Урок по ФГОС в 6 классе "Поучение Владимира Монамаха"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Содержание урока соответствует требованиям учебной программы.

При отборе материала и уровня его изложения учитывались возрастные особенности учащихся, разноуровневые возможности усвоения ими материала. В ходе урока учащиеся для решения проблемы, поставленной перед ними, занимались анализом эпизода литературного произведения. Основной вопрос, рассматриваемый на уроке – милосердие и сострадание. Активность учащихся при анализе текста была достаточно высокой.

Опираясь на вышеуказанную специфику содержания материала урока, при изучении новой темы применялись: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный методы обучения. Учащиеся группы принимали участие во фронтальном опросе и работали индивидуально. Большую часть времени на уроке учащиеся имели возможность работать с текстом произведения, что является очень важным для «нечитающего» контингента и, в целом, при изучении литературы Контроль знаний и умений осуществлялся с помощью фронтального опроса и индивидуальной практической работы.

Общие результаты урока

Цель урока достигнута, план урока выполнен полностью. Урок послужил развитию у учащихся речевой культуры, формироваю умений выделять главное в сообщении учителя и учащихся,  навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Севастьянова Алина Эдуардовна
  2. 6 в класс, дата 10.10.18, предмет: литература
  3. Задачи урока:

Образовательная: воссоздать атмосферу эпохи Владимира Мономаха; выявить художественную идею произведения, заключающуюся в призыве к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей «Поучения…»;

Развивающая: формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся,  навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом;

             Воспитательная: воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофильм.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Приветствие

Создание положительного психологического  настроя  учеников

Ребята, вашим домашним заданием было прочитать отрывок  «Поучение Владимира Мономаха»,но прежде чем анализировать его, послушаем выступление историка. Ваша задача записать главные моменты.

Сообщение «историка» о Владимире Мономахе.

Владимир Всеволодович Мономах - великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича, прозван Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил в удел Чернигов. С 1093 г. он вел войну с половцами и их союзником князем Олегом Святославичем. Половцы потерпели от него ряд поражений и надолго оставили в покое русскую землю. После смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание, и на княжение был призван Владимир Мономах. Время его правления было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась.

По одной из легенд, во время похода Владимира Мономаха в Константинополь византийский император выслал князю знаки царской власти: крест, золотую цепь и бармы - драгоценные оплечья, отделанные жемчугом, а также царский венец - круглую шапку, украшенную собольим мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы, увенчанная крестом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII века, а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории России шапка Мономаха осталась символом царской власти. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

В разговоре люди иногда употребляют выражение: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!». Это слова царя Бориса из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Они означают, что тяжело брать на себя большую ответственность, нести бремя власти.

Записывают число, классная работа

Записывают основные моменты

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха?

Слайдовая презентация.

- Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Какую цель мы перед собой ставим?(познакомиться с произведением)

Анализ «Поучения…».

 Понятие о поучении как жанре древнерусской литературы.

Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.

Беседа.

- Поучение Владимира Мономаха состоит из трёх частей. Найдите в тексте части, соответствующие вступлению, центральной части, заключению.

Вступление от слов «Я, худой, дедом своим Ярославом…» до слов «…да на санех сидя, безлепицу молвил».

Центральная часть от слов «Всего же более убогих не забывайте…» до слов «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».

Заключение от слов  «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви…» до слов «Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди».

- Каково значение слова «смиреный» во вступлении?

Во вступлении, обращённом к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце своё и быть снисходительными.

Учащиеся формулируют и записывают тему урока.

Запись в тетрадь (поучение).

Работа  текстом.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Физкультминутка.

- Найдите ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

«Ни правого, ни виновного не убивайте».

«Гордости не имейте в сердце и в уме».

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

«В дому своём не ленитесь».

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело».

«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

«Страх Божий имейте превыше всего».

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.

Исследовательская работа с текстом.

Группа 1.

- Найдите предложения со словом «сердце». В каком значении употребляется это слово?

Группа 2.

- Найдите предложения со словом «страх». В каком значении употребляется это слово?

 Слово учителя.

Красной нитью через текст всего «Поучения…» проходят два глубинных христианских символа.

Первый из них – символ сердца. В христианском понимании сердце – это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце своё». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверив, они не будут лишены Божией благодати.

Второй символ – символ страха Божиего, который неразрывно связан с символом сердца. По сути дела, здесь мы встречаемся почти с дословным прочтением библейской мудрости. «Начало мудрости – страх Господень», - говорится в Псалтыри и в Притчах Соломона. Более того, в тех же Притчах утверждается: «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся».

Следовательно, испытание страхом Господним – это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познания Божиих тайн.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли.

Работа с текстом, запись в тетрадь

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление

Беседа.

- Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть не застанет вас восход солнца в постели».

- Что является завершающим аккордом «Поучения…»?

Завершающим аккордом «Поучения…» служит вновь произнесённый с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру при восходе солнца, при решении государственных дел, или выезжая на охоту, или отправляясь в походы, или ложась спать.

- Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении…»?

Мономах – первый известных нам мирской писатель Древней Руси. Это человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин. КАКОЙ ВЫВОД МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?

 Подведение итогов урока.

Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI века, когда возник вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха».

Работа с текстом, выводы.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

  1. Домашнее задание

Придумать и записать 10 правил(поучений) для современного человека.

8.Рефлексия деятельности (итог работы)

Продолжите фразу

Мне на уроке было….

Я на уроке узнал….

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 11 классе "Владимир Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство."

В  конспекте урока дано представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере. Показано влияние футуризма на творчество поэта, рассмотрен образ лирического героя раннего тв...

Урок истории для 6 класса "Владимир Святославич".

Урок раскрывает темы правления Владимира Святославича и принятия христианства на Руси....

Презентация к уроку истории для 6 класса "Владимир Святославич".

В презентации раскрываются этапы правления Владимира Святославича. ...

урок истории в 6 классе "Владимиро-Суздальское княжество"

Урок по данной теме является третьим уроком  в теме «Русь во второй половине XII – XIII в.» и соответствует требованиям Стандарта. Главной целью урока является создание условий для формиров...

Разработка урока истории России по теме "Владимир Святославович. Крещение Руси".

Разработка урока истории в 6 классе содержит конспект урока, тест для проверки знаний обучающихся по теме "Крещение Руси" и текст инсценировка на тему "Выбор религии на Руси"....

План-конспект урока по истории «Правление князя Владимира»

План-конспект  урока по историиучителя МОБУ СОШ с.Петровское Малкиной Т.В.Класс: 6аТема: «Правление князя Владимира».Тип урока: комбинированный.Вид урока: урок-исследование.Форма урока: инт...

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс...