Литературная викторина "Знатоки сказок" (5 класс)
методическая разработка по литературе по теме

Светлана Николаевна Скворцова

Литературная викторина "Знатоки сказок" (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_lit.dlya_4-5_kl.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина  

по литературе для 4-5 классов:

«Знатоки сказки».

Цель: проверить знание учащихся по изученным сказкам, пробудить интерес к русским народным, зарубежным и литературным сказкам, развить творчески способности учащихся.

Оформление: рисунки учащихся к сказкам, сказки, которые сочинили сами ребята, портреты писателей, сочинивших сказки, выставка книг со сказками.

Афиша:                            

                                            Вас приглашает сказка

                                            На конкурс знатоков,

                                            И должен без подсказки

                                            Здесь каждый быть готов

                                            Найти перо Жар-птицы

                                            И встретить Царь-девицу,

                                            Узнать, кто песенки поёт

                                            И где какой герой живёт,

   И побывать с ним на пиру…

 Всех приглашаем на игру!!!

В программе нашего конкурса:

1.Сказочный пролог. «Начинает сказка сказываться». Узнай сказку по началу!

2.Сказочная картинная галерея. «По словесному портрету ты ответь нам, кто же это?!»

3.Сказочная почта. «Кто кому прислал такое необычное письмо?»

4.Сказочный пир. «Кто там был, мёд пиво пил?»

5.Необыкновенный концерт. Поют герои сказок!!!

6.На сказочных перекрёстках. «Кто, кто в теремочке живёт?»

1 тур.

Ведущий: (использует в своем вступительном слове стихотворную заставку к игре из афиши-объявления о конкурсе). Итак, знаете ли вы сказки?! За каждый правильный ответ вы получите жетон. Начинаем наш первый конкурс. Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу должны угадать, что это за сказка, дать ее полное название и указать имя автора. Оба эти условия должны быть соблюдены, иначе мои ассистенты ответ не засчитывают. Внимание!!! Начинает сказка сказываться.

1.   1. «За горами, за лесами, за широкими морями

         против неба -  на земле жил старик в своём селе»

(П.П. Ершов «Конёк – горбунок»)

2. «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве,

      Жил – был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он,

     И соседям то и дело наносил обиды смело».      

(А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

3.  «В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а  при                                                                                                                                                                                                                                                                                                              них нянюшка».

                                                 (В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»).

   4.  «Лет сорок тому назад в Санкт - Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион этот помещался, давно уж уступил место другому, нисколько не похожему  на  прежний»

 (А. Погорельский «Черная курица, пли подземные жители»).

5. «Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета, а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям»

(К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»).

    6. «Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том смысле, если бы не съел ее аист Но...»

(В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

7. «У воробьев совсем не так, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи  -  пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжке написано, а молодежь живет своим умом»

(А. М. Горький «Воробьишко»).

8. «За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока - белобока и ела пряники»

 (А. Н. Толстой «Сорока» из цикла «Сорочьи сказки»).

9. «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей»

(Ю. Олеша «Три толстяка»)

10. «Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб»

(А. П. Гайдар «Горячий камень»)

 

2 тур.

  ВЕДУЩИЙ: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины сказок русских и советских писателей. Но конкурс наш на лучшего знатока сказок только начался. И поэтому в следующем этапе викторины могут отличиться и те, кому не повезло в самом начале. Условия нашего второго конкурса таковы: Представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной  картинной галерее, портретной картинной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами сказочных героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте, кто же это?

1. «Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...» (Пьеро - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

2. «Между придворными стоял маленький человечек, одетый во все черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая не много набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым»

                         (Министр Чернушка -  А. Погорельский «Черная курица»).
       3. «...он был одет отлично: красная на голове Ермолка  с кисточкой, под

морду лентой подвязанная: шёлковый платок на шее; куртка с золотым шитьём, перчатки лайковые с бахромою; перепоясанные тонкой шалью. Из алого атласа шаровары; сафьяновые на задних лапках туфли; и на хвосте серебряная сетка с жемчужной кистью…»

(Волк – В.А. Жуковский «Сказка об Иване – царевиче и Сером волке»)

4.  «И такой он стал пригожий, что ни в сказке не сказать, ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, осмотрелся, подбодрясь, с важным видом, будто князь».

