Адаптированная рабочая программа для 9 К класса
рабочая программа по литературе (9 класс)

Адаптированная рабочая программа для 9 К класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

_____________________________________________________________________________

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: + 7 (495) 471-28-55; + 7 (495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по чтению

 9 «К» класс

 2019 – 2020 учебный год

                                                                  Учитель русского языка, чтения

                                         Колнобрыцкая Г.К.

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по чтению в 9 классе составлена на основе   программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией В.В.Воронковой, М.: ВЛАДОС, 2000.

Цель: В процессе изучения чтения у учащихся развивать речь, воспитывать интерес к литературе, формировать понятие о нравственности уважения к ценностям отечественной культуры; развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

          В школе для умственно отсталых детей в старших  классах на уроках решаются задачи:

 - сформирование и развитие у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

 - обучение учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

- способствование  социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

       Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с особыми  возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Общая характеристика предмета.

Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.

Для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

Согласно учебному плану всего на изучение учебного – 102 часа в год, в неделю 3 часа.

        Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

       

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;

     На уроках чтения в 9 классе продолжится работа над формированием у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с особыми  возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности.

Виды контроля:

- текущий, в форме беседы, опроса, проверка выполнения домашнего задания(пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.);

- итоговый, в форме проверки техники чтения.

        На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст  произведения;

2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;

4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова,  выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

Требования к уровню подготовки учащихся  9  класса:

        

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

- пересказывать содержание прочитанного, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

        

- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Содержание программы

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения русской литературы XIX века: В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.П. Чехова.

Произведения русской литературы ХХ века: М. Горького, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, К.Г. Паустовского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, Е.И. Носова, Н.М. Рубцова, Ю.И. Коваль.

Произведения зарубежной литературы: Р.Л. Стиенсон, Э. Сетон-Томпсон, Д. Даррелл.

Тематическое планирование

Название темы

1

Устное народное творчество.

2

Русские народные песни. "Колыбельная".

3

Русские народные песни. "За морем синичка …."

4

Былины. "На заставе богатырской".

5

Сказки. Сказка про  Василису Премудрую 1 часть.

6

Сказка про  Василису Премудрую 2 часть.

7

Русская народная сказка "Лиса и тетерев".

8

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество.

9

В. А. Жуковский  "Три пояса" 1 часть

10

В. А. Жуковский "Три пояса" 2 часть

11

Отзыв на сказку В. А. Жуковского "Три пояса", по плану.

12

Вн.чт. Народные и авторские сказки.

13

И. А. Крылов. Жизнь и творчество.

14

И. А. Крылов басня "Кот и повар"

15

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

16

А. С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила" 1 часть

17

А. С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила" 2 часть

18

А. С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила" 3 часть

19

А. С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила" 4 часть

20

А. С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила" 5 часть

21

А. С .Пушкин "Барышня - крестьянка" 1 часть.

22

А. С .Пушкин "Барышня - крестьянка" 2 часть.

23

А. С. Пушкин "Барышня - крестьянка" 3 часть.

24

А. С. Пушкин "Барышня - крестьянка" 4 часть.

25

А. С. Пушкин "Барышня - крестьянка" 5 часть.

26

А. С. Пушкин "Барышня - крестьянка" 6 часть.

27

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

28

М.Ю. Лермонтов "Тучи".

29

М.Ю. Лермонтов "Баллада".

30

М.Ю. Лермонтов "Морская царевна".

31

Вн.чт. Произведения М.Ю. Лермонтова.

32

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.

33

Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница". "Ганна" часть 1.

34

Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница". "Ганна" часть 2.

35

Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница". "Утопленница" часть1.

36

Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница". "Утопленница" часть2.

37

Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница". "Пробуждение"

38

Вн.чт. Произведения Н.В. Гоголя.

39

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.

40

Н.А. Некрасов (отрывки )"Рыцарь на час".

