Главные вкладки

    Открытое внеклассное мероприятие по литературе.
    план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс)

    Новикова Олеся Григорьевна

    Открытое внеклассное мероприятие по литературе в 5-6 классах , посвящённое жизни и творчеству А.С. Пушкина - "И жизнь, и слёзы, и любовь..."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_po_tvorchestvu_a.docx38.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству А.С. Пушкина

                                        «И жизнь, и слезы, и любовь…»

    Фильм  Последняя дуэль Наталья Бондарчук

    Ведущий: 10 февраля  – День Памяти А.С. Пушкина.

    В этот день перестало биться сердце великого русского поэта.

    Звуки хронометра (15 секунд)

    Ведущий: Мы помним всё: и выстрел Дантеса, и набережную Мойки, и роковую отметку, на которой остановились стрелки его часов 14-45……

    Ведущий: Имя Пушкина – святое для нас имя. Эта наша гордость.

    Чтец:

    Стихотворение «Смерть поэта»

    Погиб поэт! – невольник чести –

    Пал, оклеветанный молвой,

    С свинцом в груди и жаждой мести,

    Поникнув гордой головой!...

    Не вынесла душа поэта

    Позора мелочных обид,

    Восстал он против мнений света

    Один, как прежде….. и убит!

    Убит!.... К чему теперь рыданья,

    Пустых похвал ненужный хор

    И жалкий лепет оправданья?

    Судьбы свершился приговор!

    Не вы ль сперва так злобно гнали

    Его свободный, смелый дар

    И для потехи раздували

    Чуть затаившийся пожар?

    Что ж? веселитесь…. Он мучений

    Последних вынести не мог:

    Угас, как светоч, дивный гений,

    Увял торжественный венок.

     Ведущий: Всем с детства знакомо звонкое имя – Пушкин. При этом имени

    тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем отразилась

    русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

     Ведущий: сегодня мы перелистаем страницы великой биографии поэта,

    чтобы понять, что для него всегда было дорого: честь, верность, дружба,

    любовь.

    Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин родился в начале лета, когда природа цвела и благоухала яркими, сочными красками  - 6 июня 1799 года в Москве.

    Ведущий: Отец поэта, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Предки Пушкина со стороны отца были уважаемыми людьми при царском дворе.

    Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, арапа Петра великого, ставшего впоследствии русским генералом.

    Ведущий: Занятые светской жизнью, родители Пушкина уделяли мало внимания детям, которых в семье родителей Пушкина было 3. Старшая дочь Ольга, Александр, младший сын Лев.

    Воспитанием Саши и Оли занимались гувернеры - французы, которые были плохими учителями и воспитателями. В доме господствовал французский язык, так что читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме поэта были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык, живой, образный и богатый. Это дядька Никита Козлов, няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал.

    В комнате бабушки Саша нередко забирался в большую корзину, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, которая стояла рядом с креслом бабушки, и, тихонько сидя в ней, слушал полные живых подробностей рассказы о старине.

    Когда Саше исполнилось 5 лет, М. А. Ганнибал стала учить его читать и писать по- русски.

    Чтец.

    Мастерица ведь была
    И откуда что брала!
    И куда разумны шутки,
    Поговорки прибаутки,
    Небылицы, былины
    Православной старины!
    Слушать так душе отрадно,
    И не пил бы, и не ел,
    Все бы слушал да сидел.

    Ведущий: Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна Яковлева, няня поэта. Русские народные сказки, песни, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи - словом, все богатство разговорного русского языка и русского фольклора раскрывалось перед мальчиком в словах Арины Родионовны. Он полюбил ее нежной, детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку. Он звал ее мамой, мамушкой и посвятил ей немало поэтических строк.

    Чтец.

