Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету "Литература народов России" 5 класс
    рабочая программа по литературе (5 класс)

    Болтыхова Наталия Александровна

    Введение предмета «Литература народов России» позволяет существенно повысить уровень литературного развития обучающихся, активизировать их интерес к культуре и литературе народов, принадлежащих к одной этнокультурной общности, показать взаимосвязанность и взаимообусловленность развития народов, их культур, что дает обучающимся возможность постижения русской литературы на качественно новом уровне, помогает формировать у школьников толерантное отношение к представителям разных народов. Кроме того, являясь одной из составляющих частей литературного образования, данный курс играет важную роль в процессе становления духовного мира ребенка, создания условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенствовании, в раскрытии, реализации и развитии своих творческих возможностей, а также способствует адаптации и развитию личности в условиях мультикультурной среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл liter.narod_.rossii_5_kl.docx29.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    (МКОУ «Совхозная СОШ»)

    Рассмотрено

    на заседании методического объединения учителей

    гуманитарного цикла

    Протокол № 1 от «   » августа 2019г.

    Руководитель МО: __________ Фиткулева Ю.В.

    Согласовано

    заместитель директора по УВР

    ________________ Журавлева Е.А.

     «   » августа 2019г.

    Утверждено:  

    Директор школы:

    ___________ Цихотских Р.Т.

    «   » августа 2019г.

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному предмету «Литература народов России»

    Класс: 5

    2019-2020 учебный год

    Ф. И.О. учителя: Болтыхова Н.А.

    2019

    Пояснительная записка

    Описание места учебного предмета «Литература народов России» в учебном плане

    Учебный предмет «Литература народов России» входит в образовательную область «Русский язык и литература». В соответствии с учебным планом МКОУ «Совхозная СОШ» на преподавание предмета в 5 классе отводится 1 час в неделю в соответствии с учебным планом. Соответственно программа рассчитана на 34 учебных часа.

    Введение предмета «Литература народов России» позволяет существенно повысить уровень литературного развития обучающихся, активизировать их интерес к культуре и литературе народов, принадлежащих к одной этнокультурной общности, показать взаимосвязанность и взаимообусловленность развития народов, их культур, что дает обучающимся возможность постижения русской литературы на качественно новом уровне, помогает формировать у школьников толерантное отношение к представителям разных народов. Кроме того, являясь одной из составляющих частей литературного образования, данный курс играет важную роль в процессе становления духовного мира ребенка, создания условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенствовании, в раскрытии, реализации и развитии своих творческих возможностей, а также способствует адаптации и развитию личности в условиях мультикультурной среды.

    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература народов России»

    Обучающийся 5 класса научится:

    • давать характеристику литературного героя, сравнительную характеристику героев, определять отношение автора к герою и выявлять способы его выражения, находить художественно-поэтические средства изображения героев и определять их роль; 

    • определять жанр произведения, выделять его композиционные части и определять сюжетные линии; 

    • находить в произведении историческую основу 
      и художественный вымысел, определять его функцию;

    • определять идею произведения и способы ее раскрытия;

    • осуществлять сопоставительный анализ произведений, имеющих сюжетное, 
      тематическое, идейное сходство, сравнивать идейно-тематическое содержание произведений разных авторов;

    Выпускник получит возможность научиться:


            - определять основную проблематику художественного произведения, выделять основные события и обнаруживать их взаимосвязь; 


           - выделять
    эпизод в тексте, определять его место в системе эпизодов и роль в раскрытии характера героя или идеи произведения;

    - работать с учебной статьей – биографией писателя, составлять ее план; 


    - создавать событийный и композиционный план произведения. 

    1. Содержание тем учебного предмета «Литература народов России» (5 класс)

    Введение. Россия – многонациональное государство. 1 ч.

    Фольклор народов России. 8ч.: Загадки разных народов. Пословицы разных народов.

    Волшебные, бытовые и сказки о животных разных народов. Якутские сказки. Сказки народов крайнего Севера (юкагирские, эвенские, эвенкийские, чукотские). Бурятские сказки. Татарские и башкирские сказки. Сказки народов Кавказа (осетинские, аварские, дагестанские, адыгейские и т.д.).

    Мифы народов России. 3ч.: Мифы, легенды и предания народов России (якутов, эвенков, бурятов, народов Крайнего Севера, народов Кавказа). 

    Литературные сказки. 7ч.: Элляй. «Чурумчууку» (якут.). Суорон Омоллоон. «Удюргай Батыр» (якут.). Габдула Тукай. «Шурале» (тат.). Иван Шесталов. «Когда качало меня сердце» (манс.). Олег Четкарев. «Сын Огня и Сын Ночи» (удмурт.). Педер Хузангай. «Лунянка» (чув.). 

    Тема природы в произведениях поэтов и писателей разных народов. 11ч.: Поэты народов Крайнего Севера и Якутии о родной природе (С. Данилов, Л.Попов, А.Михайлов, А.Кымытваль – чук., Н.Курилов – юкаг., А.Немтушкин, Д.Апросимов, Н.Калитин –эвенкийск., В.Лебедев, А.Кривошапкин, В.Аркук- эвенск.) Нерюнгринские поэты о родной природе. И. Федосеев «Кустук». Цырен Шагжин (бурят.). Рассказ «Пятнистый олененок».

