Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство. - конспект урока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Курапкина Ольга Александровна

Учитель: Курапкина О.А.

Класс: 6

Тема: Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство.

Основные единицы знаний: боярская республика, вече, натуральное хозяйство, политическая раздробленность, посадник, тысяцкий, уделы.

Оборудование: карта «Политическая раздробленность Руси».

Цели:

- образовательная: определить причины и последствия политической раздробленности Руси, охарактеризовать особенности географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных русских землях на примере Новгородского государства.

- развивающая: развивать умения анализировать исторические источники, умение выделять общее и частное.

- воспитательная: воспитывать интерес к истории, осознавать связь прошлого с настоящим.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Курапкина О.А.

Класс: 6

Тема: Политическая раздробленность Руси. Новгородское государство.

Основные единицы знаний: боярская республика, вече, натуральное хозяйство, политическая раздробленность, посадник, тысяцкий, уделы.

Оборудование: карта «Политическая раздробленность Руси».

Цели:

- образовательная: определить причины и последствия политической раздробленности Руси, охарактеризовать особенности географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных русских землях на примере Новгородского государства.

- развивающая: развивать умения анализировать исторические источники, умение выделять общее и частное.

- воспитательная: воспитывать интерес к истории, осознавать связь прошлого с настоящим.

План урока:

№ п/п

Этап

Вопрос содержания

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация учеников

(1 мин)

Организовать настрой у учащихся на активную работу на уроке.

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня мы поговорим о начале нового периода развития истории нашей страны – политической раздробленности Руси; и познакомимся с Новгородской республикой.  Но сначала мне бы хотелось вспомнить предшествующие этому события.

2

Опрос материалов предыдущего занятия  (10 мин)

Любечский съезд, престолонаследие и междоусобицы русских князей, «Поучение» Владимира Мономаха, половцы.

Проверить материал прошлого урока. Развить умение работы с понятийным аппаратом.

Индивидуальный опрос (тест).

Ученики пишут тест по предыдущей теме: «Приемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол».

  1. В каком году состоялся Любечский съезд?
  2. Как назывались тюркоязычные  народы, кочевавшие в южнорусских степях и совершавшие набеги на Русь?
  3. Как назывался первых свод законов Древней Руси, написанных в XI веке?
  4. Что такое борьба за политическую власть между русскими князьями?
  5. Кто был автором «Поучения», призывавшего своих сыновей укреплять единство Руси?

Работы ученики сдаются учителю на проверку, в классе не обсуждаются.

Ученики письменно выполняют задание и сдают его на проверку:

  1. 1097 г.
  2. Половцы
  3. «Русская Правда»
  4. Междоусобица
  5. Владимир Мономах

Развивать умение работы с текстом документа, конструирование по опорным вопросам логического ответа.

Фронтальный опрос.

Ученики отвечают на вопросы учителя, анализируя текст «Поучения» Владимира Мономаха в учебнике.

- Кому было посвящено данное обращение киевского князя?

- С какими советами и пожеланиями обращался князь к своим приемникам?

- Найдите в тексте документа отношение автора к людям, церкви, дому и перечислите их.

- Какие «Поучения» князя пригодились нашим современникам?

Ученики устно выполняют задание, отвечают с места на вопросы учителя, дополняя друг друга, цитируют выдержки из текста документа в качестве собственных аргументов для ответа.

- В своём  «Поучении» Владимир Мономах обращался к своим сыновьям с целью таким образом предотвратить их борьбу за киевский престол, которая отрицательно отразится на развитии государства.

- Не лениться, делать добрые дела, ценить хорошее, учиться новому, заботливо относиться к простым людям, своим подчинённым.

Закрепление пройденного материала.

Развить интеллектуальные способности ученики, умение обобщать и делать выводы.

Фронтальный опрос.

Учитель задает классу проблемные вопросы:

- Возможно ли было сохранить прежнюю систему престолонаследия?

- Какие внутренние и внешние политические трудности испытывала Русь в конце XI века?

- В чём состоит значение Любечского съезда?

Ученики в ходе фронтального опроса отвечают на вопросы учителя о том, что систему престола было сохранить нельзя, между древнерусскими князьями обострилась борьба за киевский престол, а на границах Руси появилась угроза – половцы, в качестве основного значения съезда князей ученики называют начинающийся распад Древней Руси на отдельные княжества.