    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, о подвигах Бовы…
    От ужаса не шелохнусь бывало:
    Едва дыша, прижмусь под одеялом,
    Не чувствуя ни ног, ни головы.
    Под образом простой ночник, из глины,
    Чуть освещал глубокие морщины,
    Другой антик, прабабушкин чепец
    И длинный рот, где зуба два стучало,
    Все в душу страх невольный поселяло;
    Я трепетал, и тихо наконец
    Томление сна на очи упадало.

    Ведущий: Много позднее Александр Сергеевич записал со слов няни семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для сказки “ О мертвой царевне”.

    Ведущий: Пушкин рано выучился читать. К 9 годам большая библиотека отца была почти вся перечитана. Память у мальчика была великолепная, много из прочитанного знал наизусть.

    В доме Пушкиных часто собиралось общество знаменитых в то время писателей: приходил Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков. Отец разрешал Саше присутствовать на собраниях. Там шли горячие литературные споры, гости читали стихи, поэмы, прозу. Мальчик внимательно слушал, и в нем рано пробудилось желание писать.

    Станция «Лукоморье»

    - Из какого названия пришло название Лукоморье? (Руслан и Людмила»)

    - В какой сказке есть правдиво говорящее зеркало? («Сказка о мёртвой

    царевне и о семи богатырях»)

    - Чем ловил старик рыбу «…у самого синего моря…»? (Неводом)

    - Сколько лет жил старик со своей старухой»? (30 лет и 3 года)

    - К кому обращался Елисей с просьбой помочь отыскать невесту? (К солнцу, к

    ветру, к месяцу)

    - Что приготовил царь-отец в приданое царевне из «Сказки о мёртвой царевне

    и о семи богатырях»? (Семь торговых городов/ Да сто сорок теремов)

    - Где поп встретил Балду? (На базаре)

    - Как звали собаку, жившую в доме 7 богатырей из «Сказки о мёртвой

    царевне…»? (Соколко)

    -Как звучит полное название «Сказки о царе Салтане…»? (« Сказка о царе

    Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне, и о прекрасной

    царевне Лебедь»)

    Ведущий: Когда мальчику исполнилось 12 лет, Сергей Львович и Надежда Осиповна определили своего сына в Царскосельский лицей, который находился недалеко от Петербурга.

    19 октября 1911 года было открытие Лицея. С этого времени начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и его друзей- лицеистов: Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига.

    Чтец.

    Вы помните: когда возник Лицей,
    Как царь для нас открыл чертог царицын,
    И мы пришли. И встретил нас Куницын
    Приветствием меж царственных гостей.
    Тогда гроза двенадцатого года
    Еще спала. Еще Наполеон
    Не испытал великого народа-
    Еще грозил и колебался он.
    Вы помните: текла за ратью рать,
    Со старшими мы братьями прощались
    И в сень наук с досадой возвращались,
    Завидуя тому, кто умирать
    Шел мимо нас… И племена сразились,
    Русь обняла кичливого врага,
    И заревом московским озарились
    Его полкам готовые снега.

    Ведущий:“ Это было в 1815 году на публичном экзамене в Лицее. Мы волновались очень, когда узнали, что будет присутствовать на экзамене Державин. Дельвиг даже вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать руку этому замечательному русскому поэту. В ту пору Державин был уже очень стар. Экзамен наш его сильно утомил. Он сидел, подперев голову рукой. Лицо его ничего не выражало, глаза были мутны. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели, он преобразился весь. Читали его стихи, его стихи хвалили. Он слушал с живостью необыкновенной.

    Наконец вызвали меня. Я прочел мои “ Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Державин был в восхищении от стихов, он требовал меня к себе, он хотел меня обнять. Но я убежал. Меня искали, но не нашли”, - вспоминал А. С.Пушкин.

    До конца своих дней А.С. Пушкин помнил Царскосельский лицей и лицейское братство.

    Чтец.

