урок истории в 6 классе "Владимиро-Суздальское княжество"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Козлова Людмила Геннадьевна

 

Урок по данной теме является третьим уроком  в теме «Русь во второй половине XII – XIII в.» и соответствует требованиям Стандарта. Главной целью урока является создание условий для формирования универсальных учебных действий средствами урока истории. Через усвоение исторических знаний учащиеся 6 класса обучаются умению создавать  презентацию, сознательно организовывать, регулировать и оценивать свою деятельность. Урок носит воспитывающий характер, т.к. Владимиро-Суздальское княжество впоследствии становится центром объединения русских земель и центром нового великого государства Россия. Особенно актуальна данная тема в Год российской истории, поэтому разработку урока, презентацию, приемы организации самостоятельной деятельности можно с успехом использовать и на уроках географии при изучении темы «Общая характеристика Европейской России», и во внеклассной работе «Проблемы рождения российской государственности»

Реализации поставленных задач способствовали различные методы, формы и средства обучения. В основе моделирования урока  - технология модерации. По мнению автора разработки, технология модерации в большей степени соответствует  достижению личностных, предметных и метапредметных результатов на данном уроке.

Большая часть урока отведена самостоятельной работе, в ходе которой учащиеся работали с различными источниками информации: документы, интернет, учебник, иллюстрации, карты и др. Приемы организации самостоятельной деятельности: работа с эпиграфом, интерактивные тесты, работа со сравнительно-обобщающей таблицей, памятками, вектором развития и др.

В течение всего урока используются электронные цифровые ресурсы, которыми владеют учитель и учащиеся. Поэтому важным условием реализации является наличие современных мультимедийных средств обучения и владение современными ИКТ.

Формированию личностных результатов и созданию адаптивной образовательной среды на уроке способствуют приемы мотивации, активизации познавательной деятельности, музыка в исполнении знаменитых российских певиц, стихи, произведения живописи.

Отбор содержания урока определялся Основными требованиями к уровню подготовки учащихся по истории, современными требованиями к результатам исторического образования. На уроке созданы условия для поиска аргументов, почему Владимирско-Суздальское княжество стало центром русских земель. Учащиеся самостоятельно определили план исследования: географическое положение, природные условия княжества, занятия населения, города как центры культуры,  сильные князья.  Совокупность и наличие данных признаков могут стать важной причиной для превращения княжества в центр нового единого государства.

Список литературы указан в технологической карте урока и в презентации к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

Урока изучения нового материала  

По теме « Владимиро-Суздальское княжество»

  1. Ф.И.О.:  Козлова Людмила Геннадьевна
  2. Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключи Кирово-Чепецкого района Кировской области
  3. Должность: учитель истории и обществознания
  4. Предмет: история
  5. Класс: 6  
  6. Тема и номер урока в теме: «Владимиро-Суздальское княжество», 3 урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
  7. Базовый учебник:

«История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.- М.: Просвещение,  2009;

  1. Цель урока создать условия для формирования умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников об особенностях  развития Владимиро-Суздальского княжества на основе использования ЭОР.  
  2. Задачи:

- обучающая: способствовать усвоению знаний об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества и   усилению его среди других русских земель; расширению знаний о русских князьях Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо, об основании г. Москва

- развивающая: способствовать обучению умения сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; презентовать и самостоятельно оценивать итоги своей работы с ЭОР:

- воспитательная: Средствами учебного занятия воспитание уважительного и толерантного отношения к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.  

  1. Методы обучения частично-поисковый

     11. Тип урока: урок изучения нового материала

12. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

13. Необходимое техническое оборудование: 8 учащихся - 4 компьютера с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0  для ОС Windows, экран, проектор.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Проверяют памятки, пакет материалов, учебники, тетради

1

2.

Целеполагание и мотивация

Стихотворение «Мы – россияне» презентация слайд 1

Предлагает заполнить пропущенное слово в стих.Приложение6.

Организует беседу:

Что значит МЫ – Россияне? Что нас объединяет?