Подведение итогов опроса домашнего задания, выставление оценок ученикам.

3

Изучение нового учебного содержания (20-25 минут)

Причины распада Киевской державы.

Актуализация и взаимосвязь материалов прошлых уроков с темой нового содержания. Развить умение анализировать текст учебника и выделять главное. Вызвать эмоциональный отклик учеников на происходящие события в истории страны.

Работа с текстом учебника (комментированное чтение).

На прошлом уроке мы говорили о значении Любечского съезда древнерусских князей, закрепившего начало раздробленность Руси. Этот период, начавшийся со второй половины XI века, называется удельный период. Запишите определение удел – это города и земли, которые выделялись во владения русским князьям, постепенно обособлявшиеся от единого Киевского государства.

Определение удел записано на доске.

Ученики слушают объяснения учителя и записывают определение удел – это города и земли, которые выделялись во владения русским князьям, постепенно обособлявшиеся от единого Киевского государства.

Ученики читают текст учебника и выписывают причины раздробленности в конспект.

Причины политической раздробленности Руси:

- отсутствие прочных хозяйственных связей;

- рост крупного землевладения;

- господство натурального хозяйства;

- разрастание династии Рюриковичей;

- Любечский съезд.

Ученики записывают определение натуральное хозяйство в конспект.

Давайте вместе определим главные причины удельного периода раздробленности Руси.

Приём комментированного чтения.

Ученики читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя и делают записи в конспект.

Определение натуральное хозяйство записано на доске.

Итак, во второй половине XI – начале XII века Русь стала распадаться на самостоятельные княжества.

Образование новой удельной системы.

Развитие умения работать с картой, сформировать пространственное представления учеников.

Работа с картой.

К середине XII века на территории Древнерусского государства образовалось более десяти самостоятельных княжеств. Давайте обратимся к карте и найдём самые крупные из них, а так же назовём их политические центры.

Учащиеся по одному вызываются к доске, показывают и называют крупнейшие удельные княжества и земли, указывая их политические центры.

Задание на самоподготовку.

Как вы думаете, означала эта раздробленность конец существованию Древнерусского государства? Почитайте текст учебника и аргументируйте свой ответ. Сделайте общий вывод о целостности русского государства в удельный период.

Ученики работают с картой у доски и на местах с атласами, находят и называют крупнейшие княжества и земли данного периода истории, называют их политические центры.

Ученики читают текст учебника и называют признаки существования единства государства в условиях политической раздробленности:

- сохранение титула великого князя;

- единый древнерусский язык;

- единая религия, православие;

- единые законы, «Русская Правда»;

- единая система обороны русских границ.

Ученики обобщают материал и делают общий вывод о развитии русского государства в удельный период.

Вывод – в удельный период Древняя Русь не утратила внутренней целостности. Это было сообщество княжеств, сохранивших многие черты государственного, религиозного и культурного единства.

Последствия раздробленности.

Выявление и закрепление причинно-следственных связей исторических событий. Развивать критическое мышление учеников, умение обобщать изученный материал.

Проблемное задание (работа с текстом и таблицей).

Сегодня на уроке мы узнали о причинах политической или, как её ещё принято называть, удельной раздробленности Руси, доказали, что несмотря ни на что, государство оставалось единым. А какие же это имело последствия в целом для развития Древней Руси?

Прочитайте текст учебника и заполните таблицу на доске:

«Последствия раздробленности Руси»

Положительные последствия

Отрицательные последствия

- рост экономики в удельных княжествах и землях;

- расцвет местных ремёсел, образования и искусства.

- ослабление общей обороны страны, набеги половцев;

- междоусобные войны князей.

Ученики самостоятельно читают текст учебника и заполняют таблицу на доске.

Сделайте обобщающий вывод о влиянии раздробленности на развитие Руси. Запишите его в конспект

Ученики самостоятельно читают текст учебника и, называют последствия, заполняют таблицу на доске, аргументируя свой ответ конкретными примерами из параграфа.

Учащиеся делают обобщающий вывод и записывают его в конспект.

Удельная система способствовала экономическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усобицам и ослабила её обороноспособность.

Территория, природные условия и хозяйственная жизнь Новгородской республики.