    Друзья мои! Прекрасен наш союз!
    Он, как душа, не разделим и вечен,
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастье куда б ни завело,
    Все те же мы: нам целый мир – чужбина,
    Отечество нам – Царское Село…

    Станция «Литературно-опознавательная»

    - Это старинный русский барин, герой одного из произведений Пушкина, его

    богатство, знатный род дают ему большой вес там, где находится его имение;

    держит «псарный двор, где более 500 гончих и борзых живут в довольстве и

    тепле», чем он очень гордится, показывает собак гостям. (Кирила Петрович

    Троекуров)

    - Как называлась деревня, принадлежавшая Троекурову? (Кистенёвка)

    - «Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен ехать в Покровское,

    пока Вы не вышлете мне псаря Парамошку с повинною; а будет воля моя наказать

    его или помиловать; а я терпеть шуток от ваших холопьев не намерен, да и от Вас

    не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин.» Чьё это письмо?

    (Андрея Гавриловича Дубровского)

    - Назовите героя по описанию. «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист,

    бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Особые приметы:

    таковых не оказалось. (Владимир Дубровский)

    - Под какой фамилией Дубровский проник в дом Троекурова? (Дефорж)

    - Как звали барышню-крестьянку из одноимённой повести?

    (Лиза-Акулина)

    Викторина

    1. Где находился лицей, в котором учился поэт? (Во флигеле Екатерининского дворца —летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.)

    2. Когда состоялось открытие лицея? (19 октября 1811 г.)

    3. Какого цвета была форма лицеистов? (Синего.)

    4. Как звали лицейского друга А.С. Пушкина? (Иван Иванович Пущин.)

    6. Какое прозвище дали друзья по лицею А.С. Пушкину? (Француз.)

    7. О ком пишет поэт: «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Об И. И. Пущине.)

      Следующий конкурс - «Звонкая рифма».

    Ведущий 1. Ваша задача - угадать по рифме стихотворение.

    1. ..кроет,

    ...крутя;

    ...завоет,

    ...дитя,

    ...обветшалой,

    ...зашумит,

    …запоздалый,

    ...застучит. (Зимний вечер.)

    2. … злилась,

    ...носилась,

    ...пятно,

    ...желтела,

    ...сидела,

    …окно,

    …небесами,

    ...коврами,

    …лежит. (Зимнее утро.)

    3. ...суровых,

    ...моя,

    ...сосновых,

    ...меня,

    ...светлицы,

    ...часах,

    ...спицы,

    ...руках. (Няне.)

    4. …бесценный,

    …благословил,

    …уединенный,

    …занесенный,

    …огласил. (Пущину.)

    Ведущий: В 1817 году Пушкин окончил лицей и уезжает в Петербург. Там он зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Служба оставляла много свободного времени, и он с жадностью отдался соблазнам столичной жизни. Он полюбил театр, балет, светские вечера. Возвратившись далеко за полночь домой, он удобно устраивается за своим письменным столом и пишет, пишет, пишет…

    Именно в 1820 году в Петербурге А.С. Пушкин создает свою замечательную поэму “Руслан и Людмила”. Василий Андреевич Жуковский, восхищенный написанной поэмой, подарил автору свой портрет с надписью “ Победителю - ученику от побежденного учителя”.

    Язык этого произведения простой, шутливый, истинно народный. Сквозь дым веков родной истории встает перед читателями поэтическая картина русской земли, дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

    Чтец.

    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом;
    Идет направо – песнь заводит,
    Налево – сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит;
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей;
    Там лес и дол видений полны;
    Там о заре прихлынут волны
    На брег песчаный и пустой,
    И тридцать витязей прекрасных
    Чредой из вод выходят ясных,
    И с ними дядька их морской;
    Там королевич мимоходом
    Пленяет грозного царя;
    Там в облаках перед народом
    Через леса, через моря
    Колдун несет богатыря;
    В темнице там царевна тужит,
    А бурый волк ей верно служит;
    Там ступа с Бабою – Ягой
    Идет, бредет сама собой;
    Там царь Кащей под златом чахнет;
    Там русский дух…. Там Русью пахнет!
    И там я был, и мед я пил;
    У моря видел дуб зеленый;
    Под ним сидел, и кот ученый
    Свои мне сказки говорил.