Делает вывод: у нас одна Родина. С чего начинается Родина?  Сегодня на уроке мы продолжим  характеристику  русских княжествах и поиск  исторических фактов в различных источниках информации об истоках Российской государственности.

Прежде, чем перейдем к теме урока, повторим изученный материал.

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы и дополняют их.

читают вслух, вставляют РОССИЯНЕ

рассуждают

3

2

Актуализа-ция знаний и умений

Презентация к уроку слайд 2

Музыка. «Я люблю тебя, Россия» (Д.Тухманов - М.Ножкин) поет Заслуженная артистка России Г. Ненашева

Обращается к презентации

Понятие, дата, имя, карта, причина, следствие.

  1. Уточняет: верно, ли для Руси выражение распад государства.
  2. Какое же, по-вашему, мнению княжество могло стать центром нового государства, которое в конце XV века стало называться Россией?

Включает музыку с целью  создания адаптивной образовательной среды

Выбирают задание и индивидуально отвечают, дополняют ответы. Возможна работа в парах.

Показывают на карте.

Работают с картой «Феодальная раздробленность» стр. 74 учебника

Слушают, Высказывают гипотезы

4

Постановка целей и задач урока.

Презентация к уроку слайд 3,4

 

Зачитывает статью и предлагает найти противоречие  и сформулировать тему урока.

Объявляет тему урока и предлагает записать её в таблицу.

Что и насколько вы знаете по данной теме? Отметьте в векторе развития.

Объявляет цель и задачи урока. Демонстрирует на слайде и доске.

Мы знаем, что только сильное, процветающее княжество могло обеспечить себе независимость от власти киевского князя. Для этого оно должно отличатся выгодным географическим положением, природными условиями для занятия земледелием, устойчивыми торговыми и культурными связями через города, сильной княжеской властью, способной остановить усобицы.

В ходе урока я предлагаю вам найти доказательства (не менее 3) по каждому из вопросов, а также мы учимся работать с разными источниками информации

Находят противоречие, задают вопрос:

Формулируют тему.

Записывают тему урока в таблицу. 

Отмечают в векторе развития уровень знаний по теме, приоритетные задачи урока Приложение 2.

Объявляют о своих задачах на уроке

  1. Узнать
  2. Научиться
  3. Понять

4

Первичное восприятие информации

1.Владимиро-Суздальское княжество

Предлагает задания парам на выбор в зависимости от поставленной задачи

1 пара - Предлагает выполнить задания по карте и оценить географическое положение княжества

2 пара - Природные условия и занятия населения.

3 пара – Города –центры культуры

4 пара Политический строй

Выбирают задания.

Работают с картой.

Заполняют тетрадь, лист самоконтроля

10

Осознание и осмысление информации

Презентация к уроку  

слайд 5,

Предлагает презентовать свою работу и выбрать вопрос Приложение 3.

Сопровождает рассказ презентацией

Выступают с рассказом.

Задают вопросы.

Отвечают, оценивают выступления согласно Приложения 5

7

Закрепление ЗУН

2. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII века

Организует самостоятельную работу с таблицей «Княжество и князья»

Организует беседу по вопросам к таблице Приложение 4

Работают с ЭОР заполняют таблицу Приложение 4

Участвуют в беседе, выбирают вопрос, дополняют, делают вывод

5

4

Применение учебного материала в знакомой ситуации

3. Русь в период феодальной раздробленности

Предлагает выполнить задание  ЭОР

Выполняют упражнение

3

5

Применений учебного материала в новой ситуации

4. Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности

Предлагает найти ошибку у художника

Выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой

2

6

Контроль и учет ЗУН

5. Задания к параграфу «Владимиро-Суздальское княжество»

Предлагает учащимся открыть ЭОР.

Организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.  (формулировка задания). По окончании работы учащиеся выполняют самопроверку.

Выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку по образцу на экране.

3

7

Рефлексия  

Обращает внимание учащихся на практическую цель урока, предлагает сделать выводы по изученному материалу и оценить уровень своих достижений по вектору развития

- Что было трудным и не получилось?

