когда родился князь Гвидон? (на исходе сентября)

 4.Кем были тетки Гвидона? (ткачиха и повариха)

 5.Какую песню пела белка? («Во саду ли в огороде»)

 6.Кто вел строгий счет орехам? (дьяк)

 7.Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? ( из скорлупы)

 8.Сколько братьев у царевны - Лебеди? (33)

 9.Как звали Сватью? (Бабариха)

Второй конкурс «Узнай героя по его описанию»

Ведущий: Сейчас я буду говорить слова , а вы должны отгадать, про кого говорится и в какой сказке.

 1.Правду молвить, молодица

 Уж и впрямь была царица

 Высока, стройна, бела,

 И умом, и всем взяла…(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2. В дорогой собольей душегрейке,

 Парчовая на маковке кичка,

 Жемчуги огрузили шею,

 На руках золотые перстни,

 На ногах красные сапожки…(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. С молоду был грозен он

 И соседям то и дело

 Наносил обиды смело;

 Но под старость захотел

 Отдохнуть от ратных дел…(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)

 4. Спит себе на соломе,

 Ест за четверых,

 Работает за семерых,

 До светла все у него пляшет,

 Лошадь запряжет, полосу вспашет,

 Печь затопит, все заготовит, закупит,

 Яичко испечет да сам и облупит…(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Третий конкурс «Загадочный»

Ведущий: Отгадайте загадку и назовите сказку, персонажем которой и является эта отгадка.

Вопросы для первой команды:

 1.Кому страшен червячок,

 Что посажен на крючок? ( Рыбке« Сказка о золотой рыбке»).

 2.Всех я вовремя бужу,

 Хоть часов не завожу». ( Петушок « Сказка о золотом петушке»).

 3.Много бед таят леса,

 Волк, медведь там и лиса!

 Наш зверёк живёт в тревоге,

 От беды уносит ноги. ( Заяц. « Сказка о попе и его работнике Балде»).

 4.Зверька узнаем мы с тобой

 По двум простым приметам:

 Он в шубке серенькой зимой,

 А в рыжей шубке летом. ( Белка. « Сказка о царе Салтане»).

Вопросы для второй команды:

 1.Чуть опасность затаится

 Верный страж на тонкой спице

 Шевельнётся, встрепенётся,

 К той сторонке обернётся. ( Петушок «Сказка о Золотом петушке»

 2.Рыбка непростая

 Чешуей сверкает.

 Плавает, ныряет.

 Желанья исполняет. ( Золотая рыбка)

 3.Звездочёт царю Дадону

 Петушка поднёс с поклоном...

 -Отвечай-ка, милый друг,

 Что потом стерёг петух? ( Город, царство)

 4.Князь Гвидон по океану

 Трижды плыл к царю Салтану.

 Незамеченным добрался.

 А в кого он превращался? ( Шмель, муха, комар)

Четвертый конкурс "Из одной ли мы сказки?"

Ведущий: Я задаю вопрос,а вы должны будете определить из одной сказки герои или нет.

 1.Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

 2.Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

 3.Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

 4.Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

 5.Попадья и золотая рыбка? (Нет)

 6.Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)

 7. Золотая рыбка и Золотой петушок. ( Нет)

 8.Царевна Лебедь и доктор Айболит. (Нет)

Пятый конкурс «Доскажи словечко».

Ведущий:      Я начинаю сказку, а вы ее должны будете продолжить.

 1.Жил старик со своею …(старухою)

 У самого синего …(моря)

 Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три …(года)

 2.Белка песенки …(поет)

 Да орешки всё …(грызет)

 Да орешки не простые,

 Всё скорлупки …(золотые)

 3.Пошёл старик к синему …,(морю)

 Стал он кликать золотую …(рыбку)

 Приплыла к нему …, спросила:(рыбка)

 «Чего тебе надобно, старче?»

 4.У лукоморья … (дуб)зелёный;

 Златая … (цепь) на дубе том;

 И днём, и ночью … (кот)учёный

 Всё ходит по цепи кругом.

 5.Ветер на море …(гуляет)

 И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в …(волнах)

 На раздутых …(парусах)

 6.Я сегодня поймал было …(рыбку)

 Золотую рыбку, не простую;

 По – нашему говорила …(рыбка)

 Домой в …(море) синее просилась.

Шестой конкурс «Собери картинку».

Каждой команде раздаются разрезанные иллюстрации к сказкам Пушкина. Дети на скорость должны собрать их. Победителю жетон.

Подведение итогов.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько звездочек набрала каждая команда (подсчет звездочек). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз.

 -Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)

 -Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

 И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.

 - А закончить нашу викторину я хочу стихотворением Николая Алифиренко.

 Люблю я Пушкина творенья,

 И это вовсе не секрет.

 Его поэм, стихотворений

 Прекрасней не было и нет!

 С мальства его читаем сказки,

 В них жар души, природы краски.

 Добро цветёт в них, злоба чахнет.

 В них русский дух, в них Русью пахнет!

 За Пушкина Руси спасибо

 От имени всего народа!

 Ведь мы стихи его читаем

 Как он писал – без перевода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План интегрированного урока "Самая удивительная на свете жидкость"

Краткое описание: Урок для учащихся 7-х классов. Разработанное занятие является примером интеграции разных школьных предметов – географии, физики, элементов химии и математики. Могут использоваться ра...

Литературная викторина "Знатоки сказок" (5 класс)

Литературная викторина "Знатоки сказок" (5 класс)...

Программа элективного курса по химии "Вода-самое удивительное вещество на свете"

    Программа  элективного курса по химии составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта, что нашло отражение в поясн...

Самая удивительная на свете жидкость

Методическая разработка открытого интегрированного урока по  географии и физике  в 7 классе "Самая удивительная на свете жидкость"...

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»...

Литературная викторина "Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина", 5 класс

Урок -игра "Путешествие в Страну сказок А.С. Пушкина" развивает у учащихся любознательность, расширяет их кругозор. Для развития интереса и творчества учащихся использовала на уроке различны...