Контрольно-оценочные средства по литературе для 8 класса ФГОС ООО
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Блинова Анжелика Александровна

Контрольно-оценочные средства по литературе для 8 класса ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_literatura_8_klass_fgos.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Контрольно-оценочные средства по литературе

для 8 класса

Составители:

учитель первой категории Блинова А.А.

г.о. Шуя

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Цель: проверка уровня усвоения материала по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Форма проведения: тестирование, ответы на вопросы.

Время тестирования: 35-40 минут.

Условия проведения: при проведении контрольной работы дополнительные материалы не используются.

Содержание работы: проведение контрольной работы направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Работа состоит из 22 заданий. Вопросы 1-17 предусматривают выбор одного ответа из предложенных. Вопросы 18-22 требуют развернутого ответа.

Вариант 1

1. Сюжет «Ревизора» был подсказан Н.В. Гоголю…

а) В.А. Жуковским

б) В.Г. Белинским

в) А.С. Пушкиным

2. Укажите эпиграф комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

б) «Береги честь смолоду»

в) «И жить торопится, и чувствовать спешит»

г) «Стрелялись мы»

3. Кто не является персонажем комедии «Ревизор»?

а) Шпекин

б) Гибнер

в) Чичиков

г) Земляника

4. В чем заключается своеобразие комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

а) отсутствие конфликта

б) трагическая развязка

в) немая сцена

г) отсутствует любовная интрига

5. Какие черты характерны чиновникам – персонажам комедии «Ревизор»?

а) взяточничество

б) халатность

в) добродушие

г) гостеприимство

д) страх перед начальством

е) честность

6. «Шинель» – это произведение…

а) романтическое

б) реалистическое

в) сентиментальное

7. Какое событие становится самым счастливым в жизни Акакия Акакиевича? 

а) награждение на службе

б) получение наследства

в) женитьба

г) пошив новой шинели


8. Какую проблему поднял Гоголь в своем произведении «Шинель»?

а) проблему любви и долга

б) проблему «маленького человека» и общества

в) проблему отцов и детей

г) Проблему чести и бесчестия


9. Мцыри говорит старому монаху:

…Жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В этих словах заключена важная мысль:

а) за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре

б) в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества

в) три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в которых он проявил себя как боец

10. Какое событие не изображено в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

11. К какому литературному направлению относится произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) сентиментализм

б) реализм

в) романтизм

г) классицизм

12. Какой момент в сюжете произведении «Мцыри» является кульминационным?
а) побег из монастыря

б) бой с барсом
в) встреча с грузинкой

13. Каким показан Савельич в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) забитым, безгласным крепостным

б) послушным, рабски преданным своим господам

в) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

14. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а) Марии Мироновой

б) Василисы Егоровны

в) Екатерины Второй

г) Авдотьи Васильевны

15. От чьего лица ведется повествование в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) автора

б) повествователя

в) Маши Мироновой

г) Петра Гринёва

д) Пугачёва

16. Эпиграфом к произведению «Капитанская дочка» А.С. Пушкин выбрал пословицу:

а) «Честь лучше бесчестья»

б) «Долг платежом красен»

в) «Береги честь смолоду»

17. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
а) роман
б) историческая повесть
в) семейно-бытовая хроника
г) мемуары

18. Зачем Маша уехала в Петербург?

19. Имена и фамилии у Гоголя всегда значимы. Что обозначает имя «Акакий»?

20. Что такое «хлестаковщина»?

21. Кто такой «маленький человек» в литературе? Приведите пример «маленького человека» в литературе.

22. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Вариант 2

1. Каково происхождение сюжета «Ревизора»?

а) придумал сам Н.В. Гоголь

б) подсказал А.С. Пушкин

в) вычитал в газете

г) взят из других источников

2. Кто является персонажем «Ревизора»?