41

Н.А. Некрасов (отрывок) "Саша".

42

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

43

А.А. Фет. Стихотворения "На заре ты ее не буди…".  

44

А.А. Фет "Помню я: старушка няня ...".

45

А.А. Фет "Это утро, радость эта…".

46

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

47

А.П. Чехов "Злоумышленник" часть 1.

48

А.П. Чехов "Злоумышленник" часть 2.

49

А.П. Чехов "Пересолил" часть 1.

50

А.П. Чехов "Пересолил" часть 2.

51

Вн.чт. Произведения А.П. Чехова.

 

52

М. Горький (А.М.Пешков). Жизнь и творчество.

53

М. Горький "Пеня о Соколе" (в сокращении).

54

Вн.чт Произведения М. Горького.

55

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

56

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" часть 1.

57

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" часть 2.

58

М.И. Цветаева "Красною кистью…"

59

М.И. Цветаева "Вчера еще в глаза глядел…"

60

Вн.чт. Час поэзии.

61

К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество.

62

К.Г. Паустовский "Стекольный мастер" часть1

63

К.Г. Паустовский "Стекольный мастер" часть 2.

64

К.Г. Паустовский "Стекольный мастер" часть 3.

65

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. "Нивы сжаты, рощи гол".

66

С.А. Есенин " Собаке Качалова".

67

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество.

68

М.А.Шолохов "Судьба человека" (отрывки в сокращении) часть 1.

69

М.А.Шолохов "Судьба человека" (отрывки в сокращении) часть 2.

70

М.А.Шолохов "Судьба человека" (отрывки в сокращении) часть 3.

71

Вн.чт. Произведение о ВОВ.

72

Е.И.Носов. Жизнь и творчество.

73

Е.И.Носов "Трудный хлеб" часть 1.

74

Е.И.Носов "Трудный хлеб" часть 2.

75

Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество.

76

Н.М. Рубцов "Тихая моя родина" (в сокращении).

77

Н.М.Рубцов "Русский огонек" (в сокращении).

78

Н.М.Рубцов "Зимняя песня".

79

Вн.чт. Произведения русских писателей ХХ века.

80

Ю.И.Коваль. Жизнь и творчество.

81

Ю.И.Коваль "Приключения Васи Куролесова". часть 1,2.

82

Ю.И.Коваль "Приключения Васи Куролесова". часть 3.

83

Ю.И.Коваль "Приключения Васи Куролесова". Часть 4.

84

Ю.И.Коваль "Приключения Васи Куролесова". Часть 5.

85

Ю.И.Коваль "Приключения Васи Куролесова". часть 6.

86

Ю.И.Коваль "Приключения Васи Куролесова". часть 7.

87

Р.Л.Стивенсон. Жизнь и творчество.

88

Р.Л.Стивенсон "Вересковый мед".

89

Э.Сетон-Томпсон "Снап" часть 1-2.

90

Э.Сетон-Томпсон "Снап" часть 3-4.

91

Д.Даррел. Жизнь и творчество.

92

Д.Даррел "Живописный жираф" часть 1

93

Д.Даррел "Живописный жираф" часть 2

94

Д.Даррел "Живописный жираф" часть 3

95

Д.Даррел "Живописный жираф" часть 3

96

Вн.чт. Произведения зарубежных авторов.

ЛИТЕРАТУРА

       1. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных                                                                         учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под редакцией В.В. Воронковой \Сборник 1 .-  М.: ВЛАДОС, 2000

2. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ А.К. Ассенова.;  М.И. Шишкова  - М.: Просвещение, 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса

Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...

адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Адаптированная рабочая программа 5-9 классы

Адапрированная рабочая программа по математике для 5-9 класс....

Адаптированная рабочая программа ПТО 7 класс

Рабочая программа для детей имеющих интеллектуальные нарушения...

Адаптированная рабочая программа для 7 класса

Адаптированная рабочая программа для 7 класса...