Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Дроздова Светлана Владимировна

Цели:

1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и политики внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.

2. Совершенствование навыков сравнения, исторического анализа, работы с исторической картой.

3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, внимательности, целеустремленности, толерантности. Формирование коммуникативных навыков.

Форма урока: деловая игра в интерактивном режиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razdroblennost.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"

Дроздова Светлана Владимировнаучитель общественных дисциплин

Цели:

1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и политики внешних отношений отдельных княжеств друг с другом.

2. Совершенствование навыков сравнения, исторического анализа, работы с исторической картой.

3. Воспитание чувства ответственности, самостоятельности, внимательности, целеустремленности, толерантности. Формирование коммуникативных навыков.

Форма урока: деловая игра в интерактивном режиме.

Оборудование урока: конверты группам с заданиями и дополнительным материалом, таблицы для заполнения на листах формата А-4 (Приложение 2), таблицы для заполнения в группах на листах формата А-1, маркеры, фломастеры, контурные карты и атласы, карта «Политическая раздробленность на Руси»,.

Методы: Имитационное моделирование, анализ исторических источников, текстов учебников, работа с контурной картой, исторической картой, беседа, элементы интерактивного обучения.

План урока:

  1. Организационный момент. Представление гостей.
  2. Введение в урок исторических героев.
  3. Определение темы урока. Целеполагание.
  4. Повторение изученного материала: беседа по выявлению причин феодальной раздробленности. Последствий раздробленности.
  5. Введение в игру. Постановка задач. Мотивация.
  6. Самостоятельная работа в группах.
  7. Представление каждой группой полученных результатов.
  8. Проверка выполнения заданий.
  9. Оценивание.
  10. Подведение итогов.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель здоровается, предлагает сесть.

- Сегодня у нас урок истории. Кажется, все как обычно. Как всегда, мы с вами открываем рабочие тетради, записываем на рабочих полях число.

Необычно сегодня только то, что у нас сегодня на уроке присутствуют гости.

2. Введение в урок исторических героев.

Учитель. Представим ситуацию в нашем кабинете неожиданно открывается дверь и входят несколько человек в княжеской одежде Проходят к доске, начинают оживленно совещаться. Один из них зачитывает грамоту.

«В лето 1097, собравшися в граде Любече, решили князья, сыны Ярославовы: « каждый да держит отчину свою».

3. Определение темы урока

Вопрос учащимся: Кто это? Что они делают? О каком историческом событии идет речь? Целеполагание.

Выслушав учителя, учащиеся с помощью педагога формулируют тему  урока  и ставят перед собой цель и задачи.

Вопрос: А теперь, давайте сформулируем тему  нашего урока.

«Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств».

4. Повторение изученного материала

Итак, тема урока нам известна.

 Вопрос: Что такое политическая раздробленность?

 Назовите основные причины политической раздробленности на Руси?

Причины раздробленности:

  1. Увеличение количества вотчин, развитие феодальной собственности на землю, присвоение земельных угодий;
  2. Увеличение количества зависимых крестьян;
  3. Перемещение торговых путей;
  4. Развитие земледелия и ремесла в условиях господства натурального хозяйства;
  5. «феодальный иммунитет»;
  6. Стремление князей освободиться от власти Киева, опора их на власть вече и поддержку местного боярства;

У периода  раздробленности , как и любого другого исторического периода есть положительные и отрицательные стороны. Попытаемся их сформулировать

Положительные последствия.   

Отрицательные последствия.

1. Активное развитие ремесла.  
2. Рост и усиление городов.   
3. Заселение ещё неосвоенных земель.   
4. Развитие внутренней торговли.   
5. Прокладывание дорог.   
6. Расцвет культурной жизни княжеств.   
7. Усиление местного аппарата управления.

1. Происходит процесс дробления земель
( к 1132 г. было около 15 обособившихся земель,
а в нач. XIII века - уже 50, к концу века- 250).
2. Велись бесконечные междоусобные войны.
3. Ослаблялся военный потенциал страны.

Учитель: период с середины XII века по XV век называют периодом распада Русского государства на уделы, самостоятельные княжества.

В середине XII века княжеств насчитывалось около 15 крупных и мелких, накануне ордынского нашествия на Русь – около 50, а в XIV веке – около 250 княжеств.

5. Введение в игру. Мотивация

Наверно вы уже поняли, о чем мы сегодня будем говорить?