(Иван - П. П. Ершов «Конек – горбунок»)

5.  «...руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные»

(Зверь лесной, чудо морское - С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»).
      6.  «...княгиня - диво: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит, а сама - то величава, выступает будто пава».

(Царевна - Лебедь - А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

7.  «Эта вовсе не красива: и бледна - то и тонка, чай в обхват-то три вершка, а ножонка-то, ножонка! Тьфу-ты! Словно у цыплёнка».

(Царь-девица – П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

8. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски»

(Незнайка - Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

9.  «Он ходил обычно в серых штанах и такой же серенькой курточке, а на голове у него была серая тюбетейка с узорами, которую он называл ермолкой. Он считал, что серая материя — это самая лучшая материя на свете, так как она меньше пачкается... Не успеет он, бывало умыться, как сейчас на его лице появлялись какие-то грязные точечки, пятнышки и полосочки, лицо быстро теряло свой естественный цвет и становилось каким-то перепелесым. За это его и прозвали...»

(Пачкуля Пестренький - Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»).

10. «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь... Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит»

(Хозяйка Медной горы — П. Бажов «Медной горы хозяйка»).

3 тур.

 ВЕДУЩИЙ: Молодцы ребята, и героев сказочных вы знаете хорошо! И новые знатоки сказок у нас появились! Посмотрим, как будут они отвечать и на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше - тем больше чудес! Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вот с этим нам и предстоит разобраться сейчас. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому его послал, в какой сказке вы читали это письмо? Кто автор сказки? Итак, я читаю сказочную корреспонденцию!

1. «Приезжайте, доктор, в Африку скорей! И спасите, доктор, наших малышей».

(телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту – К. Чуковский Айболит»)

2. «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод».

(Ткачиха и Повариха вместо царя Салтана - царским боярам - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)

3. «Нe господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою».

(Зверь морской, чудо лесное - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков «Аленький цветочек).

4. «Препровождая при сем куклу наследника Тутти, Государственный совет приказывает вам исправить эту куклу к завтрашнему дню.В случае, если кукла приобретет прежний живой и здоровый вид, вам будет выдана награда, какую вы пожелаете, в случае невыполнения вам грозит строгая кара»

(Председатель Государственного совета  Трех Толстяков - доктору Гаспару Арнери - Ю. Олеша «Три Толстяка»).

5. «И кот Егор передает вам привет, а также Люксу, Чернышу, петушку Пете, его курицам, козе Марте, козлу Козлу, воробью и знакомой корове»

(Внук - дедушке и бабушке - Н. Наволочкин «Знакомые кота Егора»).

6. «Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден, и холоден; кто вправо поедет, будет жив, да конь его умрет; а влево кто поедет, сам умрет, да конь его жив будет».

(Надпись, которую прочитал на столбе Иван-царевич - В. А. Жуковский «Сказка об Иване-царевиче и сером волке»).

7. «Пусть тот Прокопьичев выученик Данилко сделает еще точеную чашу на ножке для моего дому. Тогда погляжу - на оброк отпустить или на уроках держать. Только ты гляди, чтобы Прокопьич тому Данилке не пособлял. Не доглядишь - с тебя взыск будет».

(Барин - приказчику - П. П. Бажов «Каменный цветок»).

8. «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостливейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании».

(Королевский указ, который пишет профессор под диктовку королевы -С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)

9.  «Эй ты, славный царь... немного у тебя закуски осталось, - приходи ко мне, я тебя накормлю. Царю Пантелею я хоть бороду оставил, а у тебя не борода, а мочалка».

(Король Косарь - царю Гороху - Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошину»).  

10.  «В нашем городе строится замечательный дом... Высота его десять этажей. Ширина пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников».