    Ведущий:В годы петербургской жизни Пушкин создает ряд стихотворений, где резко осуждает крепостное право, призывает отдать жизнь борьбе с самовластием, посвятить отчизне души прекрасные порывы.

    Чтец.

    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман;
    Но в нас горит еще желанье,
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    Ведущий: За вольнолюбивые стихи А.С. Пушкин был отправлен в южную ссылку, а затем в село Михайловское.

    В Михайловском Пушкина встретила вся семья, недовольная опальным поэтом. Радостно только встретила своего питомца Арина Родионовна, няня поэта, теперь уже старушка.

    Долгими зимними вечерами горел огонь в комнате няни. В эту светлицу часто приходил Александр Сергеевич, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у Бога за пазухой. Тут было тепло. На лежанке в углу, свернувшись в клубок, дремал серый кот. Пушкин и сам взбирался на лежанку. Они с Ариной Родионовной много болтали, хотя няня всегда была за работой: вязала чулки, латала старую юбку, вертела нить на веретене. Но самым замечательным в эти долгие зимние вечера были нянины сказки. Она их мастерски сказывала, пересыпая пословицами и поговорками. Эти нянины сказки, приговорки, песни Пушкин записывал в блокнот. Неслучайно лучшие сказочные творения родились после Михайловской ссылки.

    Ведущий: Много позднее был записан рассказ кучера Пушкиных о взаимоотношениях Александра Сергеевича с нянюшкой. “ Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит ее глядеть: “Здорова ли мама?” Он ее все мамой называл, а она ему нараспев:“ Батюшка, ты за что это меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?” “Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила”, - отвечал поэт.

    Вернувшись из ссылки в 1826 году, Пушкин посветил няне прекрасные строки.

    Чтец.

    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На черный отдаленный путь;
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь…

    Ведущий: А к Пушкину шли письма: “ Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Целую ваши ручки, мой дорогой.” Это бессмертная любовь няни была охранным талисманом для опального поэта.

    Ведущий: Закончилось время ссылки, Пушкин, по настоянию Николая 1, едет в Москву. Именно в Москве в самом конце 1828 года на балу А.С. Пушкин встретился со своей будущей женой.

    Ведущий: В белом воздушном платье с золотым обручем на голове Наталья Николаевна Гончарова сразу покорила сердце русского поэта. Александр Сергеевич  сравнивал Наталью Николаевну с Мадонной , изображённой на картине   итальянского художника Пьетро Перуджино.  «Мадонна с младенцем».

    Фильм   Григорий Лепс   Натали

    Ведущий: Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти. С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России – Александра Сергеевича Пушкина. Наталья Николаевна была частью Пушкинской души, всегда мечтавшей о гении чистой красоты. По воспоминаниям современников она была одарена божественной красотой и могла составить блестящую партию многим, ведь сам царь покровительствовал этой юной красавице. Но любовь Пушкина была всепокоряющей.

    В глазах родителей Натали он был невыгодной партией для их дочери. Не слишком богат, на плохом счету у правительства. Но все-таки перед этой обоюдной любовью они были вынуждены отступить. Александр Сергеевич  сравнивал Наталью Николаевну с Мадонной, изображённой на картине   итальянского художника Пьетро Перуджино.  «Мадонна с младенцем».

    Ведущий:Не только влюбленному Пушкину приходило в голову сравнение Натальи Николаевны с мадонной.

