Конспект урока "Нравственные уроки сказки Алексея Николаевича Толстого "Иван да Марья"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Буторина Светлана Анатольевна
Конспект урока "Нравственные уроки сказки Алексея Николаевича Толстого "Иван да Марья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_da_marya.docx312.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Нравственные уроки сказки Алексея Николаевича Толстого «Иван да Марья»

(урок внеклассного чтения в 5 классе).

Цели: -познакомиться с фактами биографии А.Н.Толстого;

-проанализировать сказку «Иван да Марья, выявив ее художественные особенности;

-развивать навык выразительного чтения и анализа художественного произведения;

-воспитывать интерес к изучению литературы.

Методические приемы: беседа, индивидуальные сообщения, работа по группам.

Оборудование: компьютер, медиапроектор.

Ход урока.

1.ОРГМОМЕНТ (приветствие детей, создание благоприятной атмосферы на уроке)

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ

 Слово учителя:

-Все вы любите сказки. Кто их сочинял?

- Кроме народных, какие еще бывают сказки?

-Чем литературная сказка отличается от народной?

-Какие писателей-сказочников вы знаете?

Индивидуальное сообщение о А.Н.Толстом.

Слово учителя:Сказка «Иван да Марья», так называется произведение этого автора, которое мы будем анализировать сегодня на уроке.

    (на слайде ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦВЕТКА ИВАН ДА МАРЬЯ)

 Индивидуальное сообщение :

 Иван-да-Марья, марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum),однолетнее травянистое растение высотой 10-50 см, семейства норичниковых. Листья супротивные, ланцетовидные. Соцветие кистевидное, двуцветное (отсюда название) с ярко-жёлтыми цветками и сине-фиолетовыми прицветниками. Встречается почти по всей Европе, на полянах, опушках светлых лесов. Цветет с июня по сентябрь.

Индивидуальное сообщение :В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина. И там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились не зная, что брат и сестра, а когда узнали ,решили утопиться. Кострома  стала русалкой или мавкой. Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок ,который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья

         Индивидуальное сообщение   :

     Чтение наизусть стихотворения А.  Соловьева  « Иван да Марья»

Скучны цветов названья по латыни,

Но сколько в них любви вдохнул народ!

Вот это имя мне сродни святыне,

Как сказ звучит и песнею поёт.

Его услышав, возвращаюсь в старь я,

Как будто в сказочные времена.

Два имени в одном: Иван-да-Марья -

Он верен ей, она ему верна.

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она - невеста, а Иван - жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они -

Иван-да-Марья - в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Слово учителя:  Перескажите кратко сказку «Иван да Марья»

-Молодцы , вы хорошо знаете содержание небольшой сказки, а какова ее главная мысль?

(Учащиеся самостоятельно пробуют определить цели урока:

-анализировать сказку, выделить ее особенности

-определить основную мысль произведения)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (предлагаю прослушать отрывок из песни «На Ивана Купала», дети выполняют физические упражнения)

3. Работа по группам

1ГРУППА «ЧИТАТЕЛИ»1.  Перечислите персонажей сказки «Иван да Марья».

2.Какие персонажи народных сказок используются  А.Н.Толстым в этом произведении?

3. Кто из персонажей олицетворяет добро и зло?

4. Какие качества проявляет Марья, какие- Иван?

2ГРУППА: «ЛИНГВИСТЫ»

1. Вспомните приметы русской народной сказки, приведите примеры. Есть ли подобные приметы в сказке «Иван да Марья»? Прочитайте выразительно присказку и концовку.

3. В русских народных сказках часто используются постоянные эпитеты(чистое поле, добрый молодец, красная девица). Выпишите эпитеты из этой сказки.

4 . Вспомните определения олицетворения, гиперболы, сравнения. Найдите их в сказке, выпишите в тетрадь.

3 ГРУППА « ПИСАТЕЛИ»Один из герое сказки чем-то опечален. Победил его Иван. Может, мы поможем ему? Составить свой вариант сказки, изменив финал произведения.

4 ГРУППА:  «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» дома вы нарисовали избу Ивана да Марьи, других герое сказки,озеро .,

Вам предлагается представить свои рисунки.

Слово учителя:  Известно, что многие сказки из сборника под названием «Русалочьи сказки» А.Н.Толстой писал в эмиграции. Находясь в Берлине и Париже, писатель пишет произведения истинно русские, использует русский фольклор, обращается к славянским мифам. Почему? Как это его характеризует?

4.РЕФЛЕКСИЯ

Слово учителя:  Сказки душу исцеляют, сказки в жизни помогают. Их часто называют мудрыми и добрыми. Сказка –ложь ,да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок вы вынесли из сказки «Иван да Марья»?

- узнали о том, что Толстой писал не только сказку о Буратино, но и множество др. произведений

-узнали о происхождении цветка иван-да-марья

-задумались о силе братской любви, которая может преодолеть любые преграды, трудности.

В конце урока предлагается посмотреть на фотографии детей с братьями и сестрами, прослушать стихотворения детей собственного сочинения о семье, о любви сестер и братьев)

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДНИЕ: письменный ответ-размышление «О чем меня заставила задуматься сказка А.Н.Толстого «Иван да Марья»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни

Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни...

СПИСОК научных трудов кандидата биологических наук СИЛАНТЬЕВА АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА

СПИСОК научных трудов кандидата биологических наукСИЛАНТЬЕВА АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА...

Реформы Алексея Николаевича Косыгина

Работа выполнена ученицей 11 класса МБОУ СОШ № 6 города Хабаровска Ворсиной Александрой, как дополнение к уроку по теме "Экономическая политика: попытки реформ и отказ от коренных преобразований в сер...

План-конспект занятия по английскому языку "Жизнь замечательных людей. Мария Кюри"

Занятие содержит текст краткой биографии М. Кюри и ряд заданий, предназначенных для формирование навыков лексико-грамматического анализа научно-публицистических текстов. Занятие разработано для студен...

Задача про Цесаревича Алексея Николаевича

Задача по теме "Геометрическая прогрессия" и презентация к уроку алгебры 9 класса "Родословная Цесаревича Алексея Николаевича"...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Конспект открытого урока по теме: «Осенний пейзаж «Настроение Составитель: Никифорова Мария Алексеевна, преподаватель первой квалификационной категории

Место проведения: ЧОУ Православная гимназия имени свщмч. К Богородского Предмет: изобразительное искусство»Количество детей: 14 человекВозраст: 9-10 летГод обучения: 6 к...