(Корреспондент в газете - жителям города - Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

 4 ТУР.

   ВЕДУЩИЙ: Мы с вами только что побывали на сказочной почте, и надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные надписи и указы, газеты и телеграммы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс будет проходить в сказочном концертном зале, на конкурсе вокалистов. Вам всем хорошо известно, наверное, какие живут в сказках волшебные певцы. Это, конечно, петух, помните: «Иду на пятах. Несу косу на плечах, Хочу лису посечи, Слезай, лиса, с печи!» - в русской народной сказке «Лубяная избушка». Или сама лисонька поет: «Петушок, петушок, Золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку!» - в русской народной сказке «Кот, петух и лиса». В сказках поют волки, медведи, коты, козы... Кто только здесь ни поет! Все эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем концерте. Ваша задача - надо по песенке узнать героя сказки, автора сказки и ее название. Итак, начинаем нашу концертную программу!

1. «Птичка польку танцевала             2. «Хоть полсвета обойдешь,
             На лужайке в ранний час,            Лучше дома не найдешь.
             Хвост налево, нос направо-               Никакой на свете зверь,
             Это полька Карабас».                         Хитрый зверь, страшный
             (Куклы театра Карабаса -                                                    зверь,
             А.Н.Толстой «Золотой                       Не откроет эту дверь».
             ключик, или    Приключения             (Поросята - С. В. Михалков
             Буратино»)                                                           «Три поросенка»)
       3. «Посмотри: я улыбнулась,             4. «Шел я лесом, шел я лугом
             Слышишь ли: вздохнула я                 Со своим хорошим другом                          

      Так опять ко мне вернулась               Мы взбиралися на кочки,
             Жизнь веселая моя.                            Любовались на цветочки
             Я всю жизнь к тебе спешила,            Вдруг с лягушкой  
             Столько  спутала дорог!                                          повстречались
             Не забудь сестрички милой               И скорей домой            
             Имя нежное...»                                                                помчались      

      (Суок — Ю. Олеша    «Три                Прибежали мы домой
             толстяка»)                                            И сказали: « Ой!»

(Винтик и Шпунтик - Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

6. «Разбегайтесь, ручьи,

     Растекайтесь, лужи,

     Вылезайте, муравьи,

     Пробирается медведь                                                                                             Сквозь лесной валежник,        Стали птицы песни петь, И  расцвел подснежник».

    (Месяц Март    -    С.  Я. Маршак «Двенадцать

месяцев»)

8. «У меня тепло!

      У меня светло!

      Красно   летичко!»

 (Огневушка - П.П.Бажов     «Огневушка-поскакуш-ка»)

       

 5. «Эх, бескрылый человек,

              У  тебя  две  ножки.  

              Хоть  и  очень  ты  велик,

              Едят тебя мошки!

              А я маленький совсем,

              Зато сам я мошек ем».

              (Воробьишко Чив -

              А. М. Горький «Воробьишко»)

7. «Фух, как я горяч!

 Фух, как я могуч!

 Захочу - прыгну, как мяч,

 На луну выше туч».

 (Самовар - А. М. Горький

«Самовар»)

9. Кто из сказочных героев после трудных испытаний «лишь только рассвело, отправляется в село, напевая громко песню «Ходил молодец на Пресню»?        

                                        (Иван - П. П. Ершов « Конек-горбунок»).

10. Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде»?      

  (Белка - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»).

5 тур.

ВЕДУЩИЙ: Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины... Приустали, проголодались... Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв!!! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: Кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

1. «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие».

(Василиса Премудрая - для царя-свекра - русская народная сказка «Царевна-лягушка»).

2. «...заиграла музыка пуще  прежнего, на столе явились яства сахарные, питья медвяные, вся посуда золота червоного. Села за стол она веселехонька, хотя сроду одна не обедывала».

(Зверь лесной, чудо морское - купеческую дочь - С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»).

 3. «Взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки».

(Девочка — Л. Н. Толстой «Три медведя»).