- Чье выступление было самым интересным и почему?

- какой важный жизненный вывод для себя сделал на уроке?

Обращаются к задачам  урока, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений.

Определяют способы получения применения умений:

(- выход в Интернет к ЭОР;

- сообщение по теме с опорой на ЭОР;

- применение знаний и умений по теме в стандартной и измененной ситуациях) и уровень своих возможностей при работе с данными источниками.

2

8

Домашнее задание

Информирует о домашнем задании:

1. Прочитать параграф и составить родословную  Юрия Долгорукого

2. Нарисовать собственный герб Владимиро-Суздальского княжества

Записывают домашнее задание по выбору.

1

Приложения к уроку

Приложение №1

Приложение к плану-конспекту урока

изучения нового материала  

по теме « Владимиро-Суздальское княжество»

Перечень используемых на данном уроке эор

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и  

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Владимиро-Суздальское княжество

Информационный

Модуль интерактивная карта

http://fcior.edu.ru/card/14346/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo.html 

2

Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – XIII века

информационный

Модуль

http://fcior.edu.ru/card/11241/krupneyshie-zemli-i-knyazhestva-rusi-v-xii-xiii-veka.html 

3

Русь в период феодальной раздробленности

практический

Модуль интерактивные тесты

http://fcior.edu.ru/card/4783/praktika-rus-v-period-feodalnoy-razdroblennosti.html 

4

Политическое устройство русских земель в период феодальной раздробленности

Контрольный

Модуль Иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/13842/politicheskoe-ustroystvo-russkih-zemel-v-period-feodalnoy-razdroblennosti.html 

5

Задания к параграфу «Владимиро-Суздальское княжество»

Контрольный

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e9ff581-3890-452b-9e8e-40a97c14624e/index_listing.html 

Приложение 2

Задание парам на этапе первичного усвоения знаний

Задание 1

  1. Покажите на карте и назовите
  1. территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества,
  2. крупные реки,
  3.  соседей

2. Прочитайте текст «Колонизация Суздальско-Владимирской Руси» С.Ф.Платонова

3. Запишите и представьте свой рассказ

 (3 – 5 предложений)

4.  Сделайте вывод: было ли географическое положение выгодно для развития экономики княжества?

 

Задание 2.

1. Прочитайте материал ЭОР

2. Используя иллюстрацию, составьте рассказ «Природа и занятия населения»

3. Оцените положительные условия развития хозяйства княжества.

Задание 3.

1. Покажите на карте крупные города княжества

2. Составьте рассказ «Города – центры культуры»

 3. Расскажите о двух городах и памятниках культуры, используя материал ЭОР

Задание 4.

1.Познакомьтесь с материалом ЭОР по теме Политический строй княжества

2. Составьте рассказ 5 предложений.

3. Сделайте вывод:  Каков был характер княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле?

 

Приложение 3

1. Чем объяснить появление на севере Руси, в Залесье, имен с юга (города Галич, Переяславль, Стародуб, Трубеж,Почайна), а также сохранение былин о киевских князьях (Владимире Красное Солнышко)

2 Что привлекало жителей северных и южных княжеств в Залесье?

3. Составьте кроссворд «Занятия населения», используя буквы Залесский край.

4. Почему одни города на карте подчеркнуты одной линией, а другие двумя?

5. Какую роль играл город во Владимиро-Суздальском княжестве?

6. С какой целью Андрей Боголюбский  строил во Владимире храмы и богато украшал их?