Верно, о тех крупных самостоятельных княжествах, которые образовались в период распада древнерусского государства. Нас интересуют сегодня три наиболее крупных и значимых:

- Новгородская земля (Приложение 3);

- Владимиро-Суздальское княжество (
Приложение 5).

Для продолжения урока предлагаю разделиться на группы и выбрать князя, а князьям получить конверты с заданиями и вернуться в свои уделы.

Инструктаж.

Вы получили конверты с заданиями. Ваша задача сегодня – выполнить все задания «из конверта», в виде результата представить заполненную таблицу.

Представитель каждой группы будет рассказывать о своей земле, используя таблицу, а каждая группа будет одновременно заполнять свои таблицы на индивидуальных листах, которые потом можно будет вклеить в тетрадь. Время выполнения заданий – 15 минут.

В конвертах следующие задания (Приложение 1):

  1. Найдите княжество на карте. Нанесите его на свои контурные карты, подпишите. (Не забудьте подписать свои карты).
  2. Используя материалы, которые вложены в конверт, материалы учебника, ответьте на вопросы, из которых состоит ваша индивидуальная таблица.
  3. Заполните таблицу, заполните таблицу для представления своей земли другим группам.
  4. Подготовьте рассказ и расскажите о своей земле, используя таблицу. Рассказ начните с показа на карте.

6. Самостоятельная работа в группах

Учащиеся выполняют работу в группах, преподаватель осуществляет индивидуальную поддержку и контроль деятельности каждой группы.

7. Представление полученных результатов

Время работы групп окончено, вызывается для представления своего княжества…(выступают все lдва  княжества по очереди). Время выступлений – не более 7 минут.

Перед началом выступления представителя Новгородского княжества участники группы с криками «изгоняют» своего князя.

8. Проверка выполнения заданий

Задание для остальных участников: продолжить заполнение таблиц, написав название земли, краткие ответы на вопросы.

После трех выступлений сформирована большая таблица отличительных особенностей каждого княжества.

9. Оценивание

В конце урока    сдают списки своей  группы с выставленными оценками.

Критерии оценок:

  • участие в подготовке домашнего задания
  • участие в выступлениях группы
  • умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделить главное.

Самостоятельное   выставление оценок формирует у учащегося умение дать оценку и самооценку своей мыслительной деятельности, а также , формирует  навыки самоконтроля.

Учитель проводит рефлексию

Синквейн-это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием

10. Подведение итогов.

 

Вот и подходит к концу наш урок

11. Домашнее задание

Пока готовилась к уроку, потеряла страничку, в которой было записано домашнее задание. Поэтому предлагаю каждой группе посовещаться и выбрать задание для себя.

На этом урок окончен. Спасибо за урок!

Инструкция по организации работы в группе:

1. Состав группы:

2. Руководитель:

Основные требования к работе на уроке:

1. Ознакомьтесь с заданием для группы

2. Выберите руководителя группы

Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы, вносить результаты в оценочный лист

3. Подобрать информацию по реформе, проанализировать её по пунктам таблицы, записать в таблицу.

4. Выбрать выступающего. Его задача представить результаты работы группы классу и учителю

Оценочный лист работы в группах

Название группы____________________________________________

(в оценочном листе колонки №1, 2– заполняются руководителем группы; колонки № 4,5,6,7,8 заполняются учителем). Оценивается работа участников группы по пятибалльной шкале.

ФИО участника группы

Участие в обсуждении вопроса(по 2 блоку)

Участие в обсуждение схемы №2

Устный ответ по1 блоку

Качество заполнения таблицы(по 2 блоку)

Ответ на вопрос по схеме №2

Ответ на вопрос по схеме №1

итог

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Раздробленность Руси" 6 класс

Разработка учебного занятия для 6-го класса....

Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)

Урок по истории России по теме:Политическая раздробленность Руси(с применением элементов технологии критического мышления)...

Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство. - конспект урока

Учитель: Курапкина О.А.Класс: 6Тема: Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство.Основные единицы знаний: боярская республика, вече, натуральное хозяйство, политическая раздробленность...

Открытый урок. Политическая раздробленность на Руси.

На уроке использована игровая технология. С разделением класса на группы...

Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс....

Презентация к уроку "Главные политические центры Руси. Галицко-Волынское княжество"

Презентация к уроку из цикла Феодальная раздробленность на Руси. В данной презентации идет речь об одном из политических центров Руси - Галицко-Волынском княжестве...