Главные вкладки

    Методическая разработка по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"
    учебно-методический материал по литературе (7 класс)

    Козлова Ирина Петровна

    Комплексная дидактическая цель:  формирование представления о роли человека в нашей жизни.

    Тип урока:  комбинированный

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл табличный конспект305.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    Дидактические средства и ЭОР

    Этап 1. Организационный (1мин)

    Приветствует обучающихся, интересуется их самочувствием  и настроением.

    Отвечают на приветствие учителя. Позитивно настраиваются на дальнейшую работу.

    Делятся на группы.

    Коммуникативные-

    К1.1, К1.3, К1.5.

    Регулятивные – РВС.

    Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (5 мин)

    Демонстрирует  слайд с заданием

    «Продолжить мысль».

    Я думаю, что:

    1.Жизнь – это…

    2.Сочувствие (сострадание) – это…

    3.Война – это...

    4. Подвиг – это…

    5.Долг – это…

    6. Плен – это…

    7.Патриотизм – это…

    и др.

    Работают фронтально.

     Предлагают свои формулировки.

     Внимательно слушают ответы других, не перебивая.

    Уважают иное мнение и    аргументируют свое. В результате полилога приходят к конценсусу.

    Коммуникативные –

    К2.1, К2.2.

    Регулятивные – РВС.

    Познавательные –

    ПЛ4, ПЛ8.

    (общеучебные и логические).

    Слайд

    Этап 3. Индукция: Постановка цели и задач урока (5мин)

    Демонстрирует фрагмент видео о помощи, организует беседу по вопросам:

    О чем фрагмент?

    Как бы вы его озаглавили?

    Как думаете, о чем мы будем говорить?

    Работают фронтально.

     Предлагают свои темы и заголовки фрагмента. Внимательно слушают ответы других.

    Уважают иное мнение.

    Аргументируют свое мнение.

    Приводят примеры из личного опыта.

    Делают общий вывод о целеполагании (что будут говорить о человеческих  ценностях и о выборе, значении этого выбора в жизни).

    Формулируют предполагаемую цель урока.

    Коммуникативные – К4.3,

    Регулятивные – РЦ.

    Познавательн. – НЕО2.

    Фрагмент видео

    http://www.youtube.com/watch?v=LGgh 

    Этап 4. Актуализация знаний (2 мин)

    Приходилось ли Вам в жизни сталкиваться с подобными ситуациями?

    Как вы себя чувствовали при этом?

    Приводят примеры из личного опыта.

    Делятся своими переживаниями.

    Учатся сопереживать другим.

    Внимательно слушают друг друга.

    Используют различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строят  монологическое доказательное высказывание.

    Личностные – СОП3.

    Регулятивные – РПл.

    Коммуникативные –

    К2.4, К1.5.

    Этап 5. Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

    Переходим к произведению М.Шолохова «Судьба человека»,

    соприкоснемся с природой человеческой души;

    герои рассказа необычны и помогают читателю  откликнуться на настоящие человеческие переживания.

    1.Задает вопросы:

    какова тема,  

    идея произведения, проблема?

    2.А сейчас мы будем работать с текстами. Каждая команда получает свой  вариант с заданиями. Текст получает каждый член команды. После выполнения работы мы обсудим результаты.

    3.Ребята, мы с вами сталкиваемся с  понятиями  «выбор», «сострадание»,  «любовь» и т.д.

    Это  то, о чем мы говорили в начале урока. Я предлагаю вам познакомиться с разными определениями термина «любовь», которые взяты из разных источников.

     Ваша задача: внимательно прочитать и найти элементы, объединяющие все определения и попробовать сконструировать свое в виде схемы, например,

    4.После выполнения задания можно спросить: «Знаете ли Вы, что любовь бывает условной и безусловной?».

     Если затрудняются ответить, то наводящее предложение:

     «Я люблю тебя за то, что….»  или

    «Я не смогу тебя любить, так как…»

    А какая любовь была у Ванюшки к отцу ?

    1.Работают фронтально.

    Отвечают на вопрос учителя.

     (тема -  войны, переживания)

    главная мысль (идея) – значимости любви и добра, идущих от человека к человеку,   самопожертвование;

    проблема – ужаса войны, милосердия и смысла жизни, способности различать добро и зло).

    2. Работают с текстами (каждый), но задание выполняют вместе после обсуждения.

    Выделяют  нужные фрагменты.

     Обсуждают тексты. Отвечают на вопросы.

     Затем представитель от каждой команды презентует результаты работы всей команды, которые обсуждаются всем классом, и все делают общий вывод (итог).

    3.Работа в группе с текстом понятия «любовь».

    Внимательно читают определения.

    Находят самое трудное для понимания.

