Главные вкладки

    Образ Катерины и её трагедия в произведении А. Островского "Гроза"
    презентация к уроку по литературе (10 класс)

    Ткаченко Елена Олеговна

    Презентация к уроку литературы по произведению А. Островского "Гроза"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_na_sayt.ppt2.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Драма «Гроза» А.Н.Островский

    Слайд 3

    «Образ Катерины. Ее душевная трагедия»

    Слайд 4

    Задачи урока. Раскрыть значение образа Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза» Проанализировать эпизоды, раскрывающие характер героини

    Слайд 6

    «Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов

    Слайд 7

    Кабаниха

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    ВОПРОСЫ: БЫЛ ЛИ ИНОЙ ПУТЬ У КАТЕРИНЫ? В ЧЁМ СИЛА ЕЁ ХАРАКТЕРА?

    Слайд 13

    Детство Катерины Критики о Катерине Тихон и Борис Кабанова Катерина

    Слайд 14

    Жизнь Катерины в родительском доме Д.1, явление 7.

    Слайд 16

    I . Жизнь Катерины в родительском доме. 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок.... 3.Относительная свобода. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.

    Слайд 18

    Жизнь Катерины в доме Кабановых. Д.1,явление7,9

    Слайд 19

    Жизнь Катерины в доме Кабановой. Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный бунт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

    Слайд 20

    Основные черты характера: Честность, непосредственность. Моральная чистота. Решительность, мужество. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. Поэтичность натуры. Незаурядный ум. Доброта, бескорыстие,

    Слайд 21

    Прощание Тихона с матерью. Иллюстрация к драме А.Н. Островского "Гроза". 1948 г.

    Слайд 22

    «Проводы Тихона» Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует? (Д.2,явл.3,4,5) Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома? (Д.1,явл.3) Вывод: в этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Почему Катерина полюбила Бориса? Ответ в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится…, к нему влечет ее потребность любви. Не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, …свободы» Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. (Д.3,явл3-5) О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса? (Д.3, явл.3)

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 31

    Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины. Как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины. (Д.4,явл4,5,6) Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у Бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит нас Островский к кульминации пьесы – СЦЕНЕ ВСЕНАРОДОГО ПОКАЯНИЯ КАТЕРИНЫ. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    Слайд 33

    Можно ли считать покаяние Катерины слабостью? Что было бы если бы Катерина не раскаялась? Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини? Почему Катерина не смогла спасти свою душу?

    Слайд 34

    Слайд 35

    Слайд 36

    Слайд 37

    Слайд 38

    Гибель Катерины - стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»). В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины - это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров

    Слайд 39

    Слайд 40

    Спасибо за работу! Еще раз повторите все, и хорошенько подготовьтесь к творческой работе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

    Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

    Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"

    Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...

    Открытый урок по теме «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры» (заседание научного совета).

    Цель урока заключается в повторении и систематизации изученного материала по теме "Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза", а также в развитии устной и письменной речи учащихся, формировании нр...

    «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»

    Тема урока. «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»Тема дискуссии: «ЛУЧ СВЕТА или ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ»?Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспу...

    А.Н. Островский "Гроза". Образ Катерины

    . Цель  урока – выявить, какое место в системе образов занимает Катерина, понять, почему она не может жить по законам «темного царства» и почему сделала такой выбор. Прилагается презентация и раз...