приложение 4

«Владимиро-Суздальское княжество 12-13 вв»

Задачи урока

Узнать______________________________________________

Научиться____________________________________________

Понять ______________________________________________

князь

Даты для запоминания

Опорные слова

Предложение - вывод

Юрий Долгорукий

1125-1157 4апреля 1147

Половцы, жесток, власть, Киев,

«Приди ко мне брате в Москов»

Ростово-Суздальское княжество было одним из наиболее сильных на Руси

Андрей Боголюбский

1157-1174

37 лет, воин, Владимир, Боголюбово, Владимирская икона Божьей матери, расцвет Владимиро-Суздальского княжества, великий князь, заговор Кучковичей

 В  борьбе с боярством и в укреплении великокняжеской власти  опирался на младшую дружину

Всеволод Большое Гнездо

1176 - 1212

Дворянство, Новгород, Киев, Рязань, Волжская Булгария, наивысший расцвет, великий князь Владимирский

Стал оказывать все большее влияние на всю Русь, Владимиро-Суздальское княжество претендует на центр объединения русских земель

Вопросы к таблице: 

  1. Почему князь Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»?
  2. Почему Юрий Долгорукий всеми силами стремился захватить Киев, а его сын отказался остаться в Киеве?
  3. Почему против Андрея Боголюбского был организован заговор?
  4. Назовите характерные черты внутренней и внешней политики владимирских князей.

Приложение №5

Памятка для презентации самостоятельной работы

6 класс

вопросы

+

-

1

Представление темы, названия, автора, даты

2

Соответствие содержания заявленной теме

3

Использование разных источников информации

4

Использование наглядности

5

Умение делать вывод

6

Внешний вид выступающего

7

Умение себя вести: мимика, жесты

8.

Речь: громко, ясно, коротко, четко

9

Закон поднятой руки

10

Умение ставить вопросы и отвечать на них

Приложение 6.

Мы — россияне — род старинный,

И герб свой с гордостью несём.

Мы — россияне — род былинный,

И крепки духом оттого,

Что мы не знаем середины,

Нам нужно всё… иль ничего!

Валентин Ковалев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы — …? — род старинный, И герб свой с гордостью несём. Мы — …? — род былинный, И крепки духом оттого, Что мы не знаем середины, Нам нужно всё... иль ничего! Валентин Ковалев Вставь пропущенное слово

Слайд 2

В XII в. потерял свое значение торговый путь «Из варяг в греки» Могло ли Новгородское княжество стать центром объединения русских земель? Трижды ему удавалось овладеть Киевом, но в 1157 г. киевляне отравили его на пиру и разгромили дворы его дружины . Назовите и покажите 5 крупных княжеств Государство, мелкие, княжества, распад, единое, независимые, ряд Add Your Text Add Your Text Вспомним понятие 1132 г, 1136 г. даты карта личность причина следствие

Слайд 3

Владимиро-Суздальское княжество во второй половине XII – XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество (Залесская земля) после распада Древнерусского государства довольно быстро превратилось в одно из сильнейших и могущественнейших на Руси. Дальнее и до поры до времени никому ненужное и неинтересное захолустье стало новым центром русской государственности. Почему Залесская земля стала новым центром единого государства?

Слайд 4

Цель урока Доказать, что Владимиро-Суздальское княжество стало новым центром русской государственности.

Слайд 5

Географическое положение Задание С помощью карты определите и отметьте на контурной карте (стр.23 в тетради) территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества, крупные реки, соседей 2. Запишите и представьте свой рассказ (3 - 5 предложений) 3 . Сделайте вывод : было ли географическое положение выгодно для развития княжества?

Слайд 6

« О светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь; дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми , горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская…!» Слово о погибели Русской земли 30 -40 гг. XIII век

Слайд 7

Картина К.М.Громова "Славянский посёлок».

Слайд 8

Ростовский кремль, звонница Успенского собора Впервые был упомянут в летописи 862 года. В X – XII вв. вошел в состав Владимиро-Суздальского княжества. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — уникальный набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от замечательного музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание. Ростов Великий

Слайд 9

Суздаль Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году. В середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром. Это было во времена княжения сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В 1152 году в загородной княжеской резиденции в селе Кидекша на берегу Нерли, по указу Юрия Долгорукого была построена церковь Бориса и Глеба, положившая начало белокаменному зодчеству на северо-востоке Руси.

Слайд 10

Ярославль Древнейшим сооружением на территории города является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря, возведённый в 1506—1516 годах на фундаментах первоначальной постройки 1216—1224 годов. Памятник основателю города Ярославу Мудрому на площади у Богоявленского собора Помимо архитектурных памятников город славился своеобразной ювелирной школой, иконописью, керамикой, льняными полотнами.