Развивать умение работать учеников с картой, сформировать пространственное представление, выявить взаимосвязь исторических процессов, уметь их анализировать.

Учитель объясняет ученикам суть политической раздробленности Руси на примере Новгородской земли.

Работа с картой.

Посмотрите внимательно на карту «Политической раздробленности Руси». Какое политическое образование в этот период было самым крупным, назовите его политический центр, соседние государства, опишите географическое месторасположение, отметив его положительные и отрицательные  стороны.

Ученики выходят к доске, показывают на карте границы Новгородской земли, Великий Новгород, называют соседние государственные территории, «путь из варяг в греки», называют племена, жившие здесь до образования Руси.

Записи в конспект:

Географические и природные условия Новгородской земли благоприятствовали развитию ремесла и торговли.

Государственное устройство Новгорода.

Развивать умение систематизировать исторический материал, работать с таблицей, понятиями.

Давайте познакомимся с государственным устройством Новгорода и отметим главную его особенность от других удельных княжеств Древней Руси.

Учитель предлагает прочитать текст учебника – приём комментированного чтения.

  1. Кто руководил Новгородским государством?
  2. В чём заключались особенности положения новгородского князя?
  3. Запишите в тетрадь определение боярская республика. Почему она названа именно боярской?

Работа с таблицей:

  1. Составьте таблицу «Система управления Новгородом», указав обязанности  посадника, тысяцкого, архиепископа. Почему управляющие в Новгороде часто менялись?

        

Ученики читают и комментируют текст учебника, отвечают на вопросы учителя:

- главой Новгорода был князь, но его власть была не наследственной, потому что его приглашало вече – главный орган государственной власти в Новгороде (определение записывается в конспект);

- новгородский князь руководил обороной Новгородского государства, на его имя поступала дань, и он был высшим судебным арбитром;

- боярская республика, это высший орган власти, собрание свободных горожан, владельцев дворов и усадьб в городе (определение записывается в конспект). Бояре имели самое большое влияние на принятие решений собрания.

- «Система управления Новгородом»

Руководители города

Их обязанности

Посадник

Возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вёл дипломатические переговоры.

Тысяцкий

Контролировал поступление налогов, возглавлял новгородское ополчение.

Архиепископ

Возглавлял новгородскую епархию, ведал городской казной, эталонами мер и весов.

Управляющие Новгорода менялись в связи с борьбой за власть различных политических группировок, частыми были восстания.

4

Закрепление основного содержания занятия (до 5 мин)

Закрепить изученный материал с помощью постановки учителем проблемного вопроса, ученики делают  обобщающий  вывод.

Сегодня на уроке мы познакомились с началом нового периода в истории нашей страны – периодом политической раздробленности Древней Руси. В ходе урока мы выяснили причины и последствия раздробленности и рассмотрели её на примере развития Новгородского государства.

Как вы думаете, раздробленность древнерусского государства – это шаг назад в развитии общества или естественный путь его развития, новая ступень, новое качество?

Ученики, отвечая на проблемный вопрос, высказывают свои мнения, вспоминая пройденный материал и таким образом, делают для себя обобщающий вывод.

5

Постановка домашнего задания

Причины и последствия политической раздробленности Руси. Новгородское государство.

Учебник, читать параграф, отвечать устно на вопросы после параграфа.

Задания 1-9 в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Проверочная работа по теме "Политическая раздробленность Руси в 11-13 вв." (6 класс)

В работе три варианта по три вопроса в каждом. Блоки вопросов направлены на проверку по всему материалу  данной темы....

Урок по истории России по теме: Политическая раздробленность Руси (с применением элементов технологии критического мышления)

Урок по истории России по теме:Политическая раздробленность Руси(с применением элементов технологии критического мышления)...

Конспект открытого урока истории в 6 классе "Политическая раздробленность Руси"

Конспект открытого урока истории в 6 классе по тема "Политическая раздробленность Руси"...

Урок истории "Политическая раздробленность Руси. Возникновение самостоятельных княжеств"

Цели:1. Формирование представлений об особенностях древнерусского феодализма; знакомство с особенностями развития различных регионов государства; выявление основных тенденций внутренней политики и пол...

Политическая раздробленность Руси" Конспект урока

Конспект урока с анализом "Политическая раздробленность"...