Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Интерактивный урок изучения , анализа различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
![]() | 21 КБ |
![]() | 94.5 КБ |
![]() | 68 КБ |
![]() | 24 КБ |
![]() | 24.5 КБ |
![]() | 19.5 КБ |
![]() | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"
Цель: изучение и анализ различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества
Задачи:
- образовательная – получить новые знания по теме “Свобода”; развить общеучебные умения– работать с дополнительной литературой, грамотное владеть устной, монологической и диалогической речью; уметь работать коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы; демонстрировать навыки составления мини проектов.
- развивающая – развить мышление учащихся, умение владеть основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.
- воспитательная – формировать нравственные представления о свободе, человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитать критическое отношение к своему поведению и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: материалы с высказываниями афоризмами о свободе, презентации по теме, ватманы , фломастеры, клей, компьютеры, раздаточный материал.
Понятия: свобода, абсолютная свобода, свобода - познанная необходимость
План урока: 1. Организационный момент
2. Мотивация
3. Постановка проблемы и предоставление необходимой информации
4. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности человека»
5 Защита проектов
6. Выводы
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход урока: 1. Организационный момент (создание 3 групп)
На экране (презентация) набор слов
«Ветер, птица, простор, выбор»
? Посмотрите на экран. Какое слово может объединить написанные слова?
Предположительный ответ - «свобода»
2. Мотивация- коробка с символом «несвободы»
3. Постановка проблемы и предоставление необходимой информации
На экране (презентация) высвечивается тема «Свобода в деятельности человека»
Вводное слово учителя.
ХХ век стал для России временем томления по свободе. Она представлялась как благо, которое достанется в равной мере каждому желающему, которым каждый сможет распорядиться по своему разумению. Но последнее десятилетие ушедшего века преподнесло обществу неожиданную проблему: оказывается, мы не знаем, что такое свобода и как ею распорядиться, если ее вдруг оказалось много. Свобода – это великое чудо, которое нужно суметь удержать, достойно им распорядиться, в противном случае общество может скатиться в пропасть правового “беспредела”, что чревато огромной бедой для молодой российской демократии.
На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение новой главы, главным вопросом которой будет вопрос о свободе.
На столах ватманы и фломастеры
4. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности человека»
Задание 1
Учитель: Ребята , давайте мы с вами сейчас , работая в группах попытаемся создать Модель свободного общества, решая проблемы. Но это не все проблемы, их гораздо больше. А) Поэтому сейчас по 3 человека от группы, работая с тестом, набранным в компьютере, будут работать с текстом, выделяя проблемы
Б) Остальные работают с понятием «Свобода». Фиксируют на ватмане, (занимая 1/3) сформулированное понятия свое, в помощь можно использовать изречения философов представителей искусства и науки.
В) Поменяться ватманами (по кругу ) задать вопрос
(Выделяют проблемы, записываем в презентацию)
---Что такое свобода
---Как распорядиться свободой, если ее много
--каковы рамки свободы
--есть ли абсолютная свобода
--что значит быть свободным
Задание 2
Создайте свою модель свободного общества, пытаясь решить проблемы или учитывая их. (1/3 листа)
Задание 3 Выход в Интернет на форум «что такое свобода»
По 3 человека от группы за компьютеры, затем меняемся ( не более 3 минут)
Информация – Взять в папке Бударева электронный адрес, скопировать и вставить в окно «адрес»- поиск - зарегистрироваться. Можно свои размышления внести в форум.
Задание 4 (творческое) (1/3листа)
Группа 1 – «Кодекс свободного человека»
Группа 2 – Собрать стихотворение о свободе и приклеить
Группа 3 – Нарисовать «символ свободы»
5.Защита проектов и вопросы к ним других групп
(не более 2 минут)
Вопросы других групп
6. Выводы
1)Свобода-это великая ценность
2) абсолютной свободы нет
3)свобода предполагает выбор
4)свобода дает возможность для творческой самореализации
5) и т. д.
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
п.12, мини-эссе (по выбору) тема «Свобода в экономической сфере деятельности»
«Свобода в политической сфере деятельности»
«Свобода в духовной сфере деятельности»
«Свобода в социальной сфере деятельности»
Предварительный просмотр:
Прочитать текст, проанализировать и выделить проблемы, связанные со свободой из предложенных текстов
Текст №1
В истории философской мысли свобода трактуется по-разному. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования
Текст №2
Бога нет, царя не надо
Губернатора убьем,
Платить подати не будем
Во солдаты не пойдем.
Предварительный просмотр:
Прочитать текст и схемы, проанализировать и выделить проблемы
Текст №1
Кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Текст №2 и схема
Французский философ Буридан сказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую предпочесть, осел умер от голода
Буриданов осел
Предварительный просмотр:
Прочитать текст и схемы, проанализировать и выделить проблемы
Текст №1
Есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.
Текст №2 и схема
Данте, говорил о людях «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».
Предварительный просмотр:
Адрес форума Что такое свобода?
http://startik.ru/wlight/ect/24s51o2335.html
-скопировать,
-выйти в Интернет,
-вставить в адрес,
- переход,
- зарегистрироваться, написать свое размышление о свободе,
- оставить форум открытым.
Предварительный просмотр:
Афоризмы о свободе
«Величайший плод ограничения желаний- свобода».(Эпикур)
«Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)
“Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости”. (Вольтер, философ)
“Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон)
«Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения». (Цицерон)
Афоризмы о свободе
«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее бояться». (Б.Шоу)
«Свобода и распущенность - понятия, одно другому совершенно противоположное» (Квинтилиан)
«Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает (Б.Ауэрбах)
«Истинная свобода должна быть основана на принципе честности, доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не пошлый, недостойный себялюбивый недостаток». (Э.Берк)
« Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям». (Ф.Н.Глинка.)
Афоризмы о свободе
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (М. Клаудице.)
«Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует её для всех, несправедливый - только для себя».(Л.Берне)
«Величайший плод ограничения желаний – свобода». (Эпикур)
«Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным – значит не придаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать». (Ж.Лабрюйер).
“Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой”. (Ф.М.Достоевский)
Предварительный просмотр:
Свобода - это право
выбирать,
С душою лишь советуясь о плате,
Что нам любить, за
что нам умирать ,
На что свою мечту
нещадно тратить ..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свобода - это право выбирать, С душою лишь советуясь о плате, Что нам любить, за что нам умирать, На что свою мечту нещадно тратить . И.Губерман
Тема: Свобода в деятельности человека
Цель урока: изучение и анализ различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества
Проблемы (вписать проблемы из таблицы по КОЗ) ??? Как распорядиться свободой если её много? Что такое свобода ?
Модель свободного общества ?
Форум Внимание !!! http://startik.ru/ wlight / ect /24s51o2335.html
задание Группа 1- Написать «Кодекс свободного человека» Группа 2- Выскажите свои аргументы в поддержку или в опровержение данного выражения . Группа 3- Нарисуйте Ваше видение символа «Свободы»
Выводы
Домашнее задание: п.12, мини-эссе по теме ( 1 по выбору) «Свобода в экономической сфере деятельности» «Свобода в политической сфере деятельности» «Свобода в духовной сфере деятельности» «Свобода в социальной сфере деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-21202-1546956231.jpg)
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-21202-1546956231.jpg)
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-592162-1573890660.jpg)
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-165924-1443182988.jpg)
Методическая разработка ко дню пожилого человека
Примерный сценарий праздника ко Дню Пожилого Человека....
Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".
Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-1028370-1522861261.jpg)
Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...