Интегрированный урок "музыка в литературных произведениях" 5 класс.
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме

Попова Юлия Олеговна

В уроке раскрывается взаимосвязь музыки и литературы на примере басеи Крылова "Квартет".Основная цель урока: создать условия для духовно-нравственного развития детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 1

                                 

                            «МУЗЫКА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

                                                                  (5 класс)

Цель урока: Формирование художественной культуры как неотъемлемой части жизни.

Задачи:

- Расширение представления учащихся о взаимосвязях, синтезе музыки и литературы;

- пробуждение у учеников духовной памяти через художественное восприятие, рассуждение, исполнение;

- учить учащихся выражать словами свои чувства, эмоции;

- развивать музыкальные способности у детей (слух, голос, эмоциональная сфера).

Учебный материал: аудиозапись произведений: «Волшебный смычок» (норвежская народная песня), фрагмент «хаотической» квартетной музыки, Второй квартет А.П.Бородина, басня А.И.Крылова «Квартет», портрет А.П.Бородина, слайды с изображением музыкальных инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Ход урока:

Дети входят в класс, садятся на места.

Звучит скрипка (мелодия песни «Волшебный смычок»).

Учитель: Что вы услышали? Какой музыкальный инструмент звучал?

Дети: Звучала скрипка.

У.: Как звучит скрипка? С чьим голосом ее можно сравнить?

Д.:  Скрипка,  словно голос человека, его душа, звучит трепетно, нежно, проникновенно.

У.: Знакомая вам музыка прозвучала? Это просто музыка или песня? Как она называется?

Д.: Прозвучала песня «Волшебный смычок»

У.: Скрипач  чем играет на скрипке?

Д.: Смычком.

У.: Смычок этот обычный или необычный?

     Чем волшебный смычок отличается от обычного?

 /ответы детей/

                                                           «Под звуки ее веселится народ,

                                                             Танцует, играет, смеется, поет».

Скрипка дарит людям радость.

/Исполнение песни «Волшебный смычок» под звучание скрипки./

У.: Вслушайтесь в слова песни :  «Ударил по струнам

                                                            Сбежался народ».

Какая же сила у волшебного смычка?

Д.: Привлечь весь народ. Сила души и духа.

У.: Давайте исполним песню так, чтобы весь народ собрался, и всем захотелось вместе с вами петь, веселиться.

/Повторное исполнение песни./

У.: Что вы почувствовали,  когда исполняли песню?

Д.: Радость, праздник, свет.

У.: Вы слышала, чувствовали друг друга?

      Вы слышали, как стучат ваши сердца?

/Ответы детей./

У.: А я  слышала ваши сердца. По вашим лицам видно, что душа ваша пробудилась, вы друг к другу присоединились.

Теперь еще раз послушаем как звучит скрипка. Берем все в руки скрипку, смычок.

Как мы будем играть? Вяло или энергично?

/Ответы детей/

Через пластику, звучание передаем силу своего духа.

/Метод пластического интонирования./

У.: Что нам помогло почувствовать единение?

Д.: Музыка, слово.

У.: Мы одновременно все пели и играли одни и те же звуки, выстраивали гармонию. У нас возник ансамбль.  Что является основой каждого ансамбля?

Д.: Пульс.

У.: Пульс это ритм, похож на биение сердца.

    Что вы сейчас услышите? Будет ли здесь музыка, гармония, ансамбль?

/Звучит фрагмент «хаотической» квартетной музыки/.

Д.: Прозвучала не музыка, а набор звуков, совершенно разных по звучанию, не созвучных между собой. Не было гармонии и ансамбля.

У.: Может кто-нибудь из вас вспомнит это в литературе? В каком литературном произведении у героев не получалось исполнить музыку, получилась чепуха, бессмыслица?

Д.: В басне И.Крылова «Квартет»

У.: О чем эта басня? Что такое квартет? На каких инструментах затеяли сыграть квартет звери?

/ Ответы детей/.

/Показ слайдов с изображением скрипки, альта, виолончели/.

У.: Давайте вспомним басню И.А.Крылова «Квартет»

/Учащиеся читают басню по ролям, или можно показать мультфильм./

Получился у зверей квартет? Почему не получился? Чего не было?

Д.: Нет, квартет у них не получился. Получилась чепуха, бессмыслица, набор нелепых звуков. Все играли - «кто во что горазд».

У зверей нет музыкального слуха ,значит и умений играть на музыкальных инструментах, они не умеют слушать друг друга.

Все есть, но нет пульса, единения и гармонии.

У.: Кто прилетел на шум музыкантов?

Д.: Соловей.

У.: Почему именно соловей, а не мудрая сова, или другая птица?

Д.: Соловей обладает очень красивым  голосом, его пение звучно и разнообразно.

У.: Что вы сейчас услышите? Будет ли здесь гармония, ансамбль?

/Звучит Второй квартет А.Бородина (фрагмент 3-й части)/.

Д.: Здесь есть все: пульс, единение, гармония.

Мелодия плавная, гибкая, песенная, нежная, лирическая, задумчивая, мечтательная, трепетная.

У.: Какие инструменты звучали?

Д.: Скрипки, виолончель, альт.

У.: Прозвучал фрагмент Второго квартета А.П.Бородина для струнных смычковых инструментов. Красивая музыка?

Д.: Да.

У.: Мы уже не раз с вами говорили, что красота - основа всего. И на уроке мы выстраивали красоту.

В заключении урока я вам предлагаю исполнить песню «Дарите музыку».

/Дети исполняют песню Е.Сокольской «Дарите музыку»/.

У.: Я хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом красивая музыка великих композиторов.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект интегрированного урока в 11-ом классе

тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""

Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики  по теме "Умножение и деление дробных чисел".   Цель урок...

Внеклассное мероприятие "Эстафета "В гостях у сказки" для учащихся 2-х классов" (интегрированное: физкультура и литературное чтение)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, которое проводилось ко Дню учителя....