Урок по теме: "Раздробленность Руси" 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Ананьева Жанна Александровна

Разработка учебного занятия для 6-го класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Урок в 6классе по теме: Начало раздробленности Руси

Цели урока:

      Закрепить пройденные темы в виде фронтальной беседы. Выяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса;

      Развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой;

 учить выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

План урока:

1. Историческая разминка

2. Проверка домашнего задания

3. Правление Владимира Мономаха

4. Причины раздробленности Руси

5. Плюсы и минусы раздробленности

Новые термины и даты: 1113 год - начало княжения Владимира Мономаха; уделы, экономика, эксплуатация.

         

                                            Ход урока

               Историческая разминка (вопросы на экране)

1. Как называлось народное собрание в Древней Руси?

2. Какие исторические события отображают рисунки (месть Ольги)

3. Что такое погосты, кто их установил?

4. Назовите элементы мужской одежды русского крестьянина.

5. Назовите памятники культуры, появившиеся на Руси в результате

    введения христианства.

6. Какой князь, отправляясь на войну, говорил: «Иду на Вы»

7. Назовите имена князей, правивших в порядке очередности.

Предлагается посмотреть сценку: «На киевском торжище». После чего нужно назвать допущенные исторические неточности.

1-ый ученик: - Шел 103 8 год, от Рождества Христова. Шумит торжище в стольном граде Киеве. Кого только тут не увидишь: и купец заморский, и горшечник с подола, и монах...

2-й ученик — А вот, люди добрые, покупайте отпущение грехов, индульгенции, самим патриархом царьградским подписанные. Спешите душеньку от грехов избавить.

3-й ученик — Подходи, честной народ! Покупай книги! Кто хочет узнать, откуда есть пошла земля русская и кто в Киеве нача первее княжити. Покупайте «Повесть временных лет», сочинение Нестора — Летописца.

4-й ученик - Хозяюшка, приценивайся, товар добрый, дешевый. Медок сладкий, липовый, нигде такого не найдешь.

5-й ученик — Давай-ка, горшочек меда, и подскажи, любезный, где тут шубами торгуют?

4-й ученик — А вот. .. меха соболиные, беличьи, добротные, гладкие, шерстинка к шерстинке!        

5-й ученик — Куплю соболью шубу, как у фрау Гретты. В этом году в моде

русские соболя.

Ошибки в тексте: - На Руси индульгенциями не торговали. - Книги предметом торговли в 11 в. быть не могли.

"Повесть временных» лет написана в 12 в.

- Летопись — государственный документ, который не являлся предметом продажи.

- Мех продавали шкурками, связками, а шубы шили на заказ.

Вспомним нашу основную тему: Начало раздробленности Руси.

        - 1. Кому оставил русские земли Ярослав Мудрый, и почему его наказ

        сыновьям не был выполнен?

        - 2. Каковы решения Любечского съезда князей?

        Учитель рассказывает о восстании в Киеве в 1113 году и вокняжении

        Владимира Мономаха. А было Владимиру уже 60 лет — возраст почтенный.

        Посмотрите, как выглядел князь. Мудрый — да, но при этом все же пожилой человек.

        - Так почему же его, старика пригласили княжить в Киев? Ответ вы

        найдете в рассказе Иванова Андрея. В ходе прослушивания записать в тетрадь ключевые фразы, слова.

        

- Проверка задания. (В. Мономах был  великодушным, смелым, человеком с

государственным умом. Мира достигал не только войнами, но и

дипломатией. Жизнь  В. Мономаха:  пример высокого служения своей стране)        

- В самом начале своего княжения Мономах дал Руси новый свод законов

        —« Устав Владимира Мономаха» Прочтите его статьи, и выпишите

        положения, касающиеся малоимущих слоев общества.

- Проверка задания (Закон облегчал положения  должников; облегчалось положение закупов; запрещалось долговое рабство;)

        Авторитет и популярность Мономаха были бесспорными: - Он на время устранил княжеские усобицы; окончательно разбил половцев, и как сказал летописец: «много поту утер за Русскую землю» После смерти Владимира Мономаха и короткого правления его сына Мстислава, раздробленность на Руси стала фактом.

- Рассмотрите внимательно карту Руси XI и XIIвв. Сравните их, назовите разницу. (В XI в. Русь единое государство, в XII - распадается на княжества, теряет территории на юге и продвигается на северо-восток.)

            Физминутка.

-  запишите основные причины раздробленности Руси. (В ходе беседы учитель подводит к следующим выводам)

                       

                      Причины раздробленности Руси

1. Неудобная система престолонаследия.