4. «Наварила манной каши и размазала по тарелке...- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»

(Лиса - Журавля - русская народная сказка «Лиса и журавль»).

5. - Съешь моего ржаного пирожка...- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»

7. «Усадили в уголок, Подносили пирожок. Рюмку полну наливали, На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила Да  кусочек  прикусила». (Семь богатырей - царевну - А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

(Печка  - девочку - русская народная  сказка  «Гуси-лебеди»).

6. «Был обед такой, какого      

никогда никто неслыхивал;

Уха, как жидкий янтарь,

Сверкавшая в больших кастрюлях; Огромно-жирные, длиною в

сажень,

Из  Волги  стерляди на золотых

Узорных блюдах, кулебяка с

сладкой начинкой, с груздями гуси,

каша с сметаною, блины с икрою

свежей и крупной, как жемчуг,

и пироги

Подовые, потопленные    в масле,

А для  питья шипучий квас

в хрустальных кувшинах,

мартовское пиво, мед

Душистый  и  вино из   всех земель:

Шампанское,   венгерское, мадера,

И ренское, и всякие наливки...»

(Скатерть - самобранка  - гостей  

Ивана-царевича - Б. А. Жуковский

  «Сказка об Иване-царевиче и Сером

                                                   волке»)

8. «-Приходи ко мне в гости. Кофе пить.

- Ну, что же. Я с удовольствием приду.

-Только захвати с собой, пожалуйста, чашки, а то у меня нету никакой посуды.

- Что ж, захвачу.

      - Ты знаешь, у меня  и кофейника нет. Возьми, пожалуйста, свой.

- Хорошо, возьму.

- И еще одна маленькая просьба. Забеги по дороге в магазин, а то у меня кофе кончился... ...Я очень рад, что ты пришел, но оказывается, я совсем не умею варить кофе. Просто никогда не пробовал. Может, ты возьмешься приготовить его?»

(Чебурашка - крокодилу Гене - Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

9. «Посреди комнаты стоял стол, весь уставленный вазочками, мисочками и тарелочками с разными вареньями, печеньями, пирожками, крендельками, маковниками, рогаликами и прочей снедью. Видно было, что малышки решили угостить на славу!»

(Синеглазка и ее подружки - Незнайку - Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

10. «Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Быстро открыл глаза - курица на тарелке исчезла. Он опять закрыл глаза, - увидел тарелку манной каши пополам с малиновым вареньем. Открыл глаза - нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем».

(«Видение» голодного Буратино - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

11. «Наливают ей заморские вина, Заедает она их пряником печатным».

(Царские слуги - старуху - А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

12.   «..записали скорее в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья».

(Буржуины – Мальчиша -Плохиша - А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише...»).

13. «Подали десерт, разного рода варенья, яблоки, бергамоты, финики, винные ягоды и грецкие орехи, но он ни на одно мгновенье не переставал помышлять о (своей)... курочке».

(Алешу на обеде в честь приезда инспектора — А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»).

14. «Появились цукаты. Всех сортов, всех видов, всех форм: горьковатые, ванильные, треугольные, звездочки, кружочки, круглые, полумесяцы, розочки., вся куча крема, весь торт оказался утыканным цукатами».

(Главный кондитер и поварята - торт для  Трех Толстяков - Ю. Олеша «Три Толстяка»).

15. «Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

-Вам, - говорит, - ножки, топтать отцовские дорожки. А дочерям дал крылья.

- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите. Вот нам по крылышку. А остаточки себе возьму».

(Мужик - барскую семью - русская народная сказка «Как мужик гусей делил»).

16. «Схлопала опять в ладошки, набежали ящерки - полон стол уставили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается».

(Хозяйка Медной горы - Степана - П. П. Бажов «Медной горы хозяйка»).

   6 тур.

ВЕДУЩИЙ: Ну вот мы с вами и побывали на сказочном пиру, на сказочном обеде... И, как и полагается в этом случае, - у нас «по усам текло, а в рот не попало». Но ведь всё равно нам было интересно, правда? И никто из нас не может сказать, что ушел с пира не солоно хлебавши. Мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, по сказочным улицам, зайдем в гости к сказочным героям. Наш заключительный вопрос, шестой вопрос конкурса, предлагает вам догадаться, узнать, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из сказочников-писателей поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?

