доклад-эссе "Любите ли вы Чехова"
статья по литературе (11 класс)

Талина Елена Евгеньвна

Данное эссе родилось как доклад к конференции, посвященной творчеству А.П. Чехова. Тема моего размышления родилась неслучайно, так как вопрос, поставленный в заглавие, действительно мучит меня и по сей день, хотя , казалось бы, мне как словеснику негоже такими вопросами задаваться. И все-таки, давайте поразмышляем...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lyubite_li_vy_chehova.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Талина Е.Е.  (школа-пансион «Плесково»)                                                                                                 2009г.

Любите ли вы Чехова?

 «Странный вопрос, - ответите вы мне, - как можно не любить классика русской литературы?». Действительно, Антон Павлович, конечно, выдающийся писатель, очень честный и по отношению к людям, и по отношению к себе, труженик, интеллигент,  Кажется, кто не знает знаменитые фразы из его произведений, ставшие афоризмами: « на деревню дедушке», «в Греции все есть», «кофе пила без всякого удовольствия», «в Москву, в Москву, в Москву» и т.д., но я хотела бы уточнить, много ли среди нас тех, кто  любит перечитывать Чехова, любит его героев…

Любить  - это значит перечитывать, ощущать вкус  слова, поддаться настроению, ситуации, наслаждаться обаянием образов,  а  какие ситуации и героев  предлагает нам Антон Павлович?

Вырубленный вишневый сад, долгая и скучная езда по степи, очень краткий  отчет о жизни провинциального  доктора, который  в конце концов забывает о своем предназначении, с удовольствием перебирая грязные бумажки, или, наоборот,  уже другой, талантливый доктор Дымов погибает, а его пустая, праздно живущая жена живет себе  как ни в чем не бывало, или три сестры, которые почему – то все время хотят уехать в Москву, как будто им кто-то мешает.  Кто они, чеховские герои? Что в них выдающегося или просто запоминающего? Может быть, они нам не нравятся, но  это обыкновенные люди, ни злодеи, ни герои: например, что дурного в женщине, которая оставляет молоко, чтобы была сметана, и  никак не злодей человек, решивший посадить крыжовник на даче, и что плохого, если человеку не нравится осетрина с душком.  Кстати, Чехов завидовал Шекспиру, у которого Ричард хоть и злодей, «но какой злодей! Король злодеев!» А герой повести «Моя жизнь» страдает оттого, что в городке, где он живет, не родилось ни одного полезного человека.

Я возвращаюсь  к вопросу, можно ли любить Чехова? А ведь вся русская интеллигенция  20 века неустанно заверяла нас в своем преклонении перед этим автором, да что интеллигенция, сам Толстой не мог устоять перед обаянием  и талантом этого человека, а за ним Горький, Бунин, и все-все-все. Но могут ли заставить нас любить того или иного автора даже такие авторитеты? И все-таки… наверно, странно звучат эти вопросы из уст учителя литературы. Да, признаюсь, мне довольно долго нелегко давался чеховский текст. Высказанная мысль Хэмингуэя о том, что образ есть айсберг, у которого значительная часть сокрыта в глубине, доведена Чеховым до крайности. От этого айсберга остается  одна реникса, Помните, это слово родилось в пьесе «Три сестры» как забавный анекдот. Учитель написал отзыв на сочинение гимназиста: чепуха. А замученный латынью ученик прочил отзыв «по латыни»: реникса. Т.е. читая Чехова, мы все время натыкаемся на эту самую рениксу. Дядя Ваня только что выстрелил в человека, потом они договорись, что все в порядке, всем неловко, и вдруг дядя Ваня говорит, что «в Африке жарко». Что это, о чем? Или звук лопнувшей струны в «Вишневом саде». Фирс бормочет, что «перед несчастьем было то же» - «Перед каким несчастьем?» - «Перед волей». Наступает пауза.

И вот так у Чехова очень часто. Эта реникса - как формула разночтения, разномыслия. Одни и те же события каждый понимает по-разному. Ведь чеховские герои хорошие, нормальные люди, но между ними глухая стена. Мне часто казалось, что и между мной и персонажами Чехова та же стена.

Все знают, что в его пьесах диалоги глухих, такой же диалог глухих и в его прозе, доходящий или до абсурда (Например, когда на желание Гурова поделиться своими переживаниями, нахлынувшем на него чувством, он слышит: «Давеча вы были правы, осетрина-то с душком») или до трагедии, как в истории с маленькой девочкой Варькой, которая,  замученная работой,   совершает страшное преступление, а потом засыпает сладким сном, И вот опять чеховская реникса: нам ее очень жалко, а она только что убила ребенка. Т.е. реникса может быть не только репликой, но и сюжетом целого рассказа, Так происходит в рассказе «Тоска». Человек не нашел собеседника среди существ, владеющих речью, и исповедуется бессловесной твари. Нелепо и, конечно, печально.

Может быть, я так и осталась бы со своим отстранением  от чеховской манеры повествования, если бы не одна общая у нас с ним любовь, любовь к театру.

Это уже общее место, рассказывать о том, сколько «чаек» и «дядей Вань» одновременно идет на сценах наших театров. Но поверьте, среди этого множества  спектаклей, мне повезло повстречать такие жемчужины, которые открыли мне глаза и на чеховских героев, и на манеру его повествования, да и на его удивительно тонкий, все понимающий взгляд  на нас, на себя, на жизнь.