     Затем, наиболее приемлемое пробуют вычленить общие элементы в разных определениях, и, соответственно, результат. Конструируют свое определение.

     Представитель от команды презентует выполненное задание всему классу: рисуют свои схемы на доске (одновременно).

    Обсуждают результаты.

     Делают вывод.

    4. Сами делают вывод об условной  любви («люблю за то, что…»)

                                   и

    безусловной любви («люблю просто за то, что ты есть»).

    Коммуникативные –

    К1.3, К1.4, К1.5, К2.4, К3.1, К3.4.

    Регулятивные – РО.

    Познавательные –

    ПО1, ПО2, ПО7, ПЛ1.

    Личностные – Соб1.

    Коммуникативные –

    К2.4, К4.1.

    Регулятивные – Ркон, РЦ.

    Познавательные –

    ПЛ4, ПО8, ПП2, ПЛ7.

    Слайды

       

     Отрывки из текста произведения для  команд.

    Распечатка нескольких

    определений термина «любовь» из разных источников.

    Этап 6. Первичная проверка понимания (3мин)

    1.Предлагает выполнить сигнальный диктант.

    Если утверждение верно, то  поднимают карточку стороной красного цвета, если нет, то белой.

    1. Работают индивидуально, поднимая карточки.

    Обсуждают и корректируют неверные ответы.

    Обсуждение ведут в корректной форме.

    Самостоятельно оценивают свои ответы в когнитивной карте.

    Коммуникативные

    К1.5, К3.4, К4.1.

    Регулятивные РВС.

    Познавательные –

    ПО8, ПО6, ПЛ2, ПП2.

    Сигнальные карточки.

    Этап 7. Первичное закрепление (5мин)

    1.Предлагает  составить синквейн на тему «Война»/»Подвиг»

    Если затрудняются, то можно составлять синквейн вместе.

    1. Смотрят на слайд с общей технологией составления синквейна.

    Работают в группе: составляют синквейн.

    Презентуют результат каждой команды.

    Делают выводы.

    Коммуникативные -

    К3.2, К3.4, К4.1.

    Регулятивные – РПр.

    Познавательные –

    ПО8, ПЛ1, ПП2.

    Слайд (технология синквейна).

    Этап 8. Творческое задание (1 мин)

    Раздает творческое задание по желанию

    Обсуждают, что получилось на уроке лучше всего.

    Получают задание по желанию.

    Коммуникативные –

    К1.1, К1.3, К4.1.

    Регулятивные – РКор, РВС

     Творческое задание:

    Найдите слова-понятия на тему:

     «Чем живы люди?»                                                                                                                                  - Чем людям надо дорожить в своей жизни?

                 Слайд:

         

    Этап 9. Рефлексия (3мин)

    Вопросы беседы:

    -Что нового вы сегодня открыли для себя?

    -Какое значение для вас имеет рассказ «Судьба человека»?

    -Что особенно вам понравилось на уроке

    -Что вызвало затруднение?

    - Ребята, ответим на главный вопрос  урока «ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ»?

    -Я благодарю  всех за работу на уроке.

    Работают фронтально.

     Отвечают на вопросы учителя.

    Внимательно слушают друг друга.

    Делают корректные поправки и замечания.

    Дают оценку в целом уроку.

    Коммуникативные –

    К1.1, К4.3.

    Регулятивные – РВС.

    Предметные –ПЛ7, ПЛ1.

    Личностные –НЭО7,НЭО2

    Звучит легкая музыка, например,

    Govi - Sway And Play.mp3
    http://www.proshkolu.ru/user/chyfrin/file/4914027/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека"

    Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека" Класс: 8 Тема урока: Дом – жилище человека Тип урока: Урок  изучения нового материала Вид урока: смешанный (практическая работа, груп...

    Методическая разработка проверочных работ по биологии "Человек и его строение"

    Тестовые работы по биологии  курса "Человек. 8 класс."Содержание работ построено по принципу заданий в ЕГЭ:А - тестовые задания с выбором одного ответаB - задания на сопоставление (+ закончить пр...

    Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"

    Интерактивный урок изучения , анализа  различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества...

    Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"

    Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие....

    Методическая разработка урока «Рассказы И.А.Бунина о любви («Солнечный удар»)»

    Методическая разработка предназначена для подготовки преподавателей к  учебному занятию. На уроке используется одна из современных образовательных технологий – технология развития критическо...

    Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)

    Программа  элективного  курса  "Человек  и  природа"  (Основы  экологии  человека)"  дополняет  знания  учащ...

    Методическая разработка по рассказу Б.Васильева "Экспонат №"

    Урок построен по технолгии творческой мастерской с применением аршрутного листа...