1. «Перед ним изба со

2. «...в  светлой  горнице,

     кругом

Лавки, крытые ковром, Под святыми стол

     дубовый, Печь с лежанкой

    изразцовой».

(Терем семи богатырей - А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

светелкою,

С   кирпичною   беленою                

трубою,

С дубовыми, тесовыми

воротами».

(Изба жадной старухи -

А. С. Пушкин «Сказка о

рыбаке и рыбке»)

 

3. «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

(Городок Динь-динь – В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»).

4. «Остров на море лежит,                5. «Все бока его изрыты,

            Град на острове стоит,                      Частоколы в ребра вбиты,

            С златоглавыми церквами,                На хвосте сыр-бор шумит,  

            С теремами и садами,                         На спине село стоит,

            Ель растет перед дворцом,                Мужички на губе пашут,

            А под ней хрустальный дом».           Между глаз мальчишки                                                                                                                                                              

                                                                                               пляшут,

                                                                  А в дуброве, меж усов,

                                                                      Ищут девушки грибов».

        (Остров Буян, княжество

       

       

        Гвидона – А.С. Пушкин

        «Сказка о царе Салтане…»)

(Село на спине Рыбы-кита,

Кита Китовича -

П.П. Ершов  «Конек-горбунок»)

6. «Как комнаты большие под землей стали, а стены у них - разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками, на которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя... Вот видит он огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки - все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медные».

(Подземный дом, жилище Хозяйки Медной горы - П. П. Бажов «Медной горы хозяйка»).

7. «...дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте, и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать, ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда не слыхивал».

(Дворец чуда лесного, зверя морского - С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»).

 8. «...дом... сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками, солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели... вместо перины лежал снег пушистый».

(Жилище Мороза Ивановича - В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»).

9. «…маленький, освещенный луной домик в четыре окошка. На ставнях нарисованы солнце, луна и звезды. Вокруг росли большие лазоревые цветы. Дорожки посыпаны чистым песочком. Из фонтана била тоненькая струя воды, в ней подплясывал полосатый мячик».

(Домик Мальвины - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

10. «Площадь была окружена огромными одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало ее похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперек железным кольцом, висящий на мощных троссах, он напоминал планету Сатурн».

(Площадь Звезды с фонарем, где прятался Тибул - Ю. Олеша «Три Толстяка»).

11. «...почти в каждом доме имелся театр или кино. Особенно много было кукольных театров. Чуть ли не на каждом шагу  пестрели  надписи  «Большой кукольный театр»,  «Малый кукольный театр», «Театр марионеток», «Веселый Петрушка» и другие».

(Солнечный город — Н. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»).

Ведущий подводит итоги игры и производит награждение победителей. (Победители все, но есть Лучший из лучших.)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, вот и закончилась наша викторина. Мы с вами повторили сказки, с героями которых вы уже знакомы давно или познакомились на уроках литературы в начальной школе и в 5 классе. Надеюсь, что встречи со сказками будут радовать вас и дальше. Ведь как гласит народная мудрость: «В сказке ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Пусть сказки научат вас доброте, смелости, отваге, дружбе.

К викторине нужно нарисовать афишу, книжки-сказки (3 шт.) на призы.

2007 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.

Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...

Литературное чтение. 3 класс. "21 век"

Некоторые презентации к урокам литературного чтения по программе "21 век" под редакцией Н.Виноградовой....

Интегрированный урок "музыка в литературных произведениях" 5 класс.

В уроке раскрывается взаимосвязь музыки и литературы на примере басеи Крылова "Квартет".Основная цель урока: создать условия для духовно-нравственного развития детей....

Литературный турнир. 10 класс.

Литературный турнир по романам И. А. Гончарова "Обломов" и И. С. Тургенева "Отцы и дети"...

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....