    Внучка М. И. Кутузова, умная и тонкая графиня Д. Ф. Фикельмон, записывала в дневнике в 1831 году, увидев впервые Наталью Николаевну: «Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая,— лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением,— глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные,— взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный,— тонкие черты, красивые черные волосы». Несколько позднее она же записывала: «Поэтическая красота г-жи Пушкиной проникает до самого моего сердца.
    Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике — эта женщина не будет счастлива, я в том уверена! Она носит на челе печать страдания. Сейчас ей всё улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная, а между тем голова ее склоняется и весь ее облик как будто говорит: «я страдаю». Но и какую же трудную предстоит ей нести судьбу — быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин».

    Ведущий: Знакомство Александра Пушкина с Дантесом произошло в 1834 году. Поэт сразу невзлюбил напыщенного Дантеса за его высокомерный нрав и развязные разговоры с дамами. А Дантесу, в свою очередь, очень понравилась Наталья Николаевна, которая была женой Александра Сергеевича. И он стал уделять ей особое внимание, Поначалу Пушкин никак не реагировал на это и не воспринимал такие ухаживания всерьез. Он любил свою жену и безмерно ей доверял. А между тем Дантес уже в открытую добивался Наталью Николаевну, что вызывало шептания и смешки за спиной Александра.

    Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась из-за Натальи Николаевны Гончаровой. Именно из-за верности мужу, ее нежелания флиртовать с другими мужчинами. Это вызвало у Дантеса месть. Разве мог Пушкин запятнать имя своей юной жены, подарившей ему четверых детей, жены, для которой Александр Сергеевич был и мужем и другом.

    Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Черной речке под Петербургом. 

    Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, по условиям они становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал после выстрела Дантеса, кратковременно потерял сознание, но быстро пришёл в себя. Пушкин предположил, что пулей была раздроблена бедренная кость, но сказал, что у него хватит сил сделать ответный выстрел. Дантес отделался легким ранением руки. После этого поэта сразу увезли домой, где к нему прибыл врач Арендт, который сообщил Александру Сергеевичу о его скорой кончине.

     Ведущий: На тот момент медицина была на достаточно низком уровне, и поэтому смерть Пушкина была неизбежна. Однако в 1937 году советские хирурги во главе с академиком Бурденко сообщили, что в наши дни Александра Сергеевича вылечил бы даже врач средней квалификации. Смерть Пушкина сильно взбудоражила общественность. Набережная Мойки была полна народа, а люди все прибывали и прибывали, чтобы проститься с гением русской литературы. Они восприняли известие о кончине поэта как личную трагедию.

    Ведущий:Когда раненого Пушкина привезли домой, он больше всего волновался, чтобы Наталья Николаевна не узнала о тяжести его ранения. А Наталья Николаевна лежала без памяти, потрясенная горем, когда она увидела умирающего Пушкина, то бросилась к нему, упала перед ним на колени и, рыдая, восклицала: “ Пушкин, мой Пушкин…”

    Ведущий: За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой.

    Фильм Сцена смерти Пушкина

     (звучит музыка Свиридова “Метель”)

    Ведущий: 37 лет было отпущено судьбой Пушкину. И за этих 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.

    Пленительные его стихи завораживают нас колдовскими строчками - он поэт!

    Ведущий: Каждый из нас должен знать  имя - А.С.Пушкин.  Ведь уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.

    Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу  положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....

    Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

    Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

    внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы"

    Литературная игра с использованием системы голосования (тестовые задания)....

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

    Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

    Игра – конкурс «Знатоки сказок». Открытое внеклассное мероприятие по литературе для 5-х классов

    Это мероприятие можно провести во время декады русского языка и литературы. В данной презентации собраны интересные задания для учащихся на знание литературных сказок....

    Открытое внеклассное мероприятие по литературе 19 века

    Мероприятие по литературе погружает участников в 19 век, с его понятиями, обычаями и лексикой....

    Открытое внеклассное мероприятие по литературе на тему «Этих дней не смолкнет слава».

    Цель:1.Образовательная: знакомство с трагическими страницами истории.2.Развивающая: развитие творческих способностей.3.Воспитательная: воспитание чувства патриотизма: гордости за родную страну, за сво...