а) Коробочка

б) Башмачкин

в) Бульба

г) Шпекин

3. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»:

а) чтение письма

б) отъезд Хлестакова

в) две развязки: разоблачение Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора

4. Действие комедии Н.В. Гоголя «Ревизор происходит…

а) в Москве

б) в Тульской губернии

в) в уездном городе N

г) в Петербурге

5. Какие черты характерны чиновникам – персонажам комедии «Ревизор»?

а) взяточничество

б) халатность

в) добродушие

г) гостеприимство

д) страх перед начальством

е) честность

6. Название цикла повестей Н.В. Гоголя, в который входит повесть «Шинель»:

а) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

б) «Петербургские повести»

в) «Миргород»

г) «Арабески»

7. Как Акакий Акакиевич относился к службе?

а) служил с любовью, с наслаждением

б) был равнодушен к работе

в) старался работать, чтобы не выгнали

8. Какую проблему поднял Гоголь в своем произведении «Шинель»?

а) проблему «маленького человека» и общества

б) проблему любви и долга

в) проблему отцов и детей

г) проблему чести и бесчестия

9. Мцыри говорит старому монаху:

…Жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В его словах заключена важная мысль:

а) в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества

б) три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в которых он проявил себя как боец

в) за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре

10. Эпиграф к произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри» («Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю») взят из…

а) былин                 

б) древнерусских летописей

в) Библии     

11. Определите жанр произведения «Мцыри»

а) баллада

б) элегия

в) притча

г) поэма-исповедь

12. Какой момент в сюжете произведении «Мцыри» является кульминационным?
а) побег из монастыря

б) бой с барсом
в) встреча с грузинкой

13.  Какова основная проблематика произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) проблема любви

б) проблема чести, долга и милосердия

в) проблема роли народа в развитии общества

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства

14. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а) Марии Мироновой

б) Василисы Егоровны

в) Екатерины Второй

г) Авдотьи Васильевны

15.  Петр старался следовать наказу отца – поступать в жизни честно. Укажите первый случай, когда он проявил требовательность к Савельичу и  сохранил свою честь.

а) когда отдал деньги, проигранные им в бильярд

б) когда подарил бродяге, спасшему его во время бурана, свой заячий тулуп

в) когда отругал Савельича за то, что тот не хотел дать денег

16. Эпиграфом к произведению «Капитанская дочка» А.С. Пушкин выбрал пословицу:

а) «Честь лучше бесчестья»

б) «Долг платежом красен»

в) «Береги честь смолоду»

17. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
а) роман
б) семейно-бытовая хроника
в) мемуары

г) историческая повесть

18. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

19. Имена и фамилии у Гоголя всегда значимы. Что обозначает имя «Акакий»?

20. Что такое «хлестаковщина»?

21. Кто такой «маленький человек» в литературе? Приведите пример «маленького человека» в литературе.

22. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 вариант

в

а

в

в

а,б,д

в

г

б

а

а

в

2 вариант

б

г

в

в

а,б,д

б

а

а

в

в

г

12

13

14

15

16

17

18

1 вариант

б

г

в

г

в

б

встретиться с императрицей

2 вариант

б

б

в

а

в

г

при казни Пугачева

19. Имя «Акакий» обозначает «невинный», «незлобивый».

20. «Хлестаковщина» - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и вранье, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. (ответ может быть сформулирован иначе)

21. «Маленький человек» - тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность. Судьба «маленького человека» чаще всего складывается трагично. (ответ может быть сформулирован иначе) Примеры: Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Башмачкин («Шинель»), Червяков («Смерть чиновника)

22. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повести «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина. (ответ может сформулирован иначе)

Критерии оценки

Задания 1-19 оцениваются 1 баллом

Максимальный балл за задания 20-22 – 3

Максимальный балл за работу – 28

Количество баллов

28-27

26-20

19-14

Менее 14

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова

Цель: проверка уровня усвоения материала по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Форма проведения: тестирование, ответы на вопросы.

Время тестирования: 35-40 минут.

Условия проведения: при проведении контрольной работы дополнительные материалы не используются.