2. Князья - наместники имели свой аппарат управления (сложившийся порядок управления в каждой земле — волости.)

3. Господство натурального хозяйства.

4. Вотчинное право обеспечивало материальную независимость бояр, и стремление «осесть» на землю. Князь и бояре уже не хотят ходить в далекие походы за добычей. Они извлекают прибыль от эксплуатации

крестьян. (Эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.)

5. Киев теряет значение торгового центра столицы; его затмевают новые

города.

 Задание: - Выделите политические причины раздробленности красным                карандашом, экономические - синим.

        - Итак, Русь в середине XII в. раскололась на 15 самостоятельных княжеств. В каждом княжестве — своя династия, свое войско, деньги,        меры длинны и веса.

        В пределах крупных княжеств выделялись уделы - наследственные

        земельные держания младших членов княжеского рода

        - Раздробленность была характерна только для Руси ?

        - Выясним в чем плюсы и минусы раздробленности.

        +                                                                                 _

        

   Меньшим княжеством легче                 Ослабла обороноспособность

   управлять; экономическое                           Руси; княжества продолжали

   и культурное развитие шло                         дробиться; не прекращались

        быстрее и успешнее                                              усобицы

        

        - Был ли распад Руси полным и окончательным ?

       - Посмотрим еще раз на карту « Раздробленность Руси»; вглядитесь

        в княжества: - самое большое? — Новгородское, в северо-восточном

        углу русских земель,  Киевское — на юге,  Галицко-Волынское - в

          юго - западном углу.

        - На контурной карте цветными карандашами закрасьте запомнив-

        шиеся вам княжества, подпишите их названия.

        - Проверка задания по карте в учебнике на стр. 82.

        - Подведение итогов урока; выставление оценок

        - Домашнее задание: §9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческая разминка

Слайд 2

Народное собрание в Древней Руси

Слайд 3

Какие исторические события отображают рисунки?

Слайд 4

Что такое погосты,и кто впервые их установил?

Слайд 5

Назовите элементы мужской одежды русского крестьянина 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Слайд 6

Назовите памятники культуры, появившиеся на Руси в результате введения христианства

Слайд 7

Какой киевский князь, отправляясь на войну, предупреждал врагов: «Иду на вы»?

Слайд 8

Рюрик Олег Игорь Ольга Владимир Святой Ярослав Мудрый Владимир Мономах

Слайд 9

1038 г. Киевское торжище

Слайд 10

Тема урока: Начало раздробленности Руси. Кому оставил русские земли Ярослав Мудрый, и почему его наказ сыновьям не был выполнен?

Слайд 11

Ярослав Мудрый Изяслав Святослав Всеволод Святополк Владимир Мономах

Слайд 12

Тема урока: Начало раздробленности Руси. Любечский съезд князей и его решения.

Слайд 13

Любечский съезд князей

Слайд 14

Долобский съезд князей – свидание В. Мономаха со Святополком

Слайд 15

План: 1. Правление Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) 2. Причины раздробленности Руси 3. Плюсы и минусы раздробленности

Слайд 19

«Устав Владимира Мономаха» Закон облегчал положение должников. Запрещалось долговое рабство. Облегчалось положение закупов.

Слайд 21

Причины раздробленности Руси. 1. Неудобная система престолонаследия. 2. Князья-наместники имели свой аппарат управления. 3. Натуральное хозяйство. 4. Вотчинное землевладение обеспечивало материальную независимость … и стремление «осесть» на землю. 5. Киев теряет значение торгового центра и столицы, его затмевают новые города.

Слайд 22

Минусы раздробленности: Ослабла обороноспособность Руси. Княжества продолжали дробиться.

Слайд 23

Плюсы раздробленности: Меньшим княжеством легче управлять. Экономическое и культурное развитие отдельных княжеств шло быстрее и успешнее.

Слайд 24

Д/З § 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

ТЕМА: Раздробленность на Руси . Господин Великий Новгород. Владимиро –Суздальская Русь

Тестирование по  теме "Раздробленность на Руси. Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальская Русь"...

Методическая разработка урока на тему: Раздробленность Древнерусского государства.

Пояснительная записка. Работа предоставлена по гуманитарному направлению (история).Тема урока: Раздробленность Древнерусского государства.Класс 6.  Обучающиеся социально адаптированы, психол...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Презентация для 6 класса по истории России на тему: Раздробленность Древнерусского государства

Презентация для 6 класса по истории России на тему: Раздробленность Древнерусского государства...