Слайд 11

Оформление Ростовского княжества Ростовская земля вместе с Переяславской отошла третьему сыну Ярослава Мудрого – Всеволоду. При разделе наследства Владимира Всеволодовича Мономаха Ростовская земля досталась его младшему сыну – Юрию Владимировичу, который построил новые города Дубну, Городец, Переяславль-Залесский и Юрьев Польский, Дмитров. Борьба за Киев принесла князю Юрию прозвище «Долгорукий». Юрий Владимирович Долгорукий, первый ростовский князь. Современный рисунок

Слайд 12

Юрий Долгорукий Юрий правил в Киеве в 1149–1150 гг. и в 1155–1157 гг. В 1150–1154 гг. киевским князем был Изяслав Мстиславич . С борьбой за Киев связано первое летописное упоминание о Москве. В 1147 г. Юрий послал своему союзнику по борьбе с Изяславом чернигово-северскому князю Святославу Ольговичу приглашение: « прииди , брате, ко мне в Москов ». В «Повести временных лет» под 1156 г. говорится: Юрий «заложи град Москву». В связи с летописными сообщениями 1147 и 1156 гг. Юрий Долгорукий считается основателем Москвы . Основание Москвы на Боровицком холме. Худ. А.М. Васнецов

Слайд 13

Всеволод Большое Гнездо Годы правления: 1176–1212 Князь Всеволод Юрьевич именуется обычно Всеволодом III . Всеволода III именуют также «Большое Гнездо». Это прозвище появилось много позднее, когда его потомство действительно стало чрезвычайно многочисленным . После смерти Всеволода III Владимиро-Суздальское княжество распалось на ряд мелких княжеств. Князь Всеволод III Большое Гнездо. Портрет из « Титулярника ».

Слайд 14

Проверь себя Древнейший город Северо-Восточной Руси Ростов Первый князь Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий Даты правления Андрея Боголюбского 1157–1174 гг. Первое упоминание о Москве в летописи 1147 г. На кого опирался князь Андрей в борьбе с боярством На дворян – служилых людей, младшую дружину

Слайд 15

Проверь себя Что неверно в картине В.М.Тормасова ? При Юрии Долгоруком еще не были построены ни Золотые ворота, ни каменные соборы, которые видны на картине. Юрий Долгорукий у стен Владимира. Худ. В.М. Тормасов.

Слайд 16

Источники 5 слайд - http://udikov.moikrug.ru/blog/?amp;ordertype=desc&page=12 6 слайд - http://www.tl-tur.ru/bus-togliatti/kolco http://touristas2008.narod.ru/pravbereg/pbindex.html 8 -10 слайд – http://www.1543.ru/history/ 11 слайд - http://www.volnet.ru/~vipusknik/2009/vt302/ignatiev/rostovvel.htm http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.part8.html 12 слайд - http://fotki.yandex.ru/users/kamamile/view/6296/ 13 слайд - http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=3463 18 слайд - http://www.1543.ru/history/ http://www.volnet.ru/~vipusknik/2009/vt302/ignatiev/yarosl.htm 19 слайд – http://www.knclub.ru/f/thread9102-5.html 20 слайд - http://vladimir.gorodacentra.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".

План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса....

Урок истории в 6 классе по теме: Великое княжество Литовское и Русское

Урок изучения нового материала позволяет познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.Основное содержание темы: объединение литовскими князьями запа...

Урок истории 10 класс "Усиление Московского княжества в ХIV – первой половине V вв."

Одной из сложных и проблемных тем в курсе истории России в 10 классе является тема «Образование Российского централизованного государства». Тема данного урока является основополагающей для понимания п...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

Урок истории России "Владимиро-Суздальское княжество"

Урок истории России в 6 классе "Владимиро-Суздальское княжество"....

Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Педагогические цели:·         образовательная: раскрыть предпосылки и причины объеди­нения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...

Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"

Цели:1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и пол...