Содержание работы: проведение контрольной работы направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Работа состоит из 18 заданий. Вопросы 1-6, 8-10, 17 предусматривают выбор одного ответа из предложенных либо нахождение указанных соответствий. Вопросы 7, 11-13, 16, 18 требуют развернутого ответа.

1. Каков тип композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

а) рассказ в рассказе              

б) повествование от первого лица

в) последовательное авторское изложение событий

2. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение        

б) восторг          

в) возмущение            

г) пренебрежение

3. В какое время происходит действие рассказа «После бала»?

а) царствование Александра I

б) царствование Николая I

в) царствование Александра II

4. Что особенно умиляет автора во внешности полковника на балу?

а) шляпа            

б) мундир  

в) сапоги                  

г) галстук

5) За что татарина наказывают шпицрутенами?

а) за воровство

б) за побег

в) за клевету

г) за пьянство

6. Прочитайте две цитаты:

 «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное …  и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».

«И я видел, как он своей сильной рукой … бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Какой художественный прием использован в описании отца Вареньки:

а) антитеза

б) анафора

в) гипербола

7. Укажите автора и произведение.

Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. Когда она уже простилась с мужем и детьми и до третьего звонка оставалось одно мгновение, я вбежал к ней в купе, чтобы положить на полку одну из ее корзинок, которую она едва не забыла; и нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...

8. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

а) роман      

б) повесть          

б) быль      

г) рассказ

9. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

а) открывает повествование                    

б) завершает повествование

в) является кульминацией любовного сюжета

г) является одним из этапов развития сюжета

10. Главной темой данного фрагмента является:

а) тема несостоявшейся любви                    

б) тема крестьянского труда                        

в) тема добра и зла.

11. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»).

12. Из абзаца, начинающегося со слов: «Мы провожали…» выпишите слово, которое объясняет, что утратили герои в силу своих предрассудков.

13. В абзаце, начинающемся со слов: «Я поцеловал…» найдите словосочетание, которое свидетельствует о том, что любовь героев обречена.

14. Какую форму имеет повествование в данном произведении?

а) повествование от 1-го лица              

б) повествование от 3-го лица

в) рассказ в рассказе                            

г) форму монолога

15. О чём думали собеседники Алёхина, прослушав историю о несостоявшейся любви? 

а) Алёхин был недостоин настоящей любви
б) слушатели представляли, какое скорбное лицо было у дамы при расставании
в) слушатели позавидовали Алёхину
г) они подумали о том, что в их жизни не было такой искренней и чистой любви

16. Определите род литературы, к которому относится данное произведение.

17. Соотнесите автора и лирическое произведение.

а) А.С. Пушкин

1. «Поле зыблется цветами…»

б) М.Ю. Лермонтов

2. «Осенний вечер»

в) А.А. Фет

3. «Цветы последние милей…»

г) Ф.И. Тютчев

4. «Осень»

д) А.Н. Майков

5. «Первый ландыш»

18. Укажите способ рифмовки:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

в

б

а

А.П. Чехов «О любви»

г

в

а

11

12

13

14

15

16

17

18

эпитет

любовь

расстались навсегда

в

б

эпос

а3,б4,в5,г2,д1

перекрестная

Критерии оценки

Задания 1-18 оцениваются 1 баллом

Максимальный балл за работу – 18

Количество баллов

18-17

16-14

13-10

менее 10

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая контрольная работа

Цель работы: определение уровня сформированности у обучающихся  8 класса следующих предметных и метапредметных умений:

- владение литературоведческой терминологией;

- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

- извлечение необходимой информации из текста;

- установление причинно-следственных связей;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Время выполнения работы: 35-40 минут

Условия проведения: при проведении тестирования дополнительные материалы  не используются.

Содержание работы: тестирование направлено на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции. Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Работа состоит из 25 заданий и подразумевает ответы на поставленные вопросы.