    Багауждин Зязиков (ингуш.). Рассказ «Марац». Кирей Мэргэн (башк.). Главы из повести «Тайна Караидели». Василий Баталов (коми). Отрывки из цикла «Край мой любимый». Поэты разных народов о родной природе (Коста Хетагуров(осет.), Р.Гамзатов(авар.), Перец Маркиш (евр.) Педер Хузанкай (чуваш.), Максим Геттуев(балкар.).


    Жизнь твоих сверстников. 3ч.: И.Федосеев. Рассказ «У костра». Степан Сарыг-оол (тувин.писатель). Рассказ «Огненные телеги». Алим Кешоков (кабардино-балкарский поэт и писатель). Отрывок из повести «Живое седло». 

    Итоговый урок. 1ч. 


    1. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литература народов России» (5 класс)

    Дата

    Тема урока

    Тип урока

    Примечание

    П/П

    урока в  теме

    по   пла

    ну

    факт

    1. Введение (1 ч.)

    1

    1

    Ведение. Россия  – многонациональное государство

    УР

    Урок-беседа, обсуждение

    2. Фольклор народов России (8 ч.)

    2

    1

     Загадки разных народов России

    УОН

    3

    2

    Пословицы разных народов России

    УР

    4

    3

    Якутские сказки

    УР

    Творческая мастерская. Создание сказки по аналогии

    5

    4

    Сказки народов крайнего Севера

    УР

    6

    5

    Бурятские сказки

    УР

    7

    6

    Татарские сказки

    К

    8

    7

    Башкирские сказки

    УОН

    9

    8

    Сказки народов Кавказа

    УОНЗ

    Мифы народов России (3ч.)

    10

    1

    Мифы, легенды и предания народов России (якутов, эвенков, бурятов)

    УР

    11

    2

    Мифы, легенды и предания народов России (народов Крайнего Севера)

    УОНЗ

    12

    3

    Мифы, легенды и предания народов России (народов Кавказа) 

    УОНЗ

    Творческая работа. Сочинение-рассуждение.

    Литературные сказки (7ч.)

    13

    1

    Элляй. «Чурумчууку» (якут.).

    УОНЗ

    Урок-беседа

    14

    2

    Суорон Омоллоон. «Удюргай Батыр» (якут.).

    УОНЗ

    15

    3

    Габдула Тукай. «Шурале» (тат.).

    УР

    16

    4

    Иван Шесталов. «Когда качало меня сердце» (манс.).

    УР

    17

    5

    Олег Четкарев. «Сын Огня и Сын Ночи» (удмурт.).

    УР

    18

    6

    Педер Хузангай. «Лунянка» (чув.). 

    УР

    19

    7

    РР Сочинение-рассуждение о любимой сказке.

    УР

    Тема природы в произведениях поэтов и писателей разных народов (11ч.)

    20

    1

    Поэты народов Крайнего Севера и Якутии о родной природе

    УОН

    Обучение анализу стихотворения.

    21

    2

    Данилов, Л.Попов, А.Михайлов, А.Кымытваль – чук.

    УОН

    22

    3

    Н.Курилов – юкаг. О родной природе.

    УОНЗ

    23

    4

    А.Немтушкин, Д.Апросимов, Н.Калитин –эвенкийск.

    УОНЗ

    24

    5

    В.Лебедев, А.Кривошапкин, В.Аркук- эвенск.

    УОНЗ

    25

    6

    Нерюнгринские поэты о родной природе. И. Федосеев «Кустук». Цырен Шагжин (бурят.).

    УОНЗ

    26

    7

    Рассказ «Пятнистый олененок».

    УОНЗ

    27

    8

    Рассказ «Марац». Кирей Мэргэн (башк.).

    УОНЗ

    28

    9

    Главы из повести «Тайна Караидели».

    УОНЗ

    29

    10

    Василий Баталов (коми). Отрывки из цикла «Край мой любимый»

    УОНЗ

    30

    11

    Поэты разных народов о родной природе (Коста Хетагуров(осет.), Р.Гамзатов(авар.), Перец Маркиш (евр.) Педер Хузанкай (чуваш.), Максим Геттуев(балкар.).

    УОНЗ

    Лекция учителя с элементами беседы.

    Жизнь твоих сверстников (3ч.)

    31

    1

    И.Федосеев. Рассказ «У костра».

    УР

    32

    2

    Степан Сарыг-оол (тувин.писатель). Рассказ «Огненные телеги».

    УОНЗ

    33

    3

    Алим Кешоков (кабардино-балкарский поэт и писатель). Отрывок из повести «Живое седло». 

    УОНЗ

    Урок-размышление

    Заключение (1ч.)

    34

    1

    Итоговая контрольная работа

    УКР


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу. " Математика". 6 класс.

    Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...

    Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

    В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

    Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

    Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

    Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень

    Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образова...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ 11 КЛАСС (профиль) на 2015-2016 учебный год

    Рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

    Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...