И начну я  свой театральный список «открытий» не с московского, а петербургского театра Европы, театра Льва Додина, у него на сегодня поставлен весь «программный» Чехов: «Пьеса без названия», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Каждый из них очень интересен, и о каждом спектакле очень много уже сказано и написано, но я остановлюсь на мною самом любимом «Дяде Ване», который отрыл для меня, что Чехов  может быть не менее увлекательным и захватывающим, чем   страстный  Достоевский или

кто-нибудь еще.  Нельзя сказать, что, как любят говорить критики, это спектакль о нас. Хотя очень много узнаваемых деталей, нет, эти люди,  увы, не мы, они наши близкие родственники, но более изящные, более благородные, более совестливые -в общем, более красивые( особенно Елена Андреевна в исполнении К. Раппопорт). Здесь нет театральности, котурн, просто они (актеры) играют, как хорошие музыканты-виртуозы, когда очень знакомая мелодия (читай, текст) поражает чистотой и глубиной звука. Особенно меня захватила пара Елена  и доктор Астров (актер П. Семак). Трудно, да и невозможно передать игру актеров, скажу только, что, прекрасно зная текст пьесы, в финале, когда герои прощаются долгим взглядом, я, заворожено глядя на них, вдруг поймала себя на мысли, а вдруг он не уедет, вдруг он ее не отпустит. Значит, я  была захвачена самим чувством, таким живым и естественным в исполнении этих актеров. Конечно,  мне  было жалко и Соню, которая  тоже по-своему красива, особенно когда распускает свои роскошные волосы, чтобы обратить на себя внимание доктора, да она хороша, но напрасно - ему не пара. Так чеховские герои стали для меня не далеким прошлым, а моими близкими, дорогими и любимыми, хотя и несчастными людьми. Никто не виноват в том, что эти честные хорошие люди с ясными глазами, работники, служители, так нескладно живут: ведь дядя Ваня действительно зануден и нелеп, а Соня проста и прямолинейна, они надежные, правильные, но в них нет аромата, цветения, дара, не то что в Астрове и Елене.  Так «оживает» Чехов, его любовь к людям, его честность по отношению к ним и к жизни: люди разные по своим возможностям  и  талантам, но любить надо всех, надо  честно работать, быть честным по отношению к себе и к другим, т.е. таким, каким был доктор Чехов.

Другой спектакль уже московского театра - студии П.Н. Фоменко «Три сестры» представил другого Чехова, не страстного (зрелого, как у Додина), а юного, легкого, как эти три девочки,  которых, несмотря на разницу в возрасте, Фоменко показал  прежде всего девочками, глубоко укорененными в своем детстве, где дорого все, что связано с домом, родителями, тем более что к началу пьесы они сироты, Но сквозь звучание всем известных диалогов проступают хорошо знакомые и мне ощущения: когда забираешься с ногами на диван (кровать), затыкаешь со всех концов очень тщательно концы одеяла, обнимаешься с сестрой крепко-крепко и начинаешь рассказывать (или вспоминать). И финальные слова  о том, что «жизнь еще не кончена»  звучат не вымучено, а искренно, уверенно, они действительно в это верят, и ты им веришь, что они «узнают, зачем живут».

 И другие спектакли (МХТ, Студия театрального искусства) вдруг обнаруживают, что никакой рениксы у Чехова нет, нет этих парадоксов. Да там действительно пьют чай и, кажется, что только разговаривают, но только живой театр обнаруживает, что главное для писателя другое – отношения между людьми, очень сложные, с одной стороны, а другой, такие узнаваемые, ну в общем, «тара…ра… бумбия… сижу на тумбе я». Кстати, какой яркий спектакль получился у Д. Крымова с таким названием «Татарабумбия» -спектакль -парад героев Чехова, парад тех исторических эпох, которые пережила наша страна в 20 веке. Очень смешно и очень грустно одновременно.

  Да читать Чехова трудно, трудно открывать себе самого себя, трудно признаваться себе в том, что тебе не дал Бог тех талантов, которое бы хотелось, но жизнь не отменяется. Это было всегда, от своей беспомощности перед жизнью  страдают чеховские герои, но есть и другое. Отрицая, что он пессимист, Чехов ссылался на рассказ «Студент», который считал самым художественным из своих произведений. Когда герою  открывается, что события, о которых говорит Евангелие, не прошлое, а  та «правда и красота», которая всегда направляла и направляет  и сейчас человеческую жизнь, то и его собственная жизнь представляется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Очень нужна нашей культуре и нашему обществу прививка доктора Чехова. Чехов как профи видевший  все наши «болезни», лечит нас своим душеспасительным творчеством, и хотя лечиться никто не любит, душу надо очищать, иначе те, кто старательно со всех экранов  «вливают в душу хладный яд», добьются своей цели, и мы превратимся в тех уродцев, которые нам предлагают в виде эталонов красоты.

 Да, если сам Чехов задумывался над тем, зачем нужен Шекспир, раз после него мы не стали лучше, то он не мог думать о том, нужен ли он. Но то, что мы сегодня собрались на эту конференцию, говорит, о том, что мы не только помним Антона Павловича, но  и задумываемся над тем же, над чем задумывался и он.

 А вдруг мы «увидим небо в алмазах»?  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...