1. Псевдоним – это…

а) главный герой произведения      

б) вымышленное имя, под которым автор публикует свое произведение

в) прототип героя, реальное лицо      

г) жанр устного народного творчества

2. Композиция произведения – это:

а) тема

б) завязка и развязка

в) последовательность частей и элементов произведения

3. Назовите основные роды литературы

а) эпос, повесть, драма          

б) эпос, лирика, драма  

в) роман, поэма, комедия

г) эпос, лирика, трагедия

4. Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) сказка

б) былина

в) народная песня

г) поэма

5. Исторические песни – это…

а) народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях

б) народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях

в) авторская песня    

6. Назовите героев исторических песен:

а) Ермак Тимофеевич

б) Князь Потемкин

в) Емельян Пугачев

г) М.И. Кутузов

7. Житие – это описание…

а) жизни народного героя  

б) жизни исторического деятеля      

в) жизни и деяний святого

г) рассказы о жизни Иисуса Христа

8. «Повесть о Шемякином суде» - …

а) это произведение фольклора              

б) это произведение древнерусской литературы

в) это произведение современной литературы

г) это произведение литературы 19 века

9. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?

а) суд неправый, несправедливый

б) суд справедливый

в) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином

10. Укажите произведение Д.И. Фонвизина:

а) «Недоросль»  

б) «Ревизор»    

в) «Горе от ума»      

г) «Шинель»

11. Кому принадлежат слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться»?

а) Скотинину

б) Правдину      

в) Милону    

г) Митрофанушке

12. Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?

а) с Гоголем 

б) с Пушкиным

в) с Лермонтовым

13. Чем заканчивается комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»?

а) свадьбой

б) немой сценой

в) отъездом Хлестакова за границу

14. «Мцыри» в переводе с грузинского означает…

а) одинокий

б) пленник

в) послушник, который живет при монастыре

15. О чем говорит Мцыри: «За эти несколько минут… Я б рай и вечность променял»?

а) за время встречи с грузинкой

б) за ночь бегства из монастыря

в) за возможность попасть на Родину

16. Кто возглавлял крестьянское восстание, описанное в «Капитанской дочке»?

а) Степан Разин

б) Емельян Пугачёв  

в) Кондратий Булавин    

г) Иван Болотников

17. Какой подзаголовок у поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

а) Книга о бойце    

б) Книга про бойца      

в) Книга о солдатах      

г) Книга о войне

18. Василий Теркин – это…

а) историческая личность

б) сказочный герой

в) собирательный образ

19. Чем закончилась история любви в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»?

а) герои остались вместе

б) у героини родился ребенок

в) муж героини застрелился

20. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»?

а) жена героя Вера

б) сам герой – Николай Алмазов

в) старый профессор, принимавший экзамен

21. Какое произведение принадлежит В.П. Астафьеву?

а) «Фотография, на которой меня нет»

б) «Шинель»

в) «Пенсне»

22. Выберите произведение, написанное Теффи:

а) «Куст сирени»

б) «О любви»

в) «Кавказ»

г) «Жизнь и воротник»

23. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»?

а) старушка не хотела отдавать долг франту

б) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке

в) у старушки заболела внучка

24. Где впервые встретились Ромео и Джульетта?
а) на площади
б) в саду
в) на карнавале в доме Капулетти

25. К какому литературному жанру относится произведение «Ромео и Джульетта»?
а) ода
б) трагедия
в) роман

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

б

в

б

г

а

а, в

в

б

а

а

г

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

б

б

в

в

б

б

в

в

а

а

г

23

24

25

б

в

б

Критерии оценки

Задания 1-25 оцениваются 1 баллом

Максимальный балл за работу – 25

Количество баллов

25-24

23-20

19-14

менее 14

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

Фонд оценочных средств по литературе 5 класс УМК Сухих И.Н.

Фонд оценочных средств по литературе 5 класс УМК Сухих И.Н....

Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса

Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса...

Контрольно - оценочные материалы по предмету "Литература" 7 класс

Контрольно - оценочные материалы по предмету "Литература" для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. 7 класс....

Контрольно – оценочные материалы по предмету «Литература», 5 класс

Контрольно-оценочные материалы по литературе для 5 класса со спецификациями....